А смысл

А смысл

о смысле жизни человека и смысле существования того, что его окружает

Заданный вопрос принципиален! Один из самых распространенных ответов на вопросы о смысле жизни — Поиски смысла жизни бесполезны и бессмысленны! Не обнажив всю абсурдность такого утверждения, мы не сможем двигаться дальше.

После ознакомления с разделами «О понятии «смысл» и «Типы смыслов» найдем ответ на общий вопрос — Зачем искать смысл вообще? Для этого выясним, что означает искать смысл. Затем попытаемся ответить на вопрос — Можно ли отказаться от поиска смысла? И, наконец, выясним насколько реален изучаемый нами смысл.

ЧТО ЗНАЧИТ – ИСКАТЬ СМЫСЛ?

В разделе » О понятии «смысл» мы ввели определение полного смысла существования любого объекта или процесса, как совокупности всех его возникающих, изменяющихся и уничтожающихся причинно-следственных связей с самими собой, с другими объектами и процессами.

Связи определяют как обособленность существования этого объекта от других объектов и процессов, так и его общность с этими же объектами и процессами.

Из такого определения следует, что изучение смысла объекта заключается в изучении его причинно-следственных связей. И чем больше связей объекта будет познано, тем ближе мы окажемся к познанию полного смысла этого объекта. Любое ограничение в выборе познаваемых связей – по типу связей или типу объектов — ведет к ограничению познаваемого смысла.

Изучая только материальные и формальные связи, игнорируя связи действующие и целевые, можно познать только половину смысла любого объекта. Изучая связи на двух-трех уровнях, можно познать только небольшую часть смысла этих уровней. Изучая только осознаваемые связи, можно познать только осознаваемую часть смысла. Изучая связи, касающиеся одной части объекта, можно познать лишь соответствующую часть его смысла. Изучая связи с ограниченной группой объектов, можно познать смысл, связанный только с этими объектами.

Если смысл определяется причинно-следственными связями, то познавать смысл — означает познавать причины и следствия из причин, означает познавать все взаимодействия и отношения объекта или процесса, смысл которого познается.

МОЖНО ЛИ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ПОЗНАНИЯ СМЫСЛА?

Любая, сколько-нибудь важная сфера жизни человека связана с решением вопроса о смысле. Не решив для себя, — в чем заключается смысл любого действия, — я не смогу сделать осознанный или осмысленный выбор: ни в своем ежедневном поведении, ни в работе, ни в отношениях с людьми – близкими и незнакомыми. Нельзя сделать выбор, не понимая смысла самого выбора, не осознавая смысла его последствий. Не зная смысла, мы не можем ставить себе цели, не можем осознанно к ним стремиться.

Делая выбор, принимая решение, совершая поступок, человек всегда будет упираться в «проклятый» вопрос – А зачем? Зачем делать выбор, принимать решение и совершать поступок? Зачем страдать и исполнять долг перед людьми? Зачем соблюдать принципы морали и слушать совесть? Зачем учиться и работать? Зачем создавать семью, рожать и воспитывать детей? Зачем познавать мир и радоваться его красоте? Зачем быть добрым и честным?

Но и это еще не все. Человека волнует не только собственная жизнь. Мы хотим точно знать, — по каким принципам живут другие люди? Для чего они объединяются в семьи и государства? Зачем вся эволюция человечества? Ради чего столько страданий? Любая проблема в истории, в политике, в экономике рано или поздно упирается в главные вопросы: — Зачем это необходимо? Почему именно так?

Любая задача в науке, касающейся Вселенной, Земли либо человека всегда возвращается к необходимости решения главных проблем, – Почему именно так, а не иначе? Как все это связано друг другом? Почему происходящее необходимо и возможно?
Поиски веры в Бога или в Высшие силы, рано или поздно приводят к «запретным» вопросам, — А почему Бог поступает именно так? Зачем это Ему? И как связана наша повседневная жизнь, наши научные взгляды, наша свободная воля с Его волей?

Наступает момент, когда даже искренне верующего не устраивают универсальные ответы – «на все воля Божья» или «пути Господни неисповедимы». Даже если это так, то для чего тогда Он дал нам желание и свободу воли к познанию? Ведь сказал Иисус Христос: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Евангелие от Матфея, 7:7-8).

