Изменение устоев семейной жизни

Изменение устоев семейной жизни

6. Современные тенденции в развитии семьи

Семья, будучи социальным институтом, безусловно, находится под влиянием общества. Закономерности изменения семьи сонаправлены переменам, которые происходят в обществе в целом. Поэтому понять состояние современной семьи и оценить перспективы ее дальнейшего развития можно, только учитывая те кардинальные изменения, которые произошли в общественной жизни и в массовом сознании на протяжении XX в. В то же время необходимо учитывать, что существует и эволюция семьи, обусловленная ее собственными внутренними закономерностями развития.

Индустриализация, усложнение производственных процессов, урбанизация и т. п. привели к росту мобильности населения, росту личной свободы, эмансипации женщин, эмансипации детей от родителей, усложнению способов социализации и т. п. В целом произошедшие изменения И.С. Кон обозначает как «рост ценности индивидуальности в культуре». На уровне психологии это отразилось в росте самосознания, увеличении автономности (и потребности в ней) современного человека. Для семейных отношений этот результат противоречив и не может быть оценен в понятиях «хорошо – плохо»: он разрешил одни проблемы и создал другие. Для работающего с семьей психолога необходимо знать, каким образом изменения, произошедшие в массовом сознании, могут влиять на психологическую проблематику семьи в целом и ее отдельных членов.

С середины XX в. произошли существенные и необратимые сдвиги в институте семьи. Произошедшие с семьей изменения в основном всеми авторами описываются как кризис традиционных семейных устоев. Наблюдается отказ от преданности браку на всю жизнь, интенсификация разводов и распад браков, отказ от стереотипного беспристрастного отношения к воспитанию потомства, увеличение числа неполных семей и семей с неродными родителями, широкое распространение абортов и внебрачных рождений. Действительно ли эти изменения означают кризис семьи как социального института или касаются только определенных форм организации семейной жизни? Для ответа на этот вопрос рассмотрим подробнее существующие тенденции, характерные для индустриально развитых стран, куда входит и Россия.

В настоящее время можно отметить изменения на всех этапах жизненного цикла семьи, начиная с ее зарождения и заканчивая завершением существования семьи как целого: на добрачном этапе, на протяжении всего периода семейной жизни, на этапе распада семьи.

Брак больше не представлен в общественном сознании как единственно возможный способ проживания жизни. Это проявляется в том, что произошли изменения в процессе выбора брачного партнера, в отношении к браку и сексуальному поведению, в системе ценностей в области полоролевого поведения.

Изменение процесса выбора брачного партнера. Изменился процесс выбора брачных партнеров. Изучение этнографических источников свидетельствует, что по крайней мере до середины XIX в. в России действовал обычай вступления в брак с помощью сватовства и свадьбы. Сватовство осуществлялось специальными посредниками (свахами, ближайшими родственниками). Обязательным для заключения брака было согласие главы семейства – отца. Браки по личной договоренности между женихом и невестой, без предварительного согласия родителей, встречались редко. При этом во внимание принимались в первую очередь интересы семьи – экономические, бытовые, престижные, а не желание или отношения молодых людей.

Во второй половине XX в. происходит дальнейшее усиление открытости в молодежном общении. Во-первых, оно становится более разнообразным по составу участников. Теперь молодые люди, участвующие в общении, могут весьма сильно различаться по социальным, этническим и образовательным показателям. Во-вторых, оно не ограничено какими-либо пространственными рамками. Возможно знакомство на работе, в учебном заведении и во время проведения досуга; достаточно большое количество молодых людей находят себе пару во время летнего отдыха или при случайных обстоятельствах на улице. В-третьих, меняются функции молодежного общения – теперь оно не преследует только цели вступления в брак, а превращается в самоценные для личности отношения. Юноши и девушки уже не видят в каждом партнере будущего супруга, любовные отношения становятся ценными сами по себе.

Таким образом, можно говорить об увеличении доли индивидуальной свободы и индивидуальных предпочтений в процессе выбора брачного партнера и при заключении брака.

Предположительно это может расцениваться как положительная, стабилизирующая брак тенденция. Но при этом не следует считать, что юноши и девушки полностью независимы в своем выборе от родителей и ближайшего социального окружения. Родительское программирование в области выбора брачного партнера сохраняется. Оно становится менее откровенным, в связи с этим – менее осознаваемым, и это может в большей степени способствовать формированию внутриличностных конфликтов.

Снятие экономических, социальных и национальных барьеров расширяет круг потенциальных знакомств и в итоге увеличивает возможности выбора брачного партнера. Но происходящая одновременно индивидуализация человека обусловливает противоположную тенденцию – рост взаимных претензий мужчин и женщин друг к другу, что приводит к более тщательному и длительному процессу выбора супругов и к меньшей удовлетворенности результатом этого выбора.

Изменение отношения к браку и сексуальному поведению. Современное отношение к браку и сексуальному поведению существенно отличается от того, какое существовало еще полвека назад. Первым важным моментом этого изменения может быть названо переосмысление значимости сексуальности.

В связи с отмеченной ранее тенденцией к нарастанию автономии, брак перестает рассматриваться как единственно возможный способ проживания жизни. Достаточное количество как мужчин, так и женщин не собирается вступать в брак даже при желании иметь детей. Многими заключение брака отодвигается на более поздний срок, когда будет достигнут определенный уровень материального благосостояния и состоится самореализация в профессиональной области. Возраст партнеров, вступающих в брак, увеличивается.

Отмечается изменение системы ценностей в области полоролевого поведения. Наблюдается ослабление нормативного императива, предписывающего вступление в брак, сохранение брака, обзаведение детьми, ограничение интимных отношений рамками брака и разделение ролей на сугубо мужские и сугубо женские. Это касается не только добрачного или внебрачного секса, но и сексуальной ориентации. Отношение к так называемым «сексуальным меньшинствам» становится более терпимым, а принадлежность к ним реже скрывается.

Еще одним проявлением смягчения нравов в отношении сексуального и брачного поведения является широкое распространение добрачного сожительства («пробных», фактических браков) среди молодежи.

Исчезли жесткие критерии для оценивания поведения мужчин и женщин как «порядочного – непорядочного» и «нормального – ненормального». Современная нормативность в большей мере учитывает личностное своеобразие человека и систему его мотивов, чем нормативность традиционная.

Но говорить о сформированности новой нормативной системы преждевременно. Проблема нахождения критериев для оценки нравственности поведения человека в личной жизни является чрезвычайно актуальной. Существовавшие ранее жесткие нормы создавали четкие ориентиры для оценивания этичности собственного сексуального поведения и поведения других людей. Отсутствие таких норм в современном обществе ставит перед молодыми людьми трудную задачу выработки своих собственных критериев в период, когда их собственное эго еще не является зрелым, а сексуальное поведение сформированным и когда нормы их родителей не могут служить подходящей основой.

Изменение системы ценностей в области полоролевого поведения привело к изменению его традиционного рисунка. Все в меньшей степени от мужчин требуется демонстрация силы в ее различных ипостасях (физическая сила, власть, деньги, моральная ответственность), и более распространенной стала демонстрация мужчинами мягкости характера и эмоциональности. Для женщин не считается неподходящим проявление инициативы, честолюбия и силы воли, и они чаще являются и открытыми инициаторами знакомства с мужчиной, и активной стороной в формировании отношений. Как проявление этого можно рассматривать тенденцию к изменению соотношения возраста жениха и невесты. Если в начале XX в. чаще заключались союзы, в которых достаточно зрелый и самостоятельный мужчина брал в жены девушку намного моложе себя, то теперь доля браков, в которых муж младше жены по возрасту, значительно возросла.

