Как найти смысл жизни

Как найти смысл жизни?

Желаете знать, как найти смысл жизни и достичь гармоничных отношений с миром? Здесь вы найдете способы, чтобы сделать свою жизнь осмысленной.

Ах, сколько философов, мыслителей, писателей, психологов, теологов и прочих неглупых людей ломало головы над тем, как найти смысл жизни.

И до сих пор нет единого рецепта, как же сделать свою жизнь осмысленной, как достичь гармоничных отношений с миром, как без страха и упрека принять смерть, зная, что ты не зря прожил жизнь?

Нет единого ответа на этот вопрос, увы!

Каждый ищет свои способы найти смысл жизни и стать абсолютно счастливым человеком.

Есть люди, миссия которых на земле непонятна даже их создателю.

Мне кажется, что они уже рождаются мертвыми.

Помните, как в «Игре престолов»: «Что мертво, умереть не может»?

Человек вроде бы родился, повзрослел, вроде вот-вот должен найти тот самый смысл жизни и понять, для чего он здесь.

У меня полно таких одноклассников, а еще – друзей детства.

Каникулы, которые я проводила у бабушки, побуждали заводить там друзей.

Одним из друзей-мальчиков был Вася.

Маленький Вася был смышленым и отлично играл в футбол.

В детстве никто из нас не задумывался, как найти смысл жизни, но оказалось, что некоторые, даже повзрослев, не стали ничего искать.

С приближением подросткового возраста вдруг оказалось, что Вася – «первый парень на деревне» и среди девочек за него разгорелась нешуточная борьба.

Очевидно, именно этот факт впечатлил Васю настолько, что даже к 25 годам он остался никчемным инфантилом, работающим на автомойке, без целей, без смысла, без стремлений.

Вася не получил образования, не собирается искать нормальную работу («Если бабок не хватает, старуха (в смысле – мама) всегда подкинет из своей пенсии»), налаживать личную жизнь тоже не собирается (остатки былой привлекательности позволяют ему время от времени снимать непереборчивых отчаявшихся барышень).

Его хобби – Comedy Club и пивас с друзьями на лавочке у подъезда.

Последний раз я видела Васю года 4 назад.

Я остановилась поболтать с другом детства, услышала о его грустной жизни, рассказала немного о своих достижениях и спросила, не считает ли он, что 25 – подходящий возраст, для того чтобы найти смысл жизни.

Почти дядя удивился, как дитя, моему вопросу и смог выдать только нечленораздельное: «Чевой? Нафига нужно найти смысл жизни? Че?».

Дальнейший разговор был бессмысленным.

Молодым людям жить, как Вася, бесцельно портя воздух, – просто грешно.

Будьте умными, сильными и смелыми!

Подумайте, как найти смысл жизни!

Не будьте как Вася!

Детишкам грех задумываться над тем, как найти смысл жизни.

Их задание – наслаждаться жизнью, хорошо учиться, кушать и радовать маму с папой своими успехами и примерным поведением.

А вот людям после 20 лет уже бы и не мешало задуматься о том, как найти смысл жизни, если вам кажется, что пока вы его не отыскали.

Это вовсе не значит, что пытаться найти смысл жизни нужно только в молодом возрасте.

Независимо от того, сколько вам лет (20 или 70) вы всегда можете отыскать свою дорожку в жизни, если свернули с нее.

И не нужно убеждать себя и окружающих в том, что поздно что-то менять.

Пытаться улучшить жизнь и найти то, что делает тебя счастливым, никогда не поздно.

Наоборот именно с выходом на пенсию часто происходит переосмысление своей жизни, появляется много свободного времени, чтобы реализовать свои задумки.

Вот у меня есть реальный пример: наша соседка всегда жалела братьев наших, подкармливая бездомных собачек и кошечек.

Но лишь уйдя на пенсию, она наконец-то реализовала свою мечту: начала волонтерить в приюте для бездомных животных.

Вы бы видели, как за полгода преобразилась пожилая женщина: она стала активной, похудела, начала больше улыбаться и перестала жаловаться на здоровье.

