Актуальные проблемы психологии

Актуальные проблемы психологии

Московский психологический журнал. №3

Собчик Л.Н. «Актуальные проблемы современной психологии в контексте повседневной работы практического психолога»

В современной психологии, в том числе в отечественной, все больше внимания уделяется идеографическому направлению, связанному с исследованием личностных, профессионально важных и деловых качеств отдельного человека, его состояния и степени адаптированности в сложных социально-экономических условиях. Как стало очевидным, то, что обычно называют термином «человеческий фактор», играет огромную роль в повседневной жизни. Участившиеся техногенные катастрофы заставляют лишний раз убедиться в том, что развитие цивилизации сопровождается все более усовершенствованной техникой, которая в свою очередь предъявляет все больше требования к управляющему ею человеку.

В связи с существующими проблемами преобладавший ранее номотетический подход, изучающий общие закономерности развития психических процессов, отошел на второй план. Актуальными стали исследования, направленные на изучение индивидуальных особенностей конкретного человека, его характера, способностей, когнитивных функций, способа переживания стресса.
Кроме того, возникла выраженная потребность в разработке дифференцированных мер психологической поддержки лиц, оказавшихся в травмирующих психику обстоятельствах; это — терроризм, миграция населения в зоне военизированных действий, техногенные катастрофы, природные катаклизмы.

Сложные перипетии современной жизни, связанные с разрушением прежних социо-экономических основ и еще не завершившимися успехом попытками наладить новые производственные отношения, приводят людей к выраженной дезадаптации, которая в свою очередь делает их жертвами зомбирования со стороны политических экстремистов, религиозных фанатов, авантюристов или психически нездоровых властолюбивых личностей.

Как и бывает в переломные исторические времена, многие люди легковерно поддаются влиянию эзотерики. Целители, мистики, провидцы разного рода оказывают на них серьезное воздействие именно потому, что ниша влияния на личность не была своевременно заполнена психологическими службами в той степени, в которой это было бы нужно.

Для противостояния ложным направлениям современный психолог должен быть вооружен научно-обоснованным подходом. В связи с этим появилась выраженная потребность в надежных тестах, достоверно выявляющих индивидуально-личностные особенности человека, его эмоциональную сферу, мотивацию, иерархию ценностей, степень выраженности социально-психологической дезадаптации. Это также тесты, позволяющих судить об устойчивых профессионально важных личностных особенностях, опираясь на результаты которых можно разрабатывать критерии профессионального отбора, расстановки кадров, интеграции производственных коллективов.

Об этом приходится говорить именно потому, что прилавки книжных магазинов заполонили многочисленные издания якобы по психологии. На деле среди этих публикаций можно встретить множество сборников безответственно набранных, не проверенных, не адаптированных методик — с ошибками, с неправильно указанными или не указанными вообще ссылками на первоисточник, лишенных научного обоснования. А также нередко это — пустое рассуждательство, пространные философствования и мистические заклинания, ничем не помогающие психологу в его сложной работе с конкретными людьми.

Поэтому издательский бум помимо позитивной стороны этого явления (расширение нашего кругозора, возможности познакомиться с ранее неизвестными авторами, в том числе и с теми, работы которых трудно было достать, а прочесть можно было лишь на иностранном языке) принес нам также и издержки (рядом с весьма достойными публикациями на полках оказалось много «халтуры») Видимо, в этом нужно помочь разобраться молодому психологу прежде чем у него появится своя точка отсчета и умение отличить настоящие работы от графомании.

Какие направления в психологии ждут своего развития в ближайшем будущем?

Трудно предсказывать, какие направления в психологии будут развиваться в ближайшие годы, но можно поговорить о том, что представляется крайне важным. Дети. То ли вопросительный знак поставить после этого слова, то ли восклицательный, то ли многоточие. Это — весьма болезненная проблема. И если в ближайшее время в социальной психологии, в психологии личности и в педагогической психологии не будут предприняты решительные шаги в этом направлении, то и эта ниша будет занята другими, более предприимчивыми «специалистами»: торговцами детей, наркоторговцами и сутенерами, а правоохранительным органам добавится работа по борьбе с преступностью.