Следует заметить, однако, что изменения образцов поло-ролевого поведения как у мужчин, так и у женщин могут быть связаны не только с меняющимися ценностями, но и с нарушениями их формирования в детстве в связи со все большей распространенностью неполных семей. Наличие в семье одной матери неоправданно расширяет спектр выполняемых ею ролей и лишает их половой специфичности. В связи с этим, поведение выросших в таких условиях детей (как мужчин, так и женщин) также может лишаться выраженного полового своеобразия.

Подводя итог и обобщая описанные тенденции, можно так охарактеризовать изменения на добрачном этапе:

? изменение общественных норм в отношении брака и сексуального поведения;

? снижение регулирующего потенциала этих норм;

? изменение образцов полоролевого поведения;

? возрастание личной свободы и усиление проявлений индивидуальности в полоролевом поведении и выборе брачного партнера.

Это обостряет психологические проблемы выбора и принятия ответственности.

Период семейной жизни

Изменения в современной семье касаются как ее структуры, так и функций.

Первая тенденция, связанная с изменением структуры семьи, – это изменение числа ее членов. Место расширенной семьи, в состав которой входило несколько поколений родственников, характерной для России еще в начале и середине XX в., устойчиво заняла нуклеарная семья, состоящая из двух поколений: родителей и их детей. Это привело к уменьшению числа людей, проживающих вместе, и к ослаблению связей (и экономических, и эмоциональных) между родственниками, живущими раздельно.

В настоящее время нормальным и желательным считается раздельное проживание вновь образовавшейся молодой семьи от семьи родительской. Это порождает несколько проблем.

В случае невозможности для молодой семьи отдельного от родителей проживания обостряются проблемы межпоколенной совместимости. Центральными в таких семьях часто становятся не экономические вопросы или адаптация супругов друг к другу, а определение границ семьи и взаимоотношения с обеими родительскими семьями. Молодые люди не могут найти приемлемый диапазон близости в отношениях со своими родителями и родителями супруга. При совместном проживании с родительской семьей, вызванном, как правило, экономической слабостью молодой семьи, родители часто оказывают значительную материальную и отчасти моральную поддержку детям, надеясь, что последние при необходимости поступят по отношению к ним должным образом. При этом ожидания детей и родителей относительно баланса оказания и получения помощи и благодарности могут не совпадать.

Изменяется число членов и внутри нуклеарной семьи. Число детей в семье уменьшается – в большинстве семей их не больше двух. Некоторые семьи вообще не хотят иметь детей и считают идеальной бездетную семью, явно выраженными становятся тенденции к снижению рождаемости, малодетности и сознательной бездетности.

В качестве второй тенденции, связанной с изменением структуры семьи, а также ее функций, можно назвать изменение преобладающего типа семьи. Бывший «классическим» в XIX в. патриархальный тип становится настоящей «музейной редкостью». Экономическая самостоятельность женщины поколебала ее исключительную зависимость от главы семьи, что способствовало кризису патриархальной моногамии. В некоторых европейских странах имеется тенденция к расширению мужской родительской роли. Например, в ряде скандинавских стран уход за 2—3-летним ребенком стал добровольно осуществляться любым из родителей. На работу предпочитает выходить тот из супругов, у кого выше профессиональная квалификация, а второй получает пособие по уходу за ребенком.

В современном обществе преобладает тип семьи, который можно обозначить как детоцентристский. Основная его характеристика – изменение отношения родителей к детям, которые становятся главным смыслом существования семьи. Это связано с тем, что с конца XIX – начала XX вв. общество шло по пути защиты интересов ребенка, удлиняя срок обязательного обучения, отодвигая момент его вступления в ряды профессиональных работников и устанавливая право подростка на плоды своего труда.

Источник:
Изменение устоев семейной жизни
6. Современные тенденции в развитии семьи Семья, будучи социальным институтом, безусловно, находится под влиянием общества. Закономерности изменения семьи сонаправлены переменам, которые
http://psy.wikireading.ru/30686

Изменение устоев семейной жизни

САЙТ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ МУДРОГО ВОЗРАСТА

Недавно был праздник День семьи. В продолжение той темы я хочу добавить тему о наших семейных традициях. Пусть будут указыны и не все традиции, их у нас очень много.

Семья — это маленькое государство со своими собственными законами, привычками, устоями и традициями, которые не противоречат законам общества. Чем крепче семья, тем здоровее общество.

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям.

Важней всего – погода в доме.

Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

А как же наши устои, традиции, привычка жить вдвоем с «единственным и неповторимым» и моногамия как вечный женский идеал?

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.

Семейные традиции и обряды основываются на общественных, религиозных и исторических традициях и обрядах, но творчески преобразуются и дополняются собственными, поэтому они уникальны для каждой семьи.

Какие же традиции могут быть в семье?

-воскресные семейные прогулки в парке;

-проведение каждого лета в путешествии;

— необычные встречи Нового года;

— празднование Дня Рождения;

— совместные поездки за город;

— совместное проведение отпуска;

— посещение театра, концертов

— совместное приготовление подарков.

Новый год — это самый любимый праздник всех народов. Он никого не оставляет равнодушным, заставляет переживать и радоваться. Но это, пожалуй, и самый семейный праздник, со своими обычаями, традициями передающиеся из поколения в поколение.

Традиции русского народа –это украшение новогодней ёлки, новогодние подарки, организация встречи детей с Дед Морозом и Снегурочкой.

Встреча Нового года связана со многими традициями. Одни из них похожи во многих странах, это украшение новогодней елки, подарки детям и родным и т.д. Другие индивидуальны, например, национальные. Кто не знает, что итальянцы в новогоднюю ночь выкидывают за окно старые вещи, японцы бьют в колокола, а англичане засовывают детские подарки в чулки и семейные. Получается некий парадокс: в праздник, связанный с обновлением, ожиданием чего-то нового, мы желаем друг другу «нового счастья», «новых удач», «новых друзей», а так оброс традициями, то есть неизменными, повторяющимися каждый год обычаями и ритуалами.

Ведь семейные обычаи связывают людей с прошлым. Дети, даже совсем маленькие, очень любят соблюдать традиции, даже самые незначительные, даже ритуал укладывания спать или семейную воскресную прогулку в парке.

Приятно видеть как возрождаются старинные русские обряды : проводы русской зимы, Рождественские праздники, празднование Пасхи.

Венчание в церкви — православная традиция, уходящая вглубь веков. Это таинство, подчеркивающее нематериальную, духовную основу брака как союза двух любящих сердец.

Воспитательная сила традиций состоит прежде всего в том, что заключенный в них опыт воспринимается подрастающим поколением наиболее естественным путем. В семье, где немало добрых традиций, больше условий для нейтрализации отрицательного влияния на детей отдельных ошибок родителей.

В моей семье тоже много семейных традиций. Это прежде всего, праздновать Дни рождения всегда, даже тогда, когда нет именинника дома. Это семейные выезды на природу; в отпуск выезжали всей семьёй; встреча Нового года с украшением ёлки; приготовление новогодних подарков своими руками; прогулки на лыжах и велосипедах; чтение книг детям перед сном. Конечно, многое проводили, когда дети были ещё дома. Сейчас они выросли, живут самостоятельно, но некоторые семейные традиции продолжаются и у них, и у нас. Именно семейными традициями сильна семья.