Ей удалось найти свой смысл жизни, пусть и после 60-ти лет.

Вы, кстати, вполне можете последовать примеру Евгении Петровны и заняться благотворительностью.

Те, кто помогает людям, животным, решает проблемы экологии, да и вообще занимается бесплатно чем-то полезным, очень часто обретает заново смысл жизни.

Я считаю, что книги – это не только источник огромной мудрости, это еще и замечательный общий справочник, в котором можно найти ответы на все вопросы.

Даже в художественной литературе можно отыскать множество подсказок.

Что уж говорить о книгах о личностном росте, о психологическом чтиве, о биографиях известных людей, о советах прославленных коучей.

Да это просто кладезь полезной информации.

В книгах можно найти смысл жизни, причем часто даже не пытаясь специально это сделать.

Просто заведите себе привычку читать перед сном не менее часа.

Можно поставить себе и другую планку: читать каждую неделю по одной книге.

Так за год у вас скопится приличный багаж книжных знаний.

Ну ладно, даже если не найдете тот самый смысл жизни, который вы так активно искали, то чтение книг точно не станет помехой.

Представьте, настолько умнее и эрудированнее вы станете через несколько лет при таком читательском графике.


Каждый под словом «успех» подразумевает что-то свое.

Каким бы ни было ваше обозначение, я не советую вам отметать такие составляющие успеха, как карьера и деньги.

Стройте карьеру и зарабатывайте деньги не ради того, чтобы тупо обогащаться, иметь возможность жрать омаров, бухать «Вдову Клико» и «Хеннеси» и килограммами покупать дизайнерское шматье, а для того, чтобы:

  1. Чувствовать себя материально независимым и не просить подачек у государства.
  2. Иметь возможность путешествовать, вкладывать деньги в свое образование и постоянно развиваться.
  3. Сделать что-то полезное, к примеру, создать рабочие места или воплотить в жизнь какой-то интересный проект.

Никто не заставляет вас превращаться в бездушного хапугу, обкрадывающего бедных бабушек, бесполезного политика-вруна или бездушного карьериста, но немногие люди могут найти смысл жизни в чем-то духовном и полностью способны отказаться от материальных благ.

Лучше совмещать материальное и духовное – так больше шансов найти смысл жизни.

Ладно, вы – не материалист, вы – лирик, поэтому и карьера, и деньги вам ни к чему.

Тогда возможно смысл вашей жизни – семья: ваши родители, бабушки/дедушки.

Не нужно думать, как их найти, они уже рядом.

Позаботьтесь о родителях, о своих дедушках/бабушках, как следует, отплатите им за все добро, что они для вас сделали, за жизнь, которую они вам дали.

Исполните их сокровенное желание, дарите им постоянно свое внимание, выслушивайте с интересом их размышления, облегчите им быт.

Следует также подумать о создании своей семьи, если ее у вас нет, о рождении детей.

Многие именно в детках находят смысл жизни.

Если своих детей родить не получается (увы, сегодня многие молодые пары испытывают такие проблемы), осчастливьте какого-то сироту.

Возможно, высшие силы поблагодарят вас за спасение маленькой невинной жизни и пошлют своего малыша для него в компанию?

Подобные случаи нередки.

Чтобы найти свой смысл жизни, проделайте небольшое упражнение,

суть которого озвучена в следующем видео:

Иногда мы, имея смысл жизни, почему-то начинаем сомневаться, что это именно то, чего мы всегда хотели, что это именно то, что мы так долго пытались найти.

Нам кажется, что маленькая птичка в небе гораздо привлекательнее благородного журавля, которого мы крепко держим в своих руках.

В погоне за призрачным счастьем мы теряем то, что по-настоящему нам дорого.

Мы не умеем быть благодарными за то, что имеем.

Мы всегда хотим большего.

Это правильное и естественное желание, которое и приводит к успеху, вот только важно, чтобы оно не сделало нас своим рабом.

