Клинический психолог

МЕДИЦИНСКИЕ ПСИХОЛОГИ – САМЫЕ ОБЕЗДОЛЕННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ»

«МЕДИЦИНСКИЕ ПСИХОЛОГИ – САМЫЕ ОБЕЗДОЛЕННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ»

Работа психологов в системе здравоохранения связана с целым рядом проблем. Их профессиональная подготовка затруднена, статус в медицинских учреждениях не определен, функции расплывчаты. Сегодня МиЗ публикует мнения специалистов различного профиля по данному вопросу.

специалист НИИ психиатрии им. В.П. Сербского, г. Москва:

– Медицинские психологи – самые обездоленные специалисты в нашей профессиональной «семье». В 2002 году их специальность была исключена из перечня лицензируемых видов медицинской деятельности. Их деятельность не лицензируется, в системе ОМС не оплачивается, и медицинские психологи вынуждены существовать в лечебных учреждениях за счет других специалистов, находясь в зависимости исключительно от благосклонности администрации больницы. Если в психиатрических учреждениях их работа все-таки заложена в бюджет, то в общей сети они оказываются выброшенными из медицинской системы. В результате, в Москве за последние шесть лет число этих специалистов сократилось на 20% и продолжает снижаться.

Кроме отсутствия статуса, на численности медицинских психологов сказывается необходимость переподготовки психологов с педагогическим образованием. В Москве такая работа ведется, но недостаточно. Московский медико-стоматологический университет открыл такую переподготовку, переучивает по 30–40 человек в год, но эти курсы не делают наших коллег-психологов представителями медицинской специальности.

ведущий психолог ФГУ «ГНЦ им. В.П. Сербского», г. Москва:

– С проблемой образования медицинских психологов нам приходится сталкиваться не только на московском, но и на федеральном уровне. Специальность медицинского психолога была введена в 2004 году, и с этого момента психологи, занимающие эту должность в лечебных учреждениях, были поставлены перед необходимостью прохождения последипломной переподготовки по клинической психологии. Обучение платное – 86 тысяч рублей за полгода. Доходит до смешного: я, закончив в университете клиническую кафедру, имея кандидатскую степень по медицинской психологии, в соответствии со своим дипломом не являюсь клиническим психологом, поскольку получила образование до 2004 года.

Я полагаю, необходимо либо приравнять к последипломной переподготовке степень медицинского психолога, либо исходить из того, что «закон обратной силы не имеет», и приравнять к клиническим психологам людей, прошедших обучение на клинической кафедре до 2004 года.

Заведующий кафедрой,
ГОУ ВПО Читинской государственной медицинской академии, профессор, д.м.н., г. Чита:

главврач ГУЗ «Ставропольская краевая клиническая психиатрическая больница № 1», Ставропольский край:

– Я бы хотел подойти к вопросу с практической точки зрения. Семь лет назад у нас в больнице работало семь психологов. Каждый из них был на своем месте и знал, что ему делать – будь то психологи судебной психиатрии или их коллеги, работавшие во ВТЭК на определении группы инвалидности. Сегодня у нас 43 психолога, большая часть которых, придя работать в общеклинические отделения, сами не знали, чем им заниматься, а врачи не представляли, что им с этими психологами делать. Третьим человеком, впавшем в полную растерянность, оказался психотерапевт, который у нас также есть в каждом отделении. И вот они поочередно назначали больному массаж, потом физиотерапию, потом то психолога, то психотерапевта… Я думаю, вырабатывая бригадные методы работы, нужно обучать всех специалистов вместе, чтобы и клинический психолог, и психотерапевт, и психиатр понимали стоящие перед ними задачи и действовали сообща.

Еще один момент касается аттестации клинических психологов на категорию, чем мы также занимаемся. Создается впечатление, что психологи, работающие в общесоматической сети, вовсе не имеют представления о своих функциональных обязанностях. Ко мне пришел один клинический психолог, проходивший у нас обучение и работающий сейчас в школе. Я его спрашиваю: – Чем Вы там в своем интернате занимаетесь? – Тестирую. – А что дальше происходит с этими тестами? – Не знаю, я их директору школы отдаю».

Вот точно также у нас работают и психологи в поликлиниках. Чем они должны заниматься, не знают ни они сами, ни главный врач, ни начмед, и мигрируют эти «дикие психологи» по подразделениям, никому неподотчетные, не осуществляющие обратной связи. На мой взгляд, они просто заставляют пациентов воплощать какие-то свои идеи без реального результата для последних.

профессор, заведующая курсом ФПК УГМА по психиатрии и наркологии, г. Екатеринбург (СО):

– Проблема медицинских психологов неподъемна, и сегодня мы вынуждены констатировать тот прискорбный факт, что нам, высшей медицинской школе, их не отдадут. Психологов готовят в педуниверситетах, независимо от того, имеется ли там необходимая клиническая база. В лучшем случае клинической базой при таком обучении являются психиатрические стационары. Поэтому зачастую психологи оказываются совершенно бесполезными, оказывая помощь населению, в частности, при чрезвычайных ситуациях. Я никогда не забуду, когда затонула подводная лодка и адмирал плакал перед телекамерами, говоря: да, приехали психологи, но они ничего не умеют, кроме тестирования, они не умеют поддержать человека в кризисной ситуации. Это – огромный вызов, брошенный, в том числе, и социальной психиатрии, и нам необходимо с ним справиться.

