Гендерная психология

Гендерная психология

Гендерная психология – это одна из новейших отраслей социальной психологии, она проходит стадию становления. Как несложно догадаться из названия, гендерная психология изучает психологию полов, причем анатомические половые различия здесь не имеют никакого значения. Ни пол в паспорте, ни половые органы не определяют гендер. Гендер – это совокупность качеств человека, которые он проявляет в социуме. Исходя из этого, человек имеет мужской или женский гендер.

Прежде всего, стоит отметить, что это психология гендерных сходств полов, а не различий. В современном обществе разделяют два гендера, однако это не предел. Например, в Таиланде насчитывают до 5 гендеров, включая гетеросексуалов и гомосексуалов, и различные «ответвления» этих понятий.

Гендерная психология, как наука, изучает психологию мужчин и женщин, их сравнение, психологию гендерных отношений полов, а также психологию лидерства. Последнее является наиболее сложной отраслью гендерной психологии.

Гендерная психология лидерства соединяет в себе массу психологических аспектов, которые, собственно, выходят за пределы гендерной науки. Прежде всего, исследуются роли, которые по отношению друг к другу принимают мужчины и женщины: лидер, подчиненный, последователь, руководитель. Очень часто психология поведения человека будет зависеть от занимаемой им должности: если мужчина и женщина занимают равную должностную позицию, их поведение будет подобным, гендерные различия сведутся к минимуму. Если же женщина у власти, она «превращается» в мужчину руководителя, а мужчина, подчиненный ей (по служебному долгу) все более будет походить в своих словах и поведении на женщину.

Гендерная психология и семья

Невзирая на актуальность примера гендерного лидерства в рабочей обстановке, все же наилучшим образом можно продемонстрировать психологию гендерных отношений в семье. Уже доказано, что поведение мужчины и женщины друг с другом в домашнем кругу зависит от культурной среды, в которых выросли данные представители социума. То есть, гендерная психология напрямую связана с царящим в окружающей среде матриархатом или патриархатом. Исходя из этого, можно легко сделать вывод, что мы не рождаемся, с гендерной точки зрения, мужчиной или женщиной, а становимся ими в зависимости от того, как принято в нашем обществе вести себя женщине и мужчине.

Вред гендерных стереотипов

Часто женщины, обнаруживая у себя способности, таланты и потенциал для развития, сталкиваются с конфликтом внутри себя и конфликтом с обществом. Причина в том, что ее желания к саморазвитию не соответствуют стереотипам данного общества по отношению роли женщины в социуме. С такими же проблемами сталкиваются и мужчины. Гендерная психология мужчин – это энергичность, амбициозность, достижения, статус, физическое и умственное совершенство. Не каждому мужчине удается осилить все эти качества, и если какая-то вершина ему не поддается, возникает депрессия и замкнутость, которая проявляется в виде отсутствия эмоциональности, а также как навязчивая идея соревноваться и побеждать.

Стоит ли озадачивать себя своим гендерным «статусом»? Карл Юнг в свое время одним махом свел на нет всю гендерную психологию как науку. Как он утверждал, человек состоит из двух начал: души и духа. Душа – это тонкая структура, отвечающая за чувственность, эмоции, интуицию, переменчивые настроения. Душа – это женское начало. Дух – это инициативность, воля, стремление. Это – мужская природа. Человек же, по мнению К.Юнга, может быть полноценной и гармоничной личностью лишь в случае сочетания обоих начал.

Источник:
Гендерная психология
Гендерная психология – это одна из новейших отраслей социальной психологии, она проходит стадию становления. Как несложно догадаться из названия, гендерная психология изучает психологию полов,
http://kak-bog.ru/gendernaya-psihologiya

Гендерная психология

Гендерная психология — раздел социальной психологии, в котором изучаются закономерности поведения человека в обществе, определённые его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением.

?Отличия мужского и женского видны с детства: мальчики любят играть в машинки и дерутся, девочки играют в куклы и ябедничают.

В гендерных исследованиях социальной психологии изучаются такие феномены, как: социализация, предрассудки, дискриминация, социальное восприятие и самовосприятие, самоуважение, возникновение социальных норм и ролей.