Тратить силы на то, чтобы добиться чего-то, нужно тогда, когда тебе это действительно требуется, когда ты уверен, что оно является твоим смыслом жизни, а не потому что «а вдруг пригодиться», «а у соседа это есть», «не знаю что это, но может понадобиться».

Важно даже не знание, как найти смысл жизни, а умение, обретя его, не потерять.

Источник:
Как найти смысл жизни?
Желаете знать, как найти смысл жизни и достичь гармоничных отношений с миром? Здесь вы найдете способы, чтобы сделать свою жизнь осмысленной.
http://dnevnyk-uspeha.com/psihologiya/kak-nayti-smyisl-zhizni.html

Как найти смысл жизни? Ответ на вопрос

Навигация по сайту:

Только человеку свойственно переживать свое существование как спорное, ставить под сомнение ценность собственного бытия. Виктор Франкл.

* Человек не хочет прозябать во мраке неведения. Ему нужно знать и чувствовать, для чего он здесь, для чего ему вообще нужно что-то делать. Он хочет участвовать в формировании своей жизни, своего пространства и окружения; ему важно быть там, где жизнь ценна для него, соприкасаться с тем интересным, прекрасным, значительным, что есть в мире. Условия жизни приобретают второстепенное значение, когда мы близки к ее сути. Франкл следом за Ницше резюмировал эту мысль знаменитой максимой «тот, у кого есть зачем жить, вынесет почти любое как»

* Жизнь человека оказывается осмысленной, когда в каждом ее миге он присутствует целиком — всеми своими навыками и задатками, чувствами и волей; когда творчески взаимодействует с обстоятельствами, воспринимая их такими, каковы они есть. Смысл — это такой вид отношений с жизнью, когда мы очень близки с ней.

* Нет такого периода в нашей жизни, когда тема смысла не была бы важна, потому что мы всегда либо опираемся на смысл, чтобы выдержать тяготы, либо ориентируемся на него при совершении выбора. Ведь будущее неоднозначно, и путей к нему — множество.

* Любой, кто не оставил намерения прожить полную жизнь, кто стремится вырваться за рамки повседневности, выстоять в кризисе и страдании, кто строит планы на будущее; каждый, кто собирается отметить какую-либо веху или реализовать новые идеи, в процессе выполнения своих непосредственных задач постоянно внутренне соприкасается с ценностью своих действий. Ориентир, «ради чего?» — независимо от того, знаем мы о нем или же действуем импульсивно, бессознательно, — определяет любой наш поступок подобно программе: в каждом взаимодействии с жизнью мы так или иначе задаемся вопросами осмысленности.

* Вопрос о смысле — сам по себе очень человеческий вопрос. Поэтому мы по-прежнему встречаем — на лекциях, в дискуссиях и в печати — сильный, живой интерес со стороны людей самых разных возрастов и профессий. Этот вопрос естественен, если вспомнить о том, что вкладывают в это понятие. Чаще всего под смыслом понимают нечто решающее. Смысл определяет жизненные успехи и поражения. Известно, что его утрата оборачивается отчаянием. Пока человек жив, он бьется над этим жизненно важным вопросом; сознательно или нет, называются ли его поиски поисками смысла или как-то иначе, неизменно одно: то, что подразумевается под смыслом, — главное в жизни человека.

* Человек живет во внешнем и внутреннем пространствах. Все мы в какой-то момент осознаем себя, свои способности и склонности, физические и социальные условия своего существования, которых не выбирали. И с этого момента все зависит от того, как мы сами сформируем свою жизнь в этом мире. Каждый может что-то сотворить из своей жизни и из себя самого.

* Мы вполне свободны, но эта свобода сугубо человеческая, не сверхъестественная, и потому относительная; это свобода в определенных границах.

* С экзистенциальной точки зрения, полная жизнь человека отмечена тремя признаками, а именно:
— он настроен на переживание ценного самого по себе, на восприятие доброго, красивого, обогащающего видение мира;
— изменяет действительность и обращается к лучшему, когда только можно (к лучшему — самому по себе, не только к лучшему «для меня»);
— когда это невозможно, когда необходимо вынести обстоятельства, не просто пассивно мирится с ними, а вопреки всем страданиям растет и развивается в них до полного расцвета своих человеческих возможностей, меняется к лучшему.

