Бурлачук психодиагностика

Бурлачук, Леонид Фокич

Академик Национальной академии педагогических наук Украины, заведующий кафедрой психодиагностики и клинической психологии факультета психологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. Автор множества работ по клинической психологии и психодиагностике. Автор популярного словаря-справочника по психологической диагностике. Президент ОО «Всеукраинская психодиагностическая ассоциация». C 2017 года президент ОО «Национальная психологическая ассоциация Украины», действительного члена Европейской федерации психологических ассоциаций.

Родился 1 января 1947 в Ленинграде, РСФСР. В 1970 году окончил психологическое отделение философского факультета Киевского государственного университета им. Т.Шевченко.

1970—1990 — ассистент, доцент кафедры социальной и педагогической психологии Киевского государственного университета им. Т.Шевченко

1990—1992 — заведующий кафедрой социальной и педагогической психологии Киевского государственного университета им. Т.Шевченко.

1992 — до наст. времени — заведующий созданной им кафедры психодиагностики и медицинской (с 2008 года клинической) психологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко.

2011 — 2012 — декан факультета психологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко.

Источник:
Бурлачук, Леонид Фокич
Академик Национальной академии педагогических наук Украины, заведующий кафедрой психодиагностики и клинической психологии факультета психологии Киевского национального университета имени
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D1%80%D0%BB%D0%B0%D1%87%D1%83%D0%BA,_%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B4_%D0%A4%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D1%87

Бурлачук Л

Леонид Фокич Бурлачук (1 января 1947, Ленинград, РСФСР) — известный психолог. Доктор психологических наук, профессор. Специалист в области медицинской психологии, психологии личности и психодиагностики.

Член-корреспондент Академии Педагогических Наук Украины, заведующий кафедрой психодиагностики и клинической психологии Киевского Национального университета имени Тараса Шевченко. Автор множества работ по клинической психологии и психодиагностике. Автор популярного словаря-справочника по психологической диагностике.

В 1970 году окончил психологическое отделение философского факультета Киевского государственного университета им. Т.Шевченко.

1970 — 1990 — ассистент, доцент кафедры социальной и педагогической психологии Киевского государственного университета им. Т.Шевченко.

1990 — 1992 — заведующий кафедрой социальной и педагогической психологии Киевского государственного университета им. Т.Шевченко.

1992 — заведующий созданной им кафедры психодиагностики и медицинской(с 2008 года клинической) психологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко.

Устойчивый интерес психологов к проективной диагностике сохраняется уже более полувека.

Различные проективные методики широко используются в практике исследования личности во всех областях современной психологии. С их помощью не только получают какие-либо знания о личности. Нередко они служат рабочим инструментом для проверки тех или иных теоретических положений.

О том месте, которое проективные методики занимают в современной психодиагностике, свидетельствуют регулярно проводимые в течение многих лет международные конгрессы, созданные во многих странах специальные научные институты и общества, публикуемые на разных языках периодические издания.

На основе метода Роршаха.

Обобщены результаты одного из первых в нашей стране исследований, посвященного проблеме изучения личности проективным методом Роршаха.

Особое внимание уделено критическому анализу зарубежных теорий о проекции и ее механизме, а также вопросам теоретического обоснования проективных методов.

В монографии содержится одно из наиболее полных в отечественной литературе описаний метода Роршаха, рассмотрены вопросы, связанные с изучением валидности и надежности этого метода.

Соавторы: И. А. Грабская, А. С. Кочарян

Данное учебное пособие для студентов высших учебных заведений, которые обучаются по специальностям «Психология» и «Социальная педагогика» признано одним из лучших среди поданных на конкурс, организованный Международным Фондом «Возрождение» в рамках программы «Трансформация гуманитарного образования в Украине».

В книге подробно рассматриваются история, предмет и методы этой важнейшей отрасли психологического знания. Доступно изложены вопросы, связанные с математико-статистическим обоснованием измерения индивидуальных различий и конструирования психологических тестов. Значительное место отводится как теоретическим, так и практическим проблемам измерения (тестирования) интеллекта и личностных особенностей.

Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология», аспирантов, а также специалистов, решающих диагностические задачи в своей повседневной деятельности.

В учебном пособии приводится общая характеристика жизненных ситуаций, раскрываются основные подходы к их анализу, а также некоторые распространенные ситуации, встречающиеся на жизненном пути личности.

