Концепция смысла жизни

Антропосоциальные детерминанты формирования концепции смысла жизни

Антропосоциальные детерминанты формирования концепции смысла жизни

АНТРОПОСОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ СМЫСЛА ЖИЗНИ

В статье проанализирован процесс смыслообразования, в результате которого вырабатывается концепция смысла жизни индивида. Показана детерминация этого процесса модусом существования человека в качестве субъекта психосоматического и социокультурного бытия.

Ключевые слова: детерминация, концепция, индивид, смысл жизни.

ANTROPOSOCIAL DETERMINANTS OF LIFE MEANING FORMATION

The process of meaningformation is under discussion in the paper. As a result, some conceptions of life meaning are worked out. The author shows the determination of this process by the model of man’s existing as a subject of psychosomatic and sociocultural being.

Key words: determination, conception, individual, meaning of life.

Понимание и определение смысла жизни непосредственным образом связаны с решением коренной мировоззренческой и вместе с тем жизнепонятийной проблемы бытия-небытия. «Все мировоззренческие вопросы, ответ на которые определяет то, как человеку жить и в чем искать смысл своей жизни, при всем их неисчерпаемом разнообразии и богатстве, сходятся в конечном счете в одной точке, в одном вопросе — о природе человека (что есть человек?) и его месте в мире» [18, с. 382]. Ведь

основной вопрос философии как поиск субстанции мира, его причины (что «первично»), сопровождавший всю историю человеческого мышления о предельных характеристиках своего бытия, развертываясь и углубляясь, «трансформируется в основной вопрос жизни, включающий такие вопросы, как «кто мы, откуда мы, куда идем?» [10, с. 63]. Существенное значение имеет то, что в вопросе о месте человека в мире есть не только собственно статический аспект, но и динамический аспект об

Вопрос о смысле жизни во многом выражает своеобразие отечественного философствования, постоянное преобладание в нем этического, а точнее аксиологического момента. «Здесь лежит один из самых действенных и творческих истоков русского философствования» [6, с. 14]. Вместе с тем не следует забывать, что смысл жизни обнаруживается как проблема и становится предметом самостоятельного рассмотрения под влиянием классической немецкой философии, прежде всего кантовской «Критики практического разума» [4, с. 3—10]. Но сам этот вопрос характерен как раз для русской философии, устремленной к созданию всецелого мировоззрения, через преодоление антиномии между онтологией и деонтологией, гносеологией и аксиологией в новом жизнепонимании, свободном от дихотомии субъекта и объекта, ограниченнопреходящего человеческого существования и неуничтожимо-вечного мирового бытия.

ние человечески определенной формы деятельности, т. е. идеального образа ее предмета-продукта, превращается в особый процесс, не совпадающий с предметным формированием природы [7, с. 203].

Речь идет об индивидуальном усвоении общественно выработанных способов деятельности, с помощью которых люди изменяют и познают окружающую действительность. Эти способы выражаются и передаются в виде языковых значений. «Как явления общественного сознания значения преломляют для действующего индивида внешний предметный мир независимо от их отношения к его жизни, к его потребностям и мотивам» [12, с. 152]. Тогда же, когда общественно выработанные и закрепленные «материей языка» значения ин-териоризуются, становятся в зависимость от индивидуально обусловленных потребностей и влечений человека, они приобретают характер «личностных смыслов» (по А. Н. Леонтьеву).

Принципиально важным моментом взросления и первоначальной зрелости является постановка и решение индивидом вопроса о смысле жизни. Степень продуманности смысложизненной концепции в связи с осознанием естественной обуслов-

ленности феномена смертности и разумнообоснованным желанием его преодоления в той или иной форме бессмертия выступает мерилом индивидуально-личностной зрелости. Причем именно представление о возможных модусах бессмертия человека придает смыслу жизни подлинный характер, составляет истинную суть решения смысложизненной проблемы бытия-небытия в пользу бытия. В противном случае смысл жизни теряется, оборачивается абсурдом полного и окончательного отрицания человеческого существования, т. е. тотальностью небытия.

тический субъект, и как субъект психосоциальный, т. е. действительно самоактуа-лизируется.

Ведь самоактуализация личности, по определению А. Маслоу, представляет собой реализацию врожденных потенций и способностей под влиянием социальных условий. По мере удовлетворения первичных потребностей поведение человека направляется потребностями более высокого порядка и в конечном счете стремлением к «бытийным ценностям». Среди них особое место, согласно Маслоу, занимают истина и справедливость. Каждому человеку присуща не всегда осознанная потребность в таких высших ценностях, которые «являются смыслом жизни для большинства людей, хотя многие даже не подозревают, что они имеют эти метапотребности» [13, с. 111]. Следовательно, самоактуализация индивида в ценностном плане предполагает осознание так или иначе вопроса о смысле жизни во взаимосвязи индивидуального существования и социального бытия.