В свое время, в 20-е годы в отечественной психологии весьма успешно разрабатывались дифференцированные методы педагогического подхода к разным детям, в том числе и к детям с неустойчивой психикой и признаками педагогической запущенности. А также большое внимание уделялось разным мерам социализации детского и подросткового контингента в связи с тем, что и в тот сложный исторический момент было много детей-сирот и десоциализированных подростков.

Правда, указом о злоупотреблении в педологии тестовыми методами (1936 год) эти работы были пресечены. Но в 1989 году этот указ был отменен, однако напуганные психологи в большинстве своем по-прежнему боятся использовать психодиагностику в своей практике и в научных разработках. Но без дифференциальной психологии, без тестов мы не сможем индивидуализировть образовательный и воспитательный процесс.

В педагогике преобладает убежденность в том, что «норма» — это средний ребенок, без выраженного характера. Когда им рассказывают о чертах эмоциональной лабильности, импульсивности, ригидности, тревожности или агрессивности, многие из них думают, что речь идет о патологических проявлениях, о феноменах психиатрического регистра.

Образовательные институты мало занимаются воспитательной стороной развития ребенка, злоупотребляя императивными мерами воздействия. Душа ребенка, его интересы, потребность в любви и понимании не получают должного насыщения. Отторгнутые дети, не получившие ни в семье, ни в другом месте, теплоты и ласки, ожесточаются и уходят в полный опасностей мир, где (им кажется) они найдут свободу от окриков и принуждения, и все другое, чего им не достает в семье, в школе.

Никто не занимается обучением взрослых искусству воспитания детей. А это — действительно искусство. Мало кто интуитивно или в силу своего интеллекта и развития умело справляется с родительскими обязанностями (слово-то какое — обязанность, а зачем тогда рожать детей, если это не в радость, а только обязанность?) Да, я забыла, дело ведь в другом: «Одно неосторожное движение — и ты отец», как сказал наш мудрый острослов Жванецкий. Т.е., «Так получилось, мы и не думали». В этом все концы и все начала. А дети, они ведь не виноваты!

Мало простых, доходчивых книг на эту тему, написанных знающими опытными психологами. Коллеги-психологи, каждый, как сумеет — сделайте что-то в этом направлении, ведь существует зачем-то такая красивая фраза — «Дети — наше будущее!» И — что же там, в этом будущем, если это направление не получит должного развития в ближайшие годы? Страшно заглянуть.

Источник:
Актуальные проблемы психологии
Собчик Л.Н. Актуальные проблемы современной психологии в контексте повседневной работы практического психолога.В современной психологии, в том числе в отечественной, все больше внимания уделяется идеографическому направлению, связанному с исследованием личностных, профессионально важных и деловых качеств отдельного человека, его состояния и степени адаптированности в сложных социально-экономических условиях.
http://magazine.mospsy.ru/nomer3/sob_02.shtml

Актуальные проблемы психологии

ТЕМАТИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ СПОСОБНОСТЕЙ

Проблема способностей — одна из наиболее сложных в психологии. Не вызывает сомнения актуальность этой проблемы как в теоретическом, так и практическом отношении. Выявление условий и факторов развития способностей у учащихся — существенное звено в психологическом обеспечении школьной реформы. В советской психологии накоплен определенный позитивный опыт как в разработке основных теоретических предпосылок исследования данной проблемы (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев, Н.С. Лейтес , К.К. Платонов, В.Н. Мясищев), так и в конкретно-психологическом изучении специальных способностей (В.А. Крутецкий , М.Г. Давлетшин , A.П. Линькова , И.В. Дубровина, B.И. Киреенко и др.). В результате исследования специальных способностей был получен большой фактический материал, который позволил создать первичное представление о структуре отдельных способностей.

Вместе с тем пока что не решены фундаментальные вопросы, связанные с раскрытием психологической сущности способностей, их детерминации, процесса и условий формирования.