Какие у ВАС семейные традиции, устои? Продолжаете ли ВЫ их сейчас? Поделитесь!

Источник:
Изменение устоев семейной жизни
ДОСТОЙНАЯ ЖИЗНЬ НА ПЕНСИИ
http://mypensiya.mirtesen.ru/blog/43032906381

Изменение устоев семейной жизни

Семья, будучи социальным институтом, безусловно, находится под влиянием общества. Закономерности изменения семьи сонаправлены переменам, которые происходят в обществе в целом. Поэтому понять состояние современной семьи и оценить перспективы ее дальнейшего развития можно, только учитывая те кардинальные изменения, которые произошли в общественной жизни и в массовом сознании на протяжении XX в. В то же время необходимо учитывать, что существует и эволюция семьи, обусловленная ее собственными внутренними закономерностями развития.

Индустриализация, усложнение производственных процессов, урбанизация и т. п. привели к росту мобильности населения, росту личной свободы, эмансипации женщин, эмансипации детей от родителей, усложнению способов социализации и т. п.

В целом произошедшие изменения И.С. Кон обозначает как «рост ценности индивидуальности в культуре». На уровне психологии это отразилось в росте самосознания, увеличении автономности (и потребности в ней) современного человека. Для семейных отношений этот результат противоречив и не может быть оценен в понятиях «хорошо — плохо»: он разрешил одни проблемы и создал другие. Для работающего с семьей психолога необходимо знать, каким образом изменения, произошедшие в массовом сознании, могут влиять на психологическую проблематику семьи в целом и ее отдельных членов.

С середины XX в. произошли существенные и необратимые сдвиги в институте семьи. Произошедшие с семьей изменения в основном всеми авторами описываются как кризис традиционных семейных устоев. Наблюдается отказ от преданности браку на всю жизнь, интенсификация разводов и распад браков, отказ от стереотипного беспристрастного отношения к воспитанию потомства, увеличение числа неполных семей и семей с неродными родителями, широкое распространение абортов и внебрачных рождений. Действительно ли эти изменения означают кризис семьи как социального института или касаются только определенных форм организации семейной жизни? Для ответа на этот вопрос рассмотрим подробнее существующие тенденции, характерные для индустриально развитых стран, куда входит и Россия.

В настоящее время можно отметить изменения на всех этапах жизненного цикла семьи, начиная с ее зарождения и заканчивая завершением существования семьи как целого: на добрачном этапе, на протяжении всего периода семейной жизни, на этапе распада семьи.

Брак больше не представлен в общественном сознании как единственно возможный способ проживания жизни. Это проявляется в том, что произошли изменения в процессе выбора брачного партнера, в отношении к браку и сексуальному поведению, в системе ценностей в области полоролевого поведения.

Изменение процесса выбора брачного партнера. Изменился процесс выбора брачных партнеров.

Изучение этнографических источников свидетельствует, что по крайней мере до середины XIX в. в России действовал обычай вступления в брак с помощью сватовства и свадьбы. Сватовство осуществлялось специальными посредниками (свахами, ближайшими родственниками). Обязательным для заключения брака было согласие главы семейства — отца. Браки по личной договоренности между женихом и невестой, без предварительного согласия родителей, встречались редко. При этом во внимание принимались в первую очередь интересы семьи — экономические, бытовые, престижные, а не желание или отношения молодых людей.

Во второй половине XX в. происходит дальнейшее усиление открытости в молодежном общении. Во-первых, оно становится более разнообразным по составу участников. Теперь молодые люди, участвующие в общении, могут весьма сильно различаться по социальным, этническим и образовательным показателям. Во-вторых, оно не ограничено какими-либо пространственными рамками. Возможно знакомство на работе, в учебном заведении и во время проведения досуга; достаточно большое количество молодых людей находят себе пару во время летнего отдыха или при случайных обстоятельствах на улице. В-третьих, меняются функции молодежного общения — теперь оно не преследует только цели вступления в брак, а превращается в самоценные для личности отношения. Юноши и девушки уже не видят в каждом партнере будущего супруга, любовные отношения становятся ценными сами по себе.

Таким образом, можно говорить об увеличении доли индивидуальной свободы и индивидуальных предпочтений в процессе выбора брачного партнера и при заключении брака.

Предположительно это может расцениваться как положительная, стабилизирующая брак тенденция. Но при этом не следует считать, что юноши и девушки полностью независимы в своем выборе от родителей и ближайшего социального окружения. Родительское программирование в области выбора брачного партнера сохраняется. Оно становится менее откровенным, в связи с этим — менее осознаваемым, и это может в большей степени способствовать формированию внутриличностных конфликтов.

Снятие экономических, социальных и национальных барьеров расширяет круг потенциальных знакомств и в итоге увеличивает возможности выбора брачного партнера. Но происходящая одновременно индивидуализация человека обусловливает противоположную тенденцию — рост взаимных претензий мужчин и женщин друг к другу, что приводит к более тщательному и длительному процессу выбора супругов и к меньшей удовлетворенности результатом этого выбора.

Изменение отношения к браку и сексуальному поведению. Современное отношение к браку и сексуальному поведению существенно отличается от того, какое существовало еще полвека назад. Первым важным моментом этого изменения может быть названо переосмысление значимости сексуальности.

Переосмысление значимости сексуальности означает возрастание ее ценности и значимости для личности. Секс воспринимается как источник удовольствия, а сексуальная привлекательность — как ценное личностное качество. Это проявляется в изменениях сексуального поведения. Во-первых, оно все более откровенно выходит за пределы брака — сексуальные отношения теперь возможны как до брака, так и вне брака. Во-вторых, сексуальность приобретает в равной мере существенное значение как для мужчин, так и для женщин. Женщины так же, как и мужчины, стремятся к сексу, желают иметь сексуальные отношения, а не рассматривают их как обязанность, которую им необходимо выполнять по отношению к мужчине. В связи с этим, получает массовое распространение практика добрачного сексуального поведения молодежи.

Добрачное сексуальное поведение молодых людей часто в качестве основного мотива имеет именно получение удовольствия и не связано ни с брачными интересами, ни с намерением иметь детей.

В связи с отмеченной ранее тенденцией к нарастанию автономии, брак перестает рассматриваться как единственно возможный способ проживания жизни. Достаточное количество как мужчин, так и женщин не собирается вступать в брак даже при желании иметь детей. Многими заключение брака отодвигается на более поздний срок, когда будет достигнут определенный уровень материального благосостояния и состоится самореализация в профессиональной области. Возраст партнеров, вступающих в брак, увеличивается.

Отмечается изменение системы ценностей в области полоролевого поведения. Наблюдается ослабление нормативного императива, предписывающего вступление в брак, сохранение брака, обзаведение детьми, ограничение интимных отношений рамками брака и разделение ролей на сугубо мужские и сугубо женские. Это касается не только добрачного или внебрачного секса, но и сексуальной ориентации. Отношение к так называемым «сексуальным меньшинствам» становится более терпимым, а принадлежность к ним реже скрывается.

Еще одним проявлением смягчения нравов в отношении сексуального и брачного поведения является широкое распространение добрачного сожителъста («пробных», фактических браков) среди молодежи.

Исчезли жесткие критерии для оценивания поведения мужчин и женщин как «порядочного — непорядочного» и «нормального — ненормального». Современная нормативность в большей мере учитывает личностное своеобразие человека и систему его мотивов, чем нормативность традиционная.

