Кабинет психолога

Кабинет психолога

Андреевой Наталии Николаевны

В начале 90-х, когда служба школьной практической психологии переживала свое становление, в ходе одной из образовательных ярмарок ВВЦ был представлен новаторский для тех времен проект — «Специализированный кабинет детского психолога». В разработке проекта, кроме группы психологов под руководством доктора психологических наук Ольги Усановой, принимали участие архитекторы и дизайнеры.

Для организации кабинета не требовалось никаких особых пристроек. С помощью некоторых строительных и дизайнерских ухищрений в психологический кабинет, отвечающий современным требованиям психологической работы, переоборудовался обычный школьный класс. Продумано было все до мелочей — от формата окон, цвета стен и приспособлений для подсветки до базового комплекта методических материалов.

Ольга Николаевна Усанова, руководитель группы разработчиков, рассуждала так: каждому психологу нужно рабочее место, позволяющее ему полноценно реализовывать свои профессиональные задачи. Когда психолог приходит к начальству с просьбой об организации специального кабинета, ему легко отказать, если слова его ничем не подкреплены. Другое дело, если на руках у психолога целостный проект с чертежами, схемами и перечнем необходимых материалов. Да еще и обладатель золотой медали ВВЦ. Тогда администрация школы (уважающей себя школы) волей-неволей должна будет ознакомиться с проектом и принять его к сведению.

С некоторыми идеями проекта мы и хотим познакомить читателей.

Никто, конечно, не рассчитывает, что все директора школ тут же бросятся реализовывать представленные в нем красивые идеи.

Пустующие школьные кабинеты, про которые начальство бы думало: «И во что бы нам их переделать?» — скорее экзотическая редкость, чем правило. А психологи по большей части ютятся в «каморках под лестницей», где едва можно разместить два стула.

Тем более непросто раздобыть средства, для того чтобы придать окнам арочную форму и скруглить углы в комнатах. Однако некоторые идеи можно реализовать даже в небольших помещениях. Углы же скругляются не только с помощью евроремонта. Ну, а знать, каким должен быть идеальный психологический кабинет, — невредно. В один прекрасный момент эти знания могут пригодиться.

Если администрация какой-нибудь школы всерьез заинтересуется проектом и захочет иметь чертежи, дизайнерские разработки и полный комплект методических пособий, нужно связаться с разработчиками по телефону (095) 181–02–16 или написать по адресу: 129226, Москва, Сельскохозяйственная ул., д. 13, Институт психологии и педагогики.

Мы же на страницах газеты представим некоторые содержательные выдержки, посвященные организации психологического кабинета в школе.

Методические рекомендации к организации

В настоящее время активно развивается психологическая служба в образовании. Для успешной деятельности практического психолога важно создать условия. Прежде всего, организовать рабочее место и обеспечить психолога инструментарием — практическими материалами.

Специализированный кабинет детского психолога разработан специально для того, чтобы помочь школам и другим образовательным учреждениям оптимизировать условия работы практического психолога с детьми и дать психологу базовый комплект систематизированных методических материалов по основным направлениям его работы.

Архитектурный проект кабинета (архитектор В. Л. Питаев) содержит технические разработки для создания рабочего места психолога в помещении стандартного школьного класса при условии некоторой его реконструкции.

Архитектурно-художественная концепция проекта в качестве первого ее принципа предполагает осознанный отход от прямого угла с целью сделать восприятие ребенка более чувственным, нежели аналитическим. Предлагается реконструировать классную комнату, скруглив углы и поделив ее на функциональные зоны подвижными перегородками, установленными по плавным кривым. Для усиления пластичности композиции предписывается использование мебели со скругленными формами, расставленной по тем же плавным кривым.

Второй принцип формирования среды кабинета состоит в создании образов природы. В проекте показано, как можно использовать керамические композиции, растительность, аквариумы и другие дополнения, чтобы интерьер помещения повышал психологическую комфортность детей.

Решение пространства ориентировано на поддержание нормального эстетического и психологического климата, что достигается как за счет общего стиля оформления помещения, так и с помощью деталей интерьера романтического характера — люстр, фонарей, дверей, профильных переходов от стены к потолку, лепных розеток на потолке и др. Все это должно вернуть ребенка в мир более чувственный, нежели бесконечно повторяемый современный интерьер, прагматичный с точки зрения стройиндустрии.

Стандартное помещение класса предлагается разделить на 6 зон, что соответствует функциям кабинета.

2. Зона ожидания приема.

3. Зона первичного приема и беседы с клиентом.

4. Зона консультативной работы.

5. Зона игровой терапии.