Сильной стороной работ представителей деятельностного подхода является их активная, действенная направленность, стремление добиться значительного

эффекта в развитии способностей в процессе формирующего эксперимента и специального обучения (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Л.А. Венгер ). Вместе с тем представители данного направления фактически абстрагируются от проблемы индивидуальных различий в способностях, от изучения внутренних предпосылок способностей, отдавая предпочтение их внешней детерминации. Это приводит к «размыванию» проблемы способностей, от исследователя начинает ускользать специфический предмет изучения данного феномена как относительно самостоятельной психологической реальности.

Что касается концепции индивидуальных различий, то представители этого направления получили большое количество фактов, характеризующих качественное своеобразие способностей (Э.А. Голубева , Н.С. Лейтес , Е.А. Климов). Вместе с тем исследователи пока еще не вышли на проблему практического формирования способностей, хотя ими созданы существенные предпосылки для решения этой задачи.

Развитие сильных сторон каждого направления помогло бы созданию единой концепции детерминации и развития способностей. В настоящем сообщении мы ставим своей целью проанализировать некоторые существующие в советской психологии подходы к созданию такой концепции, охарактеризовать трудности, стоящие на этом пути, и перспективы дальнейшей работы.

1. ВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД КАК ПУТЬ К ПОНИМАНИЮ ДЕТЕРМИНАЦИИ СПОСОБНОСТЕЙ

На уровне человека природные предпосылки психического развития не есть самостоятельно действующие факторы, они «социализированы», проникнуты личностным отношением 3 . Их роль в процессе формирования личности неодинакова на разных возрастных этапах (см. [37]). Известно, что С.Л. Рубинштейн, характеризуя внутренние условия, которые опосредствуют внешние воздействия, отнюдь не сводил их к биологическим факторам, а имел в виду

под внутренними условиями своеобразный сплав природных предпосылок и сформированных в процессе жизнедеятельности и воспитания индивидуальных особенностей и качеств личности.

Внутренняя логика психического развития находит свое конкретное выражение, в частности, в проблеме возрастного подхода к способностям.

В советской психологии заложены основы рассмотрения процесса возрастного развития как той особой реальности, на которой «произрастают» и формируются способности. В ходе разработки проблемы сензитивных периодов было опровергнуто наивно-механистическое представление о развитии лишь как о непрерывном увеличении благоприятных возможностей ребенка для раскрытия его способностей. «Сменяющиеся периоды детства — эпохи жизни со своими, присущими именно данным периодам неповторимыми возможностями» [17; 11]. Оптимально использовать возможности каждого возрастного этапа для развития способностей ребенка и подростка — актуальная практическая задача, требующая для своей реализации дальнейшего обстоятельного и более конкретного изучения этапов возрастного развития. В этой связи следует отметить, что проблема сензитивных периодов пока что разработана лишь в самых общих чертах.

Другая задача, непосредственно связанная с проблемой развития способностей и еще менее продвинутая в психологии,— задача изучения возрастного развития как единого целостного процесса, задача выявления и разработки

2. ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ И ПРОБЛЕМА ДЕТЕРМИНАЦИИ СПОСОБНОСТЕЙ

Здесь следует выделить несомненно связанные между собой, но относительно самостоятельные аспекты анализа. Прежде всего это проблема индивидуальных различий в способностях людей. Мысль о неодинаковости людей по способностям отчетливо сформулирована в ответе В.И. Ленина Туган-Барановскому: «Равенства сил и способностей людей в социалистическом обществе ждать нелепо. Когда социалисты говорят о равенстве, они понимают под ним всегда общественное равенство, равенство общественного положения, а никоим образом не равенство физических и душевных способностей отдельных личностей» [2; 364]. Подлинный гуманизм заключается не в том, чтобы признать людей равными по способностям, а в том, чтобы обнаружить, выявить, раскрыть индивидуальные способности каждого.

Нужно подчеркнуть, что весь пафос традиционной тестологии заключался как раз в обратном — она молчаливо исходила из признания того, что качественно способности людей одинаковы и что необходимо лишь создать методы определения количественных различий в способностях.