Все причины, заставляющие нас познавать смысл, можно свести к двум: отрицательной и положительной.

Положительная причина познания смысла – желание, стремление получить максимальное удовлетворение: физическое, эмоциональное, интеллектуальное, духовное.

Зигмунд Фрейд в своей работе «По ту сторону принципа удовольствия» называл это желание — господствующим принципом регуляции психической деятельности, в основе которого лежит изначально присущее человеческому организму бессознательное стремление к получению удовольствия и удовлетворения либо непосредственно, либо путем избегания неудовольствия.

Отрицательная причина познания смысла — желание, стремление избежать любых страданий: физических, эмоциональных, интеллектуальных, духовных. В первую очередь – страданий, связанных со смертью.

Как точно сформулировал Артур Шопенгауэр: «Наиболее сильный импульс философскому размышлению и метафизическому постижению вселенной придает нам сознание предстоящей смерти и видение страданий и несчастий жизни. Если бы наша жизнь не имела конца и не была исполнена страданий, то, быть может, никому бы и в голову не пришло спросить, по какой причине существует мир и почему он именно таков, каков он есть…» («Мир как воля и представление» т.2. гл.17).

Природа словно нарочно устроила все таким образом, чтобы только бесконечный процесс познания давал нам возможность одновременно удовлетворять оба эти желания – и положительное и отрицательное. Правда Природа вовсе не заставляет нас, она всегда дает нам право выбора. А вот отказаться от этого права Она нам почему-то не позволяет.

Попробуем перечислить некоторые причины, заставляющие нас стремиться к познанию мира и своего места в нем – к познанию смысла вообще и смысла жизни в частности.

Положительные причины познания смысла.

a) Ощущение своей связи со всем миром.

б) Ощущение всеобщей гармонии, всеобщего смысла, всеобщей цели и всеобщей причины.

в) Осознание возможности бесконечного познания.

г) Примеры людей, достигших более высокого уровня знания смысла жизни.

д) Понимание того, что большее осознание смысла происходящего вокруг дает больше свободы, больше власти над собой, над людьми, над обстоятельствами жизни.

е) Стремление к самоуважению и самоутверждению через понимание смысла.

Отрицательные причины познания смысла.

Отрицательных причин к познанию смысла гораздо больше, чем положительных. Во-первых, любая положительная причина познания, стоит ее не удовлетворить, тут же превращается в причину отрицательную – вызывает страдание. Во-вторых, вокруг нас множество самостоятельных отрицательных причин. Все, что заставляет нас страдать, все вынуждает нас искать ответ на вопросы – Зачем? Почему именно так, а не иначе?

Вот лишь небольшая часть случаев страдания.

а) Голод, неблагоприятные условия окружающей среды.

б) Болезни и травмы.

в) Возможность смерти в любой момент по независящим от нас причинам.

г) Агрессия со стороны людей.

д) Несовпадение собственных желаний с желаниями других людей, с обстоятельствами жизни.

е) Недостаток любви и уважения окружающих людей.

ж) Чувство собственной нереализованности как личности, как необходимой части общества и Природы.

з) Ощущение собственной не развитости.

и) Ощущение сострадания к другим людям или живым объектам.

к) Муки совести, стыд, чувство не выполненного долга.

л) Ощущение бесцельности своего существования и своих действий, бессмысленности своего совершенства, своей любви.

м) Необходимость выбора и необходимость ответственности за него.

н) Невозможность контролировать и предсказывать ход событий.

о) Постоянные сомнения во всем – в себе, в своих знаниях, в других людях, в других объектах и т.п.

РЕАЛЬНОСТЬ СМЫСЛА.

Неудачи в поисках смысла заставляют нас периодически сомневаться в его реальном существовании. Может быть, никакого смысла в действительности нет, и мы напрасно тратим силы на его поиски? Не решив вопрос о реальности или действительном существовании смысла, очень трудно его искать. Прежде чем определить реальность смысла объекта, необходимо определить – реален ли сам объект. Для начала разберемся с понятием «реальность».