* Свободны ли мы в нашей жизни? Ответ на этот вопрос зависит от (изменяемой!) точки зрения на то, что есть жизнь. Если жизнь — это исполнение желаний и требований, то она зависит от обстоятельств и в этом отношении несвободна. Если же смотреть на жизнь сущностно и воспринимать ее как собственное взаимодействие с выпавшими мне обстоятельствами, то она полна возможностей для формирования или выдерживания ее.

* Увеличение свободы переживается как освобождение, только если освобожденный знает, чего он хочет. Быть свободным без знания, «для чего» эту свободу использовать, приводит к непереносимому чувству пустоты, которое быстро становится мучением. Это чувство пустоты, сочетающееся с глубинным чувством бессмысленности, Виктор Франкл называл «экзистенциальным вакуумом».

* Да, свобода может быть обременительной. Человеку, выбирающему ее, приходится снова и снова искать ориентиры — чтобы не растеряться, не оказаться беспомощным перед необходимостью принимать решение. Для этого нужно совершенствовать, оттачивать свой навык ориентироваться. Поэтому постоянно возникает соблазн отказаться от свободы, присоединяясь к решениям других или кидаясь куда попало, чтобы с помощью алкоголя или актов произвола как можно скорее покончить с ней. Любой произвол, любое решение, принятое «просто так» и ни к чему не обязывающее, ничего не стоит и ведет только к удовлетворению сиюминутной потребности. Существование человека, живущего по принципу «не все ли равно, что делать», однообразно и хаотично; оглядываясь назад, он и не вспомнит о том, что это время было полно возможностей…

* Человечество, по-видимому, обречено вечно колебаться между двумя крайностями — нуждой и скукой. Действительно, скука в наше время ставит перед психотерапевтом гораздо больше проблем, нежели нужда. И эти проблемы растут с угрожающей быстротой, так как процесс автоматизации, по-видимому, приведет к значительному увеличению свободного времени. Беда состоит в том, что большинство не знает, что же делать со вновь образовавшимся свободным временем.

* «Франкл различает две стадии синдрома бессмысленности — экзистенциальный вакуум и экзистенциальный невроз. Экзистенциальный вакуум, или, как он иногда говорит, «экзистенциальная фрустрация» — распространенный феномен, характеризующийся субъективными переживаниями скуки, апатии и пустоты. Человек настроен цинично, лишен чувства направленности жизни и ставит под сомнение большинство жизненных занятий. Некоторые жалуются на пустоту и смутное недовольство, наступающие с окончанием рабочей недели («воскресный невроз»). Свободное время заставляет человека осознать, что нет ничего, что он хочет делать. Франкл утверждает, что экзистенциальная фрустрация встречается все чаще и наблюдается во всех уголках мира.

* Особая заслуга Виктора Франкла состоит в том, что он первым систематизировал все ценности, которые несут в себе зародыш осмысленности. Франкл в своих книгах называет их «основными путям к смыслу». Поскольку эти ценности могут оказать большую помощь в осмысленном формировании жизни — особенно тем, кто уже отчаялся, разыскивая смысл, — остановимся на них подробнее.

* При всей своей непредвиденности и непредсказуемости, в одном отношении жизнь неизменно последовательна: в какие бы обстоятельства, в какие бы условия мы ни были поставлены, у нее всегда припасен для нас смысл.

* Жить осмысленно — значит воспринять главную ценность мгновения и наилучшим образом реализовать ее. Не какую-то произвольную, наугад выбранную ценность, а ту, что по совести видится сейчас как наилучшая. Иными словами, смысл — это дело, которым надлежит заниматься в данный момент времени. Слово «смысл» можно заменить выражением «в каждом случае должное». Минуту назад этого «должного» еще не было, оно появляется только теперь — благодаря мне. Обнаружение смысла — всегда ответ на сиюминутное предложение или требование часа ради отрезка будущего. Так что смысл включает в себя «программу действий», наилучшим образом учитывающую обстоятельства часа.