Иной подход характерен для советской психологии индивидуальных различий, которая подчеркивает, что проблема одаренности есть прежде всего качественная проблема: «Центральная задача психологии — вовсе не ранжирование людей по высоте их одаренности, а установление способов научного анализа качественных особенностей одаренности и способностей. Основной вопрос не в том, насколько одарен или способен данный человек, а в том, какова одаренность и способность данного человека» [33; 28]. Именно эти положения легли в основу разработки проблемы индивидуального стиля деятельности, непосредственно связанного

с вопросом о выявлении и развитии способностей (на этом подробнее мы остановимся ниже).

В ряде работ советских исследователей содержатся материалы, позволяющие наметить пути к качественной характеристике способностей и одаренности. В этой связи следует упомянуть индивидуальные характеристики проявлений одаренности у детей [14], выделение уровней продуктивного мышления и качественную характеристику каждого из этих уровней [11], рассмотрение типов и уровней познавательной активности [20], интеллектуальной активности [4], содержательную характеристику процесса решения творческих и нетворческих задач [28] и др. Именно на основе такого качественного анализа процесса интеллектуального развития, на наш взгляд, можно подойти к решению психодиагностики способностей.

Сказанное не должно пониматься как отрицание значимости количественных измерений способностей и одаренности. Но такое измерение может быть продуктивным в тех случаях, когда оно строится на основе содержательного изучения соответствующих способностей и с учетом особенностей целостного развития личности школьника 4 . При соблюдении этого условия возможно адекватное выявление учащихся с наиболее высоким уровнем как общей, так и специальной одаренности. Отметим в этой связи, что, как подчеркивалось на прошедшем в Москве международном семинаре по проблеме способностей, современный учебно-воспитательный процесс недостаточно направлен на распознавание способностей детей и на развитие способностей у наиболее одаренных школьников [21].

предпосылок ведется, на наш взгляд, недостаточно интенсивно. Особенно мало мы знаем о соотношении возрастного и индивидуального в природных предпосылках способностей. В общетеоретическом плане этот вопрос проработан Н.С. Лейтесом [15], [17]. В свое время нами были получены экспериментальные данные о том, что возрастные и типологические особенности нервной системы могут в процессе взаимодействия усиливать или ослаблять друг друга (см. [37]). В последние годы в исследованиях, проведенных под руководством Э.А. Голубевой , были получены интересные экспериментальные данные на этот счет [8]. В целом же сложная и динамичная картина соотношения возрастного и индивидуального в природных предпосылках способностей изучена явно недостаточно. В этой связи актуальной, на наш взгляд, является задача консолидации сил исследователей на этом направлении.

Разумеется, изучение типологических свойств нервной системы позволило сделать проблему ИСД объектом строго экспериментального изучения с использованием надежных и допускающих количественную обработку результатов методик, а главное — в качестве основы ИСД стали исследовать устойчивые и сравнительно мало изменяющиеся особенности человека. Собственно с этого момента и начинается систематическое изучение ИСД как психологической проблемы (см. [12]). Вместе с тем сегодня совершенно ясно, что

ограничение проблемы ИСД рамками изучения типологических свойств нервной системы не способствует решению стоящих перед наукой задач как в теоретическом, так и в практическом плане.

Определение индивидуального стиля деятельности в широком плане требует включения в это понятие таких компонентов, как умения, навыки, привычки человека и, конечно, его способности.

3. ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ДЕТЕРМИНАЦИИ СПОСОБНОСТЕЙ

Характеризуя этот подход, следует выделить недавнюю работу Т.И. Артемьевой, специально посвященную данному вопросу [3]. Нельзя не согласиться с основным пафосом статьи, которая рассматривает личностный аспект в развитии способностей, а также с рядом сформулированных в статье положений, в частности с характеристикой личности как своеобразной «инстанции», обеспечивающей соответствие своих способностей деятельности, как «организатора» использования своих способностей. Интересным и перспективным, на наш взгляд, является выделение различных уровней регуляторной функции способностей. Вместе с тем ряд положений статьи является, по нашему мнению, дискуссионным и свидетельствует о необходимости дальнейшей проработки проблемы личностного подхода к способностям. Одно из дискуссионных положений — чрезмерное, на наш взгляд, противопоставление психологического и личностного в способностях.