Ранее, в разделе «О понятии «смысл» мы ввели понятие сущности объекта как совокупности внешних и внутренних причин, определяющих необходимость и возможность его действительного целостного существования обособленно от других объектов и процессов.

Реальным можно назвать любой объект, который действительно существует:

А) как целое,
Б) как целое, обособленное от других целых,
В) как целое, связанное с другими целыми.

Причем все три признака реального объекта присутствуют в нем одновременно. Нельзя быть целостным объектом и не быть обособленным от других целостных объектов. Нельзя быть целостным объектом, не связанным с другими объектами.

Существовать действительно для объекта означает необходимо действовать, точнее, взаимодействовать с самим собой и с другими объектами. Действовать – значит изменять. В результате любого действия во взаимодействующих объектах должно происходить какое-то изменение. Если изменений нет, нет и действия. Нет следствия – нет и причины. Если же действие не необходимое, а только возможное, то такое существование можно назвать возможным.

Если целостный обособленный объект действует на другой объект, или подвергается действию со стороны другого объекта, или действует сам на себя, можно с уверенностью сказать, что такой объект действительно существует или объект реален. Если же у объекта не наблюдается ни одного взаимодействия, говорить о его действительном существовании или о его реальности невозможно. Следовательно, для того, чтобы считать объект реально существующим, достаточно обнаружить действующие причинно-следственные связи этого объекта с другими объектами и с самим собой.

Любая действительная связь – это всегда взаимодействие. Действительная связь между объектами может быть двух типов. Первый: непосредственное взаимодействие двух объектов, один из которых является причиной, другой – следствием. Второй: взаимодействие объектов через другие объекты, являющиеся их общей причиной или их общим следствием.

Любое действие подразумевает действующую силу. Есть сила – есть действие, есть изменение, есть следствие, есть связь. Нет силы – нет ничего. Именно силы, действующие на объект, а также силы, с которыми он сам действует, определяют реальность этого объекта.

Для каждого объекта его реальность заключена в совокупности действующих причинно-следственных связей, в которых этот объект участвует. С точки зрения объекта (здесь его можно назвать субъектом), такую реальность можно условно назвать «субъективной». Но существует множество других действующих причинно-следственных связей, в которых наш объект-субъект не участвует. Такую реальность других объектов можно условно назвать «объективной».

Субъективная реальность каждого отдельного объекта-субъекта является частью реальности объективной и отличается от нее только степенью полноты. Если количество действующих связей, в которых участвует объект-субъект, увеличивается, его субъективная реальность расширяется и включает в себя еще большую часть реальности объективной.

Объективная реальность также может отличаться степенью полноты, в зависимости от числа объектов, в ней участвующих. Чем большее число объектов и их связей принимается к рассмотрению, тем полнее соответствующая объективная реальность.

Полная объективная реальность состоит из совокупности всех субъективных реальностей всех объектов.

Смысл объединяет все связи, а не только действующие. Если связь может действовать (производить изменения), но не действует, такая связь является возможной. Поэтому необходимо различать действительный смысл объекта, как совокупность его действующих связей, и возможный смысл объекта, как совокупность его возможных связей.

Действительный смысл объекта существует в реальности, возможный смысл существует в возможности.

Реально существующий объект по определению обладает реальным или действительным смыслом, но он может обладать и возможным смыслом. Возможный объект, не имеющий действительных связей, но могущий их иметь, обладает только возможным смыслом.

Более подробное изучение действующего и возможного смысла требует детального онтологического анализа таких понятий как сила, энергия, материя и информация. Но это тема отдельного исследования.

Рекомендуем также ознакомиться с цитатами к разделу «Смысл жизни человека»

Источник:
А смысл
о смысле жизни человека и смысле существования того, что его окружает Заданный вопрос принципиален! Один из самых распространенных ответов на вопросы о смысле жизни — Поиски смысла жизни
http://www.smysly.ru/pages/301

А смысл

Холотропное дыхание «Волшебство рождения» (Херсон)

Арт-тренинг «Краски внутреннего мира» (Киев)

Часто ли к вам обращаются клиенты с запросами, касающимися смыла жизни?

