А чем смысл жизни

А чем смысл жизни

Вопрос, о котором пойдет речь, имеет характер универсального теста; отношение к нему (а отнюдь не ответ) делит потенциальных респондентов на две части своеобразным интеллектуальным барьером: по одну сторону оказываются ответственные мыслители и просто люди обладающие вкусом, которые морщатся, когда им приходится «на полном серьезе» сталкиваться с требованием сказать, в чем же все-таки состоит смысл жизни. Тот факт, что риторический вопрос задается без какого либо издевательства лишь усугубляет досаду и ощущение безнадежности. По другую сторону, соответственно располагаются люди, впадающие в экстаз и в глубокую задумчивость. Ведь они, эти люди, искренне полагают, что «мучительные поиски смысла жизни» составляют саму суть человеческого предназначения.

Конечно, ситуация меняется, если «смысложизненная тематика» затрагивается не на полном серьезе, а разыгрывается с той иной долей цинизма, когда субъект находится на иронической дистанции. Например, в случае выглядывания в окна mass media, когда главный дежурный вопрос (впрочем, в различных версиях – скажем, в форме «что есть истина?») озвучивается, наконец, проникновенно-доброжелательным ведущим. Тогда, несмотря на минимум средств, остающихся в распоряжении (порой это только интонация и порядок слов), ответ способен обнаружить присутствие ума и сохранность полной интеллектуальной вменяемости.

И все-таки, что же делать человеку мыслящему, располагающему конкурентоспособными идеями, если вопрос поставлен именно так: в чем смысл жизни? Возможны ли тут какие-либо универсальные правила – в ситуации, когда тебе предлагают поделиться итогом своих длительных размышлений? Полезно, конечно, иметь готовую версию, на манер классических дебютов, которые квалифицированный шахматист обязан просто знать. Например: в чем бы ни состоял смысл жизни, в последнюю очередь он состоит в ответе на ваш вопрос. И уж затем, для себя, вопрос следует переформулировать, чтобы привести его к правильной форме. Правильная форма, с которой уместно начинать, такова: в чем состоит действительный смысл вопроса «В чем смысл жизни?» Теперь мы получаем шанс избежать празднословия, и, одновременно, прекрасный повод обратиться к смыслу самого смысла.

Если угодно, по своей формальной структуре перед нами простейшая языковая игра в духе тех, что так пристально рассматривал Витгенштейн.Вот, палочка брошена или потеряна, ее нет в руках (посылка «искать!». Вот растерянное возвращение ни с чем, а вот и одобрение: «молодец!» – вознаграждение сахарной косточкой обретенного смысла…Модель, конечно, самая общая, ухватывающая лишь внешний рисунок. Палочку отыскать не так просто, и «нюх» (прозорливость) тут не всегда помогает. Смысл интересующего нас слова отнюдь не в любом другом слове (изречении, ответе, etc.), вполне возможно, что искать его придется за тридевять земель в тридесятом царстве. Но ясно, по крайней мере, что он не здесь, и эта ясность проясняет смысл вопроса о смысле вообще и вопроса о смысле жизни в частности.

Итак, описываемая языковая игра является, одновременно, и попыткой описания вечного двигателя мысли: вопрошанием-отбрасыванием задается последовательность рабочих тактов, а полезная работа объясняется, в частности тем, что найденные слова (ответы) вступают в конкуренцию за право быть смыслом данного (искомого) слова.

Изменив правила, можно сыграть и в другую игру: например, если договориться принимать в качестве искомой любую принесенную палочку. Эта конвенция утверждает целое семейство особых языковых игр, которые можно назвать бессмысленными, хотя в действительности они являются, скорее, досмысловыми. То есть, они не имеют смысла, но благодаря им смысл все же имеется как нечто в принципе доступное. Вспомним какую-нибудь простенькую игру, принадлежащую к этому семейству. Например, мы задумываем голую задницу и начинаем примирять к этому образу первые попавшиеся газетные заголовки на предмет их пригодности выражать смысл заданного. «Израиль нагнетает напряженность», «Инвесторы паникуют», «Каждой молодой семье – отдельную квартиру», и так далее. Получается типичная серия, вполне в духе Делеза.

Проанализировать образующуюся серию в высшей степени поучительно. Пусть не сразу в ней все же можно выделить две особенности. Во-первых, несмотря на то, что формально эта игра проще, чем игра «найди смысл», — ведь более-менее пригодной считается любая палочка, — она все же дается работающему сознанию с большим трудом, чем целенаправленные и привычные поиски смысла. Газетные заголовки и нужны-то как раз потому, что слишком прочны привычные ассоциации, предохраняющие от обессмысливания, для освежения восприятия требуется некий датчик случайных чисел.