Поведение рассматривается как результат личностно-ситуационного взаимодействия. Предлагается классификация стратегий поведения в жизненных ситуациях.

Соавтор: Кочарян А.С., Жидко М.Е.

Учебник посвящен анализу и современной интерпретации различных направлений психотерапии. Учебник предназначен для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «психология», представляет интерес для врачей и практикующих психотерапевтов.

Соавтор: С. М. Морозов

Приводятся около 200 терминов и понятий, а также наиболее распространенных методик психодиагностики, которые широко используются ныне в профессиональном отборе и расстановке кадров, для контроля психического развития личности и оптимизации обучения, прогнозирования социального поведения, изучения личности в медицинских и экспертных целях. Особую актуальность приобретает широкое внедрение психодиагностических методов в сферу образования.

Для психологов, медиков, специалистов по профотбору и профориентации, педагогов, всех интересующихся вопросами исследования индивидуально-психологических качеств человека.

Источник:
Бурлачук Л
Леонид Фокич Бурлачук (1 января 1947, Ленинград, РСФСР) — известный психолог. Доктор психологических наук, профессор. Специалист в области медицинской психологии, психологии личности и
http://www.koob.ru/burlachuk_morozov/

Бурлачук психодиагностика

К 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Л.Ф. БУРЛАЧУКА

1 января 2007 г. исполняется 60 лет Леониду Фокичу Бурлачуку — доктору психологических наук, профессору, члену-корреспонденту АПН Украины, заведующему кафедрой психодиагностики и медицинской психологии Киевского национального университета им. Тараса Шевченко.

Л.Ф. Бурлачук родился в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), несколько лет учился сначала в Ленинградском, а затем — в Киевском университете на философском факультете, который окончил в 1970 г. В том же году он стал преподавать там, связав свою профессиональную деятельность с Киевским национальным университетом.

Начальный этап научных исследований Л.Ф. Бурлачука был направлен на изучение личности больных, страдающих психическими заболеваниями. Он одним из первых в стране использовал проективную технику для диагностики личности больных, психологические тесты, которые в то время вызывали множество дискуссий. Посвященную этой проблеме кандидатскую диссертацию Л.Ф. Бурлачук защищал в своем родном городе в Ленинградском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева (1975). Проблемы клинической психодиагностики, которые Л.Ф. Бурлачук разрабатывал в течение многих лет, остаются центральными в его исследованиях. На основе этих исследований созданы учебные курсы и спецкурсы, читаемые им в Киевском университете, публикуются статьи и монографии.

Во второй половине 1980-х гг. Л.Ф. Бурлачук стал активно заниматься разработкой методологических проблем психодиагностики, уделяя значительное внимание понятийному аппарату психодиагностики. В тот период стали закладываться основы концепции, названной им «теорией измеренной индивидуальности». Эти исследования были обобщены в его докторской диссертации на тему «Психодиагностика: понятийный аппарат и методы исследования», которая была защищена в Киевском университете (1990).

В 1990–1992 гг. Л.Ф. Бурлачук возглавлял кафедру социальной и педагогической психологии. С 1992 г. по настоящее время он заведует созданной по его инициативе кафедрой психодиагностики и медицинской психологии.

Научные интересы Л.Ф. Бурлачука многогранны: проблемы психодиагностики, психологии личности, военной психологии, психологии ситуаций, психотерапии. Эти исследования отображены в более чем 200 научных работах, среди которых такие широко известные, как «Исследование личности в клинической психологии» (1979), «Словарь-справочник по психологической диагностике» (1989, 2-е изд. — 1999, 3-е изд. — 2006), «Введение в проективную психологию» (1997), «Психология жизненных ситуаций» (1998), «Психотерапия. Учебник для вузов» (2003), «Психодиагностика. Учебник для вузов» (2006) и многие другие.

Значительное место в научной деятельности Л.Ф. Бурлачука занимает подготовка научных кадров. С 1991 по 2005 г. он возглавлял в Киевском университете специализированный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций в области психологии. Под его руководством подготовлено 37 кандидатских и четыре докторские диссертации.

Л.Ф. Бурлачук ведет большую общественную работу. Он — председатель Научно-методической комиссии по психологии при Министерстве науки и образования Украины (с 1993 г.), член редакционных советов многих украинских и зарубежных периодических изданий.

