Детская психология

Баранова Э

Баранова Эльвира Авксентьевна (3 января 1959, Чебоксары) — педагог, доктор психологических наук.

Окончила Чебоксарское педагогическое училище, дошкольное отделение факультета начальных классов ЧГПИ им. И.Я. Яковлева по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)», аспирантуру при кафедре детской психологии Нижегородского ГПУ.

С 1992 года Э.А. Баранова работает в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева: доцентом, зав. кафедрой детской психологии, научным сотрудником, с 2007 года заведует кафедрой возрастной и специальной психологии. Преподает учебные дисциплины: «Методы психологических исследований», «Методология и методика психолого-педагогических исследований», «Детская психология». Научные интересы связаны с изучением познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста и выявлением оптимальных условий ее формирования.

Награждена Почетной грамотой Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Министерства образования Чувашской Республики и Интеллектуально-творческого общества молодежи Чувашской Республики; Почетной грамотой Министерства образования Чувашской Республики; Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.

В книге «Введение в детскую психологию» освещены общие вопросы и отдельные теоретические проблемы детской психологии.

Существенное внимание уделено ряду дискуссионных проблем: биологического и социального в психике человека, обучения и психического развития, классификации возрастных периодов. Теоретический материал сопровождается фактологической информацией — наблюдениями психологов, примерами из истории, из реальной жизни.

Источник:
Баранова Э
Баранова Эльвира Авксентьевна (3 января 1959, Чебоксары) — педагог, доктор психологических наук. Окончила Чебоксарское педагогическое училище, дошкольное отделение факультета начальных классов
http://www.koob.ru/baranova/

Детская психология

Детской психологией считается тот раздел психологии развития и возрастной психологии, который исследует закономерности, наблюдаемые в детях при их психическом развитии. Ученые, изучающие данный психологический раздел, анализируют причины, продвигающие процесс развития ребенка, и условия, способствующие этому развитию в области некоторых процессов психики. Кроме рассмотрения вышеупомянутых процессов, детские психологи изучают и типы деятельности ребенка, которые в данном развитии могут формироваться. пиар группы вконтакте

Профессиональные психологи, исследующие особенности детского развития, изучают все сферы деятельности детей, согласно возрастным этапам, уделяя внимание их эмоциональности, интеллекту, психологии поведения.

Практическая психология при этом большую роль отводит семейному психологу, как специалисту, знающему толк в воспитании детей. Так как родители являются непосредственными воспитателями собственного чада, а роль семьи в психологии личности, формировании сознания и мировоззрения ребенка не оспорима.

Появившись на свет, малыш сразу начинает познавать мир через ощущения и восприятия. Немногим позже он получает эмоции. Взрослому человеку удивительно наблюдать, как младенец испытывает страх, недовольство, удивление, радость. Это абсолютно чистые и очень сильные эмоции, которые остаются потом с человеком навсегда.

Мы знаем, что семейные факторы отражаются на развитии психики ребенка, но не можем также отрицать и того, что коммуникация ребенка складывается и из его отношений со сверстниками, родными, близкими, соседями и т.д. Ребенок растет, а вместе с ним растут и его потребности. Наблюдая за развитием своего малыша родители сами становятся психологами- практиками, если они хорошие родители, конечно. Потому что им приходится изучать поведение своего ребенка, оценивать его, делать выводы и необходимые корректировки, если что-то не нравится. Иначе ребенок растет, как дикий цветок, а потом, во взрослом поведении, мы удивляемся, откуда в человеке что взялось.

Психология отношений между детьми-сверстниками заслуживает особенного внимания, ведь таким образом формируется их набор социальных ролей, которые в будущем повторятся в тех же видах моделей поведения. Это можно назвать социальной психологией в определенном смысле.

Когда мы наблюдаем рядом двух младенцев, можем с уверенностью сказать, что им нет никакого дела друг до друга. Но едва они подрастают, со стороны становится заметным, что они хватают одну и ту же игрушку и начинают обращать внимания, что рядом с ними есть кто-то еще. Двухлетние малыши еще играют сами по себе, а уже чем они становятся старше, тем более начинают заинтересовываться совместной игрой.

Хороший психолог заверит вас, что в пятилетнем возрасте дети с удовольствием участвуют в совместной деятельности. В детском саду можно пронаблюдать, что детишки этого возраста меньше половины времени играют сами по себе, а большую часть проводят за игрой в группках человек по пять. Это уже явная социальная заинтересованность, ориентирование ребенка на окружающий мир. Естественно, что дальше и игры становятся сложнее и социальные роли углубляются.

