Когнитивная психология

Когнитивная психология

Когнитивная психология (лат. cognitio «знание») — раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческой психики. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений [1] . Многие положения когнитивной психологии лежат в основе современной психолингвистики. Выводы когнитивной психологии широко используются в других разделах психологии, в частности социальной психологии, психологии личности, психологии образования.

Когнитивная психология на современном этапе развития во многом основывается на проведении аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и познавательными процессами у человека. Так были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти (Р. Аткинсон). Но важно помнить, что основы когнитивной психологии (учение гештальт-психологии Коффки, Келлера и Вертгеймера; работы культурно-исторического направления (Выготский, Лурия, работы Пиаже) проводились до создания кибернетики и появления сложных вычислительно-информационных машин.

Наибольшее распространение получила концепция, представляющая психику в виде устройства с фиксированной способностью к преобразованию сигналов. Главная роль в этой концепции отводится внутренним когнитивным схемам и активности организма в процессе познания. Когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом её пропускной способности.

В качестве базовой метафоры когнитивной психологии используется компьютерная метафора, уподобляющая функционирование человеческого мозга функционированию компьютерного процессора. Представители когнитивной психологии: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер, Саймон Герберт, Аллен Ньюэлл, Карл Прибрам, Роберт Солсо, Джордж Сперлинг, Борис Величковский [2] [3] .

11 сентября 1956 года в Массачусетском технологическом институте собралась специальная группа Института электрической и электронной инженерии, занимающаяся информационной теорией. Считается, что эта встреча положила начало когнитивной революции в психологии. Среди присутствующих были Джордж Миллер, Герберт Саймон, Ньюэлл Аллен, Ноам Хомски, Дэвид Грин и Джон Свитс.

22 августа 1966 года была опубликована книга Джерома Брунера «Изучение когнитивного развития» (англ. «Studies in Cognitive Growth» ). Для написания этой книги в Центре когнитивных исследований при Гарвардском Университете объединились 11 соавторов.

Существует точка зрения [кто?] , согласно которой когнитивная психология и нейробиология в настоящее время развиваются параллельно, активно взаимодействуя друг с другом, но со временем когнитивная психология будет полностью редуцирована к нейробиологии. Ряд учёных и философов [кто?] на основании теоретических и исторических аргументов подвергает сомнению подобную возможность редукции когнитивной психологии к нейробиологии. При этом часть из них [кто?] , отстаивая теоретический и практический приоритет когнитивной психологии, утверждает, что достижения нейробиологии полностью иррелевантны по отношению к когнитивным моделям психики [4] .

Источник:
Когнитивная психология
Когнитивная психология (лат. cognitio «знание») — раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческой психики. Исследования в этой области обычно связаны с
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Когнитивная психология

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург . В.С. Безрукова . 2000 .

Смотреть что такое «Когнитивная психология» в других словарях:

когнитивная психология — одно из ведущих направлений современной психологии. К. п. возникла в конце 50 начале 60 х гг. ХХ в. как реакция на характерное для господствующего в США бихевиоризма отрицание роли внутренней организации психических процессов. Первоначально… … Большая психологическая энциклопедия

Когнитивная Психология — направление в психологии, возникшее в начале 60 х гг. Характеризуется рассмотрением психики как системы когнитивных операций . Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях: восприятие , распознавание образов … Психологический словарь

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Направление в психологии, возникшее в США в конце 50 х – начале 60 х гг. в противовес бихевиоризму. Представителями этого направления проводились исследования в области экспериментальной психологии познавательных процессов … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — (лат. cognitio знание познание), направление в психологии, возникшее в США в кон. 50 х нач. 60 х гг. 20 в. в противовес бихевиоризму. Подготовлено работами К. Левина и Э. Ч. Толмена, основные принципы сформулированы У. Найссером. Согласно… … Большой Энциклопедический словарь

Когнитивная психология — См. также: Когнитивная психотерапия Когнитивная психология раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств,… … Википедия

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — (от лат. cognitio знание, познание), одно из ведущих направлений совр. заруб. психологии, изучающее структуру и протекание познават. процессов человека. Возникла в США в кон. 50 х гг. 20 в. как реакция на характерное для бихевиоризма отрицание… … Российская педагогическая энциклопедия