Проблема влияния направленности на способности нашла дальнейшее глубокое обоснование в «Уме полководца» — работе, о которой Б.М. Теплов пишет в предисловии, что она об общих умственных способностях, о качествах ума, требуемых определенным видом практической деятельности и в которой на огромном материале была показана зависимость проявления способностей от «руководящей» идеи личности, т. е. от ее направленности.

В НИИ общей и педагогической психологии

В работах А.А. Мелик-Пашаева была показана зависимость проявления художественно-творческих способностей от сформированности эстетического отношения к жизни как целостной характеристики личности [22].

В ходе данного исследования разработаны показатели развития литературно-творческих способностей, выявлены группы учащихся по типам развития указанных способностей и проанализирован характер влияния экспериментального обучения на развитие данных способностей 8 .

Если говорить о перспективе дальнейших исследований в этом направлении, то она связана с решением совершенно конкретного и актуального для теории и практики воспитания вопроса: каковы психологические условия формирования такого уровня личности, на котором человек может целенаправленно и эффективно развивать свои способности. Для решения этого вопроса необходимо более обстоятельно, чем это делалось до сих пор, рассмотреть внутренние, «интимные» соотношения между способностями и основными личностными характеристиками, выявить, как проявляются и развиваются способности, включенные в разную структуру личности, и обратно: как развитие способностей ведет к изменению и совершенствованию сложившейся структуры личности.

Перспективным на этом пути представляется проведение дальнейших исследований по выявлению роли направленности личности в развитии способностей.

В ранее проведенных исследованиях были экспериментально выделены два уровня сформированности личности и соответствующие им два типа деятельности человека: а) активно преобразующая деятельность по отношению к социальным обстоятельствам; б) пассивно-приспособительная деятельность относительно этих обстоятельств [37]. Представляет интерес изучение своеобразия проявлений способностей на каждом из указанных уровней сформированности личности.

Значимым направлением дальнейших исследований должна стать проблема соотношения способностей и потребности в самореализации, а также связанных с этой потребностью таких личностных образований как уровень притязаний и самооценка. В советской психологии изучено негативное влияние феномена расхождения между уровнем притязаний, самооценкой, с одной стороны, и способностями — с другой, которое выражается в аффекте неадекватности [32]. Однако требует обстоятельного изучения вопрос о позитивном влиянии такого расхождения, о диалектике соотношения между уровнем притязаний и способностями, о «подтягивании» способностей к определенному уровню притязаний.

4. О КОМПЛЕКСНО-ИЕРАРХИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ СПОСОБНОСТЕЙ

Однако этим фактически исчерпываются общепризнанные положения о первооснове способностей С.Л. Рубинштейн выделяет в качестве такой первоосновы

ядро способностей, которое, по его мнению, составляют свойственные данному человеку качества процессов анализа—синтеза и генерализации отношений [30]. В подтверждение данной гипотезы автор ссылается на ряд конкретно-психологических исследований, в том числе исследование В.А. Крутецкого , показавшего , в частности, что в основе способностей лежит легкость обобщаемости 10 , обратимость определенных отношений. Несколько по-иному подходит к сущности способностей Б.М. Теплов. Вопрос о ядре способностей его интересует в меньшей степени. Б.М. Теплов больше обращает внимание на рассмотрение структуры способностей и условия их развития и формирования в конкретных видах деятельности [33, т. 1; 15—41].