Во-вторых, своеобразная прелесть данной игры состоит в том, что большинство заголовков неожиданно подходят: они имеют смысл или как бы имеют смысл. Вновь прибегая к делезовской терминологии, заметим, что смысл появляется как побочный, но неизбежный продукт «бросания палочки». Стоит запустить вечный двигатель мысли и наладить производство серий, и за смыслом дело не станет…Следовательно, вопрос «в чем смысл жизни» имеет смысл, состоящий, по крайней мере в том, чтобы запустить двигатель мысли. Правда, и любой другой вопрос подходит для этого ничуть не хуже, так что придется признать, что пока мы не слишком продвинулись.

Бессмыслица в таких случаях носит характер преднамеренности: выход из зоны стабильного осмысления требует некоторого дополнительного усилия. Весьма плодотворной представляется попытка Делеза отделить друг от друга различные виды бессмыслицы, в частности, речь идет о противопоставлении «нонсенса» и «абсурда». Пока еще никто всерьез не пытался продумать мысль о внутренних различиях небытия. Не исключено, что различия между некоторыми видами небытия более радикальны, чем отличие небытия от сущего…Примерно в этом духе Жиль Делез и рассматривает тезис, что бессмыслица бессмыслице рознь (очень важный для понимания природы «вечных пустых вопросов»).

Так, нонсенс, встречается там, где, вообще говоря, полагается быть смыслу, но поскольку все условия не выполнены, происходит сбой и осмысленность пропадает. Например, смысл приходится искать не в другом слове, а «в этом самом», в результате чего и рождается уродец, скажем, знаменитый Бармаглот Льюиса Кэролла. По привычке мы как бы говорим про себя: Бармаглот это…и тут характерный жест бросания, отсылки, не срабатывает, посыл возвращается и приходится признать: Бармаглот это Бармаглот. Смысл слова в нем самом, стало быть, смысла нет, а есть нонсенс. Запрещенная автореференция в зоне осмысленного, где слова отсылают друг к другу за смыслом.

Абсурд же возникает там, где смыслы вообще не водятся и куда основной процесс мышления (осмысление) совершает незаконное проникновение. Например, абсурдной была бы попытка икать со смыслом, абсурден вопрос «что значит голубизна его глаз?» Если трансцендентное применение разума, согласно Канту порождает парадоксы, то трансцендентное применение процедуры осмысления порождает фигуры абсурда (допустим, мы согласимся различать абсурд и нонсенс так, как это делает Делез). Существует имманентное смысловое поле, которое объединяет всех мыслящих. Сопричастность, принадлежность к этому полю не означает непременного понимания чего-либо в одном и том же смысле, оно просто означает, что смысл есть и есть стремление к нему. Этого, однако, достаточно для того, чтобы степень однородности «всего осмысленного» превышало уровень простой умопостигаемости мира.

В то же время не существует «поля абсурда» аналогичного смысловому полю. И абсурд, и нонсенс всякий раз возникают в виде отдельных сингулярностей (когда нонсенс теряет свой сингулярный характер он становится неким смыслом), тем не менее, под воздействием абсурда на обратной смысловой стороне появляются «странные зоны». Сейчас нас интересует одна из них, напрямую связанная с вопросом «в чем смысл жизни?» и окружающими его высокопарными сентенциями. Сам по себе этот вопрос не является ни сингулярной точкой абсурда, ни замкнутой серией нонсенса, = он, безусловно относится к смысловому полю, и притом к категории «вечных» вопросов. Но странная зона, несомненно, возникает, что указывает на скрытую работу обессмысливания, проделанную культурой и требует проверить на причастность обессмысливающие практики.

Слова-кошельки (наподобие Бармаглота), которые Делез рассматривает как наиболее характерные образцы нонсенса вроде бы не причем – но некоторые общие черты создаваемой зоны странности имеются, и мы к ним еще вернемся. Трансцендентное применение осмысляющей процедуры, приводящее к производству абсурда тоже как будто бы не касается нашего случая; все трудности ответа на вопрос «В чем смысл жизни?» несколько иного рода, чем при ответе на вопрос «В чем смысл того, что ты заблевал весь пол в моей комнате?» Однако, ошарашивающий, и, одновременно «оглупляющий» эффект присутствует: общность эмоционального фона позволяет предположить, что смысл жизни, на полном серьезе выражаемый в одном или нескольких предложениях, включается в странную зону .абсурдного обессмысливания.