На известном этапе жизненного пути каждый нормально развивающийся человек сталкивается с проблемой общего понимания своего существования и обобщенной самооценки, задаваясь вопросами «кто я?», «для чего я живу?», «в чем смысл моей жизни?» [15, с. 185]. В этой связи смысл жизни представляет собой концептуальное образование с логической сердцевиной в виде категории цели, целеустремленности, целевого понимания индивидуальной жизни, что характеризует его также в качестве праксеологического феномена, способа телеономной организации жизнедеятельности человека [14, с. 163]. Формирование индивидуальной концепции смысла жизни происходит по мере развертывания интроспективных тенденций психики человека, когда ее направленность на отражение внешней реальности сменяется преобладанием установки на рефлексию имеющегося ментального содержания и обыденного опыта. Этот процесс интенсифициру-

ется в период взросления, во время которого происходят серьезные внутренние преобразования в организме, свойственные половому созреванию, а с другой — перед индивидом встают задачи социального самоопределения. Поэтому «механизм» осмысления своей жизни человеком оказывается двояко детерминирован: изнутри психосоматическим развитием при опоре на собственно человеческие, прежде всего семейно-родственные отношения, и внешне — социально-психологическими изменениями по мере вхождения человека в систему общественных функциональноролевых отношений и массовых структур.

концепция смысла жизни отражает и выражает в сознании и самосознании человека неоднородность, двусторонность модуса его пребывания. В одном случае, когда человек осознает себя как носителя телесного самочувствия, он выступает в качестве психосоматического субъекта, т. е. субъекта индивидуально-органической и вместе с тем антропно-родовой жизнедеятельности. Тогда же, когда он отождествляет себя с «нетелесным Я», обладателем соответствующего «нетелесного» настроения, а точнее умонастроения, включающего в себя высшие чувства, побуждения, мотивы, интегральные психические свойства, например, принципиальность или самоотверженность, то человек представляет собой субъект общественной деятельности формально-ролевого поведения.

Человек в качестве психосоматического субъекта соединяет в себе черты индивидуума и индивидуальности. Сближение и до известной степени отождествление двух указанных характеристик оправдано тем, что человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных единичных неповторимых свойств (по С. Л. Рубинштейну). В свою очередь, индивидуальность всегда есть индивид с комплексом определенных природных качеств (по Б. Г. Ананьеву). Отсюда следует, что индивидуальность может пониматься и в собственном смысле как психологическая неповторимость отдельного единичного человека, взятого в целом, во всех проявлениях и отношениях, так и ином истолковании в качестве индивидуума с присущим только ему набором природных черт [1, с. 239].

В этой связи следует отметить, что индивидуальность и личность часто отождествляются. Причем первое понятие подменяется вторым, вследствие чего наличие индивидуальности наряду с личностью фактически отрицается. По Ильенкову, индивидуальные особенности присущи человеку исключительно как личности, как «узелку», завязывающемуся в сети взаимных отношений, которые возникают меж-

Подобного рода аргументация тяготеет к социологической редукции сущности и существования человека. С указанной односторонней позиции, вопреки фактическому положению вещей, отрицается нали-

Правы те исследователи, которые рассматривают организм и личность как несводимые друг к другу подсистемы человека, относительно самостоятельные уровни его существования. «Именно в процессе жизнедеятельности, а не только социаль-

но значимой деятельности обнаруживается динамика взаимосвязи биологического и социального в человеке, определенные тенденции развития данной взаимосвязи, которые невозможно выразить ни с помощью биологического понятия «онтогенез», ни путем сведения их лишь к характеристикам становления личности» [11, с. 124]. Иными словами, между организмом и личностью человека существует не только субординационная взаимосвязь. Их следует

рассматривать не только как уровни, но и как стороны целостного процесса жизнедеятельности человека, как «два аспекта одной и той же реальности человеческого индивида [21, с. 60]. Это различие имеет принципиальное значение для объяснения как формирования, так и содержательного наполнения концепции смысла жизни с учетом антропологических и социальных факторов детерминации человеческого существования.

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1977. — 372 с.

2. Бабушкин В. У О природе философского знания. — М.: Изд-во МГУ, 1978. — 298 с.

3. Веккер Л. М. Психические процессы. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. — Т. З. — 386 с.

4. Гаврюшин Н. К Русская философская симфония // Смысл жизни: Антология. — М., 1994. — С. 9—10; М.: Прогресс, 1994. — 592 с.

5. Григорьян Б. Т. Человек, его положение и призвание в сотворенном мире. — М.: Изд-во АН СССР, 1986. — 312 с.

6. Зеньковский В. В. История русской философии. — Л.: Диалог, 1990. — Т. I. — Ч. I. — 258 с.

7. Ильенков Э. В. Что такое личность? // С чего начинается личность. — М.: Политиздат, 1979. — 238 с.

8. Ильенков Э. В. Диалектическая логика. — М.: Политиздат, 1974. — 270 с.

9. Krystall H. Integration and Self-Healing: Affect, Tranma, Alexitimia // The Analytic Press. — 1988.

10. Кутырев В. А. Естественное и искусственное: борьба миров. — Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1992. — 189 с.

11. Карпинская Р. С. Биология и мировоззрение. — М.: Наука, 1980. — 218 с.

12. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Наука, 1975. — 231 с.

13. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. — М.: Мысль, 1986. — 274 с.

14. Москаленко А. Т., Сержантов В. Ф. Личность как предмет философского познания. — Новосибирск: Изд-во НГУ, 1984. — 326 с.

15. Обуховский К. Психология влечений человека. — М.: Мысль, 1972. — 241 с.

16. Рикер П. Религия и вера // Герменевтика и психоанализ. — М.: Высшая школа, 1996. — 263 с.

17. Розанов В. В. Цель человеческой жизни // Смысл жизни. — М.: Прогресс, 1994. — 592 с.

18. Рубинштейн С. Л. Философия и психология // Проблемы общей психологии. — М.: Изд-во АН СССР, 1973. — 403 с.

