Компьютерная психодиагностика

Компьютерная психодиагностика

Глава 1 — Предмет психодиагностика

Глава 2 — История психодиагностики

Глава 3 — Методологические основы психодиагностики

Глава 4 — Компьютерная психодиагностика

Список использованной литературы

ПСИХОДИАГОНСТИКА — это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.

Согласно современному общенаучному представлению, под термином «диагностика» подразумевают распознавание состояния определенного объекта или систем путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагоностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении.

Соответственно, о психодиагностике мы говорим тогда, когда речь идет об особого рода объектах диагностического познания — о наделенных психикой конкретных людях.

Переход от поверхностных, наблюдаемых симптомов и признаков к диагностическому выводу в научной психодиагностике требует применения особых методик и процедур — измерительных тестов и качественно-количественных экспертных шкал. Таким образом, к основным понятиям психодиагностики следует прежде всего отнести: диагностические признаки и диагностические категории.

Признаки отличаются тем, что их можно непосредственно наблюдать и регистрировать. Категории скрыты от непосредственного наблюдения (латентные переменные). Особая трудность психологической диагностики заключается в том, что между признаками и категориями не существует строгих взаимнооднозначных связей. Для однозначного вывода одного симптома недостаточно. Нужно проанализировать комплекс симптомов с помощью тестов.

Тест в психодиагностике — это серия однотипных стандартизированных кратких испытаний, которым подвергается испытуемый. Различные тестовые задания призваны выявить у испытуемого различные симптомы, связанные с тестируемым скрытым фактором. Сумма результатов этих кратких испытаний говорит об уровне измеряемого фактора.

Таким образом, современное понятие «психодиагностики» тесно связано с понятием психологическое тестирование, но не сводится к нему, так как кроме тестовых существуют экспертные (клинические) психодиагностические методики. Наиболее эффективно на практике использовать взаимодополняя друг друга оба этих подхода.

Стандартизованные количественные тесты эффективнее в тех случаях, когда нужно получить хотя бы приближенные данные о целой группе людей в кратчайшие сроки и при этом принять строгоальтернативное решение, требующее количественного обоснования своей надежности (принять или не принять на работу, дать отгул или поставить на дежурство). Кроме того эти тесты лучше защищены от возможных методических ошибок.

Экспертные методы более эффективны в руках опытных, профессионально — подготовленных психодиагностов — психологов. Они позволяют глубже и точнее проникнуть в уникальную жизненную ситуацию отдельного конкретного человека, но требует гораздо больше времени на индивидуальную работу с ним. Особо эффективны экспертные методы тогда, когда по их результатам сам психолог — диагност оказывает психологическую помощь, проводит психокоррекцию, психотерапию, тренинг и другие виды психологического вмешательства.

Особое значение для психодиагностики имеет понятие — норма. В психодиагностике следует различать как минимум два различных вида норм: статистические и социокультурные. Первый вид чаще применяется для оценки стилевых и мотивационных черт. Второй вид — для оценки способностей и достижений.

Статистическая норма — это средний диапазон на шкале измеряемого свойства. Нормой здесь считается близость значения свойства к тому уровню, который характеризует статистически среднего индивида.

Социокультурный норматив — это уровень свойства, который явно или неявно считается в обществе необходимым.

Психодиагностика прошла значительный путь развития и становления. Ее предыстория как практики прослеживается с III тысячелетия до н.э., к которому относятся сведения о существовании в ряде стран (Древний Египет, Китай; позднее-Древняя Греция, Вьетнам) систем конкурсных испытаний для людей, претендующих на государственные должности или желающих приобщиться к религиозной мудрости.

Собственно история психодиагностики как методологии разработки научно обоснованных компактных методов выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX века под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии.

Первым ее источником стала экспериментальная психология. И это закономерно, так как экспериментальный подход лежит в основе психодиагностических методик.

Таким образом, первоначально психодиагностика стала складываться как наука о методах экспериментальной дифференциальной психологии, изучающая психологические различия между людьми экспериментальным путем. Изучение складывалось под воздействием запросов практики, сначала медицины и педагогики, а затем и промышленного производства.

Основоположники и последователи различных психологических школ по разному отвечали на запросы практики.

Тестовые методики тесно связаны с теоретическими принципами бихевиоризма. Методологическая концепция бихевиоризма складывалась на том, что между организмом и средой существуют однозначные причинные отношения. Организм, реагируя на стимулы внешней среды стремиться изменить ситуацию в благоприятную для себя сторону и приспосабливается к ней. Бихевиоризм ввел в психологию в качестве ведущей категорию поведения, понимая его как совокупность доступных объективному наблюдению реакций на стимулы. В соответствии с этими представлениями цель диагностики сводилась первоначально к фиксации поведения. Именно этим занимались первые психодиагносты, разработавшие метод тестов.