Рассмотрим игру, популярную у подростков младшего и среднего школьного возраста (сейчас их называют тинейджерами). В этой игре задающий вопрос (точнее, выдвигающий требование) оказывается в положении мучителя, а рискующий отвечать – в положении жертвы. Ситуация развивается примерно так:

— Просто скажи. Увидишь.

— Твоя мать воровка!

Предпринимается попытка избежать абсурда, обратившись к нонсенсу – то есть отказаться искать смысл в чем-то другом (а значит вообще искать смысл), пытаясь, вместо этого запрягать Бармаглота. Мы получаем набор характерных тавтологий: «спорт есть спорт», «на войне как на войне» и т.д. С помощью автореференции здесь фиксируется «нулевая степень ответа», привлекшая в свое время внимание Ролана Барта. В отношении интересующего нас вопроса нулевая степень ответа весьма распространена, и от чистого нонсенса ее отличает лишь отсутствие сингулярности, фоновое наличие альтернативных, осмысленных ответов. Тем не менее, формулировка «жизнь есть жизнь» представляет собой уклонение к нонсенсу во избежание абсурда; в этом направлении возникли даже свои шедевры, например, знаменитая анонимная строчка «жизнь такова, какова она есть, и больше не какова…».

Смысл вопроса – в совершении жертвоприношения Логосу. Ведь никто из участников действа не выигрывает с точки зрения ratio. Менее знающий не становится более знающим, наоборот, его ленивый разум, говоря словами Канта, получает патетическую поддержку. Признанный философ, или властитель дум, взявшийся отвечать на вопрос в режиме on line, попросту восходит на алтарь всесожжения: хотя добрые самаритяне и внимают ему, но и они, слушая лепет, лишь утверждаются в ценности собственных соображений на этот счет. А уж референтная группа, если суммировать ее реакцию (нормальную реакцию РЛЛ-), провожает в последний путь одного из своих лидеров. Редко кому удается задуматься над истинным смыслом происходящего.

Мы имеем дело с удивительным примером превратности, когда все стороны, уверенные в осуществлении собственной власти, осуществляют на деле бытие-для-другого. Эта ситуация очень напоминает другую, не менее странную и столь же замаскированную. На знаковом совпадении стоит остановится подробнее.

Человеческое сознание взращивается, «восходит» на разгадывании загадок как тесто на дрожжах. С интерпретацией, с отысканием смысла связаны скорее вторичные, «технические» проблемы. Вообще, сознание устроено так, что для него извлечь смысл из текста принципиально проще, чем вложить смысл в текст. Стабильные режимы – это режимы интерпретации. Другое дело вбрасывание загадок, производство драгоценного сырья для умных исследователей. В этом отношении, транс шамана или экстаз жреца являют собой изначальный культурный источник инноваций. Последней структурой такого рода была греческая пифия, которая принудительно вводилась в измененное состояние сознания, и потом уже включались инстанции, которые интерпретировали, выполняли, в известном смысле, рутинную работу.

Наивные ответчики вопросов «что есть истина» и «в чем смысл жизни» это своего рода пифии нашего времени. Войдя в необратимо-измененное состояние сознания они начинают упоенно вещать и широкая публика склонна им верить, сохранив архаическое уважение к священному трансу умудренности. Интерпретаторы верить им не склонны, да и первичных текстов у мастеров осмысления уже более чем достаточно. Они принимают бытие для другого без всякой благодарности, с раздражением или горькой усмешкой. Это потому, что статус свободно парящей философии давно уже не требует столь частых жертвоприношений. Но это не значит, что он не требует жертвоприношений вообще.

Жертвоприношение старцев во имя Логоса, — таков смысл вопроса «в чем смысл жизни?». Следует ли отсюда, что смысл самой жизни состоит в том, чтобы так или иначе быть принесенным в жертву? Ведь даже самореализация может быть осмыслена как бытие-для-другого, да и сам смысл, как мы выяснили – в другом. В себе самом, в форме эксклюзивного и сингулярного бытия-для-себя смыслы не встречаются, только нонсенсы. В виде россыпи сингулярностей представлено Бармаглотово племя.