За 9 лет моей практики клиент с прямым запросом о смысле жизни был только один.

Однако по мере развития клиент-терапевтических отношений, эта тема всплывает почти у каждого клиента, и на какое-то время она становится центральной.

Когда человек находит смысл своего существования, начинает ощущать свое место и значение в собственной жизни, жизни своей семьи, своего общества, своей планеты, на этом, по-моему,
терапия может считаться успешно завершенной.

Прямых формулировок практически не было. И это за 18 лет работы практикующим психологом! Клиенты, как правило, обращаются по более конкретным вопросам (что делать, как прервать(наладить) отношения, как вычеркнуть прошлый опыт. ). Но все подобные обращения чаще всего связаны с более общей темой: жизненные приоритеты, планирование будущего и смысла жизни.

С таким запросом на терапию ко мне не разу не обращались. Но во время работы с затяжными кризисами эти вопросы всплывают как поиск опоры в жизни.

Эта тема довольно редкая по сравнению с другими, например, личностными отношениями, однако пару раз было.

Клиентов с запросами о смысле жизни, за время моей работы практикующим психологом не было. Только во время работы с клиентом возникали более подобные, которые затрагивали проблемы взаимоотношений, цели и смысла жизни.

Обычно запрос сформулирован как «меня ничего не радует», «не знаю, что мне делать дальше», «не хочу продолжать по-старому», «не знаю, чего хочу» — все эти вопросы имеют отношение к субъективному пониманию смысла жизни. Да, с этим обращаются часто. Но даже если изначальный запрос касается вполне конкретных перемен в жизни клиента, вопросов смысла жизни в совместной работе не избежать — перед тем как куда-то двигаться, нужно знать не только КУДА, но и ЗАЧЕМ. А самое главное ЗАЧЕМ — это и есть смысл жизни, миссия, предназначение, если угодно.

К сожалению с таким запросом обращаються крайне редко. Чаще смысл жизни являеться как бы подтемой основного обращения. Например, человека беспокоит тема отношений с противоположным полом, и он или она спрашивает «есть ли смысл в этих отношениях вообще, стоит ли их строить» и находит свой ответ.

Первоначальный запрос вообще, как правило, переформулируется и, со временем, сам по себе обретает иной «смысл». Даже,если это напрямую запрос о смысле жизни, но такие запросы встречаются не часто.

Проблема смысла жизни скрыта во многих запросах клиентов, которые к нам обращаются. Почему люди не делают прямой запрос о смысле жизни? Вероятно, потому что он ассоциируется с проблемой смерти, которую мы меньше всего любим. Я очень заинтересован в экзистенциальном консультировании и считаю его очень важным. Связано это в первую очередь с тем, что современный человек, который работает в интеллектуально емкой области деятельности, нуждается в постоянном личностном развитии. Современный человек многогранен. И именно многогранная личность может себя реализовывать в современном мире. К примеру, лауреат Нобелевской премии 2011 года в области литературы — Скандинавский поэт, который по образованию является врачом -психологом, а еще известен как известный пианист.

12 лет работаю на киевском «Телефоне доверия», а туда, как можно догадаться, очень часто обращаются с подобными вопросами, причём нередко в состояниях, близких к суициду, в лучшем случае – в депрессии.
Да и во время обычной психологической работы, не связанной с чем-то экзистенциальным, очень часто приходиться касаться вопросов жизни и смерти, добра и зла, сущности человека, явления свободы, совести и пр. — без этого часто бывает трудно, а порой и невозможно решить ту или иную проблему.

Озабоченность подобными вопросами — норма или признак сложного этапа в жизни?

Озабоченность смыслом жизни, как правило, всегда сопровождает какой-то очередной кризис развития человеческой личности. Даже пятилетние дети могут задавать своим родителям вопрос «А зачем мы живем?». Однако, когда человек застревает в размышлениях на вечные вопросы, а в это время другие, менее глобальные вопросы, решение которых вполне по силам, остаются без внимания, это может свидетельствовать о том, что человеку нужна помощь.

У многих людей частные проблемы связаны с более глобальной: непонимание целей и соответственно смысла своей жизни (или создания семьи, построения отношений). Поэтому, проработав проблему смысла жизни клиент может одновременно решить многие вторичные проблемы.