Психология жизни складывается у нас с детства. Будучи дошкольниками, дети начинают участвовать в конкуренции, так как возникает потребность сравнивать. Отсюда и детские ссоры, слезы и драки. Идет становление характера. Одни малыши выбирают позицию слабого, бегая с жалобами к старшим, другие дети предпочитают добиваться своего силой, и это тоже формирование поведенческой позиции. С возрастом конфликты становятся все более изощренными, а обиды – более глубокими и долгими.

Психология человека строится с годами. Дружеские отношения носят все более осмысленный и серьезный характер. Если у одиннадцатилетних мальчишек и девчонок понятие лучшего друга малоустойчиво, в этой роли могут оказываться разные сверстники, буквально каждую неделю – новый друг. То старшеклассники относятся к дружбе гораздо серьезнее и берегут дружеские отношения.

Согласно диагностике психологов, сегодня одной из самых больших проблем социальной сферы является формирование в обществе негативных установок, включая расовые предрассудки, куда вынуждены быть включенными и наши дети. Ребенок из семьи, где национальные негативные фильтры окружающих особенно ярки, усваивают подобный негатив в детстве и закрепляют в юношестве.

Такие же установки закладываются в детстве относительно психологии женщин и психологии мужчин. В семье, где отношение к женщине потребительское, ребенок с детства закладывает в собственном сознании и подсознании подобные взгляды, которые в будущем будут являться для него базой для построения семейных отношений. А там, где женщина привыкла подчиняться мужчине, ребенок будет выбирать такую же модель поведения и в собственной семье, когда повзрослеет. А если дети видят в своих родителях ежедневную ложь и фальшь, в них начинается собственное формирование психологии лжи.

Родители не напрасно волнуются за своих чад, ведь не ровен час упустишь что-то важное, а потом выяснится, что это оказалось травмой для него на всю жизнь. Нередко в связи с этим мамочки обращаются за помощью психолога в самых разнообразных случаях.

Онлайн психология содержит, например, такие вопросы психологам, как «что делать, чтобы помочь ребенку правильно сформировать его речь до трехлетнего возраста», или «как определить нормальность веса подростка и его роста, и как правильно при этом питаться, какие выполнять полезные упражнения для гармонии веса и роста, какой режим дня желательно соблюдать»

К консультации психолога приходят молодые родители, желающие выяснить пользу и вред различных ходунков или новомодных прыгунков. Нужен психолог и подросткам, у которых низкие родители, а им хочется быть высокими, сильными и красивыми. Родители подрастающего ребенка часто просят своих знакомых найти психолога, который помог бы им дать сыну или дочери информацию по вопросам секса, ведь самим сделать это подчас бывает очень сложно.

На сайт психолога часто поступают вопросы о проблемах ухода за зубами ребенка, начиная с проблем, когда у малыша режутся зубки, и заканчивая просьбами дать совет, как приучить ребенка чистить его молочные зубы. К услугам психолога прибегают в ситуациях выбора летнего отдыха в детском лагере, чтобы подобрать место по его интересам и полезности. Психологи онлайн освещают и проблему детского воровства, являющейся очень острой, неприятной, подвергающей панике родителей такого ребенка. Родители могут узнать, почему с их ребенком случилось такое, и получить совет о том, как исправить ситуацию.

Бьют тревогу и родители, у которых ребенок оказался левшой, и таких тоже немало. Волнуются и ищут поддержки мамы, у которых малыш вдруг стал ругаться матом, вернувшись из детского сада или с прогулки. А некоторые заботливые родители просто хотят побольше узнать, как развивать своего сына или дочь.

Детская психология содержит в себе очень много волнующих вопросов, на которые вы также можете получить ответы и у наших экспертов, готовых помочь вам своими советами и рекомендациями.

Источник:
Детская психология
Другой мир
http://spirituality-life.ru/view_article/564

Детская психология

Этот сайт посвящен психологии развития ребенка и детской психологии. Он создан специально для родителей и всех людей кто интересуется особенностями развития детей и их воспитанием.
В статьях Вы найдете массу полезной информации о том как построить нормальные отношения с ними, и как поправить отношения, если они совсем зашли в тупик.

Обзор книги психотерапевтических историй для детей Жила была девочка, похожая на тебя. . В книге рассказано о том, как использовать сказки и истории для воспитания ребенка. И приведены примеры таких историй.