6. Зона релаксации и снятия психоэмоционального напряжения.

Каждая из зон имеет свое цветовое оформление.

В зависимости от психологических задач пространство кабинета можно преобразовывать в новые формы, изменяя его по высоте, объему, цветовому, световому и звуковому оформлению.

Объем помещения может уменьшаться до камерного (например, для бесед, консультаций, индивидуальной психологической разгрузки) и увеличиваться при проведении игротерапии, занятий по психокоррекции и т. д. Эти изменения достигаются за счет использования подвижных перегородок, декоративных занавесей, подвесного потолка и расстановки мебели.

Меняющееся цветовое оформление создают покрытия стен и пола, а также подвижные детали интерьера.

Световое оформление изменяется за счет чередования естественного и искусственного освещения разной интенсивности и локализации источников света в разных точках помещения по горизонтали и вертикали.

Звуковое оформление кабинета предполагает периодическое включение записей звуков природы и музыки.

Таким образом, за счет нетрудоемкой перестройки класса, которую в соответствии с документацией проекта проводят строители, психолог получит рабочее место, адекватное задачам учреждения. Насколько нам известно, аналогов подобным проектам не существует. Проект можно использовать в качестве основы для творческой реализации в зависимости от средств и возможностей учреждения.

Второй важный момент в организации работы практического психолога в школе — подбор и систематизация диагностических методик и других профессиональных материалов. Ниже приводится перечень методического обеспечения кабинета, а затем по блокам дается подробное его описание.

Предложенная систематизация может быть использована как руководство для организации приоритетных направлений деятельности психолога в школе и контроля за ней, а также как основа для накопления банка материалов в обозначенных блоках. В дополнение к текстовым методикам психологи могут воспользоваться набором практических материалов «Лилия» — для профилактики, диагностики и коррекции нарушений психического развития у детей, в котором имеются необходимые предметные и сюжетные картинки, предметы, игрушки, таблицы, текстовые материалы и методическое руководство.

Создание специализированных кабинетов детского психолога в образовательных учреждениях — перспективная организационная форма оказания психологической помощи семье и детям.

Предлагаемая модель кабинета ориентирована на оказание помощи в обычных и экстремальных условиях.

1. Специализированный кабинет детского психолога представляет собой одно из звеньев единой системы психологической службы в народном образовании — системы социальной помощи семье и детям. Он предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, психологической и психокоррекционной помощи детям, их родителям и педагогам различных учебно-воспитательных учреждений по вопросам развития, обучения и воспитания, а также социально-психологической реабилитации и адаптации.

С пециализация кабинета состоит в том, что он ориентирован на организацию работы психолога в трех направлениях:

¦ помощь воспитанникам подготовительных групп детских садов и учащихся общеобразовательных школ в обычных условиях;

¦ помощь детям и их родителям в экстремальных условиях;

¦ помощь детям с отклонениями в развитии. Особую роль кабинет приобретает в условиях, когда необходима экстренная помощь детям, учащимся и их родителям, оказавшимся в экстремальных и критических ситуациях в зонах экологических катастроф, в районах радиационного загрязнения (в частности, Чернобыльской АЭС), испытывающих потребность в психологической поддержке и коррекции проявлений посттравматических стрессовых нарушений и их последствий.

Таким образом, специализированный кабинет детского психолога можно рассматривать как структуру из двух составляющих, первая из которых решает общие задачи и является универсальной в любых условиях, а вторая — решающей специфические задачи в особых условиях. Такая многопрофильная структура кабинета позволяет использовать его в экстремальных ситуациях и на так называемых «территориях риска», где возможно проявление отдаленных последствий вредоносных средовых воздействий, отрицательно влияющих на развитие детской психики.

Адекватность и полноценность функционирования специализированного кабинета детского психолога должна базироваться на соответствующем современным требованиям методическом и организационном обеспечении, а также включать необходимое техническое оснащение и оборудование.

Группа детей с отклонениями в развитии полиморфна. Для определения характера отклонений и потенциальных возможностей развития и обучения ребенка необходима совместная работа специалистов разного профиля, среди которых работа психолога занимает одно из ведущих мест. Она может рассматриваться как начальный этап психолого-медико-педагогического изучения ребенка с отклонениями в развитии.

3. Основной задачей специализированного кабинета детского психолога является обеспечение психологических условий для оптимального психического развития детей, в том числе — детей с отклонениями в развитии. Важнейшим из них является создание благоприятного психологического климата обучения и воспитания каждого ребенка как в условиях семьи, так и в условиях учебно-воспитательных учреждений.