* Смысл нельзя предписать. Родители не могут указать ребенку, что должно быть его смыслом. Равно как и начальник — служащему или врач — пациенту. Смысл нельзя ни вручить, ни назначить, — каждый сам должен узнать, обнаружить его. Все, что становится смыслом, сначала неизбежно продевается сквозь «игольное ушко» личного опыта, осознается или ощущается как неизбежное или пленительное — каждым — самостоятельно.

* Смысл — это в конечном итоге защищенность бытия, в которую мы снова и снова можем укутывать свою жизнь. Ибо открывая смысл, мы выходим за узкие рамки видения ситуации, мы как бы приподнимаемся над обыденностью и получаем ответ на вопрос «ради чего» в более широком контексте. С точки зрения наших рассуждений, вообще говоря, не играет роли, в чем человек видит этот более широкий контекст, в котором находит себя — в Боге ли, в отношениях или, может быть, в идее. Для осмысленности важно лишь, что включить себя в какой-либо контекст мы можем только находясь во взаимосвязи с кем-то или с чем-то.

* Смысл навсегда, общий смысл нашей жизни нам недоступен: его не ухватишь. То, что мы понимаем под смыслом, — всегда конкретная, доступная нашему пониманию, не вызывающая возражений возможность. Смысл предстает перед нами в обличье конкретных жизненных обстоятельств. Иными словами, он меняется с изменением ситуации. Сейчас он один, а уже в следующую минуту может стать другим. Осмысленная жизнь подразумевает гибкость в восприятии ценного.

* Находя в каждом случае верный ориентир, мы воплощаем наилучшую из имеющихся возможностей и создаем наилучшие условия для будущего — т.о. наша жизнь обретает смысловую целостность. Камень за камнем строится дом, шаг за шагом проходится путь. Мы определяем верное направление с помощью внутреннего чутья подобно тому, как определяют с помощью отвеса вертикаль при кладке стен. Чувство «правильного» — глубинное знание, весть, приходящая изнутри («со-весть») — дает нам понять (помимо всякой логики, здравого смысла, любого усвоенного представления), как поступить именно в этих обстоятельствах, чтобы прожить, умножить или сохранить то хорошее, что в них присутствует. Это персональное чутье открывает путь неразвитому прежде чувству полноты жизни.

* Смысл содержится не в нас. Его необходимо искать. Смысл — это то, что должно делать в существующих обстоятельствах. Но все это мы уже слышали. Дальше мы спрашиваем: «А как я узнаю, что мне должно делать?» И находим, что должное ощущается как «требование» — нечто, к нам взывающее, захватывающее нас или прочувствованное как необходимость. «Но ведь то, что уловлено чутьем, недоказуемо!» — возразят некоторые. — Верно. Но что дало бы нам доказательство? Оно мало того что невозможно, так еще и не нужно. Потому что истинно распознанный смысл — «самое несомненное». Однако если мы не до конца искренни с собой или нерешительны, затруднения все же остаются. Все-таки многое принципиально зависит от ценности, о которой идет речь. В конечном счете, на вопрос, было ли «самое несомненное» правильным, ответит жизнь.

* Франкл пишет, что вопрос о смысле человеку следует развернуть на 180 градусов, повернуть к себе: «Жизнь сама задает человеку вопросы… Человек — адресат вопросов жизни и, отвечая ей, он несет перед нею ответственность. Но его ответы могут быть только конкретными ответами на конкретные «вопросы жизни». Ответ бытия — ответственность человека, самим своим бытием он «исполняет» ответ на свои вопросы».

* Ключ к смыслу — наша открытость; он лежит в обращенности человека к жизни. Пусть мир, в котором мы родились, далек от здоровья. Тем не менее, в нем никогда нет недостатка в возможностях смысла. Поворачиваться к ним спиной — означает отвергать мир, который породил нас. Но от этого проиграл бы не только мир; мы и сами оказались бы обманутыми — ведь мы нуждаемся по меньшей мере в развитии нашей экзистенции. Нацеливаясь на смысл — принимая его, — мы приводим нашу жизнь к исполненности.

