Изучение психологии

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Возрастная и педагогическая психология — две отрасли психологической науки , тесно взаимодействующие между собой, что определено общим объектом их изучения — развивающимся человеком и центральной проблемой научного анализа — поиском ответа на вопрос о роли наследственности и среды в формировании психики человека.

Мера дробления возрастных периодов развития человека и их сравнительных характеристик последовательно возрастала. К настоящему времени, с учетом сложившейся в нашей стране системы обучения и воспитания, внутри самой возрастной психологии четко обозначились подразделы: психология дошкольника (часто называемая детской психологией), психология младшего школьника, психология подростка, психология старшего школьника (или ранней юности), психология взрослого человека и, наконец, психология преклонного возраста (геронтопсихология). Естественно, что если в рамках отдельного возрастного периода представляется возможным более детально выявить и проанализировать характеристики именно данного возраста, то общая возрастная динамика требует охвата ряда этапов выявления сравнительных характеристик нескольких возрастных срезов.

С момента возникновения возрастной психологии (конец XIX — начало XX вв.) рамки возрастных границ объектов исследований существенно раздвинулись.

Исследования аспектов развития уже изученных психологических особенностей взрослых людей постепенно распространялись на юношей, подростков, младших школьников и затем дошкольников. Эти исследования позволили обнаружить ранее неизвестные потенциальные возможности детей, а главное — раскрыть те периоды жизни ребенка, которые наиболее благоприятны (сензитивны) для развития различных функций, интеллектуальных возможностей, формирования нравственных качеств личности.

Заслуживающим внимания в этом отношении является ранний возраст, первые годы и даже месяцы жизни младенца, когда начинается процесс социализации, превращения биологического существа в человеческую личность. Разрастание исследований психологии преклонного возраста тоже позволило получить много важного и интересного. Границы сохранения активности и творческих способностей человека оказались значительно дальше, чем это считалось ранее, а главное, обнаружилось, что эти границы могут быть существенно смещены за счет организации жизни и деятельности человека.

Без знания возрастной психологии невозможны осуществление педагогического процесса в целом, определение содержания

и методов учебно-воспитательной работы, реализация индивидуального подхода к учащемуся, оказание необходимый помощи и поддержки развивающемуся человеку.

Основные практико-ориентированные задачи педагогической психологии — изучение основных психологических закономерностей формирования единого педагогического процесса и управления, выявление психологических резервов его совершенствования, разумного сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения и воспитания, создание такого психологического климата в образовательном учреждении, который поддерживал бы психологическое здоровье всех субъектов взаимодействия (учащихся, учителей, родителей).

Отечественный психолог и педагог, богослов и философ В.В. Зеньковский связывал педагогическую психологию с социальной, видя задачу педагогической психологии в изучении психологии педагогического процесса как особой формы социального взаимодействия. В соответствии с этим в систему педагогической психологии впервые вводится анализ педагогической среды как социально-психического предисловия педагогического процесса.

По мере изменения задач, развития практики обучения и воспитания, организационных форм и средств обучения и воспитания существенно менялся и предмет научной дисциплины. В условиях всеобщего обязательного среднего образования особую значимость приобрела проблема индивидуальных различий, включающая вопросы выявления природы этих различий, при необходимости учета их коррекции и т.д. Значительно меняется предмет педагогической психологии в зависимости от того, где, в каких условиях и на решение каких задач направлено обучение. Условия обучения и воспитания в средней школе, профессионально-техническом училище, техникуме, колледже, гимназии или высшем учебном заведении различны.

В психологии и педагогике давно известно, что обучение и воспитание — единый и неделимый процесс. Вместе с тем вопрос о том, как оптимизировать процесс гармоничного развития личности, как и на каком этапе можно и нужно достигать максимального расцвета умственных способностей и нравственных качеств, развития эмоциональной и волевой сфер человека, остается до сих пор не решенным. Поиски решения этого вопроса — одна из важнейших задач современной возрастной и педагогической психологии.