Л.Ф. Бурлачук имеет широкие международные контакты. Он является координатором и активным участником международных образовательных и научных проектов (TEMPUS-TACIS, INTAS и др.). Многократно представлял украинскую психологическую науку за рубежом как участник международных конференций, симпозиумов и съездов психологов.

Преподаватели и студенты факультета социологии и психологии Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, многочисленные друзья и коллеги Леонида Фокича сердечно поздравляют юбиляра со славной датой и желают ему здоровья, сил, бодрости и благополучия.

Источник:
Бурлачук психодиагностика
К 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Л.Ф. БУРЛАЧУКА 1 января 2007 г. исполняется 60 лет Леониду Фокичу Бурлачуку — доктору психологических наук, профессору, члену-корреспонденту АПН Украины,
http://www.voppsy.ru/ubiley/ubiBur.htm

Бурлачук психодиагностика

УЧЕБНИК НОВОГО ВЕКА Л.Ф.БУРЛАЧУК

Учебник для вузов

по классическому университетскому образованию

и специальностям психологии

осуществляется при поддержке Министерства образования РФ

эБК 88.492я7 /ДК 159.9.072(075) Б91

Б91 Психодиагностика: Учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. — СПб.: Питер, 2003. — 351 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»).

Первый в СНГ учебник по психологической диагностике написан одним из известных и ведущих не только сегодня, но и в доперестроечное время специалистов в этой области. В книге подробно рассматриваются история, предмет и методы этой важнейшей отрасли психологического знания. Доступно изложены вопросы, связанные с математико-статистическим обоснованием измерения индивидуальных различий и конструирования психологических тестов. Значительное место отводится как теоретическим, так и практическим проблемам измерения (тестирования) интеллекта и личностных особенностей. Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология», аспирантов, а также специалистов, решающих диагностические задачи в своей повседневной деятельности.

ББК 88.492я7 УДК 159.9.072(075)

ISBN 5-94723-045-3 . © ЗАО Издательский дом «Питер», 2003

Предыстория психодиагностики 8

Истоки психодиагностики как науки. Психологическое
тестирование 12

1.2.1. Френсис Гальтон и измерение индивидуальных

.. 1^1.2.2. Умственные тесты Дж. Кеттелла 17

Вклад А. Бине в измерение интеллекта 19

Чарльз Спирмен и структура интеллекта 24

1.3. Психодиагностика в XX в 26

1.3.1. Развитие психодиагностики в период с 1901 г.

до конца 1920-х гг 26

Развитие психодиагностики с 1930 по 1939 гг 39

Развитие психодиагностики в 1940-е гг 50

Развитие психодиагностики в 1950-е гг 56

Развитие психодиагностики в 1960-е гг 63

Развитие психодиагностики в 1970-е гг 69

Развитие психодиагностики в 1980-е гг 73

Развитие психодиагностики в 1990-е гг 77

Тестирование вобразовании 81

Психодиагностика в дореволюционной России и в СССР . 84

Понятие психодиагностики 99

Предмет и структура психодиагностики 101

Психодиагностика и смежные направления
исследований 105

Психодиагностика и дифференциальная психология .. 105

Психодиагностика и психометрия 106

Психодиагностика и психологическая оценка 107

2.4. Психодиагностический метод

и диагностические подходы 108

2.5. Тест как основной инструмент психодиагностики 112

Понятие теста. Виды тестов 113

Компьютеризированные и компьютерные тесты 114

Об «объективных» тестах личности 120

Адаптация зарубежных тестов 124

Психологический диагноз 126

О диагностике черт личности

и «измеренной индивидуальности» 131

2.8. Психодиагностический процесс 139

Этап сбора данных 139

Этап переработки и интерпретации 141

Этап принятия решения 143

2.9. Этика психодиагностического обследования 147

Глава 3 Психометрические основы психодиагностики: основные этапы конструирования теста