Но говорить о сформированности новой нормативной системы преждевременно. Проблема нахождения критериев для оценки нравственности поведения человека в личной жизни является чрезвычайно актуальной. Существовавшие ранее жесткие нормы создавали четкие ориентиры для оценивания этичности собственного сексуального поведения и поведения других людей.

Отсутствие таких норм в современном обществе ставит перед молодыми людьми трудную задачу выработки своих собственных критериев в период, когда их собственное эго еще не является зрелым, а сексуальное поведение сформированным и когда нормы их родителей не могут служить подходящей основой.

Изменение системы ценностей в области полоролевого поведения привело к изменению его традиционного рисунка. Все в меньшей степени от мужчин требуется демонстрация силы в ее различных ипостасях (физическая сила, власть, деньги, моральная ответственность), и более распространенной стала демонстрация мужчинами мягкости характера и эмоциональности. Для женщин не считается неподходящим проявление инициативы, честолюбия и силы воли, и они чаще являются и открытыми инициаторами знакомства с мужчиной, и активной стороной в формировании отношений. Как проявление этого можно рассматривать тенденцию к изменению соотношения возраста жениха и невесты. Если в начале XX в. чаще заключались союзы, в которых достаточно зрелый и самостоятельный мужчина брал в жены девушку намного моложе себя, то теперь доля браков, в которых муж младше жены по возрасту, значительно возросла.

Следует заметить, однако, что изменения образцов поло-ролевого поведения как у мужчин, так и у женщин могут быть связаны не только с меняющимися ценностями, но и с нарушениями их формирования в детстве в связи со все большей распространенностью неполных семей. Наличие в семье одной матери неоправданно расширяет спектр выполняемых ею ролей и лишает их половой специфичности. В связи с этим, поведение выросших в таких условиях детей (как мужчин, так и женщин) также может лишаться выраженного полового своеобразия.

Подводя итог и обобщая описанные тенденции, можно так охарактеризовать изменения на добрачном этапе:

изменение общественных норм в отношении брака и сексуального поведения;

снижение регулирующего потенциала этих норм;

изменение образцов полоролевого поведения;

возрастание личной свободы и усиление проявлений индивидуальности в полоролевом поведении и выборе брачного партнера.

Это обостряет психологические проблемы выбора и принятия ответственности.

Период семейной жизни

Изменения в современной семье касаются как ее структуры, так и функций.

Первая тенденция, связанная с изменением структуры семьи, — это изменение числа ее членов. Место расширенной семьи, в состав которой входило несколько поколений родственников, характерной для России еще в начале и середине XX в., устойчиво заняла нуклеарная семья, состоящая из двух поколений: родителей и их детей. Это привело к уменьшению числа людей, проживающих вместе, и к ослаблению связей (и экономических, и эмоциональных) между родственниками, живущими раздельно.

В настоящее время нормальным и желательным считается раздельное проживание вновь образовавшейся молодой семьи от семьи родительской. Это порождает несколько проблем.

В случае невозможности для молодой семьи отдельного от родителей проживания обостряются проблемы межпоколенной совместимости. Центральными в таких семьях часто становятся не экономические вопросы или адаптация супругов друг к другу, а определение границ семьи и взаимоотношения с обеими родительскими семьями. Молодые люди не могут найти приемлемый диапазон близости в отношениях со своими родителями и родителями супруга. При совместном проживании с родительской семьей, вызванном, как правило, экономической слабостью молодой семьи, родители часто оказывают значительную материальную и отчасти моральную поддержку детям, надеясь, что последние при необходимости поступят по отношению к ним должным образом. При этом ожидания детей и родителей относительно баланса оказания и получения помощи и благодарности могут не совпадать.

Изменяется число членов и внутри нуклеарной семьи. Число детей в семье уменьшается — в большинстве семей их не больше двух. Некоторые семьи вообще не хотят иметь детей и считают идеальной бездетную семью, явно выраженными становятся тенденции к снижению рождаемости, малодетности и сознательной бездетности.

В качестве второй тенденции, связанной с изменением структуры семьи, а также ее функций, можно назвать изменение преобладающего типа семьи. Бывший «классическим» в XIX в. патриархальный тип становится настоящей «музейной редкостью». Экономическая самостоятельность женщины поколебала ее исключительную зависимость от главы семьи, что способствовало кризису патриархальной моногамии.

В некоторых европейских странах имеется тенденция к расширению мужской родительской роли. Например, в ряде скандинавских стран уход за 2-3-летним ребенком стал добровольно осуществляться любым из родителей. На работу предпочитает выходить тот из супругов, у кого выше профессиональная квалификация, а второй получает пособие по уходу за ребенком.

В современном обществе преобладает тип семьи, который можно обозначить как детоцентристский. Основная его характеристика — изменение отношения родителей к детям, которые становятся главным смыслом существования семьи. Это связано с тем, что с конца XIX — начала XX вв. общество шло по пути защиты интересов ребенка, удлиняя срок обязательного обучения, отодвигая момент его вступления в ряды профессиональных работников и устанавливая право подростка на плоды своего труда.

В семье такого типа все большее внимание уделяется роли частной жизни и интимности, устанавливаются более равноправные отношения между мужем и женой. Для детоцентристской семьи становится важной проблема межполовой адаптации и адаптации между поколениями. Так как партнеры выбираются на основе личных предпочтений и в семье отсутствуют жестко закрепленные роли, супруги должны согласовать личные планы и стереотипы поведения относительно друг друга. Это приводит к повышению значимости психологической совместимости супругов.

Важность супружеских отношений в современной семье возрастает. Все большее значение придается интимности, удовлетворенности мужчин и женщин браком. Это связано с усложнением внутреннего мира индивида, увеличением его потребности в автономности и самоактуализации.

В связи с новым социально-экономическим и культурным статусом женщины, у нее все чаще возникают индивидуальные — направленные во внесемейную сферу — потребности и интересы. Мужчины не только смирились с этим фактом, но поощряют и способствуют развитию внесупружеских духовных интересов жены, появился интерес к жене как личности.

Сочетание двух тенденций — освобождение детей от родителей и женщин от мужчин — содействовало возникновению постсовременного типа семьи.

Главными отношениями в ней становятся отношения между супругами. Муж и жена отказываются безоговорочно подчинять собственные интересы интересам детей; они высоко ценят сексуальность, не сводя ее к деторождению. Супружество — это личное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями.

Так же, как и детоцентристская семья, супружеская базируется на институте «ухаживания», и в качестве главных ценностей в ней можно выделить интимность и адаптацию. Вместе с тем, между этими типами семьи есть существенное различие. В первом типе повседневная рутинность нередко способствует либо гипертрофии родительства, либо вовлечению в лучшем случае одного из супругов в пьянство, наркоманию, разврат. Во втором типе семьи вырабатывается особый антирутинный механизм — автономия. Автономия выражается в том, что интересы мужа и жены разнообразнее семейных, а потребности и круг общения каждого из супругов выходит за рамки брака.

В супружеской семье остаются значимыми и отношения с детьми. Но основная ее особенность в том, что основополагающие семейные ценности формируются во взаимоотношениях мужа и жены и лишь впоследствии становятся естественной базой для отношений «родители — дети».