19. Сагановский В. Н. Философия развивающейся гармонии. Ч. I. — СПб.: ООО «Петрополис», 1999. — 288 с.

20. Свинцов В. И. Логика. — М.: Высшая школа, 1987. — 253 с.

21. Сержантов В. Ф. Философские проблемы биологии человека. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. — С. 158.

22. Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерация. — М.: Мысль, 1982. — 319 с.

23. Шибутани Т. Социальная психология. — М.: Высшая школа, 1985. — 179 с.

Источник:
Антропосоциальные детерминанты формирования концепции смысла жизни
Антропосоциальные детерминанты формирования концепции смысла жизни АНТРОПОСОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ СМЫСЛА ЖИЗНИ В статье проанализирован процесс смыслообразования, в
http://psibook.com/philosophy/antroposotsialnye-determinanty-formirovaniya-kontseptsii-smysla-zhizni.html

Концепция смысла жизни

(-)Сорокиным (-)О.Шпенглером (-)Н.Данилевский (-)С.Хантингтоном

Техническая революция ,связанная с использованием силы пара и электричества ,называется .

(+)промышленной (-)биотехнологической (-)неолитической (-)информационной

Традиционное общество это.

(+)доиндустриальное общество (-)массовое общество (-)восточное общество (-)информационное общество

Утрата объектов или предметной системой способности к выполнению тех или иных необходимых функций называется.

(-)круговоротом (+)регрессом (-)случайностью (-)прогрессом

Ученые, которые за основу периодизации истории не брали географическую. Среду — это

(+)Т. Мальтус (+)А. Тойнби (-)Фома Аквинский (-)Ш. Монтескье

Цивилизационный подход к истории предполагает …

(-)установление общих закономерностей развития общества

(+)признание множества равноценных по уровню достигнутой зрелости культур

(-)деление истории на формационные этапы

Э. Тоффлер предложил футурологическую модель…

(-)«закат Европы» (-)«массового общества» (+)«третьей волны» (-)«столкновение цивилизаций»

(-)учение о сознании (+)христианское учение о конце истории (-)учение о познании (-)философское учение о первоначалах мира

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

В плюрально-циклических концепциях истории абсолютизируется

(-)непрерывность исторического развития (-)идея прогресса

(+)прерывность развития (-)единство мировой истории

Вторая половина 20 века-это время развертывания революции.

(-)неолитической (+)научно-технической (-)промышленной (-)биотехнологической

Масса в постиндустриальном обществе.

(+)воспринимает окружающих через противопоставление своих и чужих

(-)формируется с помощью коммутативных технологий

(-)характеризуется личной идентификацией с позицией лидера

(-)предполагает обязательный личный контакт индивидов

Мировая история в целом есть

(-)простая последовательность событий

(-)процесс стадиального изменения определенного числа изначально существовавших социо исторических организмов

(-)лишь теоретическая конструкция

(+)процесс возникновения, развития и гибели множества социо исторических организмов

Одним из теоретиков концепции постиндустриального общества является.

(-)К.Маркс (-)К.Ясперс (+)Д.Белл (-)Н.Беодяев

Особенностью современного научно-технического прогресса является…

(-)широкое использование электрической энергии (+)создание новых технологий на базе научной теории (-)массовое машинное производство (-)автоматизация производства

Современная футурология анализирует перспективы.

(-)развития общечеловеческих ценностей (-)сближение мировых религий

(+)технологической революции (-)введения мировой валюты

Современный этап в развитии культуры …

(-)расцветом локальных культур

(+)созданием глобальной коммуникационной сети

(-)медленными темпами смены систем ценностей

(-)отсутствием опоры на традиции

Современный этап развития земной цивилизации характеризует

(-)баланс интересов развитых и развивающихся стран

(-)отсутствие угрозы термоядерной войны

(+)неравномерность и нелинейность социальных изменений

(-)гармония в развитии отношений природы и общества

Спецификой глобального характера современного общества не является…

(+)постоянная смена философских концепций

(-)ускоренное развитие средств массовой коммуникации

(-)высокие темпы развития техники

(-)массовый характер современного производства

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

В политической сфере процессы глобализации выражаются в …

(-)появлении суверенных государств

(-)росте числа национально-этнических конфликтов

(+)создании международных организаций и союзов

(-)появлении новых демократических государств

В экономической сфере процессе глобализации выражаются в (во)

(-)формировании социально-ориентированной экономике,

(-)Взаимовыгодном экономическом сотрудничестве между государствами,

(-) Росте экономической самостоятельности государства,

(+)Выходе экономики за национальные рамки.

Глобализации в области культуры в наибольшей степени способствуют…

(-)гибель национальных культур

(-)распространение массовой культуры

К негативным последствиям глобализации можно отнести …

(-)исламизацию мировой культуры

(-)рост международной преступности

(-)распространение новых технологий

(+)взаимозависимость финансовых систем отдельных стран

Растущая взаимосвязь различных стран, регионов, экономическая и культурна интеграция человечества выражается в понятии…

(-)информатизация (-)технологизация (-)идеологизация (+)глобализация

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Глобальная проблема, проявившая себя в 21 в.-это.

(-)предотвращение мировой термоядерной войны (+)международный терроризм

(-)угроза пандемии СПИДа (-)освоение космоса

Глобальные проблемы могут быть решены…

(-)выдающимися личностями (-)научными сообществами

(+)объединенными усилиями всех стран (-)политическими партиями

Глобальные проблемы наиболее четко проявили себя в (во).