Определение количества заданий (спецификация теста). 151

Разработка заданий 153

Оформление теста 156

Пилотажное исследование 157

3.5 Анализ заданий 158

Определение надежности теста 161

Факторный анализ 162

Валидность теста 166

Стандартизация теста 167

Подходы к определению интеллекта 178

Тесты для измерения интеллекта, их виды 181

Структура интеллекта 182

Иерархические теории структуры интеллекта 182

Модель интеллекта по Терстоуну 184

Модель интеллекта по Гилфорду 186

Модель интеллекта по Айзенку 188

Модель интеллекта по Кеттеллу 189

Модель интеллекта по Стернбергу 192

Концепция генерального фактора: вчера и сегодня 195

Распределение тестовых оценок интеллекта 196

Интеллект и наследственность 197

Интеллект и биологическая среда 209

Интеллект и половые различия 211

Интеллект и питание 212

Интеллект и социокультурная среда 215

Различия в интеллекте, обусловленные возрастом 223

Различия в интеллекте, обусловленные числом детей

в семье и очередностью их рождения 231

Интеллект: предпосылки и детерминанты 237

Интеллект и личность 248

Виды опросников, формы вопросов и представления
результатов 255

Проблема достоверности личностных опросников.

Факторы, детерминирующие ответы на вопросы 258

5.2.1. Фальсификация и установки на ответы 258

Понимание вопросов и изменчивость ответов 262

Психометрический парадокс 265

Обобщенный анализ факторов, детерминирующих
ответ 267

5.3. Личностные опросники и теории личности 276

Предыстория проективной диагностики 285

Проекция: от феномена к принципу исследования 287

Проекция как психологический феномен 287

Проективная гипотеза и проективные методики,

6.2.3.Роль стимула в проективных методиках 295

6.3. Теоретическое обоснование проективного подхода

к диагностике личности 299

Бессознательное и проективные методики 308

Проективные методики или «объективные тесты»? 315

О разработке проективных методик 318

Предлагаемый вниманию читателя учебник по психодиагностике — результат моего давнего интереса к этому направлению психологических исследований. Его юявлению предшествовали статьи и книги, посвященные «открытию» этой науки для тогда не вполне искушенных в ней психологов 1 , опыту работы с некоторыми методиками 2 и, наконец, попыткам конструирования системы психодиагностического знания 3 . Не следует сбрасывать со счетов и многолетний опыт преподавания как общего курса психодиагностики, так и спецкурсов по ее отдельным проблемам в учебных заведениях Украины, России и Белоруссии.

Также хотелось бы сказать несколько слов о некоторых особенностях данного учебника. Во-первых, я долго не мог принять решение о том, помещать ли в текст книги описание соответствующих тестов в тех главах и разделах, в которых о них идет речь. Обычно достаточно полное описание тестов (во всяком случае, важнейших из них) присутствует в любом зарубежном руководстве по психодиагностике. С одной стороны, подробное знакомство с тестами уместно в контексте рассматриваемых проблем психодиагностики и могло бы облегчить читателю понимание ряда вопросов. С другой стороны, в отечественной литературе наиболее

1 Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика интеллекта и личности. — Киев: Вища школа, 1979.

2 См. напр.: Бурлачук Л. Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Рор-
шаха). — Киев: Здоров’я, 1979; Бурлачук Л. Ф., Духневич В. Н. Исследование надежности опросни
ка Р. Кеттелла 16 PF // Психологический журнал. — 2000. — Т. 21. — № 5.

3 Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. К построению теории «измеренной индивидуальности» в психоди
агностике // Вопросы психологии. — 1994. — № 5; Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справоч
ник по психодиагностике. — СПб.: Питер, 2001.

известные зарубежные тесты неоднократно описаны, в том числе и автором этих строк. В итоге было принято решение о том, что описание тестов не включается в учебник, а для более детального их рассмотрения читатель может обратиться к ранее опубликованному «Словарю-справочнику по психодиагностике» (СПб., Питер, 2001).

Во-вторых, обычно авторы учебников, и это правильно, стараются избегать дискуссий, полемики. Мне это удалось не в полной мере, ибо процесс окончательного оформления психодиагностики в самостоятельную ветвь психологического знания еще нельзя признать завершенным.

Передавая на суд читателя первый на «постсоветском пространстве» учебник по психодиагностике, я считаю своим долгом выразить глубокую благодарность своим многочисленным студентам, аспирантам и слушателям, благожелательное отношение которых, их вопросы, а иногда возражения и недоумение способствовали работе над этой книгой. Я также не могу не сказать о своей признательности сотрудникам редакции психологической литературы Издательского дома «Питер» за неизменно дружелюбное и уважительное отношение ко мне и моей работе над этим учебником.