Специалист Академии последипломного образования, кафедра детской психотерапии, психологии, г. Санкт-Петербург:

– Действительно, сейчас сложилась неприятная ситуация, когда общих психологов очень много, а клинических психологов не хватает. Я могу проиллюстрировать это на примере такой узкой, но очень важной области, как перинатальная психология.

Сейчас много говорится о необходимости решать демографическую проблему, но очень редко на конференциях и совещаниях звучит мысль, что решать эту проблему нужно не только количественно, но и качественно. Впрочем, государство это понимает, есть Приказ Минздравсоцразвития России № 223 от 30 марта 2006 года, в соответствии с которым в каждой женской консультации необходимо открыть прием клинического психолога, сведущего в перинатальной психологии. И вот этих-то специалистов у нас категорически не хватает. Очень многие хорошие приказы не выполняются, а сама идея дискредитируется из-за недостатка кадров, способных обеспечить выполнение этих приказов. А раз государство не занимается их подготовкой, за это берется, кто угодно.

Так, по моим данным, в Москве «усовершенствованием» клинических психологов и их подготовкой в перинатальной области занимаются частные центры, где преподают: психозоолог, кандидат педагогических наук, педиатр (который, заметьте, помимо всего прочего, обучает внутриутробной коррекции личности). В Санкт-Петербурге так же частным порядком перинатальных психологов обучают кандидат технических наук, общий психолог. И я думаю, что если государство не возьмет в свои руки подготовку клинических психологов для работы в перинатальной сфере, то мы получим массу проблем.

Специалист кафедры психиатрии и психотерапии, медицинской психологии Уральской медицинской академии дополнительного образования, г. Челябинск:

академик РАМН, главный психиатр России:

– Говоря об обучении специалистов в целом и, в частности, медицинских психологов, не следует забывать о том, что мы стоим на пороге внедрения Болонского соглашения, которое перевернет вообще все представления об образовании в нашей стране – как медицинском, так и немедицинском. Через год-два нам придется переходить к совершенно иной форме подготовки кадров, которая подразумевает обучение на протяжении всей жизни. И появление человека в учебном учреждении единственно ради получения «бумажки» отпадет само собой, потому что врач будет вынужден работать над собой каждый день.

Да, обучение медицинских психологов сегодня затруднено. Мы говорим о том, чтобы поручить их образование кафедрам, которые одномоментно преподают и психиатрию, и наркологию, и психотерапию, и клиническую психологию; но такие кафедры появились совершенно в иные времена, когда к образованию предъявлялись совершенно другие требования. Может быть, сегодня подготовку клинических психологов следует вести как-то иначе? К сожалению, пока мы ставим перед собой вопросы, не будучи в силах на них ответить. Мы можем только наблюдать неразрешимую, тупиковую ситуацию, которая становится уже почти неуправляемой: психологи дипломируются все чаще, и каждый уважающий себя банк имеет их в своем штате больше, чем несколько больниц вместе взятых.

Источник:
МЕДИЦИНСКИЕ ПСИХОЛОГИ – САМЫЕ ОБЕЗДОЛЕННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ»
Журнал Медицина и Здоровье, Медицинская реклама, реклама в медицине, реклама на медицинском сайте, медицинский сайт, реклама медицинских услуг
http://medicinarf.ru/journals/708/8571/

Черникова Лия Владимировна

клинический психолог, специалист по нейропсихологическому обследованию, коррекции, реабилитации, абилитации высших психических функций; действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги.

Приоритетные направления:
— психологическое консультирование,
-патодиагностика и нейродиагностика,
-нейротренинги БОС: ЭЭГ, ЭМГ, КГ,
— разработка индивидуальных программ восстановления и личностного развития,
— помощь в выборе профессии с опорой на сильные стороны личности и психической организации,
-работа с семьёй в рамках системного подхода.

Стаж: 17 лет работы с взрослыми и более восьми лет с детьми (в том числе с отклонениями в развитии: с-м Дауна, ДЦП, аутизм, травматические, органические поражения мозга и др.)

Образование: Уральский государственный университет им. М. Горького, Академия профобразования НИИ «Центр проблем детства» (профессиональная переподготовка по направлениям: «Практическая психология», «Клиническая психология»), Институт психотерапии и клинической психологии (сертификационный курс: «Нейропсихологическая реабилитация детей и взрослых»),

Международный Институт Психологических наук -повышение квалификации по направлению «Патопсихология».

Профессиональные сертификаты и свидетельства: «Практическая психология», «Клиническая психология», «Нейропсихология», «Расстройство аутистического спектра», «Системная семейная психотерапия», «Патопсихология».

Источник:
Черникова Лия Владимировна
клинический психолог, специалист по нейропсихологическому обследованию, коррекции, реабилитации, абилитации высших психических функций; действительный член Профессиональной психотерапевтической
http://www.chernikova.ekadoctor.ru/

COMMENTS