(-)XVIIIв. (-)начале XXв. (-)конце XIXв. (+)2-ой половине Xxв.

Необходимый и предварительный условием решения всех остальных глобальных проблем есть:

(-)победа над СПИДом (+)предотвращение III- й мировой войны

(-)освоение Мирового океана (-)регулирование темпов роста народонаселения

К глобальным экологическим проблемам относится…

(-)международная преступность(-)преодоление контраста в развитии разных стран

(-)угроза пандемии СПИДа (+)современный энергетический кризис

К важнейшим из глобальных проблем относится.

(-)освоения космоса (-)освоения Мирового океана (-)борьба с наркоманией (+)экологическая проблема

К разряду глобальных проблем относится.

(-)вхождение России во Всемирную Торговую Организацию (-)предотвращение локальных конфликт

(-)борьба с алкоголизмом (+)исчерпание природных ресурсов

Проблема голода и нищеты в остальных странах.

(+)относится к группе проблем межгосударственного характера

(-)вообще не является глобальной проблемой

(-)относится к экологическим проблемам

(-)относится к проблеме международного терроризма

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ

Для того, что бы преодолеть глобальный экологический кризис, необходимо, прежде всего…

(-)Приостановить исследование космоса

(-)Снизить темпы научно – технического прогресса

(-)Унифицировать национальные культуры

(+)Изменить потребительское отношение человеческого к природе

К числу людей, предвосхитивших на рубеже 20 века общие тенденции развития природы и общества, следует отнести…

(+)Вернадского В. И. (-)Шпенглера О. (-)Бердяева Н. А. (-)Вебера М.

Концепция «устойчивого развития» представляет собой

(+)стратегия человечества (-)одну из разновидностей неомальтузианства

(-)дальнейший рост производства (+)поиск обеспечения и сопряженного развития человека и природы

Международная общественная организация, созданная в 1968г для анализа наиболее острых проблем современности, получила название…

(-)Гейдельбергский клуб (-)Венский клуб (+)Римский клуб (-)Парижский клуб

Принципом, лежащим в основе учения о ноосфере является

(-)господство человека над природой (-)равновесие природных системность

(+)коэволюция человека и природы (-)господство природы над человеком

Разрабатывая новые стратегии отношений человека и природы в современных условиях, философия выполняет ________________ функцию

(-)критическую (-)практическую (-)гносеологическую (+)гуманистическую

Сфера взаимодействия природы и общества, в которой человек осмысленно и глобально контролирует ход природных процессов, есть…

(-)атмосфера (+)ноосфера (-)биосфера (-)литосфера

Учитывая остроту глобального экологического кризиса ,человеческого способно выжить лишь в условиях освоения принципа совместного и согласованного существования общества и природы,т.е.принципа .

ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ

В широком философском смысле результатом материального и духовного производств общества является

(-)искусства (-)экономика (-)наука (+)культура

Запад — это особый тип цивилизационного и культурного развития, который сформировался в __________

(-)Америк(-)Азии (+)Европе (-)России

Нормы, в которых зафиксировано формальное равенство людей, есть.

(-)мороль (-)политика (-)религия (+)право

К характерным чертам западной культуры не относится

(-)прагматизм (+)созерцательность (-)ориентация на науку (-)индивидуализм

Культура, предлагающая индивиду набор стереотипных моделей поведения и ценностей предпочтений, называется…

(-)элитарной (-)маргинальной (-)информационной (+)массовой

Культура становится предметом философского изучения

(-)в классической немецкой философии (+) философии Просвещения

(-)эпоху Возрождения (-) Античности

Кризис современной культуры в первую очередь связан с…

(-)угрозой мировой войны

(-)быстрым экономическим ростом

(+)изменениями в сфере коммуникации

(-)необходимостью борьбы с мировым терроризмом

Масса в постиндустриальном обществе.

(+)воспринимает окружающих через противопоставление своих и чужих

(-)формируется с помощью коммутативных технологий

(-)характеризуется личной идентификацией с позицией лидера

(-)предполагает обязательный личный контакт индивидов

Положительная значимость чего-либо для человека называется.

(+)ценностью (-)достоинством (-)ценой (-)нормой

Противопоставление культуры и цивилизации характерно для.

(+)неклассической философии ХIX — XX вв. (-)философии эпохи Возрождения

(-)философии Античности (-)Философии Средних веков

Понимание цивилизации как стадии общественного развития, сменившей дикость и варварство, характерно для

(-)О. Шпенглера, (-) А. Тойнби, (+) Ф. Энгельса , (-)Н. Данилевского.

Система надбиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающая воспроизводство и изменение социальной жизни, называется…

(-)психикой (-)сознанием (-)божественными заповедями (+)культурой

Систематическое философское исследование феномена техники началось в …

(-)античности (-)эпоху Возрождения (-)эпоху Просвещения (+)конце XIX – начала XX вв.

Слово «культура» в переводе с_________ языка означает «возделывание»,»обработка земли».

(+)латинского (-)немецкого (-)греческого (-)английского

Созданная людьми среда обитания- это

(+)артефакт (-)философия (-)наука (-)знание

Типичным образованием глобального каммуникационного поля является.

(-)национальная культура (+)поп-культура (-)субкультура (-)маргинальная культура

Проблема человека в философии

Автором книги «Происхождение человека и половой отбор» является..