Я буду рад всем замечаниям и пожеланиям читателей, которые могут для этого воспользоваться электронной почтой или заглянуть на мой Web-сайт:

Л. Бурлачук Киев, 2002 г.

Люди рождаются не слишком похожими друг на друга, их природа бывает различна, да и способности к тому или иному делу также. Поэтому можно сделать все в большем количестве лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам.

Жизнь — это серии тестов.

Многолетняя традиция написания учебников и учебных пособий обязывает автора начинать с разъяснения предмета той науки, основные достижения и проблемы которой он желает раскрыть читателю. Это вполне оправдано для тех областей науки, в которых в той или иной степени разработан понятийно-категориальный аппарат, сложились относительно устойчивые представления о предмете и методе. В мировой психодиагностике, а уж тем более в отечественной, по день нынешний происходит то, что можно уподобить процессу кристаллизации, несмотря на общепризнанность самостоятельности, независимости этого направления исследований. Исходя из сказанного, а также будучи уверенным в том, что этот учебник по психодиагностике отнюдь не первая книга по психологии, оказавшаяся в руках читателя, постараемся подойти к пониманию предмета (и метода) этой науки через ее историю.

1.1. Предыстория психодиагностики

Ни одна наука не возникает внезапно, на пустом месте. Еще задолго до ее появления образуется совокупность идей, представлений и суждений, основанных на вековом человеческом опыте познания себя самого и окружающего мира. Концентрация тех знаний, которые позднее вобрала в себя психодиагностика, происходила во многих сферах человеческой жизнедеятельности.

Глава 1. История психодиагностики. Введение 9

Предпосылки психодиагностики как науки заложены в объективно существующих между людьми индивидуальных различиях, выделять и учитывать которые необходимо было даже нашим далеким предкам. Ведь для проведения, скажем, успешной охоты на крупного зверя требовалось известное распределение обязанностей между ее участниками исходя из их физических (и не только!) возможностей.

В Библии отражены способы диагностики по особенностям поведения. В Книге Судей Бог советует полководцу Гедеону (Кн. Судей, 7:5-7), как нужно отбирать воинов для битвы:

Он привел народ к воде. И сказал Господь Гедеону: кто будет лакать воду языком
своим, как лакает пес, того ставь особо, также и тех всех, которые будут наклоняться на
колени свои и пить.

И было число лакавших ртом своим с руки триста человек; весь же остальной на
род наклонялся на колени свои пить воду.

И сказал Господь Гедеону: тремя стами лакавших Я спасу вас.

С давних времен люди пытаются создать упорядоченную систему для описания множества индивидуальных проявлений. Из античной эпохи до нас дошла работа Теофраста «Характеры» (372-287 гг. до н. э.), в которой описываются «типы», т. е. присущие некоторому множеству людей формы проявления личностных особенностей. Образно и лаконично представлены типы «скупого», «лгуна», «хвастуна» и др. Такие типологии выполняли диагностическую функцию, позволяя относить того или иного человека, в зависимости от его характерных черт, к определенному типу и в конечном счете прогнозировать его поведение.

Различные типологии, разрабатывающиеся с древних времен, несомненно, сыграли свою роль в появлении научной психодиагностики, путь развития которой: от типов темперамента Гиппократа — к Галену, который наделяет их нравственными характеристиками; затем — к Канту, стремившемуся отделить свойства темперамента от других психических особенностей; и наконец — к таким современным типологиям, которые разрабатывались Павловым, Кречмером, Шелдоном и другими исследователями.

История древних цивилизаций представляет нам немало свидетельств использования разнообразных, порой весьма изощренных, способов обнаружения индивидуальных различий. Так, в Древнем Китае за 2200 лет до нашей эры уделялось значительное внимание вопросам отбора чиновников. Созданная в то время система отбора охватывала разные «способности» — от умения писать и считать до особенностей поведения в быту. Эти «тесты» совершенствовались на протяжении нескольких столетий.

Хорошо известно, что разного рода испытания широко практиковались в Древней Греции, Спарте, рабовладельческом Риме. В 413 г. до н. э. примерно 7000 уцелевших солдат Афинской армии, потерпевшей поражение на Сицилии, были брошены в каменные карьеры возле Сиракуз: для многих из них жизнь и освобождение из плена зависели от их способности повторить стихи Еврипида.

