Есть ли смысл жизни

Есть ли смысл жизни

Неделя о Страшном суде. Весь смысл жизни была любовь, а есть ли во мне хоть капля любви?

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня Воскресенье о Страшном суде. Придет день, когда мы все встанем перед Богом, каждый из нас со своей жатвой, и, как говорит Книга Откровения, каждое царство и каждый народ с жатвой своей славы и своего позора.

В этот день время веры пройдет; потому что вера — это уверенность в вещах невидимых, а в тот день, в ослепительном сиянии славы Божией, мы уже будем видеть; мы будем видеть Бога, как Он видит нас, мы узнаем Его, как Он знает нас.

И время надежды пройдет, потому что надежда — это ожидание, а в тот день всё уже исполнится; это будет восьмой день, последний день становления; это будет первый день вечности.

И на этом пороге мы будем стоять; с чем мы предстанем?
Каков будет плод всей жизни, каждого из нас в отдельности, всех нас в нашей целокупности?
Не как толпы разобщенных личностей, но как живого тела людей, которые все были крещены во Христа, в единство, все призваны, силой Святого Духа, в Единородном Сыне Божием быть единородным сыном Божиим.
С чем мы предстанем тогда?
Когда вера и надежда пройдут, единственное, что останется, будет любовь.

И сегодняшняя притча говорит об этом; не столько об ужасе, о страхе, который, может, и охватит нас, сковав наши сердца, или наоборот, охватит, как огонь, в котором мы сгорим мгновенно.

Притча говорит о том предстоянии, когда мы увидим, что весь смысл жизни была любовь, и спросим себя: есть ли во мне хоть капля любви?
Принес ли я плод любви?
Притча не обещает, что мы будем оправданы, потому что говорили себе и другим, что верим в Бога, потому что называли себя учениками Христа.
Он Сам сказал: в тот день тех из нас, которые не жили евангельски, не были Его учениками во всей правде, Он за Своих не признает.
Но мы, может быть, скажем: не молились ли мы в Твоих храмах?
Не творили ли мы даже чудес Твоим именем? — и Он ответит: Отойдите, делатели неправды…

Но на что мы можем тогда надеяться?
Притча говорит об этом так ясно, и это можно выразить одним словом: если вы были человечны , тогда вы принадлежите Царству.
Если не были человечны, то не принадлежите.

Христос не ставит вопросов о вере; Он ставит вопрос о том, было ли в наших сердцах сострадание, умели ли мы видеть страдание вокруг нас и отозваться — или же нет.
И если мы отозвались, то мы Ему родные.

Но в этой притче есть еще что-то даже более дивное; она обращена не только к христианам, к ученикам и верующим.
Когда Христос скажет тем, кто был полон сострадания, полон любви: вы сделали всё, что нужно: вы накормили голодного, вы приютили бездомного, вы посетили больного, вы не постыдились признать за брата того, кто был в тюрьме — все эти люди ответят:
Но когда мы видели Тебя.
И Христос скажет: что вы сделали одному из Моих братьев, вы Мне сделали.

Не дивно ли подумать, что любовь — как мост, перекинутый над любой бездной, что любовь выдерживает и торжествует над любым испытанием; что быть человечным даже не значит видеть в брате образ Божий, видеть в брате кого-то, кого любит Бог, за кого Он положил Свою жизнь.
Достаточно увидеть в нашем ближнем его нужду в сострадании; увидеть человека, ничего больше — и тогда окажется, что мы поступили правильно.

Хочу сегодня сказать еще об одном.
Сегодня день, когда мы вспоминаем Страшный суд, но это также начало поста; с сегодняшнего дня православные воздерживаются от мяса.
Есть ли в этом какой-то смысл, кроме подвига и дисциплины?

Да, думаю, что есть.
В 9-й главе книги Бытия есть страшный отрывок.
После потопа, когда человечество стало еще более слабым, чем прежде, еще менее укорененным в Боге, более трагично одиноким, более трагично зависимым от твари, потеряв общение с нетварным, Бог говорит Ною: теперь всё движущееся на земле, все твари будут вашей пищей; они будут вам в пищу, а вы будете им в страх.