НЛП в воспитании ребенка: несколько советов от специалиста по НЛП. Хитрости, которые может использовать любой родитель, который готов ради блага ребенка пойти на небольшие жертвы.

О сказкотерапии и психотерапевтических историях Метафоры и сказки : методы НЛП для решения детских проблем . Читайте о том, как в сказках применять методы НЛП для решения детских проблем.

Методы дрессировки в воспитании: Метод кнута и пряника, или оперантное научение . Все мы кого-то дрессируем: хозяева — собак, кошки — хозяев, наставники — учеников, родители — детей, и все люди — сами себя. Часто даже не замечая этого.

Краткое описание методики Сергея Горда Методика коррекции заикания у детей 4-7 лет. Как помочь ребенку справиться с заиканием.

Если ребенок заикается — логоневроз у детей Что такое заикание. Проявление заикания : как, когда, в каком виде. Причины появления заикания : психические, соматические. Лечение заикания : кто лечит и как . Что делать родителям заикающегося ребенка. Как вылечить заикание у ребёнка.

Огромной проблемой в наше время стало Ожирение у детей. Читайте о том, что такое ожирение у детей: причины возникновения у детей разного возраста, способы диагностики и лечения в зависимости от возраста ребенка и степени ожирения.

Еще раз о популярном : «У меня просто кость тяжелая » — сколько на самом деле весил скелет человека. Развенчиваем миф о том, что вес костей влияет на массу тела настолько, что этом может стать оправдание избыточного веса.

Диагностика уровня гормона роста (СТГ и ИФР). Диагностика и лечение дефицита гормона роста у детей. Диагностика резистентности к СТГ . Применение рекомбинантного(синтетического) гормона роста для лечения карликовости у детей до 14 лет.

Огромные возможности в детском развитии предоставляет простая раскраска. Раскрашивая различные по форме предметы, дети пополняют свои знания об окружающем мире, знакомятся с цветовым спектром, развивают мелкую моторику.

Поделки из бумаги для детей и детcкие оригами способствуют развитию мелкой моторики и проявлению творческих способностей. А также позволяет ребенку развить такие качества как терпение, усидчивось и воображение.

По многочисленным просьбам читателей : Как развивать речь ребенка: от рождения до 3 лет. Здесь представлены рекомендации по развитию речи ребенка до года. Ведь, несмотря на то, что ребенок еще не умеет говорить, для него очень важно, чтобы Вы с ним разговаривали.

«Норма роста и веса — для подростков».
Что такое НОРМА роста и веса, и как ее определить? О чего зависит рост и вес в подростковом возрасте. Что делать тем, кто хочет вырасти: режим, питание, упражнения и другие советы.

«Детские ходунки и прыгунки: ЗА и ПРОТИВ».
Мнения о вреде и пользе ходунков и прыгунков диаметрально противоположные. Естественно, нельзя быть абсолютно категоричным, поэтому важно рассмотреть все плюсы и минусы.

«Как прибавить в росте и вырасти.».
Этот вопрос волнует очень многих подростков, и особенно тех, у кого невысокие родители. Для многих мужчин небольшой рост являлся и является серьезной проблемой.

«Капризничает? Значит, развивается!»
Дети растут скачками и каждый такой скачок — это время удивительных открытий для ребенка и «детский возрастной кризис» для родителей, ведь управляться с малышом становится труднее, чем обычно. Малыш становится плаксивым, рвется к маме.

«Что, как и когда говорить ребенку о сексе.».
Информировать ребенка в вопросах секса сегодня просто необходимо. Предупрежден – значит, вооружен и защищен. Но вопрос в том: как и когда предупреждать? .

Что делать, если ребенок потерялся? Ответственные родители должны предусмотреть подобную ситуацию и подготовить ребенка. Что должны знать малыши и их родители, чтобы не теряться, и как поступать, если ребенок все-таки потерялся читайте в статье «Я потерялся: для детей и родителей».

На Детском портале e-papa.ru завершился конкурс фотографий: «Дети и их любимцы». Победители получили призы, предоставленные компанией «Я Все Могу», которая занимается разработкой и распространением развивающих фильмов для детей. Подробности читайте в статье «Я все могу! – раннее развитие малыша».

В раздел «Азбука для родителей» добавлена новая статья «Когда режутся зубки». В ней рассмотрены такие темы как формирование зубов и челюстных костей, прорезывание молочных зубов, уход за ними, смена молочных зубов коренными, профилактика кариеса, правила и возможности профессионального ухода за зубами и многое другое.