Обобщая сказанное, можно сформулировать гипотезу о комплексно-иерархической структуре способностей. Согласно этой гипотезе способности есть личностные образования, представляющие собой единство общих и специальных компонентов как определенный комплекс индивидуальных и возрастных особенностей, своеобразный для каждого человека. Проявление и раскрытие способностей зависит не только от своеобразного сочетания компонентов данного комплекса, но и от того, какой компонент является ведущим в его иерархической структуре (например, высокая чувствительность, связанная со своеобразием типа нервной системы, или обусловленная возрастными особенностями яркость представлений, или быстрота мыслительных процессов и т.д.). Функционирование данного комплекса, особенности его развития существенно определяются основными личностными характеристиками человека.

Изучение этой комплексно-иерархической структуры способностей представляется насущной задачей как в теоретическом, так и практическом плане.

1. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 29.

2. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 24.

3. Артемьева Т. И. Проблема способностей: Личностный аспект // Психол. журн. 1984. Т.5. № 3. C . 46—55.

4. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов, 1983.— 173 с .

5. Бодалев А. А. Об учебных способностях подростка // Проблемы способностей. М., 1962. C . 91 — 105.

6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.— 464 с.

7. Гаврилова Т. А. Новые исследования особенностей подросткового и юношеского возраста // Вопр . психол. 1984. № 1. C . 152— 157.

8. Голубева Э. А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий // Вопр . психол. 1983. № 3. C . 16—28.

9. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970.— 271 с.

10. Дубинин Н. П . Что такое человек. М., 1983.— 334 с.

11. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости . М., 1981.— 200 с.

12. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969 — 278 с .

13. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М., 1968.— 431 с.

14. Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. М., I 960.— 214 с.

15. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М., 1971.— 279 с.

16. Лейтес Н. С. К вопросу о динамической стороне психической активности // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М., 1977. C . 164—179.

17. Лейтес Н. С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника // Вопр . психол. 1985. № 1. C . 9—18.

18. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.— 304 с.

19. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.— 444 с.

20. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопр . психол. 1982. № 4. C . 5—17.

21. Международный семинар по проблеме способностей // Вопр . психол. 1985. № 2. C . 183—186.

22. Мелик-Пашаев А. А. Эстетическое отношение к жизни как первооснова способностей к художественному творчеству // Художественное творчество. Л., 1983. C . 212—216.

23. Менчинская Н. А. Психология обучения арифметике. М., 1955.— 432 с.

24. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента.. Пермь, 1973. — 302 с .

25. Мясищев В Н. ( ред ) Проблемы способностей. М., 1962 — 308 с.

26. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976.— 336 с.

27. Платонов К. К. Проблемы способностей. М., 1972.— 312 с.

28. Пономарев Я. А. Фазы творчества и структурные уровни его организации // Вопр . психол. 1982. № 2. C . 5—13.

29. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.— 704 с.

30. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.— 423 с.

31. Русалов В. М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопр . психол. 1985. № 1. C . 19—32.

32. Славина Л. С. Дети с аффективным поведением. М., 1966.— 149 с.

33. Теплов Б. М. Избр . труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1985.— 689 с .

34. Файзуллаев А. А. Формирование системно-уровневой организации мотивационной сферы личности: Психологический аспект. Автореф . канд. дис . М., 1984.

35. Чудновский В. Э. О возрастном подходе к проблеме формирования личности школьника // Вопр . психол. 1976. № 4. C . 41—54.

36. Чудновский В. Э. О временном аспекте гармонического развития личности // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. М., 1980. C . 60—70.

37. Чудновский В. Э. Нравственная устойчивость личности. М., 1981.— 207 с.

38. Шадриков В. Д. О содержании понятия «способности и одаренность» // Психол. журн. 1983. Т. 4. № 5. C . 3—10.

39. Эльконин Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981. C . 2—13.

40. Юркевич В.С. Саморегуляция как фактор общей одаренности // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М ., 1972. C. 233— 249.

41. Bandura A. The storm decade: Fact of fiction // Adolescence intervention strategies: Participant manual. Gaitherburg , 1978. P. 89—96.