Мужское и женское — есть. Это не пол, это гендер. Есть мужской и женский стиль решения вопросов, есть мужской и женский стиль воспитания, есть мужские и женские развлечения. Мы — разные. Женщины имеют право быть Женщинами, а не мужчинами, и отличаться от мужчин. Женское начало не лучше и не хуже Мужского, это просто совершенно другой подход к жизни и взгляд на жизнь. См.>

Фил Зимбардо в рамках исследований гендерных различий провел показательный эксперимент. В нем принимали участие студенты, изучающие психологию, отличающиеся достаточно высоким интеллектом и уравновешенностью в суждениях. Эксперимент состоял в следующем.

«Испытуемых попросили представить себя родителями ребенка, которого они «держат» на руках. Половине студентов было предложено выбрать ребенку имя из списка, содержащего три женских имени, а другой половине — выбрать имя из трех мужских. (Студенты в каждой группе находились в неведении относительно того, какой выбор был предложен их товарищам из другой группы.) Неожиданно в аудитории, где находились испытуемые, появился бородатый незнакомец с очень яркой и красивой музыкальной коробочкой, содержащей внутри забавного клоуна, который внезапно оттуда выпрыгивал. Ребенок на руках у студентов внимательно «наблюдал», как дядя заводит игрушку, и «слушал» ее успокаивающую мелодию. Но вот наступил момент, когда музыка резко прекратилась и клоун выпрыгнул из коробки.

После случившегося каждому «родителю» был задан следующий вопрос: «Какова была реакция вашего ребенка на происходящее?»

Из предложенного им списка вариантов ответов большинство выбрали «потрясен(а)», независимо от пола их ребенка. Но самое интересное произошло, когда эти «студенты-родители» указали последующую реакцию своего малыша. На порядок большее число девушек по сравнению с юношами отметили реакцию своего ребенка как «страх», тогда как больше юношей, чем девушек, увидели в глазах своего малыша «любопытство (Шон Бурн. Гендерная психология. Прайм-Еврознак, 2008. С.3.)»!» См.>

Источник:
Гендерная психология
Психологос энциклопедия практической психологии
http://www.psychologos.ru/articles/view/gendernaya_psihologiya

Гендерная психология

Описание Столото у нас.

Берн Шон Меган
Гендерная психология. (Секреты психологии)
СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 320 с.

ВВЕДЕНИЕ
Социальная психология гендера. Проблемы однообразия. Критические размышления о гендере. Дал versus гендер. Как устроена эта книга.

Гендер (Gender)
В психологии – социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Поскольку пол (sex) является биологической категорией, социальные психологи часто ссылаются на те гендерные различия, которые обоснованы биологически, как на «половые».

Если мы включаем в понятие биологического пола хромосомный набор, гормоны и строение гениталий, то на самом деле существует больше двух полов (Унгер, 1988).

Культура (Culture)
Понятия, установки, обычаи и особенности поведения, общие для большой группы людей и передающиеся от поколения к поколению.

Глава 1
ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Почему женщины не рождены ходить по магазинам, а в мужчинах биологически не заложена вepa в фею из прачечной

Социальные нормы и гендерные различия. Роль нормативного давления. Гомосексуальность как нарушение гендерных норм. Роль информационного давления. Конформность – экономия мысли. Подчинение гендерным нормам: уступчивость, одобрение или идентификация? Дифференциальная социализация. Дифференциальное усиление и дифференциальное подражание. Внесемейные источники гендерно-ролевой социализации. Андрогиния. Польза. Поло-ролевой опросник Сандры Бем. Споры по поводу опросника Сандры Бем и концепции андрогинии. Заключительные замечания. Резюме

Теория сексуальной инверсии (Inversion theory of sexuality)
Предположение, согласно которому гомосексуал подобен гетеросексуалу противоположного пола. Склонность к поведению, соответствующему противоположной гендерной роли, рассматривается в рамках этой теории как признак гомосексуализма.

Социальная проверка (Social proof)
Человек оценивает свое поведение как правильное, пока наблюдает такое же поведение у членов референтной группы.

Уступчивость (Compliance)
Тип подчинения социальным нормам, когда человек не приемлем их, но приводит свое поведение в соответствие с ними, чтобы избежать наказания и получить социальное одобрение.
Одобрение, интернализация (Acceptance)
Тип подчинения социальным нормам, когда человек с ними полностью согласен.
Идентификация (Identification)
Тип подчинения социальным нормам, при котором человек повторяет действия ролевой модели.