(+)Ч.Дарвин (-)Ф.Энгельс (-)Т.Гексли (-)Э. Мах

В индивидуальности человека выражается…

(-)его принадлежность к определенной социальной группе

(-)его принадлежность к человеческому роду

(+)неповторимое своеобразие его социальных и природных качеств

(-)его гражданский статус в единстве прав и обязанностей

Вопрос о смысле жизни в значительной мере порожден размышлением о том, стоит ли жить, если всякий человек.

(-)одинок (+)смертен (-)слаб (-)бездуховен

В регулировании поведения человека мораль опирается на…

(-)достижения науки и техники

(-)официально принятые письменные установления

(+)общественное мнение и устоявшиеся обычаи и традиции

Выдающаяся личность – это человек, который:

(-)оказал влияние на ход истории (-)обладает сильной волей и умом (-)широко известен (+)обладает харизмой

Духовно – телесная целостность, характеризующая отдельного человека как субъекта деятельности, есть…

(-)особь (+)личность (-)индивид (-)герой

«Жизнь — значит наслаждаться», — считают сторонники.

(-)утилитаризма (+)гедонизма (-)прагматизма (-)аскетизма

Идеи свободы, приоритета индивидуального бытия над социальным характерны для…

(-)структурализма (-)марксизма (-)позитивизма (+)экзистенциализма

Категория «свобода» подразумевает специфический способ бытия человека, связанный с его способностью

(-)произвольного поведения (-)иметь привычки (+)выбирать решение (+)совершать поступки в соответствии со своими целями (-)совершать поступки по приказу

К биологизаторским концепциям сущности человека относится.

(+)социал-дарвинизма (-)марксизм (-)экзистенциализм (-)феноменология

К этической позиции, что «нет лучшего для человека под солнцем , как есть, пить и веселиться» склонялись сторонники…

(-)Альтруизма (-)Эвдемонизма (+)Гедонизма (-)стоицизма

Как единичный представитель вида или социальной группы, человек есть.

(-)особь (-)личность (+)индивид (-)индивидуальность

Концепция социализации личности .

(+)предпологает стремление индивида к коммуникации с другим индивидом

(-)предполагает трактовку личности как человеческого индивида

(-)подчеркивает субъективностьиндивидуального человека ,общественное значение его «внутренних» ресурсов

(-)предпологает объединение индивидов понятием «соборности»

Концепция, в которой человек понимается как элемент природы, подобный животным и подчиненный единым с ним законами функционирования, называется.

(+)натурализаторской (-)персоналистской (-)рационалистической (-)социологизаторской

Концепция, утверждающая, что историю творит привилегированное меньшинство называется.

(-)либерализм (+)теорией элит (-)радикализм (-)прагматизм

Личность понимается как

(-) поведенческо-генетическая характеристика человека.

(+)субъект общественных отношений

(-)неповторимое своеобразие качеств человека

(-)природная характеристика человека.

(-)продукт общественных отношений

Осознание и оценка человеком самого себя как личности – своего нравственного облика, интересов, ценностей, мотивов поведения – называется…

(-)рефлексией (-)самооценкой (+)самосознанием (-)самоидентификацией

Особое существо обладающее, с одной стороны биологическим, а с другой — духовным началом — это

(-)животное (+) человек (-) Бог (-)субстанция

Понятие социальной идентичности отражает тот факт, что каждая личность…

(-)подчинена системе общественных отношений

(-)обладает неповторимыми, уникальными особенностями

(+)знает свое место в социальной реальности, соответствующее полу, возрасту, статусу, возможностям и способностям

(-)включена в общение с другими людьми

Понимание всякого действия человека как предопределенного заранее

(+)фатализм (-)прагматизм (-)волюнтаризм (-)нигилизм

Приоритет целей отдельных личностей над общественным утверждает

(+)индивидуализм (-)гедонизм (-)коллективизм (-)персонализм

Процесс отчуждения человека необходимо предполагает

(-)усиление контроля за результатом его деятельности

(-)усиление самостоятельности человека

Свободное действие человека всегда предполагает

(-)соответствующий уровень образования

(+)ответственность перед обществом за свои поступки

(-)уверенность в собственных силах

Социоцентрическая установка в определении сущности человека разделялась

(+)О. Контом (-)В.С. Соловьевым (+)К. Марксом (-)З. Фрейдом (+)П. Сорокиным

Слово___________ употребляется для обозначения всякого отдельно взятого представителя человеческого рода

(+) индивид (-) гражданин (-)личность (-) субстрат

Смысл жизни в концепции аскетизма определяется как

(+)умерщвление плоти ради искупления грехов (-)отсутствие смысла жизни

(-)жизнь ради счастья (+)отказ от жизненных удовольствий

«Смысл жизни личности состоит не в спасении души и служении Богу, а в служении обществу»,-доказывали.

(-)Лиотар, Деррида, Рикер

(-)Тертуллиан, Августин, Аквинат

(+)Платон, Гегель, марксисты

(-)Камю, Сатрт, Ясперс

(?)К философски-этическому пониманию свободы относится

(-)произвол (-)анархия (+)возможность выбора (-)вседозволенность

С позиций антропоцентрической методологии

(+)человек никогда не должен рассматриваться как объект, а всегда только как субъект действия

(-)вопрос о сущности человека неправомерен

(-)сущность человека состоит в его природном естественнонаучный

(+)человек должен быть объяснен из самого себя

(-)человек может быть объяснен совокупностью общественных отношений

С умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека.