42. Coleman Y. С . Current contradiction in adolescence. 1978. V. 7. N 1. P. 1 — 11.

43. Offer D., Offer Y. From teenage to young manhood. N.Y.: Basic Books, 1975 .— 262 p.

1 Мы имеем в виду в данном случае концепцию деятельностного подхода, сложившуюся в школе А.Н. Леонтьева, хотя особую роль деятельности в формировании способностей подчеркивал целый ряд исследователей, не относящихся к данной школе ([20], [32] и др.).

2 Отмечая этот факт, Л.И. Божович писала, что «до сих пор еще встречаются попытки вывести и возрастные и индивидуальные особенности ребенка непосредственно из анализа внешних обстоятельств его жизни и тех воздействий, которым он подвергается». И далее: «Развитие ребенка имеет свою внутреннюю логику, свои собственные закономерности, а не является пассивным отражением действительности, в условиях которой это развитие совершается» [6; 143, 144].

3 Именно поэтому они не являются нейтральными по отношению к процессу формирования личности. Они действительно, как об этом писал А.Н. Леонтьев, сами по себе не порождают никаких собственно психологических образований человека как личности [26; 178]. Но все дело в том, что они и не существуют сами по себе. Будучи включены в процесс развития личности, они могут заметно влиять на ход этого процесса (подробнее об этом см. [35]).

4 Следует отметить позитивный опыт чешских психологов по использованию тестовой диагностики, которая включается в контекст целостного изучения поведения школьника и сопоставляется с данными анамнеза, наблюдений за учащимся, анализом его успеваемости. Особой популярностью пользуются тесты школьной зрелости, которые по своей надежности стоят на втором месте после клинического изучения ребенка.

5 Мы в данном случае следуем устоявшейся традиции в понимании типологических свойств нервной системы как основы темперамента, хотя, по-видимому, следует согласиться с В.М. Русаловым в том, что в основании темперамента лежат не свойства той или иной биологической подсистемы, а общая конституция человеческого организма [31; 21].

6 Е.А. Климов пишет «Вообще говоря, под индивидуальным стилем следовало бы понимать всю систему отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленных особенностями его личности Но мы сознательно ограничиваем свою задачу и в дальнейшем без специальных оговорок будем рассматривать лишь те особенности стиля деятельности, которые обусловлены какими-либо типологическими свойствами нервной системы» [12; 43].

7 Б. Ф. Ломов отмечает, что выделение содержательной и динамической сторон в психике человека является условным, как и любое дихотомическое деление [19; 380].

8 Следует отметить, что на проведенном в марте 1985 г. Московским Дворцом пионеров конкурсе литературно-творческих работ школьников Москвы учащиеся класса, в котором проводят формирующий эксперимент указанные исследователи, заняли первое место и получили первую премию.

9 Мы здесь не останавливаемся на соотношении понятий «способности» и «одаренность» Отметим только, что С.Л. Рубинштейн в данном случае употребляет понятие «одаренность» как тождественное понятию «способности», что само по себе является дискуссионным.

10 Особенности обобщения как проявления общих способностей характеризует целый ряд исследователей ([5], [23] и др.).

Источник:
Актуальные проблемы психологии
ТЕМАТИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ СПОСОБНОСТЕЙ Проблема способностей — одна из наиболее сложных в психологии. Не вызывает сомнения актуальность этой
http://www.voppsy.ru/issues/1986/863/863078.htm

Актуальные проблемы психологии

Предмет и задачи детской психологии. Актуальные проблемы современной детской психологии

Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Особенно интенсивно человек развивается в начале жизненного пути — с рождения до 18 лет, пока стремительно взрослеющий ребенок не окончит школу и не вступит во взрослую жизнь. В соответствующем разделе возрастной психологии выявляются закономерности и факты детского развития. Значит, детская психология изучает психическое развитие детей от рождения до 18 лет.

Предметом возрастной психологии является:

— количественные и качественные изменения в психике при переходе из одной возрастной группы в другую,

— уникальное для каждого возраста сочетание психологических и поведенческих особенностей.

— движущие силы, условия и законы психического развития человека.

1. Изучение психического развития на каждом возрастном этапе,

2. использование полученных знаний в воспитательно-образовательном процессе.