Думаю, что озабоченность подобными вопросами является признаком сложного этапа жизни. Чаще этот вопрос возникает вместе с кризисом среднего возраста.

Такими вопросами люди обычно задаются в кризисные или переломные этапы развития.

Чаще всего такие вопросы возникают в кризисный период развития личности.

И то, и другое. С одной стороны, каждый человек неизбежно задумывается о смысле жизни, поскольку никому при рождении он не выдан в виде ясной и однозначной инструкции. С другой стороны, болезненность экзистенциальных вопросов — признак кризисного периода в жизни.

Смысл — это внутренняя цель любого нашего действия. Смысл — это возможность наполнить свою жизнь тем, что дано свыше или найдено с помощью собственных сверхусилий.
И соответственно, если вопрос смысла возникает, то это возможность для личностного роста и качественного измения своей жизни. Если для человека стоит цель саморазвития, то возможностью разобраться с собственными смыслами просто необходимо воспользоваться.

Вообще озабоченность чем-либо — норма для для человека. Скорее настораживает эдакая беззаботность. Любой этап в жизни человека окажется сложным, если относится к этому со всей ответственностью и осознанием своих смыслов.

Озабоченность вопросами смысла жизни является абсолютной нормой и признаком психического здоровья, в отличии от праздного существования. Она подчеркивает систему ценностей человека, отсутствие манипулятивного характера и говорит о том, что Вы можете иметь с ним дело.

Подобные вопросы, похоже, беспокоят любого человека и в разном возрасте. Хотя, в периоды возрастных, либо других жизненных кризисов подобные вопросы более актуальны, чем когда-либо… ведь для выхода из кризисной ситуации человеку часто приходится сделать кардинальную смену жизненных ориентиров, ценностей и целей и ответить на такие важные вопросы, как:
Кто я?
Зачем я здесь?
Что мне делать и как мне жить, чтобы чувствовать осмысленность и наполненность моей жизни?

Встречались ли вы со случаями экзистенциальной депрессии?

Да. Один из таких случаев — обращение наркомана, который понимая, что его жизнь лишена позитивного смысла, тем не менее не может ее изменить и из-за этого пребывает в депрессии. В данном случае первая цель — остановить употребление наркотиков и дальнейшая психотерапевтическая работа.

Да, когда клиент задается вопросами:»Могу ли я быть в этом мире? Хороша ли моя жизнь? Имею ли я право быть таким? Что я должен делать в этой жизни?». Очень сложно иногда смирится с данностями существования, что может привести к глубокой депрессии.

Источник:
А смысл
Холотропное дыхание «Волшебство рождения» (Херсон) Арт-тренинг «Краски внутреннего мира» (Киев) Часто ли к вам обращаются клиенты с запросами, касающимися смыла жизни? За 9 лет
http://upsihologa.com.ua/interview.php?id=31

Давай поговорим

Клуб для тех, кто еще хочет и может мечтать

Давайте поговорим о смысле жизни. Жизнь разнообразна, изменчива, капризна, удачная и не очень, счастливая и несчастная, богатая и бедная. Слово “жизнь” одно для всех, а вот каждый вкладывает в это слово свой смысл, наполняя жизнь тем, чем хочет.

Но сегодня мне хочется поговорить о смысле жизни в семье. Наверное, самое главное в семейной жизни, это отношение супругов друг к другу, насколько развито взаимопонимание, насколько супруги доверяют друг другу. Мир в семье зависит от обоих супругов, насколько каждый из них готовы на компромиссы.

Не секрет, что часто наступает разочарование друг другом после свадьбы, так как реалии семейной жизни оказываются далеки от той сказки, которую строил себе в голове каждый из супругов. Не всегда один супруг может получить от другого супруга то, что хочет.

Тогда происходит то, что в народе называют “налево” или “на сторону”. Если взглянуть на это философски, то это естественный процесс. Давайте не забывать, что не зависимо от того, что мы женились, мы не теряем свободу. Ведь семья, это не приговор, не заключение, не отбытие наказание.