Многофункциональность психологического кабинета, ориентированность его на оказание помощи в экстремальных ситуациях позволяет решать ряд задач, связанных с коррекцией стрессовых нарушений и их последствий у детей разных категорий, том числе и у детей с отклонениями в развитии:

— купирование развития острых стрессовых реакций;

— нормализация эмоционального фона деятельности;

— снятие эффектов умственного утомления;

— формирование адекватной установки на выполнение учебной деятельности;

— коррекция негативного мотивационного отношения к работе на последних уроках.

4. Основной принцип работы — индивидуальный подход к детям, что выражается:

— в поиске специфических для каждого ребенка путей оптимального развития его потенциальных возможностей в сфере интересов, способностей, склонностей;

— разработке индивидуально ориентированных программ развивающей и психокоррекционной работы с целью максимального содействия психическому и личностному развитию детей;

— выработке и реализации эффективных методов оказания психологической помощи и поддержки в экстремальных и критических ситуациях.

5. Задачи и специфика работы специализированного кабинета детского психолога определяют целесообразность создания его непосредственно на базе учебно-воспитательного учреждения (детский сад, школа, школа-интернат и т. д.), что обеспечит регулярность посещения кабинета данным контингентом детей, подбор и адаптацию методов и приемов психологического воздействия к конкретным условиям жизненной среды и социального взаимодействия детей различных возрастных групп, их родителей, воспитателей и учителей.

Работа в условиях конкретного учебно-воспитательного учреждения позволяет психологу основательно вникнуть в воспитательную ситуацию, лучше узнать как детей, так и учителей, воспитателей, их взаимоотношения, наладить контакт с родителями. Психолог получает возможность наблюдать детей в реальных жизненных ситуациях, анализировать всю систему влияний на ребенка, видеть результаты своей деятельности: как претворяются в жизнь его советы и рекомендации, какие изменения происходят в жизни школы, детского сада в результате его консультативной и профилактической работы.

Особую актуальность этот фактор приобретает для зон неблагоприятных экологических воздействий или районов радиационного загрязнения, где чаще всего встречаются проявления посттравматических стрессовых нарушений и возникает необходимость срочной психологической коррекции и профилактики немедленных и отдаленных последствий стрессогенных ситуаций; неотсроченная психологическая помощь и коррекция в привычных условиях пребывания определяет эффективность реабилитации и реадаптации, самоидентификации личности.

6. Деятельность кабинета осуществляется специалистами-психологами, окончившими высшее учебное заведение по специальности «психология» или прошедшими переподготовку и получившими квалификацию «практический психолог». Для обеспечения успешной работы кабинета необходимы творческие контакты с медицинскими учреждениями, правильное взаимопонимание, взаимодействие и взаимодополняемость позиций психолога, педагога, социального работника, тесный контакт с родителями или лицами, их заменяющими. Это позволит определить стратегию в решении проблем психологической помощи, создании личностно-ориентированных программ развивающей и психокор-рекционной работы с детьми различного возраста.

7. Руководство деятельностью специализированного кабинета детского психолога осуществляется научно-методическим центром по практической психологии при участии общества психологов.

УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО КАБИНЕТА ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА

Психологический кабинет можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия практического психолога с детьми разного возраста, их родителями и учителями, в центре которого сосредоточены интересы прежде всего ребенка. Позиция «ребенок прежде все-

го» определяет акценты в работе кабинета и его обеспечение.

1. Психологическое обеспечение

Психологическое обеспечение подразумевает создание ситуации наибольшего благоприятствования для ребенка:

1.1. Грамотное профессиональное взаимодействие психолога с педагогическим коллективом учреждения, на базе которого создаются гуманные взаимоотношения, доброжелательное межличностное взаимодействие детей и окружающих их взрослых.

1.2. Создание благоприятного для развития детей психологического климата и организация продуктивного общения со взрослыми и сверстниками.

1.3. Максимальная реализация в работе с детьми психических возможностей и резервов каждого возрастного периода (сензитивность, «зона ближайшего развития»).

1.4. Развитие индивидуальных особенностей детей внутри каждого возрастного периода (интересы, склонности, способности).

2. Методическое обеспечение

Основной акцент в работе следует сделать на выборе психологических средств.

Выбор метода обследования — один из сложных этапов диагностико-коррекционной работы детского психолога. Важным показателем детской и школьной психодиагностики является быстрота и акцентированность обследования на конкретной проблеме. В работе детского психолога значение имеет не только выбор метода исследования, но и качественная характеристика полученных данных, которая будет определять ход и результаты диагностической и коррекционной работы.