Это то взаимоотношение, которое человеческий грех, потеря Бога, установит между нами и всем тварным миром, но особенно мучительно и чудовищно — с животным миром. И воздержанием от мяса во время поста мы свидетельствуем, что мы это понимаем и — о, в какой малой мере! — стремимся искупить.
Мы — страх тварного мира; мы разрушаем его, мы портим и загрязняем его, а призваны мы были изначала вести его в вечность, в славу Божию, в совершенную красоту, которую Бог задумал для всей твари.
Мы были призваны сделать из этого нашего мира собственный мир Божий, Божие Царство — не в том смысле, что Он властвует над нами, а в том, что это Его семья: место, где Он живет среди Своей твари и где творения Божии могут ликовать о Нем и друг о друге.

Поэтому будем помнить, что в ту меру, в какую мы будем верными призыву Церкви — это не только акт, которым мы стараемся освободиться от подвластности материальному миру, но и признание нашего греха против мира; и хоть в этой малой мере — усилие исцелить наносимую нами порчу, свидетельство, что мы понимаем, что мы сокрушаемся сердцем, и что даже если мы не можем жить иначе, мы болеем душой, стыдимся и поворачиваемся к Богу и к миру, к которому мы относимся так беспощадно, с сокрушенным и кающимся сердцем.

Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!

© 2009-2018 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор — протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор — Елена Блайвас, Технический редактор — Александр Перехрестенко

Источник:
Есть ли смысл жизни
Неделя о Страшном суде. Весь смысл жизни была любовь, а есть ли во мне хоть капля любви? | Библиотека Храма святителя Феодосия Черниговского
http://www.hram-feodosy.kiev.ua/news/537

О смысле жизни и жизни смысла

Говорить о смысле жизни нелегко. С одной стороны, человеческая культура накопила несметное множество трудов, мнений, взглядов и объяснений по этому поводу и сказать что-то новое, вряд ли, возможно. С другой, если эта тема затронута, то, как правило, неспроста — известных ответов, очевидно, не хватает, или не хватает сил их искать и принимать. Но если есть вопрос, есть необходимость в таком разговоре, потому что мы страдаем не столько потому, что остаемся без ответа, сколько потому, что наши чувства безответны.

Известный психолог-экзистенциалист Виктор Франкл сравнивает желание познать смысл собственного существования с жаждой: потребность в питье, по сути, является доказательством существования воды — иначе как могла бы возникнуть жажда? Воды может не хватать в данный момент, в данных условиях, но это не значит, что ее нет вообще.

Трудно не согласиться с этим рассуждением. В то же время интеллектуальные доводы этой самой жажды не утоляют. Хотя вероятность, пусть даже отдаленная, подобно всякому обетованию, лучше неопределенности и непоколебимых сомнений в лучшем будущем.

Не спеша с ответами и иными обещаниями, хотелось бы отметить очевидную разницу в ощущениях, переживании этой трудноразрешимой темы в периоды кризисов и времена относительного благополучия, в минуту отчаяния и в миг бурных переживаний искренней радости. В одних случаях жизнь как будто истощена и обескровлена, ее буквально приходится вдыхать каждым вдохом, ей практически не за что зацепиться. В других — жизнь ясна и красноречива без слов, вопрос о ее смысле и ценности не просто выглядит разрешенным, он попросту не возникает, а будучи озвученным выглядит нелепо или даже кощунственно. Отметим еще одну деталь — речь идет о содержаниях нашего сознания, наших переживаниях — они меняются в зависимости от условий, между тем как сами условия — и те, и другие, и третьи — вполне укладываются во все то же понятие жизни, по определению полярно разнообразной.

Возвращаясь к сказанному в самом начале, хочется повторить: разговор о смысле жизни безусловно важен. Не только с точки зрения обретения ответа (над которым человечество будет трудиться всю свою историю). О жизни, вообще, важно говорить — а не только более или менее пассивно проживать ее. Потому что в словах мы не только выражаем себя, но и творим себя заново. И вместе с собою — свои новые смыслы, свою новую жизнь.

Источник:
О смысле жизни и жизни смысла
Размышления психолога, психотерапевта о смысле жизни и экзистенциальном кризисе
http://go-psy.ru/article10.htm

COMMENTS