Выбор летнего лагеря может оказаться сложной задачей. Прочитайте статью «Как выбрать детский лагерь или дом отдыха для ребенка» и выберете то, что будет интересно и полезно именно Вашему ребенку.

На нашем сайте открылся новый раздел «Вопросы и Ответы», в котором на вопросы родителей и воспитателей отвечает наш консультант, психотерапевт, кандидат психологических наук
Филякова Елена Геннадьевна.

Проблема детского воровства — одна из наиболее неприятных и пугающих. Столкнувшись с таким поведением своего ребенка родители часто впадают в панику. О том, почему ребенок ворует и как родители могут помочь малышу справитсья с этой проблемой можно узнать в статей «Что делать если ребенок ворует» в разделе, посвященном Проблемам развития.

Проблема левшества — одна из наиболее серьезных в педагогике. Группа леворуких детей настолько неоднородна, что трудно дать точные рекомендации по обучению. Как помочь этим детям в изучении математики, вы узнаете из цикла статей «Леворукие дети и математика» в разделе, посвященном Левшам.

Что делать, если ваш малыш впервые использовал нецензурную лексику? О том, почему ребенок ругается матом, кто в этом виноват в том что дети матерятся, и что в этом случае делать родителям, можно прочитать в статье «Если ребенок ругается матом.» в разделе Развитие речи.

О том, как формируется речь ребенка в раннем возрасте и что необходимо для того, чтобы обеспечить своевременное и полноценное развитие речи маленького ребенка, можно прочитать в разделе «Развитие речи». Ведь с помощью слова мы выражаем свои мысли, а это — основное условие успешного обучения.

Тесты для детей — новый раздел, в котором представлены специально адаптированные детские тесты, которые помогут понять своего ребенка и узнать, чем он живет, чем дышит, о чем думает, о чем мечтает. Там же можно найти тесты для родителей.

Конфликтные ситуации неизбежны в любом коллективе, а тем более в семье, и в одном случае дело заканчивается открытым противостоянием или скандалом, в другом — затаенной злобой или невысказанной обидой. Как же разрешать конфликтные ситуации?

Азбука для родителей расскажет вкратце и доступным языком обо всем начиная с того как относиться к детской агрессивности и заканчивая о тем как научить ребенка спокойно ложиться спать.

Отдельный раздел посвящен развивающей работе с детьми: в какие игры играть, какие игрушки лучше выбирать, как развивать эмоциональную и интеллектуальную сферу ребенка и многое другое.

В разделе Тесты можно найти тесты для определения уровня развития дошкольников, методики исследования развития познавательных процессов и другие методики определения психологических свойств и состояний личности ребенка.

Также здесь Вы найдете информацию об особенностях развития детей и о возможных проблемах.

Итак, что же мы хотим решить:

разработка периодизации психического развития, отвечающей современному состоянию общества;

изучение индивидуальных вариантов развития личности, в том числе потенциала развития личности и средств его осуществления;

изучение особенностей возрастных кризисов психического развития;

изучение роли семьи, образовательных учреждений и других сфер жизни в развитии личности;

исследование причин и психологических механизмов различного рода трудностей в развитии, в том числе выявление условий, обеспечивающих преодоление таких жизненных преград как зависимости, неврозы, депривации и т.п.

Источник:
Детская психология
Возрастная психология, детская психология и воспитание детей статьи специально для родителей не требующие психологиченской подготовки и знаний по возрастной психологии, детской психологии. Новости психологии и воспитание детей
http://www.child-psy.ru/#

Мир Психологии

Детская психология (англ. child psychology) — отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребенка. Имеет ряд общих проблем с педагогической психологией, теснейшим образом связана с педагогикой, а также с возрастной морфологией и физиологией, особенно с физиологией высшей нервной деятельности.

Исследования в области Детской психологии имеют важное значение для педагогической практики, поскольку знание условий и закономерностей психического развития ребенка необходимо для эффективного управления этим процессом в соответствии с целями обучения и воспитания.

Предметом изучения детской психологии являются условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики, развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), формирования различных типов деятельности ребенка (игра, труд, учение; см . Деятельность детская), качеств его личности, а также возрастные и индивидуальные особенности детей.

детская психология использует методы исследования, разработанные в общей психологии, но характер их применения меняется в зависимости от специфики задач детская психология и возраста испытуемых.