Когнитивная психология — направление в психологии, возникшее в начале 60 х гг. XX в. Характеризуется рассмотрением психики как системы когнитивных операций. Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях: восприятие, распознавание… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Когнитивная психология — – одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии. Возникло в конце 50 х – начале 60 х гг. XX в. как реакция на бихевиористское отрицание внутренней структурной организации психических процессов и принижение психоанализом роли… … Словарь-справочник по социальной работе

когнитивная психология — (лат. cognitio знание, познание), направление в психологии, возникшее в США в конце 50 х начале 60 х гг. XX в. в противовес бихевиоризму. Подготовлено работами К. Левина и Э. Ч. Толмена, основные принципы сформулированы У. Найссером… … Энциклопедический словарь

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — одно из ведущих направлений в современной психологии, основной областью исследования которого являются познавательные процессы память, психологические аспекты языка и речи, восприятие, решение задач, мышление, внимание, воображение и… … Профессиональное образование. Словарь

Источник:
Когнитивная психология
Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург . В.С. Безрукова . 2000 . Смотреть что такое «Когнитивная психология» в других словарях: когнитивная
http://spiritual_culture.academic.ru/1042/%D0%9A%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Когнитивная психология

Зависимость поведения субъекта от познавательных процессов.

Задачей когнитивной психологии являлось исследование переработки информации от момента ее попадания на рецепторные поверхности до получения ответа.

Основные теоретические положения.

Человек – это не машина слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту.

Развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает и тем, что он стремится познать.

Внешние поступки могут быть разными, так как мысли и чувства были иными.

Разработка обучающих программ, предназначенных для развития интеллекта и научная экспертиза свидетельских показаний.

Работа, анализ, создание прикладной теории.

Введение понятий кратковременной и долговременной памяти.

Существует внутренняя изменчивость личных актуализируемых в конкретных ситуациях схем интерпретации, что является причиной неточного предсказания людьми своего собственного будущего поведения.

Источник:
Когнитивная психология
Зависимость поведения субъекта от познавательных процессов. Задачей когнитивной психологии являлось исследование переработки информации от момента ее попадания на рецепторные поверхности до
http://azps.ru/sch/sch10.html

Когнитивная психотерапия — эффективная коррекция ошибочной модели поведения

Когнитивная психотерапия — эффективная коррекция ошибочной модели поведения

На данном этапе развития психологической науки коррекция любых проблем может проводиться несметным количеством способов. Одно из ведущих мест по популярности и эффективности занимает когнитивно поведенческая психотерапия (КПТ). Попробуем разобраться, в чем состоит суть этого метода, и какими могут быть показания для его применения.

Название метода сложено из двух слов: «когнитивная» от слова cognition, что означает мышление и «поведенческая» от слова behavior — поведение. Когнитивная психотерапия не сразу была одним целым с наукой о человеческом поведении, это слияние произошло постепенно к середине ХХ века.

В целом этот метод строится на теории научения. Ее классическим примером можно назвать исследования выработки условных рефлексов Павловым. Помимо того в основе метода лежат теории оперантного научения Скиннера и социального научения Бандуры.

Основа когнитивно-поведенческой науки строится на принятии того, что человеку свойственно совершать ошибки. Таким образом, информационная составляющая любого психологического расстройства может иметь влияние, как на мыслительную способность индивида, так и на его поведение.

Например, если клиент твердо убежден в том, что он беспомощен в трудных ситуациях, то ним испытываются чувства тревоги и отчаянья. В связи с этим, человек всеми силами попытается избежать самостоятельного принятия решения.

Известно, что почвой для развития неврозов выступает внутриличностный конфликт. В процессе психотерапии проводится поиск истоков проблемы. Модель, которая используется психологами для работы в настоящее время, сводится не только к анализу поверхностных мыслей и коррекции рациональных установок, но и углубляется к ядру личности, системе его отношений и, собственно, к конфликтам, которые служат причиной проявляемых человеком симптомов.