3. использование теоретической основы в практике психологической службы.

Проблемы современной детской психологии

1. Проблема влияния наследственности и среды на психику и поведение человека;

2. Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа?);

Проблема соотношения и выявления задатков и способностей;

Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка.

Структура психотерапии
Основные компоненты психотерапии — это распорядитель разговора – психолог или психиатр, то есть сам психотерапевт, клиент или клиенты, язык и стиль взаимодействия. И распорядитель, и участники могут одинаково выступать коммуникаторами и коммуникантами. Смысл и понимание доступны всем участникам коммуникационного процесса, если прилагают .

Особенности развития волевых качеств старших дошкольников
Дошкольный возраст – возраст возникновения воли как способности сознательно управлять своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. У ребенка в процессе воспитания и обучения под влиянием требований взрослых и сверстников формируется умение подчинять свои действия той или другой задаче, добиваться достижения цели, преодоле .

Методы нормализации состояния в постстрессовой ситуации
Стресс уже наступил. Теперь нам нужно сделать все возможное, чтобы снизить его негативные последствия. Предлагаемые способы можно разделить на две большие группы. 1. Работа с эмоциональной составляющей стресса: · релаксация: движение, ходьба, вкусная еда, ванна с успокаивающими травами и маслами, музыка, аутотренинг, массаж; · еще од .

Источник:
Актуальные проблемы психологии
Предмет и задачи детской психологии. Актуальные проблемы современной детской психологии Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни
http://www.psychologiaguide.ru/guides-472-1.html

Информационное письмо

Приглашаем вас принять участие в ежегодной Международной конференции Европейской Ассоциации психологии и права (EAPL), которая состоится в Санкт-Петербургском государственном университете с 24 по 27 июня 2014 года. Тема конференции: «Актуальные проблемы юридической психологии. Потерпевшие и свидетели: от научных исследований к эффективной практике». В рамках конференции наряду с основной тематикой предполагается обсудить актуальные научные и прикладные вопросы юридической психологии и права с участием ведущих европейских специалистов.

Ранняя регистрация для участия в конференции начинается 1 декабря 2013 года и заканчивается 1 февраля 2014 года. Тезисы объемом до 400 слов принимаются до 1 февраля 2014 года он-лайн на сайте конференции. Названия и тезисы докладов будут приниматься на английском языке. Для русскоязычных участников есть возможность в дополнение к английским тезисам представить их текст на русском языке. Само выступление на конференции может быть на русском языке. Оргкомитет оставляет за собой право отклонить тексты, не соответствующие тематике конференции или подготовленные не на должном научном уровне.

Уважаемые коллеги! Появилась программа конференции на сайте конференции.

Ссылка на он-лайн трансляции крупных мероприятий конференции: mms://live.pu.ru/online

Материалы пресс-службы СПбГУ с мероприятий конференции

Репортаж пресс-службы СПбГУ о пленарной лекции А.В. Шаболтас, посвященной истории развития юридической психологии в России.

Алексей Владимирович Кокурин, доцент Московского городского психолого-педагогического университета, выступил с докладом «Характеристики преступников, приговоренных к пожизненному заключению».

Детекция лжи: как выявить террористов и симулянтов (репортаж с секции, посвященной детекции лжи).

Исследования на тему ложных воспоминаний представили эксперты на Вагенааровском симпозиуме, прошедшем в СПбГУ в рамках конференции.

Об управлении рисками насилия рассказал профессор университетов Глазго (Великобритания) и Бергена (Норвегия) Дэвид Кук

О предварительной информации и принятии решений на месте преступлений: доклад Клэр ван ден Иден, аспирантки школы криминальных расследований Полицейской академии Нидерландов.

Источник:
Информационное письмо
Приглашаем вас принять участие в ежегодной Международной конференции Европейской Ассоциации психологии и права (EAPL), которая состоится в Санкт-Петербургском государственном университете с 24 по 27
http://www.psy.spbu.ru/scientific/sci-info/conference/jur

COMMENTS