Это ведение общего хозяйства, воспитание детей, забота друг о друге. Но у одного из супругов возможно нет того, чего хочется другому, ну не любит кто то из них то, что любит другой. И что же делать? Есть по крайней мере три варианта: либо отречься от своих потребностей, увлечений, либо развестись, либо сохранив первое и второе, восполнить не достающее за пределами семейного очага, сохраняя при этом уважение и благополучие в семье.

Но, находятся “доброжелатели”, которые готовы “помочь” восстановить справедливость, сохранить семью, вернуть одного из супругов в семью, начинают сообщать по секрету тайны, которые им не принадлежат.

Мудрые и умные супруги, как сами не пытаются узнавать тайны друг друга, но и не позволяют это другим, потому что нет смысла. Ведь главное, это доверие и уважение друг к другу. От того, что станет известно кому то из супругов какая либо тайна, разве от этого станет лучше?

Иногда “незнание” продлевает жизнь и семейный мир, и делает его счастливым! Возможно, в этом и есть смысл жизни? Любви и добра вам!

Притча “Крестьянин и лиса”

Лиса влюбилась в крестьянина. После долгих мучений она пришла к нему и стала объясняться в любви. Крестьянин выслушал ее и коротко ответил:

— Я не могу тебя любить, у меня есть жена.

— Дурак ты, – говорит лисица. – Жена у тебя злая и сварливая, неряшливая и некрасивая. К тому же она не любит тебя и давно извести хочет!

— Что ж, – ответил крестьянин, – видно, такая моя судьба.

Лисица решила, что она будет бороться за свое счастье. Она стащила большой котел, наполнила его водой, поставила на перекрестке дорог на огонь и стала ждать.

— Что ты тут варишь лисица? – спрашивает у нее жена крестьянина, возвращаясь с поля.

— Я собрала со всех сторон света счастье, удачу и богатство, – отвечает лисица, – положила их в котел и варю колдовское зелье. Кто искупается в нем, тот станет всех краше, богаче и счастливее!

— А если я в котле искупаюсь, стану ли я всех красивее, богаче и счастливее? – спрашивает женщина.

— Конечно, станешь! – отвечает лиса. – Но только я готовлю это варево для себя.

— А готово ли варево? – спрашивает ее женщина.

— Уже готово, – говорит лисица. – Вот сейчас сниму с себя шкуру и влезу в котел.

Не успела лиса эти слова договорить, как женщина прыгнула в котел и сварилась. Лисица, долго не мешкая, сняла с нее кожу и надела на себя. Потом повернулась на восток и стала читать заклинание. Не успело солнце скрыться за верхушками деревьев, как превратилась она в прекрасную девушку, похожую на жену крестьянина в молодости.

Крестьянин вернулся домой, а у порога его с поклоном встречает “помолодевшая жена”. Удивился крестьянин, обрадовался, но виду не подал. Сытно поужинал и лег спать с молодой женой. Так в довольстве прожили они несколько лет.

Однажды, дождливой осенней ночью, постучался в их жилище странствующий монах и попросился на ночлег. Крестьянин приютил монаха, а утром вышел проводить его до ворот.

— Знаешь ли ты, с кем делишь кров, пищу и постель? – спросил у него напоследок монах.

— А станет ли мне от этого знания лучше жить? – спросил с улыбкой крестьянин.

Монах задумался, покачал головой и, ничего не сказав, пошел своей дорогой.

Огонь, разведенный для себя, будет таким же горячим для того, кто окажется в эту минуту рядом.

Источник:
Давай поговорим
Давайте поговорим о смысле жизни.
http://svklub.com/a-smyisl/

Рождение ребенка — а смысл?

Написали? Здорово. Совпали ли мнения будущих родителей? Вряд ли в каждом пункте. Скорее всего, прорисовались какие-то индивидуальные мотивы каждого из партнеров. Двое людей не могут смотреть на мир абсолютно одинаково, в данном случае уж точно: ведь различие во взглядах непременно возникнет хотя бы по той простой причине, что один из будущих родителей — женщина, а второй — мужчина. Ну, так чаще всего бывает. А если честно, то в однополых парах, решивших усыновить или приобрести дитя при помощи искусственного оплодотворения или суррогатного материнства, различия мотивов тоже будут. Люди — разные, и партнеры по браку, как правило, очень быстро это понимают…

А теперь рассмотрим наиболее часто встречающиеся группы мотивов, которые содержатся в таких сочинениях.