Теперь мы можем сделать следующий шаг в осмыслении проклятого вопроса. Шаг не рецептурного характера, ибо подобные шаги предпринимаются за чертой, в навеки измененном состоянии сознания, попросту на излете сознания. Но некий важный параметр смыслового поля может быть обозначен. Итак мыслитель, сохраняющий полноту вменяемости (пробы неизменно показывают РЛЛ-) в очередной раз слышит вопрос:

— Скажи мне, в чем смысл жизни?

Мыслитель (или, как говорил в таких случаях Ницше, «свободный ум») проявляет выдержку, хотя рука очень чешется. Но он задает уточняющий вопрос:

— Считаешь ли ты, что открывшийся смысл жизни будет для тебя чем-то важным, чем-то таким, чего тебе и в самом деле хотелось бы обрести?

— Еще бы. Я готов смириться с тем, что нет в жизни счастья. Но смысл должен быть. Только найти его не так просто…вот философы уже тысячу лет этим занимаются. Пора бы опубликовать результаты.

-Что ж, тогда должен тебя предупредить. Если ты вдруг найдешь смысл жизни или, что более вероятно, он сам найдет тебя, о безмятежности можешь забыть. Разумеется, и о счастье тоже. Вообще, мало тебе не покажется: смертные, жизнь которых пронизана смыслом (знал бы ты, как редко встречаются другие смертные) уже влекутся к жертвеннику неведомой силой. И не в качестве агнцев для всесожжения – не строй иллюзий, тебе это не грозит, а в качестве дровишек. Будь я китайцем преклонных годов и живи во времена Лао-цзы, я сказал бы: «Ищущий смысла жизни лишен мудрости, ибо сам уже найден и пойман. Мудр тот, кого смысл жизни не смог найти и поймать в свои сети». Но я не китаец, и поэтому, в духе европейской традиции скажу иначе: «Многие благодарят Господа по разным поводам, чаще всего за то к чему он не причастен. Но не состоит ли Его величайшее благодеяние в том, что Он сокрыл от нас смысл жизни?»

С точки зрения Лакана ребенка удивляет, прежде всего, следующее обстоятельство: вот ведь как получается – если взрослого о чем-то спросить, тебе ответят! Это интригующее приключение не дает ребенку покоя, он повторяет свои настойчивые попытки изо дня в день, вовсе поначалу не вникая в смысл ответа, но зато усваивая то обстоятельство, что смысл есть. Заметим, что это два принципиально различных модуса понимания; знать, что смысл есть, и знать, в чем именно он состоит. Второе без первого невозможно, а вот первое без второго не только возможно, но и в состоянии поддерживать контур коммуникации в состоянии полной готовности даже при отсутствии как входящих, так и исходящих содержательных сообщений.

«Надо же, в мире есть такая штука как смысл», вот что узнает ребенок, задавая свои «почему?» и не теряя энтузиазма при каждом очередном подтверждении. Согласно Лакану, ребенку хотелось узнать почему вообще ты мне это говоришь, и своей цели он добивается, не осознавая важности открытия. Декарт, озабоченный проблемой детекции субъекта, писал: «Если куклу нажать в определенном месте, она отзовется, скажет «ма-ма», а если нажать в другом месте, скажет «больно!» Декарта интересовала критическая серия испытаний, необходимая для различения вещи протяженной и вещи мыслящей; интерес к говорящим куклам возникает у ребенка в возрасти двух лет. Ребенок нажимает на куклу и слышит «мама» или «уа-уа», а через некоторое время (и это крайне важно), он нажимает на куклу чтобы услышать «уа-уа». В отличие от взрослых, детям отнюдь не надоедают все новые и новые подтверждении «уа-уа эффекта»

По мере взросления, однако, ребенок обнаруживает несравненно более интересное говорящее устройство, которым тоже можно научиться управлять. Для этого необходимо надавить в нужном месте. Если обратиться к взрослому с каким-нибудь требованием, тот вполне может отмахнуться, а то и накричать, но если спросить его «почему?», взрослый в ответ скажет что-похожее на уа-уа. Это интригующе интересно, тем более, что с самого начала обнаруживаются (в отличие от говорящей куклы) два типа ответов, несмотря но то, что нажимаешь, как будто, в одном и том же месте;

— А почему птички пьют из лужи?

— Потому что им пить хочется.

Ожидаемый эффект налицо, говорящее устройство сказало что-то вроде уа-уа. Это было приятно, и ребенок стремится к следующему акту коммуникации. И вновь слышит приятное уа-уа! А потом вдруг облом, как если бы у взрослого попросили тигренка или бинокль:

— А почему французы говорят по-французски?