Специфика работы детского психолога в кабинете (необходимость быстрой и оперативной информации о ребенке) определяет острую потребность в методиках, не связанных с громоздкой процедурой обработки и позволяющих осуществить экспресс-диагностику. Экспресс-методики основаны на качественном анализе

высказываний детей, продуктов их деятельности и способов выполнения ими заданий. В качестве экспресс-методик в условиях психологического кабинета целесообразно использование так называемых функциональных проб, а в качестве экспресс-методов изучения класса — скриннинг-обследование.

Не менее важное значение имеет подбор психологических средств для коррекционной работы.

Эффективность использования в работе психологического кабинета различных психологических средств воздействия существенно повышается при комплексном применении взаимодополняющих средств — как в условиях психологической диагностики и последующей коррекции, так и в условиях психологической поддержки, снятия психоэмоционального переналряжения, обучения навыкам саморегуляции. К таким можно отнести аудиовизуальные средства, игровые материалы, применяемые при игротерапии, музыкотерапии и терапии движением.

Психолог несет полную ответственность за реализацию программ коррекции и развития и конечный результат.

Для оценки эффективности своей работы психолог может использовать специально разработанные анкеты. По результатам опроса, проводимого регулярно после окончания определенного цикла занятий, можно проанализировать адекватность подбора методических средств и содержания развивающих программ индивидуальной работы с учащимися разного возраста, оценить динамику достижений ребенка (например, изменение уровня его личностной тревожности или стрес-соустойчивость).

3. Организационное обеспечение

Организационное обеспечение кабинета предполагает подготовку его оборудования, в том числе технических средств, методических материалов, документации и рекламы.

3.1. Технические средства

¦ Система видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов.

¦ Система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей.

3.2. Методические материалы

¦ Кейс практического психолога. (Набор практических материалов для профилактики, диагностики и коррекции нарушений развития у детей «Лилия».)

¦ Практические материалы для психологической работы в школе.

¦ Набор игрушек и настольных игр (мячи, куклы, пирамиды, кубики, лото, домино и т. д.).

¦ Набор материалов для детского творчества (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага, клей и т. д.).

¦ Библиотека практического психолога.

¦ Раздаточный материал для детей, родителей, учителей.

¦ Перспективный план работы.

¦ Карты психологического изучения детей.

¦ Журналы учета (первичного приема; посещаемости; групповых занятий с детьми).

¦ Бланки для регистрации результатов обследования.

Мебель должна быть со скругленными формами и устанавливаться (в контексте общей пластической композиции) по плавным кривым.

¦ Рабочий стол психолога.

¦ Шкаф для пособий; шкаф для техники.

¦ Рабочие места детей.

3.5. Дополнительные средства для дизайна интерьера ш Цветные сменные перегородки помещения.

¦ Клетка для птиц.

График работы кабинета должен обеспечивать возможность проведения консультаций и занятий в любое удобное для детей, родителей и учителей время. Это — время непосредственно после уроков; возможно использование больших перемен.

Помимо общих организационных требований при создании специализированного кабинета детского психолога следует руководствоваться специальными требованиями к помещениям и материально-технической оснащенности кабинета.

Реализация в работе комплекса психокоррекционных и восстановительных мероприятий предполагает проведение таких занятий в специально оборудованных помещениях с соответствующими условиями и требованиями к техобеспечению и оснащению психологического кабинета.

Источник:
Кабинет психолога
Андреевой Наталии Николаевны В начале 90-х, когда служба школьной практической психологии переживала свое становление, в ходе одной из образовательных ярмарок ВВЦ был представлен новаторский
http://gov.cap.ru/home/65/obrazov/sajty/ksosh3/kshosh3/sait/andreeva/project/p27aa1.html

Кабинет психолога

Кабинет психолога — специфичное помещение, которое функционально служит определенным целям, а также, это — часть развивающей предметной среды, элемент микропространства, подчиняющийся важным закономерностям эргономики развивающейся детской деятельности.
Что касается массового образовательного учреждения, где дети проводят большую часть времени и один психолог обслуживает большой контингент детей, необходимо рассматривать рабочее место психолога как часть жизнедеятельностной среды. И эта среда должна отвечать общим принципам «обогащенности, наукоемкости и содержать природные и социокультурные средства, обеспечивающие разнообразие деятельности ребенка». Эта среда должна отвечать также критериям функционального комфорта.

Первое условие. Кабинет психолога удобней расположить на первом этаже, так как психологи принимают не только детей, посещающих учреждение, но и их родителей.