Изменения в поведении и мышлении у клиентов, работающих с психотерапевтом в этом методе, происходят по принципу метапозиции. Это значит, что индивиду дают возможность оценить собственные действия непредвзятым взглядом. Это позволяет ему почерпнуть больше информации о себе и скорректировать поведение и мышление.

Задача психотерапевта, как специалиста, заключается не только в анализе мыслей и убеждений, которые за ними прячутся, но и в разъяснении своих наблюдений клиенту. Не стоит путать эти действия с поучениями в форме вербальных приказов о том, что человек должен делать или о чем думать.

Ответственность во взаимоотношениях клиента и психотерапевта делится поровну. В свою очередь, партнерское взаимодействие строится на разъяснении модели того как человек делает себе плохо, для того чтобы он мог взглянуть на себя со стороны и что нужно для воспрепятствования этому. Для увеличения эффекта от психотерапии специалист может давать специальные упражнения, которые клиент должен выполнять дома в свободное время.

Для достижения результатов от когнитивно-поведенческой терапии необходимо придерживаться 3 основных принципов:

  1. Осознание. В процессе терапии важно помнить о том, что не всегда инсайт, или озарение, моментально приводит к катарсису — очищению. Клиенту предстоит еще совершить долгую и кропотливую работу над собой;
  2. Формирование альтернативы — выработка нового паттерна поступков и мыслей, алгоритмов познания и обработки информации;
  3. Закрепление новых установок в повседневной жизни. На этом этапе психотерапевт поможет клиенту закрепить новую систему, подобно тому, как создавались условные рефлексы Павловым, только в отношении человеческой психики это более сложная многоуровневая форма.

Показания и противопоказания для прохождения психотерапии КПТ методом

Не существует четкого разграничения, с какими психологическими проблемами или расстройствами может работать только когнитивно-поведенческая терапия. Этот поход используется, как для консультирования, в том числе по поводу семейных конфликтов, неуверенности в себе или проблем с обучением, так и для терапии клинических форм. В связи с этим нередко в литературе проскакивает утверждение о том, что именно КПТ является «золотым стандартом» для коррекции невротических расстройств: депрессий, тревожных состояний, нарушений пищевого поведения, зависимостей и т.д.

Таким образом, чем больше когнитивный субстрат в проблеме, тем лучше на клиенте отразится эффект от проведенной работы в этом методе. Эти рамки можно расширить путем подбора специалистом ключевых фраз, которые хорошо знакомы для его подопечного, то есть научиться говорить на одном языке с терапевтируемым индивидом.

Единственным противопоказанием для применения метода КПТ может быть только острое состояние при заболеваниях психиатрической природы (шизофрения и другие заболевания, которые протекают с бредовыми идеями), а также при органических поражениях мозга.

Как проходит психотерапия и что необходимо об этом знать

Высокий уровень недоверия населения объясняется неумением определять, где настоящий специалист, а где шарлатан. Прежде всего, выбирать психотерапевта необходимо с дипломом, который выдала ассоциация когнитивно поведенческой психотерапии. Получить такой документ нечестным путем невозможно, а для сдачи экзамена от специалиста потребуется показать все, что он смог усвоить за годы обучения и практики.

Далее между терапевтом и клиентом происходит заключения контракта. В нем прописываются место встреч, время встреч, условия, если клиент не явится по какой-либо причине на встречу и т.д.

Контракт не является юридическим документом, а создан для уточнения запроса клиента и для уточнения того, чего он хочет получить в конечном итоге от терапии.

Психотерапия может быть краткосрочной (около 15 сессий по 60 минут) или длительной (более 40 сессий по 60 минут). Для каждого клиента после окончания диагностики (около 3 сессий) предлагается индивидуальный план и сроки проведения консультаций.

Источник:
Когнитивная психотерапия — эффективная коррекция ошибочной модели поведения
Что такое когнитивно-поведенческая терапия и в работе с какими проблемами она наиболее эффективна? В чем суть КПТ и как происходит психотерапия.
http://vashnevrolog.ru/psixologiya/kognitivnaya-psixoterapiya-effektivnaya-korrekciya-oshibochnoj-modeli-povedeniya.html

COMMENTS