— Отстань, не задавай дурацких вопросов.

Ибо, какие высокопарные речи о духовных исканиях не звучали бы из уст вдохновленных пифий, содержание послания раскрывается без особого труда: проживи эту жизнь достойно, и тогда ты станешь таким, как мы. Для субъекта, сохраняющего полноту вменяемости это, конечно же, означает одно из двух.

Либо в жизни вообще нет никакого смысла.

Либо засуньте этот ваш смысл себе в задницу.

Источник:
А чем смысл жизни
FAQ, статьи, обзоры программ, операционных систем и серверного программного обеспечения
http://www.windowsfaq.ru/content/view/665/98/

В чем смысл жизни?

Здравствуйте читатели сайта www.worldmagik.ru.

Ответить на вопрос в чем смысл жизни человека, пожалуй, самый сложный вопрос с которым я когда-либо сталкивался. Если Вы задавались этим вопросом, то прекрасно меня поймете. А ведь мы все когда-то задавались вопросом — в чем смысл жизни? Я даже помню, мы коллективно давали ответы на этот вопрос, но к единому мнению так и не пришли. Поэтому ответы, данные в этой статье, тоже будут неоднозначными. Какой из них подходит Вам — решать только Вам. И будет здорово, если Вы на форуме или в конце статьи в комментариях дадите свой ответ.

Многие греческие философы и восточные мудрецы задавались вопросом — «Для чего я живу?». И Вы тоже задавались подобным вопросом. Таким вопросом часто задаются те люди, которые не имеют конкретных целей. Они каждый день делают одно и то же, и даже не понимают, зачем и для чего они это делают. Они не знают куда двигаются, они теряют себя. Многие даже пытаются покончить с собой. А зачем жить, если не знаешь, ради чего живешь? Поэтому ответить на вопрос — «В чем смысл жизни?» является первостепенной задачей человека.

Давайте посмотрим, как живет большинство людей. Каждое утро звонит будильник, человек вскакивает с кровати, умывается, потом ест на ходу, стоит в пробке (ладно, если в своей машине, а если в забитой маршрутке. ), вечные стрессы, авралы на ненавистной работе, постоянная спешка, дети, семья, головные боли и так далее. Разве в этом смысл жизни человека? Постоянная спешка куда-то и непонятно куда. Именно поэтому многие люди спиваются. Они просто не выдерживают такого темпа, у них нет своих целей, они идут чужой дорогой.

Знаете, я лет пять назад слушал Алексея Луконина, он как раз описал вот такую жизнь большинства людей. Советую Вам тоже его послушать. Аудио-трек называется «Секреты Миллиардеров». Хотя бы начало послушайте.

Итак, выводы: Если Вы задаетесь вопросом — В чем смысл моей жизни? — значит, у Вас нет своих целей, Вы не знаете, чем хотите заниматься и что именно будет доставлять Вам удовольствие. И если Вы не найдете свою цель, то есть вероятность, что Вы так же начнете потихоньку спиваться. Я не шучу, такова статистика. Вот Вам статья — Необходимость целей.

Есть категория людей, которая подобными вопросами не задается. Поэтому они не читают эту статью и им проще, чем Вам. Они говорят: «Да зачем париться по этому поводу, живи и наслаждайся. ». Однако вскоре они, так или иначе, зададутся этим вопросом. Вот только Вы уже на него ответите и приобретете счастье, а им придется испытать массу страданий, а потом изрядно потрудиться. Ответы так быстро не находятся. Некоторые люди ищут свой смысл жизни даже 10 лет.

На самом деле, смысл жизни человека заключается в том, чтобы найти свое предназначение или любимое дело и посвятить себя именно ему. Если Вам двадцать лет, то потребность в самореализации становится приоритетом. Если Вы не знаете, в чем Ваше предназначение, тогда читайте разделы Мечта и Виденье и Поиск своего предназначения. Если Вы последовательно выполните все задания, то вопрос в чем смысл жизни потеряет для Вас актуальность. Однако не спешите уходить с этой странице. Коль начали читать, так читайте до конца.

Вы видели, как счастливо выглядят те люди, которые идут своей стезей? Вы видели, как люди сияют от того, что в жизни они самореализовались как личность? Ведь какое это счастье создавать то, что Вы любите, гордиться творениями, которые Вы создали и которые любите, быть среди людей и общаться с людьми, которые Вы любите, заниматься делом, которое любите.