Второе условие: должна быть максимальная изоляция, как территориальная, так и звуковая. Имеется ввиду, два особо важных момента: кабинет не должен быть проходным или смежным с такими помещениями как физкультурный и музыкальный залы.
Третье условие: кабинет — это условное обозначение места работы психолога. Более правильно будет представить его как помещение, разделенное на три сферы деятельности, каждая из которых весьма специфична и по оснащению, и по функциональному назначению: диагностическая, коррекционная, релаксирующая.

Специально оборудованный кабинет практического психолога (КПП) может функционировать на базе обычного кабинета учебно-воспитательного, образовательного учреждения. Его задачей является оказание своевременной квалифицированной консультативно-методической, психологической и психокоррекции-онной помощи различным категориям населения, в том числе учащимся разного уровня развития и возраста, их родителям, а также решение проблем социально-психологической реабилитации и адаптации.

Для кабинета практического психолога должно быть отведено помещение или отдельный класс, площадью не менее 25-30 м, с тем, чтобы одновременно в нем могли находиться 10-12 человек, работа с которыми должна проходить в комфортных условиях.

Температурный режим. Помещение должно быть теплым и в то же время хорошо проветриваемым. В зимнее время в связи с повышенной сухостью воздуха для его увлажнения и ионизации можно использовать прибор «Комфорт»; желательно иметь установку для кондиционирования воздуха. Оптимальной считается температура от 20 до 22° C.

Звукоизоляция. Для изоляции от шумов коридора комната может быть оборудована двойной дверью. Максимальная громкость звучания записей — 30 дБ (приглушенная речь). Во время занятий на входной двери необходимо вывесить предупреждение о соблюдении тишины.

Материально-техническое оснащение и организация пространства кабинета
Реализация комплекса психокоррекционных и восстановительных мероприятий предполагает проведение занятий в специально оборудованном помещении, которое должно отвечать соответствующим условиям и требованиям к техническому обеспечению и оснащению психологического кабинета:

Технические средства: видеомагнитофон, телевизор, музыкальный центр с набором видео и аудиокассет, компьютер, принтер, ксерокс, видеокамера.

Методические материалы: практические материалы для психологической работы в школе; набор игрушек, настольных игр, соответствующих возрасту детей; набор различных материалов (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага и т.п.); библиотека практического психолога; раздаточный материал для учащихся, родителей и учителей, участников групп социально-психологического тренинга или для других групповых занятий.

Документация: В кабинете психолога должны стоять папки с необходимой документацией

  1. Годовой план работы, утвержденный руководителем образовательного учреждения.
  2. Журнал учета проведенной работы
  3. График работы
  4. Программы и методы психопрофилактической, диагнос-тической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы.
  5. Аналитический отчет о проведенной работе за год, утвержденный руководителем образовательного учреждения.

Мебель:
рабочий стол психолога,
шкаф для пособий,
шкаф для техники,
рабочие места детей,
журнальный стол,
2-3 мягкие кресла или диван
стулья.
Дополнительные средства для дизайна интерьера: перегородки помещения, цветы, аквариум. Перегородками может служить стеллаж или композиция из цветов и растений.

Выбор метода обследования — один из сложных этапов диагностико-коррекционной работы практического психолога. Из всего многообразия существующих на данный момент диагностических методик необходимо уметь выбрать те, которые соответствуют целям и задачам исследования, а также целому ряду важных принципов. Эти принципы имеют непосредственное отношение к организации методического оснащения практического психолога, определяя необходимый минимум диагностических средств в работе начинающего специалиста. Перечислим эти принципы.

1. Имеющийся арсенал методик в кабинете практического психолога должен носить разнонаправленный характер, охватывая все стороны психической жизни человека, в том числе психические процессы, свойства, состояния, направленность личности, ее установки, ценностные ориентации, интеллектуальный уровень, особенности межличностного взаимодействия, стрессоус-тойчивость и поведенческие реакции в напряженных ситуациях и др.

2. В кабинете практического психолога должны быть методики для разных возрастных групп. Методики, разработанные в научной психологии и апробированные на практике, при использовании их в раннем возрасте требуют особой модификации, предусматривающей глубокий психологический анализ и грамотную интерпретацию комплекса разных показателей в их динамике. В детской психологии необходимо не только фиксировать внимание на том, что может выполнить ребенок в настоящее время, но и прогнозировать, что он в состоянии достичь в ближайшем будущем, какова его «зона ближайшего развития». Особенно это важно при диагностике отклонений в развитии, в связи с этим необходимо разрабатывать отдельные диагностические методики в форме обучающего, формирующего эксперимента.

3. Должны быть представлены методики как для индивидуального, так для группового исследования.