При изучении возрастных особенностей личности ребенка проводятся т.н. поперечные и продольные исследования. В 1-м случае один и тот же психический процесс исследуется одновременно у детей разных возрастных групп. Во 2-м осуществляется длительное, многолетнее изучение психологических особенностей одних и тех же детей. Это позволяет, в частности, проследить общий ход развития их психики. ( См . Лонгитюдное исследование, Стратегия изучения психического развития.) Д. п. разрабатывает стандартизованные методы психологической диагностики, позволяющие устанавливать уровень развития психических процессов и свойств, характерный для каждого возрастного этапа.

Оформление детская психология как самостоятельной области знания началось в середине XIX в. под влиянием запросов педагогической практики, в связи с разработкой объективных методов психологических исследований. В конце XIX — нач. XX в. в Д. п. произошел переход от накопления эмпирического материала в виде дневниковых записей к созданию обобщающих работ о психическом развитии ребенка (В. Штерн, К. Коффка, К. Бюлер, А. Бине, А. Гезелл и др.). В области Д. п. проводили исследования А. Валлон, Р. Заззо и др. (Франция), М. Вернон, О’Коннор и др. (Англия), С. Холл, Дж. Брунер, Г. Стивенсон и др. (США). Широкую известность получили исследования Ж. Пиаже и его сотрудников (Швейцария).

В России основы Д. п. были заложены в трудах И.М. Сеченова, К.Д. Ушинского. Существенный вклад в ее развитие внесли работы П.Ф. Каптерева, И.А. Сикорского, А.П. Нечаева, А.Ф. Лазурского, В.М. Бехтерева и др. Важнейшие идеи и положения по Д. п. были сформулированы в трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и др. Систематические исследования по психологии детей раннего возраста проводили Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, Н.М. Аксарина, М.И. Лисина, по психологии ребенка-дошкольника — А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.А. Люблинская, по психологии школьников — А.А. Смирнов, Г.С. Костюк, П.И. Зинченко, Н.А. Менчинская, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин и др.

детская психология решающее значение в психическом развитии ребенка придает усвоению им исторически сложившихся форм человеческой деятельности. В этом процессе дети приобретают соответствующие знания и умения: у них формируются фундаментальные способности и качества личности. созревание природных анатомофизиологических особенностей организма и н. с. ребенка — предпосылка его психического развития. Однако это созревание еще не определяет ни содержания, ни структуры формирующихся у ребенка специфически человеческих свойств и способностей (напр., речевого и музыкального слуха, логического мышления и т.п.).

Усвоение детьми общественного опыта происходит в форме активного осуществления различных видов деятельности. При овладении ребенком каждым видом деятельности наблюдается закономерный переход от усвоения внешних, материальных действий с предметами к выполнению внутренних, умственных действий, позволяющих ориентироваться в соответствующей области действительности. Ориентировочные компоненты целостной деятельности лежат в основе адекватных представлений и понятий ребенка о предметах окружающей действительности. По мере своего психического развития ребенок становится субъектом, способным самостоятельно действовать на основе сознательно поставленных целей ( см . Воля).

Педагогический опыт и специальные исследования позволили выделить в развитии ребенка след. возрастные периоды: младенческий возраст (от рождения до 1г.), ранний возраст (1-3г.), дошкольный возраст (3-6/7 лет), младший школьный возраст (6/7-10 лет), подростковый возраст (11/12-15 лет), ранний юношеский возраст (15-17/18 лет). См . Ведущая деятельность.

Психологический словарь. И. Кондаков

Детская психология

Словарь психиатрических терминов. И. Кондаков

Детская психология

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Детская психология — обычно употребляется как наиболее нейтральный общий термин для обозначения межотраслевой дисциплины, которая исследует ребенка любым из большого количества системных методов.

Конкретный подход, применяемый одним детским психологом, может резко отличиться от применяемого другим. внимание может быть сосредоточено на нормальном (адаптивном) или на патологическом; это может быть вспомогательное исследование или основное; оно может иметь отношение к мотивам и эмоциям, социализации, познанию, научению или вообще любому из процессов, изучаемых в психологии. Область фактически определяется и ограничивается только указанием возрастных границ; любые процессы, наблюдаемые в возрастном диапазоне от грудного до пубертатного периода, относятся к этой науке. См. развитие ребенка, психология развития.

Источник:
Мир Психологии
отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребенка
http://www.persev.ru/detskaya-psihologiya

COMMENTS