* Смерть так ужасна из-за чувства, что жизнь еще не осуществлена, не принадлежит нам во всей своей полноте. Кончина преждевременна, когда мы чувствуем, что до сих пор не очень-то и жили. Человек будет противиться приближению смерти до тех пор, пока жаждет настоящей, цельной, наполненной жизни; пока не утолена его глубинная тоска по ней.

* Тяжелее всего — когда мы чувствуем, что жизнь упущена при нашем участии. Есть много способов жить деятельно и одновременно упускать жизнь. Зачастую в таком поведении есть и достоинство, и правота, и чистота, и подлинность. Однако войдя в привычку, оно становится значимым уже само по себе, и тогда его жесткие рамки ограничивают нас и стесняют в движении. Когда много тревоги, суеты, когда нам уже не до смеха, — течение жизни нарушается.

* Пренебрежение к логике жизни может привести к страхам и другим психическим расстройствам. Чаще всего в их основе лежат события, которые не были нами вполне прожиты. За ними, а скорее и, по всей видимости, в связи с ними всегда обнаруживаются жизненные установки, которые уводят нас от поддержки, от ценностей, от подлинной встречи или шансов на развитие.

* Жить полной жизнью — значит не щадя сил участвовать в каждом событии. И совершать при этом не какие-то произвольные действия, а только те, которые мы находим осмысленными. Чем больше в нашей жизни таким образом прожитых событий, тем полнее она в конце. Тем больше почвы под ногами.

* Удивительное дело: придя в мир, мы чувствуем, что наше присутствие здесь должно иметь какое-то значение. В этот «онтологический смысл» нашего бытия мы можем заглянуть лишь частично. Потому что смысл вещи, если он есть, известен, вообще говоря, только ее создателю. Я не могу знать ответа на вопрос, почему все это есть — этот мир, я, болезни, горе и беды. «Онтологический вопрос о смысле» нам недоступен. Ответ на него можно пытаться найти в философии, — но по сути он находится в ведении религий. Их ответ выходит за пределы человеческого опыта.

* Так что мы не можем с достоверностью утверждать, каков смысл у нашего собственного существования, — разве что через посредничество веры, если она у нас есть. Но мы несем в себе чувство, что мы здесь не просто так. Мы ощущаем, что в этом что-то есть. Поэтому очень тяжело чувствовать, что жизнь прожита «ни для чего». Это такое вполне ясное ощущение: я прошел мимо смысла жизни. Неразрешенное противоречие между этими переживаниями — изначальной значимости своего бытия и бестолково прожитой жизни — приводит человека к отчаянию.

* Смутно чувствуя, что ведешь почти или полностью бессмысленное существование, обнаруживаешь посреди своей самой деятельной жизни бездну экзистенциального вакуума. Можно иметь все, что наполняет жизнь, — и при этом ничего из того, ради чего ее стоило бы вести. Это типичное переживание экзистенциальной фрустрации. Если ты день за днем развлекаешься и используешь бесчисленные средства ради избавления от пустоты и скуки, и тем не менее страдаешь от них, то приходишь к мыслям о том, насколько же ужасной должна оказаться смерть! Она ведь еще хуже непрожитой жизни, она — Ничто?!

* Однако именно будучи вытесненной из сознания, смерть по-настоящему лишает жизнь даже шанса на осмысленность. Избежать чувства ничтожности своего существования, уничтожения нашей экзистенциальной сущности мы можем, только если у нас будет, для чего жить.

* Но это «для чего» не сделать, и оно не сконструируется само. «Для чего» уже есть, и должно быть воспринято человеком, обнаружено. Здесь нет произвольности; это каждый раз совершенно определенная и бесценная возможность, сокрытая в событиях прошлого. И она воплощается в мой смысл, только если окажется впору именно мне.