Вы должны понимать, что ни что так сильно не придает смысл жизни, как конкретная истинная цель. Ваши цели могут быть разными. Вы можете посвятить себя творчеству или семье, детям, друзьям. Главное, чтобы цели были Вашими. Если у Вас есть цели на год, то весь год Вы будете жить со смыслом. Вы будете знать, к чему стремитесь, и подобные вопросы просто не смогут крутиться в Вашей голове.

Ответьте мне на вопросы: Зачем Вам тратить жизнь на не любимую работу, на людей, которых Вы не любите, на вещи, которые Вам не нужны? Все это делает Вас несчастным, а когда человек несчастен и опустошен, тогда он и начинает задаваться вопросом — В чем смысл моей жизни?. Ну а как тут не задаваться, если человек испытывает бесконечную боль. Он чувствует себя одиноким, у него возникает апатия практически ко всему, всегда нет настроения, и ему просто ничего не хочется делать.

Так что если Вы хотите по-настоящему приобрести смысл жизни — начните создавать то, что любите. Эта рекомендация станет ответом на Ваш вопрос.

Вот для чего тратить свое время на дело, которое Вы не любите? Чтобы что? Заработать много денег? А какой толк с денег, которые пришли благодаря делу, которое Вы не любите? Ну купите Вы себе вещички, которые не будете любить. Заведете новых друзей и войдете в общество, которое Вы не будете любить?

Для чего Вам тратить свое время на людей, которых не любите, а просто хотите быть хорошеньким и вежливым с ними? Зачем работать на босса, которого терпеть не можете? Зачем стараться хорошо выглядеть в глазах тех людей, которых не любите? Зачем тогда жить, если Вас окружает только то, что Вы не любите? Конечно, при таких условиях смысл жизни потеряется. Это не удивительно.

Так что повторюсь: чтобы найти свой смысл жизни и стать по-настоящему счастливым человеком, начните создавать только то, что Вы будете любить! Будьте с теми людьми, которых любите. Уделяй время тем, кого любите. И наоборот: бросайте дела, которые не любите. Оставляйте людей, которых не любите. Если Вы это сделаете, то Вы обретете смысл Вашей жизни.

Лучше голодайте, чем ешьте что попало.
Лучше будьте одиноки, чем вместе с кем попало.

(Омар Хаям)

Смысл жизни также теряется, когда человек начинает жить будущем временем, игнорируя настоящее. А если человек начинает жить прошлым, то это вообще беда. Арнольд Шварценеггер не любил думать о прошлом. Он считал, что в этот момент он терял время на то, чтобы подумать о будущем. Но люди так устремлены в будущее, что теряют из виду настоящее. Жизнь проносится мимо них, а они не замечают этого. Они в очередной раз теряют свой смысл жизни, который пронесся перед ними. Альберт Эйнштейн говорил: «Я никогда не думаю о будущем, оно и так наступает довольно быстро». Задумайтесь над этими строками.

Почему бы Вам прямо сейчас не выглянуть в окно и не посмотреть, что творится вокруг. Наверняка Вы увидите людей, которые так же, как и Вы — вечно куда-то спешат. Почему бы Вам прямо сейчас не по наслаждаться своим бытием? Что… не привычно! Так начните развивать эту привычку.

Это вторая моя рекомендация по приобретению смысла в жизни — начать жить настоящим, а не будущем и уж тем более не прошлым временем.

Лично это мои ответы на вопрос: «В чем смысл жизни человека?». А в чем Ваш смысл жизни — решать только Вам. Однозначного ответа на этот вопрос не было и никогда не будет. Так что призадумайтесь над моими ответами.

И напоследок я предлагаю Вам посмотреть 15-минутное видео, который так и называется «В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ? Остановись и подумай.. всего 15 минут!»

Просмотры: 12919 Рейтинг: Голосов: (6)

Источник:
В чем смысл жизни?
Ответить на вопрос в чем смысл жизни человека, пожалуй, самый сложный вопрос с которым я когда-либо сталкивался. Если Вы задавались этим вопросом, то прекрасно меня поймете. А ведь мы все когда-то задавались вопросом — в чем смысл жизни?
http://www.worldmagik.ru/article/30/1

В чем смысл жизни?

Если прочитать страниц этак восемьсот солидного научно-философского труда, посвященного смыслу жизни, то, по завершению этого увлекательного чтения, актуальный и насущный вопрос смысла жизни останется без ответа. Вроде бы как он есть, этот смысл, и его обстоятельно и дотошно доказывали нам, и вроде бы даже доказали. Но как только закроешь книжку: хлоп! Исчез, растворился. В чем он заключается, где его искать, совершенно непонятно.