4. Поскольку психологу часто необходима оперативная информация, большое значение приобретают методики, не связанные с громоздкой процедурой обработки и позволяющие осуществить экспресс-диагностику. В качестве экспресс-методик в условиях психологического кабинета целесообразно использовать так называемые функциональные пробы.

5. Современные технологии позволяют оснащать кабинеты практических психологов компьютерными диагностическими методиками, что значительно экономит время, снижает затраты на подготовку тестового материала и бланков, упрощает процедуру обработки результатов. Однако при несомненных преимуществах компьютерной психодиагностики не следует чрезмерно ею увлекаться, так как и диалог с компьютером не заменит непосредственного эмоционального общения клиента с психологом, когда включаются эмпатическое взаимодействие, принятие, доверительный контакт и чувство понимания, что и является целью обращения к психологу.

Не менее важное значение имеет подбор психологических средств для коррекционной работы, в том числе разнообразный раздаточный материал:
-мячи, игрушки, детские поделки,
-мягкие шары-кресла, строительные трансформеры и другие материалы, которые могут быть использованы в игротерапии или сказкотерапии.

Одно из психологических средств воз­действия в ходе индивидуальных и групповых занятий в кабинете прак­тического психолога — специально подобранные музыкальные програм­мы, влияние которых характеризуется многоплановыми изменениями функционального состояния организма человека. Так, варьируя музыкаль­ный фон, можно воздействовать на настроение, вызывать состояние покоя или возбуждения, управлять работоспособностью человека или уси­ливать релаксацию.

Обобщенные характеристики музыкальных произведений,
отражающих сходное эмоциональное состояние

Источник:
Кабинет психолога
Кабинет психолога — специфичное помещение, которое функционально служит определенным целям, а также, это — часть развивающей предметной среды, элемент микропространства, подчиняющийся важным
http://iemcko.ru/2141.html

Свой бизнес: открываем кабинет психолога

Количество психологов увеличивается с каждым годом почти в геометрической прогрессии. Профессия психолога открывает большие возможности перед людьми, которые хотят не только заниматься любимым делом, но при этом еще и зарабатывать. Для того чтобы работать по специальности, не требуется арендовать большой офис или приобретать дорогостоящее оборудование. Вложения потребуются лишь в образование и наработку опыта. Безусловно, без минусов в данном случае также не обходится.

Если рассматривать частный кабинет психолога как бизнес, то основная часть клиентов будет приходить к вам, прежде всего, по рекомендации друзей и знакомых, то есть по так называемому «сарафанному радио». На наработку клиентуры требуется немало времени и сил, поэтому в первое время начинающий психолог с частной практикой вряд ли может рассчитывать на большую прибыль. Более того, лучше всего сочетать работу в собственном кабинете с работой в какой-либо организации в качестве наемного служащего. Так вы не только не потеряете в деньгах, но и будете нарабатывать столь ценные для начинающего специалиста опыт и практику.

Другой недостаток такого бизнеса связан с высоким уровнем конкуренции в этой сфере. Психологов на рынке труда в последнее время очень много. Спрос на их услуги, правда, тоже достаточно высокий. Но предложение уже давно превышает спрос. Тут свою роль играет несколько факторов. Во-первых, наши соотечественники пока еще не привыкли решать свои проблемы с помощью квалифицированных специалистов. Услуги психологов еще не столь востребованы, а их стоимость при этом равна, а то и превышает стоимость консультации у врача.

При этом если эффективность лечения в большинстве случаев можно оценить даже человеку, далекому от медицины (наступление облегчения, исчезновение тревожащих симптомов, улучшение самочувствия и т. д.), то с психологической помощью все далеко не столь просто. Если врач во многих случаях может дать пациенту благоприятный прогноз на результат лечения, то психолог обязуется только предпринять все необходимое для помощи своему клиенту, но никаких гарантий на хороший результат не дает.

Другой негативный фактор, который неблагоприятно влияет на репутацию психологов и психологической помощи, в целом, касается отсутствия единой законодательной базы. На сегодняшний день, по сути, заниматься психологическим консультированием могут даже те люди, которые не имеют ни специального образования, ни какого-либо опыта работы. В настоящее время есть лишь законопроект «Об оказании психологической помощи населению», который еще не принят. В этом законопроекте также довольно много недоработок и спорных моментов, поэтому его принятие вряд ли изменит ситуацию в лучшую сторону.

Готовые идеи для вашего бизнеса

И все же, несмотря на все минусы, психологический кабинет – это неплохая бизнес-идея, которая может превратиться в выгодный и прибыльный бизнес при правильном позиционировании и продвижении.