Сходные тенденции описываются и отечественными, и зарубежными психологами. За рубежом возник термин «семьяклуб». В этой модели супруги не претендуют на великую любовь, а главным образом ищут доброго согласия, баланса страдания и удовольствия, решения принимаются в результате предварительных переговоров. Ребенка во многом воспринимают как партнера, за которым признаются определенные права, и взамен ожидают получить «воздаяние». Таким образом, речь идет об общности, функционирующей на основе своего рода контракта, и достаточно одному из супругов отречься от него, чтобы договор утратил силу. Развод и окончательное разделение всех, кто какое-то время вел совместную жизнь, принимает характер не краха или провала, а отмены договора. Поэтому в данном случае брак и свободный союз почти не различаются, а выбор между этими двумя формами связан скорее с соображениями удобства, чем с принципами.

Следующей характерной чертой в жизни современной семьи является появление особых, нетрадиционных моделей семей, к которым могут быть отнесены неполные семьи и семьи с неродными родителями.

Неполные семьи. Неполные семьи возникают как в результате разводов, так и в результате внебрачного рождения детей. В настоящее время наличие детей все в меньшей степени служит препятствием для развода.

Американские социологи установили ряд эмпирических закономерностей, характерных для подобных семей:

супруги, прожившие более 7 лет, высказывают большую свободу как в наказании, так и в поощрении неродных детей по сравнению с теми, кто состоял в таких семьях менее 3 лет;

пасынки лучше приспосабливаются, чем падчерицы: девочки хуже мальчиков ладят как с родными, так и не родными родителями;

отношения между мачехой и ее приемными детьми являются самыми сложными и непредсказуемыми;

близость во взаимоотношениях между приемными детьми и родителями уменьшается, когда дети вступают в подростковый период.

Скорее всего, такие же проблемы характерны и для российских семей с неродными детьми.

В целом можно сказать, что дети придают целостность «сводной» семье: семья расширяется в своих границах, и через детей в ней оказываются связанными несколько взрослых — прежние и новые супруги, их многочисленные родственники. Самая стабильная в этой системе связь — «мать — дети».

Этап распада семьи

В рамках христианской традиции развод на протяжении многих лет оставался либо запретным, либо исключительным событием. Законодательно разрешенный в XX в. в большинстве промышленных стран, развод, тем не менее, до середины 60-х годов воспринимался общественным мнением как явление маргинальное, накладывающее на тех, кто к нему прибегал, клеймо. При этом мужчины были настроены в пользу развода больше, чем женщины.

После 1960 г. повышение частоты разводов последовательно захватывает все европейские страны. В большинстве стран Европы и Америки рост числа разводов за последние 20 лет увеличился в 3—4 раза. Инициаторами развода чаще становятся женщины.

Так как в настоящее время большинство супругов ждет от брака счастья и возможностей для личностной самореализации, развод стал нормальным явлением семейной жизни.

Повторные браки вовсе не современное открытие. Они в прошлом проявлялись как реакция на половозрастную асимметрию и были в основном результатом овдовения. В настоящее время здесь имеются следующие тенденции:

наблюдается рост за последние полтора десятилетия удельного веса повторных браков как среди мужчин, так и среди женщин;

доля овдовевших среди вступающих в повторные браки постоянна и невелика;

рост увеличения числа разводов сопровождается снижением числа повторных браков.

Однако все перечисленные варианты семей представляют собой варианты моногамии: мужчина и женщина одновременно живут только с одним партнером. В настоящее время нарастает число и альтернативных моногамии браков.

Другим вариантом альтернативной семьи является коммуна. На протяжении XX в. коммуны периодически возникали в различных странах, как правило, в периоды социальных катаклизмов, обычно в молодежной среде. В России они были распространены в 20-е годы, в странах Западной Европы — в 70—80-е годы.

Современная западная коммуна, как правило, представляет собой большое число людей, не связанных родством (часто и браком), проживающих в общей квартире или доме и совместно ведущих хозяйство. Сюда могут входить и дети. Совместное выполнение работ по дому и воспитание детей дают то преимущество, что они могут быть распределены между большим количеством лиц. Выполняемое в идеальном случае по очереди дежурство по дому и уход за детьми разгружает женщин от одностороннего прикрепления к обязанностям хозяйки и матери. Группа контролирует справедливое распределение обязанностей. Общины финансируют и ведут хозяйство из кооперативной кассы. Остаток личного дохода члены сообщества, как правило, оставляют себе.

Возникает более высокая степень материальной защищенности для отдельного лица, потому что в момент отсутствия заработка и денег солидарность группы оберегает его от нравственного и физического упадка. Коммуна может владеть совместно средствами производства (например сельскохозяйственным инвентарем), предметами длительного пользования, бытовой техникой. Трудности, однако, возникают в тех случаях, когда кто-либо собирается покинуть коммуну или из-за неаккуратного обращения отдельных членов коммуны с вещами. Как правило, беспорядочные половые отношения в коммуне если и встречаются, то существуют недолго. В настоящее время число коммун незначительно.

Подводя итог, можно говорить о следующем обобщенном современном понимании семьи и ее будущего.

Жизнестойкость института моногамии предопределена богатством его эволюционного потенциала и инертностью культуры. Ценности моногамии вряд ли будут исчерпаны, по крайней мере, в первые десятилетия XXI в. В настоящее время существуют как семьи «патриархального» типа, так и «дето-центристского» (которых большинство), идет становление «супружеского» типа семьи. Альтернативные модели семей также встречаются и, скорее всего, будут продолжать свое существование, за исключением, может быть, исчерпавшей себя коммуны.

Источник:
Изменение устоев семейной жизни
Семья, будучи социальным институтом, безусловно, находится под влиянием общества. Закономерности изменения семьи сонаправлены переменам, которые происходят в обществе в целом. Поэтому понять
http://studfiles.net/preview/2378474/page:7/

Кризис семьи и традиционных устоев в современном обществе Текст научной статьи по специальности — Социология

Кризис семьи и традиционных устоев в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Социология»

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Булгакова С.А.

В статье рассматриваются понятие « семья », актуальные проблемы формирования семьи в современном обществе . Автор ставит проблему влияния кризиса семейных ценностей на развитие общества .

Похожие темы научных работ по социологии , автор научной работы — Булгакова С.А.,

Текст научной работы на тему «Кризис семьи и традиционных устоев в современном обществе»

?_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

ИЭиУ, СурГУ г. Сургут, Российская Федерация Научный руководитель: Н.А. Бутенко

КРИЗИС СЕМЬИ И ТРАДИЦИОННЫХ УСТОЕВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

В статье рассматриваются понятие «семья», актуальные проблемы формирования семьи в современном обществе. Автор ставит проблему влияния кризиса семейных ценностей на развитие общества.

Семья, общество, традиционные ценности, социальный институт.

На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разнообразных групп -компания друзей, школьный класс, танцевальная команда — но лишь семья остаётся той группой, которую он никогда не покидает. В современном обществе происходит ослабление функций семьи как социального института. Это связано с динамическими изменениями, происходящими в мире. Институт семьи с каждым годом становится все более нестабильным, так как разрушаются его основы, которые базируются на многовековых традициях. Об этом свидетельствуют социологические и психологические исследования в области семейных отношений

Семья как социальный институт — это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, образцов поведения и санкций, которые регламентируют взаимоотношения между супругами, детьми, родителями и другими родственниками. [1, с. 65]

В современном обществе поднимается проблема ослабления функций семьи как социального института, что связано с динамическими изменениями, происходящими в мире. Институт семьи с каждым годом становится все более нестабильным, так как разрушаются его основы, которые базируются на многовековых традициях. Об этом свидетельствуют социологические и психологические исследования в области семейных отношений

Каждая семья — это своеобразный мир, который основан на определенных ценностях, преемственности, эмоциях, традициях, чувствах.