(-)гедонизм (+)утилитаризм (-)аскетизм (-)эвдемонизм

Смысл жизни человека в отечественной религиозной философии трактуется как

(-)стремление к успеху и власти (+)жизнь во благо других людей, человечества

(-)душевный покой и удовлетворенность собой (-)наслаждение земными благами

Смысл жизни человека, согласно эвдемонизму состоит в.

(-)совершении героических поступков (-)служении Богу

(+)свободе от телесных страданий и душевных тревог(-)борьбе с тиранией

Согласно марксизму человек отличается от животного прежде всего.

(-)потребностью в пище(+)способностью к труду

(-)инстинктом самосохранения(-)заботой о потомстве

(-)история имеет начало, но не имеет конца

(+)человек может предвидеть будущие исторические события

(-)человек может изменить ход исторического процесса

(-)историей управляет Божественный промысел

Согласно современным научным представлениям прародиной человека является.

(-)Австрия (-)Америка (-)Азия (+)Африка

Согласно _______, проявлением отчуждения является «одномерность» современного человека.

(-)Ф.Ницше (+)Г.Маркузе (-)З.Фрейду (-)Н.Бердяеву

Способность субъекта оценивать свой внутренний мир и поведение есть …

(-)воля (-)эмоции (+)самопознание (-)психика

Сторонники аскетизма проповедуют.

(-)альтруизм во имя служения идеалов (-)извлечение пользы из всего

(+)отречение от мирских соблазнов (-)наслождение жизнью

Умерщвление плоти ради искупления грехов определяется как смысл жизни концепцией

(+) аскетизма (-)эвдемонизма (-)гедонизма (-) прагматизма

Учение, согласно которому сущность человека в своей действительности есть ансамбль общественных отношений, есть

(-)неопозитивизм (-)экзистенциализм (+)марксизм (-)неокантианство

Философию «симфонической личности» развивал…

(-)К.Маркс (-)З.Фрейд (-)И.Кант (+)Л.П.Карсавин

«Цель оправдывает средства», — считают представители…

(+)прагматизма (-)провиденциализма (-)гедонизма (-)аскетизма

Человек есть существо…

(-)ноосферное (-)социальное (-)биологическое (+)биосоциальное

Человек обретает свою сущность, уже существуя, — считают представители.

(+)экзистенциализм (-)герменевтики (-)неотомизма (-)позитивизма

Человек — пластическое существо, несущее в себе следы космофизической, биогенетической и __________

(-)промышленной (-)политической (+)социокультурной (-)экономической

Источник:
Концепция смысла жизни
(-)Сорокиным (-)О.Шпенглером (-)Н.Данилевский (-)С.Хантингтоном Техническая революция ,связанная с использованием силы пара и электричества ,называется . (+)промышленной (-)биотехнологической
http://sesiy2011.narod.ru/index/0-4

Концепция смысла жизни

vestnik/gum/1998web1/psyh/199810801.html
Мои коммнтарии включены синим цветом. Выделение жирным шрифтом — мои.
Этот документ использован в статье Смысл жизни

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СМЫСЛА

Предлагаемая концепция раскрывает механизм формирования смысла и его функциональную роль в психической деятельности человека. Описываются свойства и виды смысла. В гипотезе о двух уровнях деятельности показаны возможности смысла для развития личности.

Смысл является одним из часто употребляемых терминов в психологии и философии. В психологии он признается одним из основных элементов психической деятельности. Но при этом он остается понятием неопределяемым (за исключением «семантического смысла» в лингвистике и «личностного смысла» в психологии) и иногда объявляется аксиоматическим. Раскрытие механизма формирования смысла и его функциональной роли в психической деятельности, установление его взаимосвязи с другими психологическими понятиями, его возможностей и ограничений имеет большое значение для теоретической психологии и прикладных исследований.

Философия не дает четкого определения смысла, общепринятой философской концепции смысла не существует. Описание процесса смыслопорождения Э. Гуссерля [4] осталось в рамках феноменологии (всех заинтриговал метод, а не содержание). Работа А.Ф. Лосева [7] настолько тесно переплетена с другими его трудами, что теряет самостоятельную ценность при отдельном рассмотрении. Источник смысла у В.В.Налимова [8] находится в идеальных областях, а они довольно далеки от реального смыслопорождения. Другие авторы показывают только отдельные аспекты смысла.

Четкое определение получил смысл в логической семантике и аналитической философии, в первую очередь, благодаря работам Г. Фреге [12]. Но использование этого определения возможно только в семантическом контексте.

Р. Акофф и Ф. Эмери [1] точно показали различие между семантическим и прагматическим смыслом, указав на то, что смысл присущ не только знакам, но и всякому опыту и вещи, с которыми мы сталкиваемся. Смысл показывает их значимость для нас, а не значение.

Отсутствие точного определения смысла и понимание механизмов его возникновения сказывается на обсуждении проблем смысла жизни. Здесь существует определенная понятийная путаница и приписывание смыслу жизни тех достоинств, которыми он не обладает. Основная методологическая ошибка, по нашему мнению, состоит в наиболее часто встречающемся утверждении, что смысл жизни содержит в себе главную цель жизни. На это необходимо ответить, что, во-первых, цель является составным элементом деятельности. Говоря о цели жизни, мы сводим ее тем самым к определенной деятельности, отбрасывая все остальные многообразные жизненные проявления человека. Во-вторых, в таких утверждениях имплицитно содержится принцип сообразности, который, как показал В.А. Петровский [9], близок к отрицанию свободы, целостности, устремления и развития человека как личности.