Юридическое оформление деятельности психолога с частной практикой

Для того чтобы открыть кабинет практического психолога, вам нужно будет зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Сделать это можно четырьмя различными способами. В первом случае вы можете зарегистрировать ИП самостоятельно. Это самый дешевый вариант: все затраты составят 800 рублей за госпошлину. В принципе, регистрация ИП – дело довольно простое и не занимает много времени. Но вы можете обратиться за помощью в оформлении ИП к посреднику – юридической компании, которая специализируется на таких услугах. Регистрация с помощью посредника обойдется дороже, нежели самостоятельное оформление документов, но вы сэкономите немало времени на заполнении всех необходимых бумаг, а также получите гарантию того, что все документы будут оформлены без единой ошибки. Наконец, ИП можно оформить и по доверенности.

Мы рассмотрим вариант самостоятельной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Для оформления нужно подготовить документы для регистрации ИП (заявление на регистрацию, заявление на упрощенку, квитанция для уплаты госпошлины); зарегистрировать свое ИП в ИФНС (регистрация в налоговой, отправка уведомления в надзорные органы: Роспотребнадзор и Госавтодорнадзор), а также в ПФР и ФСС (регистрация в ПФР, ФСС, Росстате, ФОМС); заказать печать для индивидуального предпринимателя; открыть расчетный счет в банке.

Документы необходимые для регистрации психологического кабинета

Рассмотрим более подробно документы, которые вам потребуются для регистрации в качестве индивидуального частного предпринимателя (ИП): заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме P21001, квитанция на оплату госпошлины за регистрацию ИП, заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения по форме № 26.2-1 (опционально), копия паспорта. Упрощенная система налогообложения (она же УСН, УСНО, упрощенка) позволяет платить меньше налогов и значительно упростить подаваемую вами отчетность, чем ОСНО (основная система налогообложения). УСН очень распространена среди малого и среднего бизнеса. Есть два варианта процентных ставок УСНО – 6% (с доходов) и 15% («доходы минус расходы»).

Процентную ставку можно выбрать самостоятельно. Если вы выбрали первый вариант, то будете платить 6% от любых поступлений, и в этом случае ваши расходы не будут интересовать налоговые органы (этот вариант предпочтителен в нашем случае, когда речь идет о предоставлении каких-либо услуг и когда расходы гораздо меньше доходов). Если вы отдаете предпочтение первому варианту, то из суммы доходов будет вычитаться сумма расходов, а ИП платит 15% налогов от полученной разницы (этот вариант удобен в случае торговли). При этом все расходы ИП должны быть обязательно задокументированы (то есть нужно сохранять чеки, счета, акты и т. д.).

Если вы планируете применять упрощенку, то вам необходимо подать уведомление об этом в двух экземплярах вместе с остальными документами при регистрации. Обратите внимание: перейти на упрощенку можно только раз в год, начиная с начала календарного года, так что если не успеете подать заявление сразу, вам придется платить намного больше налогов и вести намного более сложную бухгалтерию и отчетность вплоть до конца текущего года.

По закону вы можете подать заявление в течение тридцати дней со дня регистрации, но лучше не откладывать на потом и подавать заявление сразу. Заполнить заявление о переходе на упрощенку (УСН) автоматически и бесплатно можно с помощью специального сервиса или же вручную. В последнем случае нужно будет скачать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения по форме № 26.2-1 (КНД 1150001) (проверьте актуальность скачанной вами формы на настоящее время). Заявление подается в двух экземплярах, один экземпляр остается у вас (с пометкой о принятии). Ваш экземпляр необходимо сохранить. Помимо заявления, нужно будет также предоставить ксерокопию двух разворотов паспорта (основной и с пропиской) на одной странице формата A4 (также при подаче документов у вас могут попросить копии всех страниц, содержащих какую-либо информацию).

При регистрации ИП вам нужно будет также выбрать коды ОКВЭД. Для психологов, которые желают оформить частную практику или фирму, рекомендуется указывать следующие коды: 85.32 – предоставление социальных услуг без обеспечения проживания; 80.42 – образование для взрослых и прочие виды образования, не включенные в другие группировки; 93.05 – предоставление прочих персональных услуг; 74.50.2 – предоставление услуг по подбору персонала; 74.14 – консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления. В принципе, можно оставить только один код – 93.05 — предоставление прочих персональных услуг, и этого будет вполне достаточно.