Условия научно-технической революции породили необходимость овладения школьниками не только системой глубоких и точных знаний, но и приемами самостоятельного их приобретения. Да, современный человек может быть воистину образованным и отвечать требованиям бурного развития науки и производства, если он непрерывно пополняет свои знания, а это возможно при овладении приемами самоорганизации познавательной деятельности, переработки знаковой (текстовой) информации. Вопросы, вытекающие из необходимости решения этих задач, входят в содержание современных психолого-педагогических исследований.

Наблюдается порой стремление к излишней формализации живого процесса обучения и воспитания, что порождает недоучет специфических человеческих качеств, которые существенно влияют на освоение каждым индивидом общественно-исторического опыта. Нечто подобное наблюдается в том случае, когда процесс обучения подстраивают к возможностям технических средств обучения, а не наоборот.

Все приведенные факты (а их перечень можно было бы продолжить) свидетельствуют о забвении (или просто незнании) порой еще не до конца раскрытых, но в большинстве своем хорошо известных истин возрастной и педагогической психологии. Выявление этих истин и закономерностей достигается с помощью системы методов психологического исследования, к рассмотрению которых и перейдем. А завершить этот параграф о предмете и задачах возрастной и педагогической психологии мы бы хотели словами выдающегося русского педагога К.Д.Ушинского: Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.

Источник:
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
http://www.rusmedserver.ru/med/pedagog/1.html

Самостоятельное изучение психологии и польза

Психология это наука, которая помогает жить. Понятие психологии людей, и понятие себя позволяет добиться больших успехов. Каждый имеет право и возможность изучать психологию с пользой для себя. Психология (http://psychology.biznet.ru)понятнее тогда, когда тщательно изучается теория и есть опытный учитель. Сама по себе психология это дисциплина, которая присутствует в учебной программе обучения разных специальностей. Это указывает на то, что знание психологии людей может пригодиться во всех рамках жизни, и при ведении разных видов деятельности. Психологический подход к решению определенных проблем позволяет решить их быстрее и с большей пользой для себя.

Изучение психологии это сложный процесс. В то же время каждый имеет право и возможность получить знания в этой области. Так как не каждый может себе позволить посетить курсы по психологии, можно учить эту дисциплину и самостоятельно. Первое что необходимо сделать, это определить то, для чего вам нужна психология. Это необходимо для того, чтобы определить конкретную мотивацию, а также для того, чтобы определить с какой именно стороны начинать обучение. Психология это сложная наука и выучить все и сразу не получиться.

Приступая к изучению психологии необходимо определиться с учебником. Рассмотрите несколько учебников по психологии и выберите тот, который вам больше всего подходит. Как понять, что он вам подходит? Определите то, достаточно ли он для вас понятен, легко ли читается и воспринимается информация и будет ли вам интересно по нему заниматься или же нет. Не стоит пытаться усвоить несколько учебников по психологии одновременно. К процессу приобретения знаний необходимо подойти грамотно, так чтобы материал поступал постепенно и систематизировался в вашем сознании. Много информации сразу не принесет особой пользы, особенно если она не систематизирована, а значит, вы не сможете ею воспользоваться.

Можете посетить тематические ресурсы на тему психология, вести беседы с теми, которые являются специалистами в этой области. Если вы не уверены, что психология вам пригодиться, может вам действительно рано ее учить. Для того, чтобы понять что-то в психологии, необходимо чтобы присутствовал живой интерес к ней, тогда ваши теоретические знания будут применены на практике, а значит будет положительный результат.

Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях:

Источник:
Самостоятельное изучение психологии и польза
Психология это наука, которая помогает жить. Понятие психологии людей, и понятие себя позволяет добиться больших успехов. Каждый имеет право и возможность изучать психологию с пользой для себя.
http://reshit.ru/samostoyatelnoe-izuchenie-psixologii-i-polza

COMMENTS