Но в современном мире институт семьи переживает глубочайший кризис. С одной стороны, он выражается в превращении семьи из ячейки общества в разлагающийся элемент, с другой — в обесценивании семейных отношений.

В настоящее время семья переживает различные модификации. Семейные отношения утрачивают свое социализирующее и воспитательное значение. Семья перестает является школой духовного взросления индивидов, вступающих в общественные отношения. Она все стремительнее становится просто формальным объединением, своеобразным клубом по интересам. А распад семьи следственно влечет за собой распад общества.

На самом деле, само общество как целое и все прочие общественные институты в большей степени возможны лишь благодаря семье и без нее обречены на гибель и стагнацию. Общество может выполнять некоторые из функций семьи и помогать человеку в социализации, но оно не может заменить собой семью, ибо последнее есть первичная клетка, соединение которой с подобными ей, и создает общество.

Рассмотрим сущность эволюционных изменений, которые переживает семья в современном обществе.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

Вначале XX в. группа экономистов проводила исследование по изучению бюджетов семей в России. В конечном итоге, они выяснили, что в основном деньгами в семье безраздельно распоряжается мужчина. В 1920-е гг. повторили то же самое и увидели, что в 15% семей бюджетом стала руководствоваться женщина. А в конце XX в. в двух семьях из трех всеми материальными средствами распоряжалась женщина. Традиционные роли, когда женщина воспитывает детей и ведет домашнее хозяйство, а муж является хозяином и обеспечивает экономическую самостоятельность семьи, меняются. [2, с. 116]

Сегодня семья, как единое целое, все в меньшей мере зависит от законов, нравов, традиций, общественного мнения, обычаев, и т.п. и все больше от межличностных отношений, взаимопонимания и взаимной привязанности. Вследствие этого возрастает число фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рожденных в них детей. Также профессиональные интересы женщины и мужчины становятся серьезным соперником семейным интересам.

Растет количество разводов, неполных семей. Среди причин разводов в первую очередь выделяют не подготовленность к браку. Не всегда любовь помогает справиться с возникающими конфликтными ситуациями.

Тенденции развития семьи в современный период

Традиционные устои Современное общество

1. Патриархальный вид семьи. 2. Важнейшая черта традиционной семьи -подчиненность целей и интересов индивида интересам всей семьи. 3. «Отец — кормилец». 1. Эгалитарный вид семьи. 2. Экономическое обеспечение семьи часто становится делом женщин. 3. Увеличение количества неполных семей. 4. Снижение рождаемости. 5. Увеличение ранней беременности. 6. Изменение в сексуальном поведении мужчин и женщин. 7. Досуговая функция выходит на первое место. Снизилась воспитательная функция. 8. Увеличение количества разводов.

В марксисткой теории семья трактуется как экономическая ячейка общества. Ее роль в обществе трудно переоценить. Кризис семьи в современном обществе должен стать одним из главных направлений политики государства. Она должна включать в себя следующее: [3, с. 64]

1. Принятие специальных мер, направленных на увеличение или сокращение рождаемости.

2. Развитие экономических и социальных программ по поддержке семьи.

3. Формирование в общественном сознании ценностных установок на семейный образ жизни. Государственная поддержка семьи проводится в России: учреждены дополнительные отпуска,

установлены денежные пособия, введены особые льготы и др.

В современных социокультурных и социо-экономических условиях наблюдается спад общечеловеческих ценностных ориентаций у семьи, а также нравственная деградация общества. Следовательно, необходимо поднимать престиж и значимость в обществе социального института семьи, так как сохранение семейных традиционных ценностей способствует стабильному развитию общества.

Список использованной литературы:

1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи /А.И.Антонов, В.М. Медков — М.: Издательство МГУ, 2013. — С. 65

2. Гурко Т.А. Актуальные проблемы семей в России/Т.А. Гурко. — М.: Институт социологии РАН, 2013. — С 116.

3. Носова А.В. Семейная политика в Европе: эволюция моделей, дискурсов, практик./ Социс. 2014 №°5. -С.64

Источник:
Кризис семьи и традиционных устоев в современном обществе Текст научной статьи по специальности — Социология
В статье рассматриваются понятие «семья», актуальные проблемы формирования семьи в современном обществе. Автор ставит проблему влияния кризиса семейных ценностей на развитие общества.
http://cyberleninka.ru/article/n/krizis-semi-i-traditsionnyh-ustoev-v-sovremennom-obschestve

Нравственные устои семьи и критерии устойчивости брака

Нравственные устои семьи и критерии устойчивости брака

Современный брак – явление, прежде всего, психологическое, потому что предполагает не только союз между представителями разных полов, но и между двумя личностями. Каждой семье присущ определенный уровень духовности. Чем выше этот уровень, тем больше оснований для семьи быть сплоченной, развивать способности и интересы, удовлетворять культурные потребности своих членов, успешно воспитывать детей, жить богатой нравственной и эмоционально эстетической жизнью. К духовным ценностям семьи следует прежде всего отнести ее идейно-нравственные устои. Идейность отражается в образе мыслей человека, его деятельности, поведении, отношении к труду и к окружающей его действительности. Идейно-нравственное здоровье семьи в первую очередь зависит от образа жизни и поведения ее членов. Но не меньшее значение имеет и воздействие общества на семью, и нравственная атмосфера в обществе.

Чтобы не запутаться во всех этих тесно переплетающихся друг с другом отношениях, специалисты обычно выделяют три важнейшие сферы семейных отношений: хозяйственно-экономическую, нравственно-психологическую и интимную. Именно эти три сферы более всего определяют бытие и существование семьи, соответственно ее стабильность и условия для воспитания детей. Все сферы семейных взаимоотношений причинно взаимосвязаны друг с другом. Стоит этим отношениям измениться в одной из сфер, как неизбежно подобное изменение более или менее скоро произойдет и в других. В лучшем случае – в положительную сторону, в худшем — в сторону отрицательную. Это позволило современным психологам установить существование в семье так называемого закона круговой причинности семейных отношений.

Социальная психология утверждает, что все виды межличностных отношений между людьми можно свести к двум полярным типам – кооперации и конкуренции. Исходя из этого, можно выделить следующие виды взаимоотношений:

Сотрудничество – идеальный способ взаимоотношений, предполагающий взаимопомощь и взаимоподдержку.

Паритет – ровные, союзнические отношения, основанные на взаимовыгоде всех членов союза. В целом, это тоже неплохо.

Соревнование – желание добиваться большего и лучшего по сравнению с другими при сохранении с ними хороших взаимоотношений. Однако наличие соревнования в семье зачастую таит в себе момент нервозности, не всегда полезный для развития детей, и в случае отсутствия такта, выдержки может переходить в конкуренцию.

Конкуренция – стремление главенствовать над другими, подавлять их в каких-либо сферах.

Антагонизм – резкие противоречия между членами группы. И конкурентные и антагонистические отношения пагубны для семьи в целом – она весьма редко выдерживает давление внутренних противоречий и чаще всего прекращает свое существование. Но еще страшнее они сказываются на детях, которые испытывают тяжелые травмы и потрясения и нормальное их развитие становится невозможным.

Жизнь в семье невозможна без общения, в котором отражаются отношения членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией, их духовный контакт. Общение в семье может носить разнообразный характер: это обсуждение проблем, связанных со здоровьем, с работой, ведением домашнего хозяйства, воспитанием детей, беседы об искусстве, политике и т.д. Социологические исследования показывают, что при нормальных взаимоотношениях в семье супруги обычно делятся между собой своими проблемами, поэтому для семейного общения важно, чтобы у супругов были общие взгляды, ценности, в отношениях не было нервозности и враждебности.