Необходимость специального образования у практикующего психолога

Отдельного внимания заслуживает вопрос наличия у практикующего психолога документа о высшем специальном образовании. С одной стороны, закон о психологической помощи населению пока еще не принят, соответственно, сейчас большое количество так называемых «психологов» ведут свою деятельность, не имея диплома о профессиональной подготовке. Тем не менее, с 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», где психологическая помощь относится к социальным услугам.

Таким образом, деятельность психолога предполагает оказание психодиагностической, психотерапевтической помощи, проведение психологического консультирования и психологической коррекции. Психологическое консультирование является видом деятельности, по которому выдается диплом государственного образца, следовательно, человек, заявивший о ведении такой деятельности, но не имеющий специального образования, может вести ее до первой же проверки, после которой он может быть обвинен в ведении незаконной предпринимательской деятельности. Проверка же будет проводиться после первой жалобы недовольного клиента в прокуратуру.

В данном случае важно понимать разницу между психологом и психотерапевтом. Психолог – это человек с высшим психологическим образованием. Таких специалистов выпускают многие ВУЗы в различных городах нашей страны. Среди психологов есть социальные, общие, медицинские, педагоги-психологи. Психологи имеют право заниматься наукой и преподаванием, проводить тренинги, помогать с выбором профессии, работать на телефоне доверия, тестировать уровень интеллекта, выявлять способности, консультировать, выдавать рекомендации. Чаще всего всем этим занимаются социальные психологи.

Общие психологи, в основном, занимаются наукой, преподаванием и разработкой теории психологии. Клинические психологи имеют представление не только о психической норме, но и патологии. Они имеют право работать в медицинских учреждениях и консультировать здоровых людей. Они тестируют больных людей для того, чтобы врачи точнее могли поставить диагноз. Но официально психолог не имеет право заниматься психотерапией без специальной переподготовки.

Психотерапевт – это врач, который получил специальность «психиатр», а затем прошел дополнительную подготовку и стал психотерапевтом. Только в таком случае специалист официально может называться психотерапевтом и заниматься психотерапией. Он имеет широкое представление о психике человека и может лечить пациентов как медикаментозными, так и немедикаментозными средствами, вправе проводить длительную или краткосрочную, индивидуальную или групповую психотерапию. Существует множество направлений и методов современной психотерапии (арт-терапия, гештальт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия, гипнотерапия и др.), и разные психотерапевты специализируются в разных направлениях. Врач-психотерапевт имеет самые широкие полномочия, так как он может консультировать по всем случаям, лечить своих пациентов и выписывать при необходимости лекарственные препараты.

Если вы не претендуете на гордое звание психотерапевта, то, согласно Федеральному закону от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», что лицензия на оказание психологической помощи не требуется. Однако вы обязаны соблюдать этику и помнить о том, что от вашего профессионализма, корректности и порядочности зачастую может зависеть человеческая судьба.

Итак, для открытия собственного кабинета психологической помощи потребуется площадь для приема клиентов, а также минимальный набор мебели – удобные кресла, стол и, возможно, кушетка (хотя последняя является непременным атрибутом кабинета психоаналитика и вряд ли необходима обычному психологу), которую вполне можно заменить на удобный диванчик. Начинающие психологи зачастую не хотят тратить деньги на аренду кабинета, предпочитая принимать своих клиентов у себя или у них на дому.

На самом деле, и тот, и другой варианты имеют ряд недостатков. Если вы собираетесь переоборудовать под свой кабинет комнату в вашей квартире или доме, то учитывайте, что ваш рабочий день будет ненормированным. Вам и вашим домочадцам придется забыть о спокойствии и личной жизни, а вам – об отдыхе и отвлечении от работы. Кроме того, вы нарушаете таким образом собственные личные границы, приглашая клиентов к себе домой. Как временный вариант домашний офис вполне имеет право на существование, но не стоит превращать его в постоянный.

Если же вы планируете выезжать на дом к своим клиентам, то учитывайте расходы как денежные, так и временные на дорогу. Кроме того, как и в первом варианте, домашняя обстановка является не лучшим пространством для психологического консультирования или терапии. Да и вопрос вашей личной безопасности тоже никто не отменял (не секрет, что большинство психологов – это женщины). К такому формату работы, как правило, прибегают в крайних случаях (например, когда в качестве клиента выступает лежачий больной).

Источник:
Свой бизнес: открываем кабинет психолога
Кабинет психолога — это дело которое не сулит вам огромных прибылей, а на наработку клиентуры потребуется много времени и сил. Однако возможности хорошо зарабатывать в этой нише существуют.
http://www.openbusiness.ru/biz/business/svoy-biznes-otkryvaem-kabinet-psikhologa/

COMMENTS