Вообще-то, если честно, я считаю, что смысл жизни нельзя искать на полном серьезе, потому как если вы подходите к этому делу обстоятельно и серьезно, то – ой-ой-ой, дела у вас не очень, – потому как если бы они у вас были ничего или даже зашибись, то никакого смысла вы бы не искали, вам бы это просто в голову не пришло. Поэтому философию, и, в особенности, ту, которая смысл жизни ищет, я называю конструктивной депрессией. Что такое конструктивная депрессия? Это использование отрицательной константы вашего самочувствия в позитивных целях. Если вы лежите на диване и думаете, что жизнь не удалась, то это злокачественная депрессия. Ну а если вы сидите за столом и ищете смысл с пером и чернилами, то это депрессия конструктивная.

Простой эксперимент, который нужно проводить с очень большой осторожностью: спросите кого-нибудь, в чем смысл его жизни? Но не просто спросите, а спросите и переспросите так, чтобы человек обязательно задумался над этим вопросом. Как только он задумается, ему станет совсем невесело, потому как он сможет легко обнаружить, что ничего такого, что напоминало бы смысл жизни, в его жизни не содержится. У него могут быть цели, планы, мечты, желания, перспективы, замыслы, идеи, – но вот смысла как-то нет. Одни замыслы и перспективы.

Если человек вдруг зашмыгал носом, то это симптом болезни, с которой он борется. Он еще не заболел, но уже и не здоров – это так называемое третье состояние организма – ни здоровье, ни болезнь, а невесть что. Когда у вас немного болит голова – вы здоровы или больны? Можно предполагать, что третье состояние для психики и психического здоровья тоже имеется: и если некто всерьез начинает интересоваться смыслом жизни, то это примерно то же самое, если бы он начал шмыгать носом или чихать.

По этой причине, замечу, следует разделять наркоманию на такую, где есть образ достижения и где человек чувствует бессилие и невозможность достичь желаемого, и такую, где, напротив, все настолько возможно, что перестает радовать. По этой же самой причине, как я уже как-то говорил, человеку наверху присуща склонность к мазохизму, так как прочувствовать свою власть и свое положение он может только через собственное унижение и боль, пусть и в символической форме. А человеку внизу свойственно быть садистом, потому как таким образом он компенсирует собственное бессилие и беспомощность. Садизм – бессилие, мазохизм – сила. Помните об этом, авторы учебников по сексологии. Это не стопроцентное правило, так как стопроцентных правил не существует, но оно – самое очевидное.

Если вы смотрите вправо, то вы не смотрите влево. Если вы смотрите вниз, то вы не смотрите вверх. Если вы слышите одно, то вы не слышите другого. В каждом вашем шаге содержится некоторая противоположность. Зло и добро. Бог и дьявол. Болезнь и здоровье. Контроль или спонтанность. Правда или ложь. Орел или решка. Социальное и индивидуальное. Что бы вы не делали, какой бы поступок не совершали, у вас за спиной остается пустота. Если вы наполнили легкие воздухом, то через секунду вы сделаете выдох. Или через пять секунд. Или через минуту, если очень сильно постараться. Где-то во всем этом и содержится смысл жизни. Смысл жизни, которого нет.

Почему его нет? Или почему говорится, что смысл жизни уникален для каждого человека? Уникален настолько, что можно сказать, что его нет вовсе. Это очень просто. Если вы ищите свой смысл жизни, то первое, что вам нужно сделать – это понять, где вы выдохнули и никак не можете снова сделать вдох. Где вы вдохнули, мне совершенно понятно, как это понятно вам. Вы имеете то, что имеете, и это вам, кажется, не очень нравится. Кто-то растит детей, ухаживает за укропом и помидорами на даче, и думает при этом: все это клево, но в чем смысл жизни? Многие после этого начинают думать, что выращивают слишком мало морковки и слишком строги в воспитательном смысле. Это не помогает. Это не работает. А работает нечто совершенно иное.