Корни клинического подхода к психодиагностике уходят своим основанием в ассоциативную психологию и психоанализ.

Следующим этапом развития психодиагностики связан прежде всего с именем Альфреда Бине, положившего начало разработке методов психодиагностики степени умственного развития и умственной отсталости, рассчитанных на различные возрастные группы. В русле этих исследований В.Штерном был предложен коэффициент умственного развития (IQ) как интегральная характеристика уровня развития обследуемых. Несмотря на постоянную характеристику самой идеи и методов измерения IQ, а также на изменение этих методов и способов подсчета IQ, психодиагностика интеллекта получила широкое распространение в различных отраслях практики и активно используется по сей день.

Одновременно возникают первые проективные методы-техники психодиагностики личностных структур, основанные на методическом принципе проекции — метод свободных ассоциаций К.Юнга и тест Г.Роршаха (1921).

Расцвет проективных методов приходится на конец 30-х — 40-е годы, когда в связи с широким распространением психотерапии и психологического консультирования разработка подобных методов стала наиболее актуальной. Подавляющее большинство наиболее распространенных сегодня проективных техник было создано именно в этот период. Наконец в 40-е — 60-е годы наступает период расцвета личностных опросников, первые образцы которых были созданы в 20-е годы.

В нашей стране начиная с работ Г.И.Россолимо (1910-е г), проводилась большая работа по созданию и адаптации методов психодиагностики интеллектуального развития, распространение которых приняло в 20-х начале 30-х годов массовый характер. Распространенная практика некритического отношения непрофессионалов к результатам тестирования и скоропалительного вынесения на их основе административных решений послужила поводом для прекращения в СССР всех исследований в области психодиагностики, а также ее практического применения. Возвращение психодиагностики в советскую психологию произошло лишь в конце 60-х начале 70-х годов.

Методологические основы психодиагностики

1) Как выглядят на уровне фактов поведения человека защитные механизмы личности;

2) Каким способом зафиксировать их наличие.

По отношению к какому-нибудь теоретическому построению вполне возможен такой вариант работы психодиагноста, когда он не найдет способ фиксации какого-то явления у всех людей. За возможной неуспешностью работы психодиагноста кроется неразвитость теории общения. Отчасти поэтому, психодиагностика как теоретическая дисциплина развивается и существует постольку, поскольку развивается и существует общепсихологическая теория как представление о предмете психологической науки. В тоже время это развитие предполагает дифференциацию — появление все новых и новых отраслей психологии.

Теоретическая психодиагностика использует данные общей психологии, ее отраслей (предметных областей, психологии), а также данные психометрики (наука, обосновывающая измерительные диагностические методы) и практики применения психологического знания.

Можно говорить, что психодиагностика опирается на основные методы психологии:

1) принцип отражения (адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности);

2) принцип развития (ориентация на изучение условий возникновения психических явлений, тенденций их изменения, качественных и количественных характеристик этих изменений);

3) принцип диалектической связи сущности и явления (взаимное обусловливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности);

4) принцип единства сознания и деятельности (сознание и психика формируются в деятельности человека, действительность одновременно регулируется сознанием, психикой).

Результат работы психолога в области теоретической психодиагнностики — методика или метод получения психологической информации, который может быть передан для использования коллегами. Методика всегда отрефлексирована, т.е. содержит доступные для пользователей критерии фиксации психической информации, обоснование этих критериев и их интерпретацию.

Другими словами, психодиагностическая методика — решенная психологическая задача, где есть способы получения психологической информации, возможные ее варианты, значение этих вариантов. Многие методики в психологии носят имена их авторов — тест Роршаха, тест Розенцвейга, тест Вартена, кубики Косса, тест Равека и т.д.

Взаимосвязь различных теоретических подходов к предмету психологии возможна в силу сложности и многообразия свойств “феномена человека”. Отсюда право каждой теории на существование, право каждой методики на известную степень достоверности.

Важное значение в развитии экспериментальных психодиагностических методик имеют технические средства стимуляции, регистрации и обработки психодиагностической информации. Эти технические средства нашли свое наиболее полное воплощение в современных высокопроизводительных компьютерах с их мощными операциональными и изобразительными возможностями. Использование в психодиагностике возможностей современных компьютеров компактно хранить, быстро извлекать, и наглядно отображать экспериментальную информацию влечет за собой несколько важных, с точки зрения развития практической психодиагностики, эффектов:

? автоматизация рутинных операций традиционного психодиагностического эксперимента, таких как инструктаж испытуемого, предъявление стимулов, регистрация ответов испытуемого, ведение протокола, расчет и выдача результатов и т.п. За счет такой автоматизации повышаются уровень стандартизации, точность и скорость получения выходных диагностических данных;

? проведение массовых психодиагностических обследований в сжатые сроки, как результат оперативности обработки информации;

? реализация новых видов психодиагностических исследований, таких как возможность генерировать новые стимулы, по-новому организовать стимульную последовательность, регистрировать ранее недоступные параметры реакций испытуемых, оформлять психодиагностические методики в виде компьютерных игр, заменять статические стимулы в виде текстов и рисунков на движущиеся динамические объекты и т.д.;

? создание новых алгоритмов распознавания образов в психодиагностике и методов искусственного интеллекта.