Моя, собственно, позиция по этому поводу такова: я восхищаюсь женщинами, которые, несмотря на то, что неожиданно возникшая беременность нарушила их планы, усложнила их жизнь во многих отношениях и закончится деторождением, которое является огромной ответственностью, фатальным, необратимым изменением жизни и испытанием организма на прочность, принимают решение родить ребенка, оказавшегося божьей волей в их утробе. Этим женщинам потребуется много сил для того, чтобы создать все-таки у ребенка ощущение себя нужным, желанным и любимым, чтобы никогда не выместить на ребенке досаду от того, что он пришел незваным гостем.

Тут никаких соображений не приводится — этого требует организм. Чем сильнее в женщине инстинктивное начало — тем сильнее инстинкт требует реализации. Часто именно в этом возрасте случаются незапланированные беременности, «проколы» в предохранении, и хорошо, если женщина идет на поводу у своего материнского инстинкта и оставляет ребенка. Если же обстоятельства заставляют ее избавиться от беременности, очень велика вероятность психического расстройства вследствие этой потери.

2. «Надо, Федя, надо» — в обществе принято иметь детей. Ну вот положено иметь детей, и все тут. На взрослых людей, не являющихся родителями, посматривают с подозрением, позже — с жалостью. В глазах многоликой общественности люди, не имеющие детей, неполноценны. В израильском же обществе не принято не только быть бездетным, но и иметь мало детей. Про семьи репатриантов, приехавшие в 89-91 году, можно услышать презрительное высказывание: «елед эхад вэ-келев» — «один ребенок и собака». А старинная русская пословица гласит: «Один ребенок — нет ребенка. Двое детей — один ребенок. Трое детей — уже дети».

Народная мудрость не возникает на пустом месте, и пресловутый родительский инстинкт не отменишь по экономическим соображениям или из страха потерять фигуру. Да, наверное, и впрямь в «русских» однодетных семьях так часто живут собаки, ведь собака — ребенок, который никогда не вырастет, и который, к тому же, лишенный возрастных кризисов и не требующий обновок, карманных денег и папину машину на выходные.

Кстати, эти семьи постепенно перенимают израильский взгляд на семейные ценности: за прошедший год родили второго ребенка трое моих знакомых женщин в возрасте 40+, которые до того были мамами одного малыша. Все они остались в браке с теми же мужьями, с которыми репатриировались 15 лет назад — это серьезный прорыв в изменении самооценки с «мамы единственного ребенка», которыми они являлись два десятка лет на «молодую, уже не однажды» маму.

«Все надеются: сгодятся
для победы, для атаки,
а не хватит — значит, новых
нарожают!»
Булат Окуджава

4. Некоторыми людьми движет стремление почувствовать себя более значимыми — повысить свой социальный статус как мужчины/женщины (согласитесь ведь, строчка в предвыборной агитке «…воспитывает шестерых детей» повышает авторитет политика среди избирателей по сравнению с, например, бездетным кандидатом) и было бы, кем командовать, кого строить. По отношению к кому быть, без сомнения, главным авторитетным лицом многие годы. Обладать непререкаемой властью, распоряжаться жизнью в практически буквальном смысле.

«Even if you have Even if you need I don’t mean to stare We don’t have to breed We can plant a house We can build a tree I don’t even care We could have all three She said»
Nirvana «Breed»

5. Каждому из нас с малолетства известно, что человек должен построить дом, посадить дерево и вырастить ребенка. У Курта Кобейна, слова из песни которого приведены в эпиграфе, было несколько иное мнение о том, что следует делать с домом и деревом, ну а уж ребенка он заводить вовсе не собирался, если верить этой же песне.

Обзаведение потомством входит в жизненные планы, которые большинство строит еще с подросткового возраста. Ребенок сравнивается здесь с домом и деревом для подтверждения того, что жизнь прожита не напрасно, вот, остался след, «это все, что останется после меня». Дом и дерево в действительности менее долговечны, чем непрерывная передача генов из поколения в поколение, так что этот «след в истории» действительно весом.