Мы считаем, что смысл жизни выступает как жизненный ориентир и не является целью жизни. В качестве ориентира он дает возможность человеку определить свое место в жизни, разобраться в ней и самом себе, определить направление своего движения в дальнейшем, а также направляет на достижение какой-либо цели. Поиск цели как места приложения сил является более узкой и частной задачей индивида.

Малая практическая эффективность изучения этой проблемы видна на примере отсутствия специально созданных программ (психотехнологий), помогающих человеку обрести этот смысл. Исключение составляет логотерапия В. Франкла [11], но и она является наиболее эффективной в тяжелых и кризисных жизненных ситуациях. Впрочем, любой консультирующий психолог гораздо увереннее чувствует себя в экстремальных ситуациях клиента. Обыденная жизнь требует тонкости наблюдения и незаметности профессионального действия; успех работы скрыт за далью времени , и поэтому ее полезность неочевидна.

В отечественной психологии исследованию проблемы смысла придавалось особое значение. Оно шло от высказывания Л.С. Выготского [2], что сознание имеет смысловое и системное строение. Современное понимание смысла опирается на определение, данное учеником и последователем Л.С. Выготского А.Н. Леонтьевым [5]. В предложенной им структуре сознания одним из трех компонентов является личностный смысл, определяемый как индивидуализированное и субъективизированное значение, «значение значения», «значение для меня», которое создает пристрастность и интенциональность сознания. В своей концепции психологического строения деятельности А.Н. Леонтьев [5] определяет личностный смысл как отражение в сознании мотива деятельности к цели действия.

Исследованию смысла и личностного смысла, определению этих понятий посвятили свои работы А.Г. Асмолов, Ф.В. Бассин, Б.С. Братусь, Ф.Е.Василюк, В.К. Вилюнас, П.Я. Гальперин, Б.В. Зейгарник, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьев, В.В. Столин, О.К. Тихомиров и многие другие отечественные психологи.

Наиболее общим результатом данных исследований явилось формулирование А.Н. Леонтьевым и его последователями концепции смысловых образований личности. Центральным звеном в ней является понятие личностного смысла как индивидуализированного отражения действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность («значение-для-меня»). Личностный смысл интегрируется в виде связной системы смысловых образований личности, в которую входят мотивы, побуждающие человека к деятельности, реализуемое деятельностью отношение человека к действительности, приобретшее для него ценность. Степень осознанности смыслов различна – они могут быть как осознанными, так и полностью неосознаваемыми.

Однако концепция не дает ответа на вопросы: какое качество объекта позволяет придать ему индивидуализированное значение; в чем функциональная роль смысла в психической деятельности (зачем он нужен); как формируется смысл? На эти вопросы мы попытались дать ответ в своем исследовании.

Для определения роли смысла в психической деятельности мы обратились к представлениям о психике П.Я. Гальперина [3]. Он считал, что ориентировочная деятельность выступает как главная функция психики и осуществляет подготовку, регулирование и контроль поведения субъекта в индивидуально изменчивых ситуациях. Смысл, по нашему мнению, наряду с образом является основой ориентировочной деятельности человека.

Относительно образа, а именно он был главным объектом исследований в этой области, смысл представляется более важным для ориентировки (на что, в частности, указывают попытки приписать образу смысловую функцию). Во-первых, субъект опирается при построении плана дальнейших действий на собственную интерпретацию ситуации, а не просто на образ того, что происходит в действительности. Во-вторых, на основе образа невозможно прогнозирование будущего состояния субъект-объектной системы. В образе отражается настоящее. Смысл отражает существенные связи и отношения, которые редко бывают представлены наглядно. Поэтому смысл позволяет составить прогноз, показывая целостность ситуации или назначение объекта относительно потребностей, мотивов и целей деятельности субъекта. Смысл, согласно П.Я. Гальперину, определяет роль объекта по отношению к потребностям субъекта .

Следует иметь в виду, что возможность прогнозирования, как и вообще мотивация является результатом всего жизненного опыта со всеми этапами оптимизации реакций на основе постоянно развивающейся личной шкалы ценностей. Психологи традиционно мало уделяют внимания структурным вопросам организации психической деятельности. Более полную картину можно составить из реферативного сборника.

.По Д.А. Леонтьеву [6], основная функция личности – ориентировка в отношениях, связывающая субъекта с объективной действительностью. Здесь смысл выполняет аналогичную функцию. Он отражает реальные жизненные отношения субъекта с миром, выполняет ориентирующую функцию и способствует организации внутреннего мира субъекта.

Таким образом, мы считаем, что в психической деятельности человека смысл выполняет ориентировочную функцию и может выступать в качестве жизненного ориентира.

Выделение объекта из окружающей действительности происходит, если он имеет жизненно важное значение. Таким качеством объекта, на наш взгляд, является его полезность. Полезность (степень полезности) показывает возможность удовлетворения потребностей субъекта. Для субъекта полезность объекта предстает как его значимость. И если мы говорим о смысле объекта, то имеем в виду его полезность или значимость.

Именно здесь – на пересечении целостной взаимосвязи между элементами ситуации и отношения к ней потребностей субъекта как к возможному полезному результату – формируется смысл. Он фиксирует это пересечение, эту встречу реального с желаемым. Таким образом, с помощью смысла субъект интепретирует или реконструирует ситуацию и определяет ее полезность для удовлетворения собственных потребностей.