Конечно, идеального общения в семье не бывает, есть и ссоры, конфликты. Чтобы мирно их разрешить, в семейном общении важны нравственные принципы, уважение другого человека. Если этого нет – семья разрушается. Иногда полезно идти на компромиссы, важно уметь признавать свои ошибки, не скупиться на добрые слова. Несложившиеся отношения между супругами ведут к плохим последствиям. Психологами установлено, что существует связь между супружескими конфликтами и нервно-психическими расстройствами. Отсутствие взаимопонимания в семье приводит к подавленности, к ухудшению здоровья, понижению работоспособности и, в конечном итоге, способно разрушить семью.

Все цивилизованные народы переживают сегодня дестабилизацию браков. Этот объективный процесс касается миллионов людей. Кардинальные сдвиги произошли в содержании и характере внутрисемейных отношений. Распад патриархальных семейных связей выдвинул на первый план проблему развода. Сегодня развод считается важным средством разрешения противоречий современного брака. Развод стал структурным элементом современных брачно-семейных отношений.

Неоправданный развод несет большую беду всем: и супругам, и детям, и родным, и обществу. Развод – это, как правило, ухудшение материальных и жилищных условий разведенных супругов, ухудшение стабильности их жизненного положения, возрастание риска алкоголизма, наркомании и других форм отклоняющегося от общепринятых норм поведения. Среди социальных последствий большого количества разводов социологи называют следующие: примерно только 25% разведенных женщин и 50% разведенных мужчин повторно вступают в брак, значит, проблема развода для большинства людей – это и проблема одиночества; репродуктивные возможности разведенных женщин остаются нереализованными; вследствие разводов увеличивается число неполных семей; развод создает целый ряд травмирующих ситуаций, могущих вызвать различные нервно-психические расстройства как у родителей, так и у детей.

Свобода расторжения брака, зафиксированная в правовых нормах, относительная экономическая независимость женщин, существование брачного рынка и возможностей создать другую семью, рост социально-психологической ценности брака – все это основные предпосылки для поддержания высокого уровня разводимости. В условиях переходного периода, дальнейшего расслоения общества семья и брак претерпевают определенные изменения. Социальное содержание брака неоднородно по своему характеру, включая как социально-экономический и социально-демографический, так и социально-психологический аспекты, причем пос-

ледний приобретает особое значение, составляя специфическую особен-

ность брака и одновременно критерий его эффективности. Наилучшим пока- зателем качества брака является не какое-то внешнее обстоятельство (например, его продолжительность), а внутренние силы сплоченности, сохраняющие брак.

Источник:
Нравственные устои семьи и критерии устойчивости брака
Нравственные устои семьи и критерии устойчивости брака Современный брак – явление, прежде всего, психологическое, потому что предполагает не только союз между представителями разных полов, но и
http://studopedia.ru/5_145534_nravstvennie-ustoi-semi-i-kriterii-ustoychivosti-braka.html

Старые девы и бобыли: Как в России меняются представления о семье

Старые девы и бобыли: Как в России меняются представления о семье

Экология жизни: Зачем нужны «пробные отношения», из-за чего в России каждый второй брак заканчивается разводом, почему женщины стали жить дольше мужчин.

Принято считать, что в России очень традиционный подход к семейным ценностям, но исследования показывают, что в вопросе модернизации семьи мы иногда даже опережали западные общества. Например, в 1926 году советская власть приняла самый либеральный на тот момент закон о браке.

Социолог Елена Здравомыслова, зачем нужны «пробные отношения», из-за чего в России каждый второй брак заканчивается разводом и почему женщины стали жить дольше мужчин. Публикуем основные тезисы ее лекции

Мы живем в период радикальных изменений семейных отношений и структуры семьи. Модернизация — это такое философское понятие, которое описывает макроизменения, переход от традиционного общества к современному. Такой социальный институт, как семья, то есть устойчивые отношения между людьми, в контексте модернизации, конечно, изменяется. Это факт.

В целом трансформация семьи происходит так:

  • традиционная семья,
  • модернизированная или современная семья,
  • нетрадиционная семья.

Вплоть до начала XX века речь шла о традиционно-патриархальном многопоколенном семейном укладе: он считался нормативным, а все остальное — отклонениями от нормы. Люди, которые не вступали в брак, считались неудачниками, для них имелось даже специальное обозначение: старые девы (для женщин) и бобыли (для мужчин). Бездетные — это вообще сказочная неудача: жили-были, детей не было, все заплакали и стали делать Снегурочку. Это все характерно для традиционного общества.

В течение всего XX века, особенно во второй его половине, традиционные структуры меняются и, что самое главное, формы семьи становятся разнообразными. Сейчас речь идет уже не только о модернизированной, современной семье, но и о возникновении нетрадиционных семей — по способам проживания, по устройству сексуальных отношений, по выбору репродуктивной политики.

Мы можем себе представить семью, которая принимает сознательное решение никогда не иметь детей, или нетрадиционный (так его иногда описывают) брак — сожительство людей гомосексуальной ориентации, которые, наоборот, хотят завести ребенка.

Или, допустим, люди живут в разных городах и считаются семьей, потому что у них есть общие интересы, ответственность друг перед другом, а то и экономические дела, и они встречаются по субботам и воскресеньям. Это называется «шпагатный брак», или «брак выходного дня».

Такие изменения происходят во всем мире, и наше общество совершенно в этом смысле не исключение.

Раньше семья мыслилась как пожизненный союз, разводы были затруднены. Сейчас в России появляются люди, которые никогда не состояли в браке, — по собственному выбору, а не потому, что у них какой-то дефицит партнеров и сожителей.

Люди откладывают вступление в брак, рождение детей, они больше не считают это универсальным правилом жизни.

Было исследование, которое показало, что этому способствует поведение родителей.

Родители тех, кто родился в конце 1980-х и в 90-е, лояльно относятся к добрачному сожительству детей, к тому, что называется «пробными отношениями», предпочитая их последующим разводам.

Люди, родившиеся в 1950–60-е годы, были вынуждены заключать браки — чаще всего потому, что общество и их родители считали невозможным совместное проживание без регистрации.

Тут мы ясно видим сдвиг в поведении и в семейных моделях. Мы видим, что число совместно проживающих пар увеличивается постоянно и достигает 13,2 % от общего числа семей. И это поколенческий сдвиг.

В России очень высокий показатель разводимости. Подсчитывать степень разводимости, этот коэффициент, можно по-разному, демографы тут поднаторели. Но надо сказать, что, как ни подсчитывай, мы оказываемся в первой пятерке, а по каким-то специальным показателям даже вообще первыми в Европе по разводимости. Фактически каждый второй брак заканчивается разводом.

Моралисты будут грустить по этому поводу, но дело в том, что это связано с историей семейного вопроса и семейных отношений в России, с брачным законодательством, которое у нас существует до сих пор (этому можно посвятить большую историческую лекцию).

В 1926 году был принят самый либеральный закон о браке и семье, который позволял людям заключать и расторгать браки по почтовому уведомлению в одностороннем порядке. В этот счастливый золотой век советского брака и развода отношения стали очень хрупкими. Брак легко заключать, легко расторгать, ответственность сторон, в том числе финансовая, минимизирована, государство берет на себя часть обязательств, связанных с воспитанием ребенка, а алименты не являются настоящей угрозой для благополучия — конечно, это приводит к росту разводимости.