* Ни сила воображения, ни желание; ни любезный намек, ни компетентная ложь из сочувствия не помогут отчаявшемуся. Средство от «экзистенциального вакуума» — наш здравый смысл, практичность, которая не вытесняет факта человеческой смертности, а рассматривает кончину как фундаментальную часть жизни. Когда этого не происходит, мы не живем; мы словно спим.

* Будь человек бессмертен, он не нуждался бы в поисках смысла. Он был бы совершенным. Мог бы пребывать в покое и благости. Неограниченным оказалось бы и время для всего, что нужно сделать: оно было бы в нашем распоряжении сегодня, завтра, целую вечность. Однако поскольку это не так, поскольку человек несовершенен, а его жизнь имеет пределы, то любой миг — самое время для чего-то, причем каждую минуту уже давно пора. Потому что каждый миг — особый. Он никогда не повторится. В нем уже ничего не изменишь. Обстоятельства сложились, не спросив нас. Если мы действительно сознаем, что у нас не всегда будет время, и что нужно хватать каждый миг, пока не исчез он, а с ним — и частица нашего бытия, — тогда мы близки к сути, и это хороший старт для осмысленной жизни.

* Если мы сознаем, что любое обстоятельство единственно и неповторимо, и что каждый человек не имеет себе равных и незаменим, то речь может идти только о максимально личном отношении. Суть бытия может состоять только в том, чтобы преодолеть свою бренность, отдавая себя каждому уходящему мгновению.

* Если мы хотим жить осмысленно, то нуждаемся, во-первых, в своей открытости к жизни. А во-вторых, — в поступке: когда мы приветствуем каждый свой шанс, вопреки конечности и бренности, и отвечаем на него именно ради его невосполнимости.

* Эти мысли не слишком привычны на сегодняшний день. Считается, что жизнь заключается в удовлетворении как можно большего числа потребностей: «Если многое тебе доступно, то жизнь твоя удалась». Попав в ловушку собственных притязаний, мы легко можем и вовсе потерять смысл. Потому что наши житейские радости — только шанс его найти.

* И когда мы задаемся вопросом, что, с точки зрения психологии (а не религии, где используется отдельный подход к этой теме), является ключом к осмысленной жизни, а таким образом, — и к отсутствию страха перед смертностью, то исходной точкой и основной предпосылкой к ответу оказывается открытость перед запросами жизни.

* Ключ к поиску смысла — это, в первую очередь, отношение открытости ко всему тому, что есть; может быть, иногда — вплоть до любопытства ко всему сущему. Это также наша доступность ценностям, то есть нашему собственному отклику на этот мир и на самих себя: что в нас происходит и что наши чувства говорят нам о наших переживаниях и поступках.

* Это открытость и к собственным творческим, созидательным способностям. Они показывают себя в наших намерениях и решениях. Такой подход позволяет изо дня в день быть включенными в жизненно важные вопросы и решать их.

Читайте другие полезные Статьи о смысле жизни

* Речь идет также об искренних отношениях с грядущим, которое может прийти в этот мир через нас. К нашему общему будущему, которое нам предстоит еще создать или вкусить. К сотрудничеству и взаимному влиянию, которые так или иначе затрагивают, а тем самым — и с необходимостью вовлекают каждого.

* Это экзистенциальный смысл. Это смысл, присутствие которого в нашей жизни зависит от нас. Это отношение, при котором человек участвует в созидании и структурировании своего бытия. Если бы мы не вкладывали душу в его формирование, если бы не принимали свое существование близко к сердцу и не вносили в него наши мысли и чувства, нашу способность любить и страдать, наша жизнь не была бы исполненной смысла. Тогда мы бы, в сущности, и не жили; и тогда, действительно, вряд ли наша жизнь имела бы смысл. © Поздняков Василий Александрович, число 2011 года. Психология любви. Сайт психолога об искусстве любви.

Источник:
Как найти смысл жизни? Ответ на вопрос
Навигация по сайту: Только человеку свойственно переживать свое существование как спорное, ставить под сомнение ценность собственного бытия. Виктор Франкл. * Человек не хочет прозябать
http://heatpsy.narod.ru/11/lengle.html

COMMENTS