Социализация (Socialization)
Процесс, посредством которого человек обучается соответствующим моделям поведения в обществе, ценностям и т.д.

Дифференциальное усиление (Differential reinforcement)
Процесс социализации, в ходе которого приемлемое для данного общества поведение поощряется, а неприемлемое наказывается социальным неодобрением.

Дифференциальное подражание (Differential modeling)
Процесс социализации, в ходе которого человек выбирает ролевые модели в соответствующей ему с точки зрения общепринятых норм группе и начинает подражать их поведению.

Согласно Сметане и Летурно (Smetana & Letoumeau, 1984), есть все основания предполагать, что гендерная константность побуждает детей искать социальные контакты, чтобы почерпнуть информацию о поведении, соответствующем их полу. Басси и Бандура (Bussey & Bandura, 1992) обнаружили, что поло-ролевое поведение маленьких детей контролируется извне, социальным давлением, но затем ребенок выстраивает свою собственную систему стандартов поведения. После того как это произошло, ребенок начинает контролировать поведение, используя санкции, которые он применяет к самому себе. Такая схема поведения описывается социально-когнитивной теорией гендерной саморегуляции (social cognitive theory of gender self-regulation).

Сексизм (Sexism)
Индивидуальные предвзятые установки и дискриминирующее поведение по отношению к представителям того или иного пола; институциональная практика (даже если она не мотивирована предрассудком), выражающаяся в том, что представителям того или иного пола навязывается подчиненное положение.

Контент-анализ (Content analysis)
Метод систематизированной фиксации и квантификации единиц содержания в исследуемом материале, в частности, выявляющий случайные и неслучайные элементы (Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 1999).

Аттитюд (Attitude)
Специфический образ действий, который человек реализует или хочет реализовать конкретной ситуации. Аттитюд включает в себя стимул или ситуацию, интерес (интенсивное желание), реакцию и объект.

Фэйсизм (Face-ism)
Тенденция в разной степени выделять в изображениях мужчин и женщин лицо и тело. Фотографии в прессе обычно подчеркивают у мужчины лицо, а у женщины – тело, так как мужчины на них обычно изображаются отшей и выше, а женщины – во весь рост.

Источник:
Гендерная психология
Описание Столото у нас. Берн Шон Меган Гендерная психология. (Секреты психологии) СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 320 с. ВВЕДЕНИЕ Социальная психология гендера. Проблемы однообразия.
http://psymania.info/gend/bern/sekreti.php

Гендерная психология

Понятие гендера появилось в психологии сравнительно недавно. В отечественной психологии оно связано c понятием полового диморфизма, или половых различий. Однако, учитывая, что «гендер» означает пол как продукт культуры, социальный пол, следует разделять половые и гендерные различия. Некорректно также, на наш взгляд, под гендерными исследованиями понимать лишь исследования женщин, а следует изучать представителей обоих полов [Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 87-95].

Среди специалистов, пытающихся дать психологическое объяснение различиям в женском и мужском положении в общесте, в настоящее время распространено мнение о том, что в основе лежит различный социальный опыт, которым обладают мужчины и женщины [Чернобровкина А. Гендерный аспект менеджмента: особенности женского и мужского управления // Развитие личности. 2000, № 2].

На протяжении всей жизни мы следуем в своем поведении гендерным ролям, образцам поведения, обусловленным разделением труда, правами и обязанностями мужчин и женщин, характерными для данного общества. Поведение, реализующее эти нормативные ожидания и ориентированное на них, называется гендерным поведением. В каждом социуме при этом воспроизводятся определенные отношения между полами, которые носят название гендерных отношений. Социологи и историки отмечают при этом, что в большинстве обществ имеет место гендерная асимметрия, выражающаяся в неравном распределении прав, обязанностей и социальных возможностей, которая, в частности, проявляется и в сфере управленческой деятельности.

Источник:
Гендерная психология
Вы можете прочитать бесплатно любую работу в банке бесплатных рефератов, курсовых, дипломных работ — Гендерная психология
http://catalog.studentochka.ru/by_pred?pred=%C3%E5%ED%E4%E5%F0%ED%E0%FF+%EF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%FF

COMMENTS