Демографы-исследователи отметили такую закономерность: чем позже в стране вступают в брак, тем меньше разводов. Потому что решение принимается не легкомысленно, когда еще идет период освоения семейных стратегий, а уже после каких-то «пробников», после длительных размышлений.

Смотрите, что происходит в российском обществе: у нас огромное число повторных браков — практически 35% заключаемых браков и у мужчин, и у женщин. Так что высокая разводимость немного компенсируется тем, что люди готовы снова и снова испытывать это счастье супружеской жизни — разочарование их не бывает фатальным. Обратная сторона хрупких брачных отношений в том, что люди думают: «Ну, попробуем еще».

«Женщины в Советской России массово вышли в сферу оплачиваемого труда примерно на два поколения раньше, чем в Западной Европе»

Современная российская семья повторяет глобальные тренды. Критики, консерваторы начинают бить тревогу и говорить о кризисе отношений, семьи, морали, личности. Они говорят, что глобальные процессы захватили нашу православную Россию и Запад разрушительно влияет на моральные устои общества.

Но на самом деле, как показывают исследования, это не заимствование. По многим показателям модернизации семьи мы вообще опережали западные общества, где семейная политика была гораздо более жесткой и правила разводимости и брачности тоже регулировались довольно жестко как церковью, так и государством.

Особенности советского наследия — в противоречивом вмешательстве государства на разных этапах. В 20-е годы государство говорит, что семья — это отживший социальный институт и «рассемеивание» — это и есть социалистический, коммунистический проект, а на смену семьи придет трудовой коллектив, который станет квазисемьей и создаст условия для отношений, воспитания детей и даже ухода за стариками.

Потом власть все-таки говорит, что семья — это ячейка общества, но она должна жестко контролироваться государством, которое знает, что такое хорошо и что такое плохо.

Есть прекрасное определение социолога Виталия Куренного: формула советской семьи — это семья для государства, а не для людей. Для этой семьи характерны определенные ролевые модели. Появляется так называемый гендерный контракт работающей матери. Что это значит?

В советской семье двое человек отвечают за семейный бюджет. Женщины в Советской России массово вышли в сферу оплачиваемого труда примерно на 50 лет, то есть на два поколения, раньше, чем в Западной Европе. На женщин легла двойная нагрузка: в семье они сохраняют традиционные позиции, полностью отвечают за заботу, уход, домашние работы и одновременно в свою гендерную роль включают заработки. Это наш контракт, он остается до сих пор устойчивым, но размывается в разных социальных слоях.

У мужчины гендерная роль в семье тоже устойчиво сохраняется как роль добытчика, который все-таки рассчитывает, что львиную долю семейных забот, особенно прикладной домашней работы, будет брать на себя его супруга. Мужчина — добытчик семьи, женщины — работницы второстепенной значимости, для которых характерно двойное бремя обязанностей.

В постсоветское время, особенно в периоды экономических кризисов, семья превращается в главную гарантию выживания, в убежище и резерв неоплаченного и неучтенного труда. Мы видим, что консервативный дискурс о семье («возвращайтесь к традиционным ценностям семейных отношений») сталкивается с современными трендами (многообразие форм семейной жизни и возможность выбирать тип, время и модель семейных отношений).

Как мы все эти явления будем объяснять? Есть объяснения алармистские, морализаторские, идеологические, которые обсуждают кризис семьи и демографический кризис, а есть исследователи, которые рассматривают все происходящее в контексте модернизации на современном ее этапе.

Я бы отметила несколько структурных процессов, которые влияют на все, что происходит с семьей.

Один из них — демографическая революция, или демографический переход (терминология может быть разной). Он происходит в разных странах в разное время. Если в традиционном обществе никто не контролирует репродуктивное поведение (сколько детей получится, столько и получится), то в современном обществе люди начинают контролировать и его, и свое здоровье.

Я тут ссылаюсь на отечественного демографа Анатолия Вишневского. В традиционном обществе: высокая рождаемость, высокая смертность, особенно детская, еще есть инфекционные заболевания, здравоохранение не развито. Конечно, в аграрном традиционном обществе детей в семье больше, чем сейчас, в среднем пять-шесть, но каждая семья и, главное, каждая женщина (статистически не каждая, конечно, но очень многие) сталкивались со смертью маленьких детей. И в каждой семье возникает проблема: как прокормить детей и как их воспитать? А поскольку семья традиционная, то, в общем, эта проблема никак не решается.

Как только общество рационализируется, развивается здравоохранение и появляются возможности, люди начинают рассуждать так: пусть у нас будет меньше детей, но зато у них будет образование, высокий уровень жизни, здоровье и так далее. И женщины не будут рожать каждый год по ребенку и умирать раньше.

Между прочим, в традиционном обществе продолжительность жизни женщин всегда была гораздо ниже мужской, потому что репродуктивное здоровье не обслуживалось. Они там рожали и умирали: кто родами, кто от чего. Отработал репродуктивный механизм — и все. А когда произошла репродуктивная демографическая эволюция, оказалось, что в современных обществах уже мужчины отстают от женщин по продолжительности жизни.

«Современные молодые люди, нацеленные на самореализацию, хотят создать семью, потому что ищут интимности и понимания»

Второй современный тренд — это тренд урбанизации. Люди переезжают в города, формируется городская семья. Это уже не расширенная семья, когда под одной крышей живут три или четыре поколения, да еще и братья и сестры входят в одно хозяйство, в один экономический союз. Урбанизация закрепляет не только новое отношение к деторождению, но и тренд нуклеарной семьи — это семья, состоящая всего из двух поколений: родители и дети.

Иногда семья расширяется «по требованию». Что это значит? Это особенность, которую отмечают многие исследователи. У нас в основном семья современная, мы живем по принципу «супружеская пара и дети», а старшие родственники живут отдельно. Но российский контекст показывает, что есть две фазы жизненного цикла семьи, когда связь молодой семьи со старшими родственниками становится очень похожа на патриархальную модель многопоколенной семьи. Когда рождаются дети, нужны бабушки и дедушки. А второй момент — когда старшее поколение подходит к порогу своей немощи, начинает болеть.

В традиционном обществе (а в России в этом отношении все очень традиционно) на семью падает основная нагрузка по уходу за стариками. И это гендерно специфическая деятельность. Если есть женщина — невестка, дочь, — она будет ухаживать за пожилыми родителями, и это будет происходить в срединной фазе ее личной жизни, в среднем возрасте.

В современных обществах режим заботы о пожилых людях модернизируется: появляются институты, рыночные условия, специальные профессии, общественные организации, которые помогают семье решить этот вопрос.

Основной функцией семьи становится функция психологического комфорта (ее еще называют в социологии функцией интимизации). Люди стремятся вступить в брак, чтобы иметь близкого человека, который их понимает, которому можно доверять. И это является самой главной ценностью — не финансовая зависимость от супруга, даже не репродуктивные функции, не функция социализации, потому что в этом помогают другие учреждения.

Источник:
Старые девы и бобыли: Как в России меняются представления о семье
Экология жизни: Зачем нужны «пробные отношения», из-за чего в России каждый второй брак заканчивается разводом, почему женщины стали жить дольше мужчин…
http://econet.ru/articles/171545-starye-devy-i-bobyli-kak-v-rossii-menyayutsya-predstavleniya-o-semie

COMMENTS