Все перечисленные эффекты имеют место только при использовании в психодиагностике компьютерных технологий.

Большое количество положительных черт компьютерного обследования не говорит о его безупречности. Изменение условий психодиагностического эксперимента, пусть и в лучшую сторону с позиции стандартизации, требует обязательной проверки компьютерной версии методики на ее адекватность традиционному аналогу — “ручной” технологии. Проблемы взаимодействия испытуемого с автоматизированной системой еще далеки от полного устранения. При общении с компьютером у испытуемого могут возникать, например, эффекты “психологического барьера” или “сверхдоверия”. Поэтому автоматизированные системы психодиагностических исследований должны подвергаться рестандартизации.

Общий взгляд на структуру психодиагностического исследования как взаимодействия экспериментатора и сложных информационных потоков позволяет выделит три основных направления развития компьютерной психодиагностики:

? создание развитых баз психодиагностических данных;

? разработка эффективных методов анализа психодиагностической информации;

? построение интеллектуальных психодиагностических систем

Базы психодиагностических данных

Основная задача баз данных — унификация внутреннего представления разнотипной информации и устранение дублирования информации.

Во-первых, базы данных позволяют накапливать и хранить практически неограниченное количество информации и данных. Во-вторых, базы данных позволяют проводить регулярные и оперативные уточнения статистических характеристик изучаемых контингентов.

Компьютерные методы анализа психдиагностических данных

Компьютерный анализ данных — обширная область, включающая в себя совокупность методов и средств извлечения из упорядоченных определенным образом данных информации для принятия решений.

Современные компьютеры с их способностью выполнять большой объем счетных и логических операций дают возможность использовать более совершенные подходы к анализу данных и конструированию тестов, позволяют полнее учитывать сложную структуру психодиагностической информации.

Интеллектуальные психодиагностические системы

Современные компьютеры берут на себя не только значительную часть труда программиста, но и учатся “думать” в самых различных предметных областях. Это направление сформировалось в 80-е годы на основе исследований искусственного интеллекта и известно как производство интеллектуальных систем. Интеллектуальные системы предназначены для выполнения на компьютере таких практических задач, которые называются интеллектуальными, если они выполняются людьми. Примерами интеллектуальных являются задачи понимания и синтеза текстов на естественном языке, понимания и синтеза речи, анализа, синтеза и обработки изображений, перевода с одного естественного языка на другой, принятия решений в условиях изменяющегося окружения и т.п.

Примером интеллектуальной психодиагностической системы может служить отечественная разработка, обозначенная авторами как 17ЛФ. Она отличается от своего предшественника — теста 16 PF Р.Кеттела существенной модернизацией. В ней , в частности:

? скорректированы пункты оригинальной методики;

? осуществлена полная психометрическая адаптация теста;

? повышена надежность шкал опросника за счет учета вклада ответа на один вопрос в несколько факторных шкал;

? используются приемы управления стратегией испытуемого с помощью психологической обратной связи (контроль балла “лжи” и возврат к первому вопросу теста при превышении определенного порога) и т.д.

Соблюдение принципов психокорекционного эффекта обратной связи, а также соответствие используемых методик целям обследования и психометрическим требованиям.

Список использованной литературы:

1. Психологический словарь, М., 1996

2. Шнейдер Л.Б., Основы психодиагностики, М., 1995

3. Абрамова Г.С., Введение в практическую психологию, Екатеринбург, 1995

4. Основы психодиагностики, под.ред. Шмелева, Р-н-Д, 1996

5. Дюк В.А., Компьютерная диагностика, С-Пб, 1994

Источник:
Компьютерная психодиагностика
Психодиагностика. Предмет психодиагностика. История психодиагностики. Методологические
http://www.prioslav.ru/refb8

Компьютерная психодиагностикаПсиходиагностика и компьютерные технологии

Компьютерная психодиагностика
Психодиагностика и компьютерные технологии

Важнейшая задача экспериментальной психологии, а именно психодиагностики — обеспечение помощи в полноценном психическом и личностном развитии человека.