Приведем еще один пример, относящийся к Древней Греции. Выдающийся философ и математик того времени Пифагор в основанную им школу допускал лишь тех, кто прошел через череду сложных испытаний. Он придавал особое зна-

Глава 1. История психодиагностики. Введение

;ние смеху и походке, полагая, что они отражают характер человека. Желающий шться у Пифагора попадал (разумеется, не случайно) в разные экстремальные гтуации. Он должен был продемонстрировать присутствие духа, достоинство ночью в страшной пещере, и выставленный на всеобщее осмеяние.

Таким образом, стремление к обнаружению и учету индивидуальных различий истории человечества прослеживается с незапамятных времен. Конечно, не все здивидуальные различия (например, физические, физиологические) изучают-[ психологической наукой. Предметом ее интереса являются в первую очередь адивидуально-психологические различия. Разумеется, будет явным преувели-:нием сказать, что в столь отдаленные от нас времена индивидуально-психоло-1ческие качества служили основой отбора людей для той или иной деятельно-:и. Однако, как ни парадоксально это звучит, именно тогда реализовался цело—ный подход, к которому мы стремимся и которого не можем достичь сегодня, губоко «увязнув», например, в анализе взаимодействия физиологического и пси-элогического. Вместе с тем нельзя забывать о том, что эта целостность была след-гвием несовершенства знания о человеке.

Индивидуально-психологические различия были как бы равны всем прочим азличиям и, взятые вместе, выступали основой для определения, скажем, при->дности к государственной деятельности или обучению. Кстати, как увидим да-;е, известная рядоположенность разного уровня проявлений индивидуальности зализовалась и в первых тестах, предложенных основателями научной психоди-‘ностики Ф. Гальтоном и Дж. Кеттеллом (о них см. ниже).

Надо «. отдавать предпочтение самым надежным, мужественным и по возможности самым благообразным; но, кроме того, надо отыскивать не только людей благородных и строгого нрава, но и обладающих также свойствами, подходящими для такого воспитания .У них, друг мой, должна быть острая восприимчивость к наукам и быстрая сообразительность. Надо искать человека с хорошей памятью, несокрушимо твердого и во всех отношениях трудолюбивого». 1

Так отвечает Сократ на вопрос о том, каких правителей нужно выбирать для эго, чтобы государство было могущественным и процветающим.

Вероятно, первым человеком, разработавшим нечто близкое тесту для измере-ия ума, был испанский ученый Хуан Хуарт (1530-1589). Его книга, Ехатеп de igenios, изданная в 1575 г., посвящена выявлению дарований у детей. Впослед-гвии эта книга переиздавалась 27 раз на разных европейских языках и латыни, лавными t:змерениями, индивидуальными различиями, которыми интересовал-я Хуарт, были понимание, память и воображение.

Ближе к нашему времени, в конце XIX — начале XX в. широкую известность риобретают такие «науки», как френология, физиогномика, графология. Заслу-:ивают они упоминания здесь потому, что объединяет их поиск средств диагно-гики индивидуальных особенностей личности. В качестве примера достаточно ослаться на френологические изыскания, инициатором которых был австрий-кий анатом Ф. Галль.

Платон. Соч.: В 3 т. — М.: Мысль, 1971. — Т. 3. — С. 347.

Глава 1. История психодиагностики. Введение 11

Родилась в 1908 г. в Нью-Йорке. В 1924 г. поступила в Барнард-колледж, где через четыре года получила степень бакалавра. С 1928 г. — доктор философии (Колумбийский университет). Работала в Барнард-колледже, затем — в Нью-Йорке. Профессор психологии Высшей школы искусств и наук Фордхэмского университета. Президент Американской психологической ассоциации (1971). Для нескольких поколений психологов имя Анастази — своего рода синоним психологического тестирования. Ее книги знают все студенты, изучающие психодиагностику. Неоднократно переизданное «Психологическое тестирование» переведено на многие языки мира, в том числе на русский.

Источник:
Бурлачук психодиагностика
Первый в СНГ учебник по психологической диагностике написан одним из известных и ведущих не только сегодня, но и в доперестроечное время специалистов в этой области.
http://refdb.ru/look/2414286.html

COMMENTS