В логотерапии все очень просто. Холод, солод и совесть пивовара. Задача логотерапевта – отыскать у вас внутреннюю пустоту. Они называют это экзистенциальным вакуумом. Вашу противоположность, вашу обратную сторону, которая мучительно хочет сделать вдох, вдохнуть полной грудью. После этого туда можно кидать все, что угодно: рисование картин, заботу о ближнем, домашних мышей, кактусы, прекрасную ночь, которой можно любоваться, и тысячи других вещей. Однажды вы воскликнете: да, это именно то, что мне нужно, и вопрос, связанный с психологическим насморком смыслом жизни вас перестанет тревожить и беспокоить. На какое-то время. Или навсегда. Как получится.

Беда смысла жизни в том, что мы не принимаем существующего положения дел, но не можем себе позволить с ним расстаться. Все наше существо вопит и ощетинивается, когда необходимо всего лишь обернуться и посмотреть назад. То, что делает вдох, всегда отрицает выдох. Самые яростные споры, самую отчаянную ненависть вызывает именно противоположность. Она может быть доброй, злой, приятной или неприятной. Какой угодно. Это ничего не меняет. Смысл жизни – всегда у вас за спиной, куда всегда так страшно повернуться даже мысленно. Но если вы все-таки повернетесь к нему, то вас могут ждать удивительные метаморфозы.

Второе: любой суммы, которую вы имеете обыкновение давать или которую вы заготовили в голове, – внимание! – ее недостаточно! Это порез пальца, царапина. Если вы даете сто рублей, то дайте двести. Если вы даете тысячу долларов, то дайте две! Умножьте предельно и разумно допустимую вами сумму в два раза! Это и есть кровопотеря. И это второе.

И третье: старайтесь избежать любой благодарности от тех, для кого вы все это делаете. Не принимайте ее ни в каком виде, и ни под каким предлогом! Старайтесь не пересекаться с теми людьми, которые захотят вас отблагодарить, – а они захотят, поверьте! Более того: не ищите этой признательности, похвальных од, слухов и лести. Сторонитесь всего этого. Станьте для них Богом, наблюдайте со стороны. Как он смотрит на нас и не принимает ни рукопожатий, ни умиленных слез на плече Спасителя.

Будьте здоровы, не ищите смысл в том, что имеете, но смотрите вперед – там ваше будущее, там ваш образ достижения. Образ, который обязательно сбудется и исполнится.

Источник:
В чем смысл жизни?
Психолог Вит Ценев
http://psyberia.ru/psyhodiary/look

Папа, а в чем смысл жизни?

Когда мне было лет восемь, что-то «стрельнуло в голову» и я пристал к отцу с незамысловатым вопросиком: «Папа, а в чем смысл жизни?»
Отец:
— А ты сам как думаешь, в чем смысл твоей жизни?
— Ну… хорошо учиться, слушаться родителей… но…
— Это все правильно, но не для того же мы родили тебя на свет, чтобы ты только хорошо учился, слушался нас, вырос, состарился и умер. Если так, то вообще незачем было рождаться.
А смысл жизни человека, в том,

чтоб сделать, что-то такое, чего не существовало до его рождения. Понимаешь?
— Как это не существовало? Ведь до моего рождения, на земле не
существовало только меня… а все остальное – было же.
— Так вот ты и должен в течение жизни своими руками и головой создать что-то, хоть маленькое, но такое, чего до тебя не было и тогда твоя жизнь приобретет смысл… Понимаешь?

Я погрузился в раздумья, но так до конца и не понял.
Отец некоторое время помолчал рядом со мной, вдруг встрепенулся и начал отдавать короткие приказы. Я сообразив, что папа задумал какое-то лихое приключение, бегал по квартире подтаскивая то, что он просил: тут и мой конструктор и куски пенопласта, шланг от насоса, нож, ножницы, деревянные бруски и даже мамин лак для ногтей.

С тех пор прошло тридцать пять лет. Отмирали эпохи, нереально изменилась жизнь, появились: интернет, «гаджеты», «виджеты» и «девайсы», но неожиданно, мой семилетний сынок огорошил меня вопросом: «Папа, а в чем смысл жизни. »

Видимо дождусь ранней весны, когда на озере растает лед, соберем куски пенопласта, дощечки, болтики, инструменты, мамин лак для ногтей, сядем с сыном на пол посреди комнаты… и никакие «девайсы» тут не помогут.

Источник:
Папа, а в чем смысл жизни?
Когда мне было лет восемь, что-то «стрельнуло в голову» и я пристал к отцу с незамысловатым вопросиком: «Папа, а в чем смысл жизни?» Отец: — А ты сам как думаешь, в чем смысл твоей жизни? — Ну…
http://www.innervoice.ru/papa-a-v-chem-smysl-zhizni/

COMMENTS