Один человек жалуется другому: «Ну, никакой благодарности в этом нынешнем поколении, никакой ответственности, никакого чувства долга, ни уважения к родителям, ни преемственности, ни серьезности! Растил его, растил, деньги тратил, кормил-учил, гувернанток нанимал, в лучшую школу отдал, кружки, секции, спорт, подготовительные курсы, за все платил, столько в него вложил! Рассчитывал на нормальную своевременную отдачу, а он возьми четырнадцати лет и помри!»
Анекдот

6.»Банковское дело» — это такой способ относиться к ребенку, как к бизнесу. Ты вкладываешь в него лет восемнадцать-двадцать силы, деньги, время, а потом этот бизнес начинает работать на тебя. Чашка воды в старости — это тоже из этой серии. Что же, это может сработать… а может и не сработать! В любом случае, облекать ребенка грузом своих ожиданий с самого начала его жизни — хорошая закладка для подросткового бунта с отрицанием всех родительских ценностей в соответствующем возрасте, для выбора профессии вопреки ожиданиям семьи или же вообще отказа трудиться и зарабатывать деньги, и для разочарований в ребенке по типу «он разбил мне сердце».

Приходит на прием к психоаналитику привлекательная женщина. Тот набрасывается на нее, заваливает на кушетку и насилует. Потом встает, заправляет выбившуюся рубашку в брюки, и заявляет: «Так, свои проблемы я уже решил — теперь займемся вашими!»
Анекдот

7. Некоторые люди хотели бы решить свои проблемы за счет наличия ребенка. Скажем, у человека депрессия, кризис смысла жизни, ощущение оторванности от Бога, ощущение, что его никто не любит, или что он сам не способен испытывать любовь. И вот, он заводит ребенка, чтобы у него всегда был кто-то, кто будет его безусловно любить, чтобы был кто-то кого он сам полюбит наверняка, чтобы не стоял больше мучительный вопрос, стоит ли продолжать жить на белом свете, или уже пора наложить на себя руки, чтобы вернуть себе частичку детской радости и непосредственности, когда будешь заниматься малышом и посещать с ним места детского отдыха, в конце концов, чтобы «глупые мысли не лезли в голову», а они не смогут в нее залезть, потому что после рождения малыша для них не будет времени.

Все это так — проблемы депрессий и смысла жизни часто отпадают после рождения детей. Но делать ребенка единственным связующим тебя с жизнью звеном — по меньшей мере рискованно, а по большей — очень несправедливо, перекладывать ответственность за жизнь большого, взрослого, родителя на маленького, тобой рожденного, человечка.

8. «Чтобы научить его быть счастливым» — завести ребенка, находя в этом раскрытие новых талантов и умений, глубокую самореализацию, еще одну сторону счастья, усиление переживания полноты жизни. Чтобы с кем-то поделиться замечательным умением получать удовольствие от жизни, легко справляться с задачами, которые она ставит перед человеком, чтобы сделать какому-то новому на этой планете человечку такой подарок — стать его родителем.

Сравните свои сочинения с изложенными мотивами, намерениями. Возле каждого абзаца, в котором нашли что-то схожее со своими мыслями, поставьте галочку. О чем это дает повод задуматься?

Постарайтесь стать счастливым и успешным человеком самостоятельно — только тогда вы сможете поделиться счастьем и успехом с ребенком. Рожайте его не для себя — для него самого. Любите его без требований. Принимайте его, каким бы ни пришел он в вашу семью из того пространства, где души, ожидая воплощения, выбирают себе родителей. Настройтесь на любовь и всеобъемлющее счастье родительства — и на фоне этого огромного счастья рядовые проблемы, обычные трудности и заведомое напряжение сил не будут казаться ужасными, непреодолимыми и бесконечными, они станут просто проходящими тучами на глубоком ярком небе.

Источник:
Рождение ребенка — а смысл?
Зачем нужен ребенок, наиболее часто встречающиеся группы мотивов для рождения детей
http://www.medicinform.net/psycho/psych_pop66.htm

COMMENTS