Значительный вклад в разработку современных методов психодиагностики внёс А. Бине. Специалисты в области экспериментальной психологии стремятся разрабатывать такие методы, которые позволяли бы оказывать помощь в развитии, в преодолении возникающих трудностей и т.п.

Основная цель психодиагностики — создание условий для проведения коррекционно-развивающей работы, выработки рекомендаций, организация психотерапевтических мероприятий.

Скачок в психодиагностике произошел благодаря использованию компьютерного тестирования, которое дает возможность изучать процессуальные стороны деятельности, моделируемой тестом, и помогает выявить индивидуальные стратегии в решении заданий, анализирует трудности, испытываемые человеком при выполнении предложенных заданий.

Компьютерные тесты предполагают сбор тестовой информации в режиме диалога испытуемого с компьютером. Однако тесты, предполагающие компьютерную обработку информации, собранной на бланках, не являются компьютерными.

При компьютерном тестировании больше возможностей соблюдения достоверности теста, т.е. обеспечение защиты его результатов от сознательных фальсификаций (лжи, неискренности испытуемого) или непреднамеренных мотивационных искажений. Также повышается надежность тестирования — стабильность результатов тестовых испытаний, устойчивость теста по отношению к разнообразным источникам помех (шумовых, случайных факторов обследования).

Скрытые возможности человека при компьютерном тестировании могут быть улучшены и раскрыты полнее. В таких тестах моделируется процесс обучения или развития, анализируются усилия, затраченные на обучение, оцениваются успехи, что позволяет сделать заключение об интеллектуальных возможностях испытуемого.

Для теста коррекции должно быть задано такое содержание, которое даст возможность оценить релевантность полученного результата, т.е. возможность проверить тестирует ли тест реально то свойство, которое тестирует.

Релевантность можно представить как меру близости между теми результатами, которые получены при тестировании и реальными значениям того психологического свойства, которое предполагалось протестировать.

Но, поскольку большинство тестируемых психологических свойств введены условно, то абсолютно точное значение свойства может вообще не определяться экспериментально, а являться своего рода психологической абстракцией.

Также коррекционная программа должна быть релевантна диагностической методике. В этом случае программа должна быть такой, чтобы не было возможности тренировки заданий данных в тесте, а нужно обеспечить формирование тех или иных качеств, аспектов развития, которые диагностирует тест.

Коррекционная программа дает возможность осознать свои ошибки и недочеты и раскрыть процессы мышления.

Компьютерные варианты методик позволяют отследить процессуальную сторону выполнения тестовых заданий, скрытую от психолога при обычном тестировании, и помогают выявлять индивидуальные особенности мышления.

Компьютерные технологии в экспериментальной психологии

В 20-м веке исследования большинства специалистов в области психологии одаренности сводились в основном к вопросам психологии интеллекта и креативности. Это привело ученых к формированию различных направлений: психофизиологического, психогенетического, тестологического (психометрия интеллекта и когнитивных функций), общепсихологического, ориентированного на изучение мышления и когнитивных функций и социально-психологического.

В развитии одаренности также отводится важнейшая роль новейшим информационным технологиям. По моим наблюдениям у ребенка, который раньше начинает взаимодействовать с компьютером, уровень интеллектуального развития выше и больше проявляется интерес к математике, технике и английскому языку, чем у тех детей, которые не знакомы с компьютером.

Можно сказать, что компьютерные технологии, при корректности их применения, имеют огромные потенциальные возможности для развития внимания (Пакет психологических тестов «Внимание»), памяти (Пакет психологических тестов «Память»), мышления и интеллекта (Пакет психологических тестов «Аист»), точностных, скоростных и надежностных качеств (Пакет психологических тестов «Ягуар»).

Возможность использования программного обеспечения для обучения расширяет круг предъявляемой учебной информации и экономит время на обработку результатов тестирования, дает возможность развивать свои творческие способности.

А ведь высокий интеллектуально-творческий потенциал позволяет человеку стать подлинно свободным, потому, что высокоразвитый человек меньше подвержен манипулированию, и вряд ли будет послушным исполнителем в чужих руках, он больше склонен к творческой работе.

Вы можете проверить работу методик в демо-версии Комплекса психологических тестов и развивающих программ. Все пакеты тестирования, описанные на сайте, а также все общесистемные компоненты Комплекса

Зарегистрирован в качестве СМИ на основании Свидетельства о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-69084 от 14 марта 2017

Источник:
Компьютерная психодиагностикаПсиходиагностика и компьютерные технологии
Диагностирование психического и личностного развития человека при помощи компьютерного тестирования. Достоверность тестирования, его релевантность. Моделирование процесса обучения или развития. Компьютерные варианты методик. Интеллект и креативность.
http://www.effecton.ru/266.html

COMMENTS