Подобно смыслу ситуации формируется смысл действия и смысл предмета. Установив функциональное назначение предмета, субъект определяет его полезность для удовлетворения своих потребностей. Предмет будет иметь смысл, если он значим для нас. Формирование смысла действия происходит через установление целесообразности действия, то есть его соответствия достижению цели. Цель является полезным приспособительным результатом, и ее достижение способствует удовлетворению определенной потребности.

Подчеркнем еще раз, что ключевым моментом для возникновения смысла является наличие двух его главных составляющих – логичности и полезности. Бесполезный (не значимый) смысл умирает, становится бессмыслицей.

Действительно, интерес (и соответственно фокусировка внимания) определяется степенью значимости, но есть и еще одна составляющая — новизна. При нулевой новизне так же не будет никакой реакции. Даже очень значимая стимуляция (пищевая или сексуальная) при нулевой новизне не вызывает никакого желания 🙂

Особенности становления смысла обусловливают его свойства, о наличии которых писал ряд психологов и философов. Это, во-первых, неизменность, устойчивость и определенность смысла, во-вторых, внутренняя логическая упорядоченность, законченность и структурированность, в-третьих, субъективная достоверность (основанная на внутренней непротиворечивости), в-четвертых, предметность.

Эти свойства смысла позволяют «человеческому сознанию удерживать изменяющуюся действительность» (Е.Н.Трубецкой [10. С.5]), видеть за явлением сущность, строить устойчивую смысловую картину мира. Смысл упорядочивает образы в этой картине, придает ей логичную целостность и субъективную достоверность. Смысл становится опорой бытия человека, превращая зыбкость мира в логически стройное здание целесообразных связей и отношений. Указанные особенности позволяют смыслу выступить в качестве ориентира в процессе жизни человека и позволяют ему строить целенаправленную деятельность.

Статичность и неизменяемость отдельного смысла дополняется динамичностью, «переливчатостью» поля смыслов, обеспечивая больше возможностей для адаптации субъекта. ригидность отдельных смыслов и гибкость системы смыслов обеспечивает хорошую устойчивость смысловых систем, позволяя субъекту гибко реагировать на различные аспекты окружающей действительности и быть адекватным в поведении при сохранении неизменным накопленного опыта.

Одно из наиболее важных значений смысла в жизнедеятельности человека заключается в том, что он является основным опосредующим звеном между психической деятельностью и объективной действительностью. В силу того, что смысл одновременно принадлежит и субъекту и объекту, и не принадлежит исключительно ни одному из них, он оказывается уникальным связующим звеном между психическим и физическим миром. «Человеческий смысл и встретившийся феномен связывают личность и мир, субъект и объект и устанавливают взаимоотношение быть вместе», – писал Р. фон Экартберг [8. С.71].

В предлагаемой нами концепции мы утверждаем, что непрагматичного смысла не существует. Но есть ряд психологических и личностных феноменов, в которых прагматизм отсутствует или не проявляется. Это, например, исследованный В.А. Петровским [9] в рамках идеи неадаптивности, феномен надситуативной активности – специфической привлекательности действия с заранее непредрешенным исходом. Здесь мы предлагаем гипотезу о двух уровнях деятельности, которая поможет определить возможности и ограничения смысла.

Первый мы можем условно обозначить как «дело». «Дело» – это нужда, надобность, необходимость в деятельности, занятии, работе. Этот вид деятельности полностью соответствует классической схеме, включающей мотив, цель и другие составляющие. В ней смысл ценен именно своим прагматизмом.

На втором уровне деятельности цель может отсутствовать, исход деятельности и отдельных действий непредрешен и неясен. Но мотив достаточно силен, чтобы побудить субъекта к деятельности. Для обозначения этого уровня в наибольшей степени подходит слово «затея». «Затея» — это задуманное и предпринятое дело, которое, (и субъект это осознает) может и не привести к получению определенного результата. Смысл такой деятельности в самом ее производстве, в осуществлении. Игра, свободное творчество, бескорыстный риск, познавательный поиск являются примерами «затей». Именно в «затее» проявляется надситуативная активность.

Эти два уровня связаны друг с другом, и их можно рассматривать как этапы самодвижения деятельности. При этом происходит и развитие личности человека. Субъект от усвоения переходит к «высвоению» (термин В.А.Петровского), переходя на новый уровень деятельности. Личность от направленности на себя переходит к направленности вовне, где она самоосуществляется, реализует себя. Субъект из трансцендентального становится трансцендентным. «Самотрансценденция – сущность существования, – писал В. Франкл [11. С.284]. – Быть человеком – значит быть направленным не на себя, а на что-то иное«.

На втором уровне субъект от смыслов, связывающих его с миром, переходит к обнаружению смыслов внутри себя. Эти смыслы начинают требовать реализации, но они не обусловлены непосредственной необходимостью. Эта необходимость другого рода, связанная с потенциальными способностями и избыточными возможностями. На этом уровне субъект от определения смысла переходит к приданию смысла. То есть субъективно полезным и значимым представляется человеку то, что способствует осуществлению его желаний, интересов, стремлений. «К чему охота, к тому и смысл,» – гласит народная пословица.

Мы выделяем два вида смыслов в соответствии с двумя уровнями деятельности – априорные и апостериорные смыслы. Первые предваряют деятельность, вторые придаются в ходе ее или по окончании. Первые экстраполируют полезность результата, вторые – полезную возможность самого процесса деятельности. Таким образом, из субъектно-объектной связи смыслы превращаются во внутрисубъектные связи, которые находят свое выражение в трансцендентной объективации, способствующей развитию и росту личности человека.

  1. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М., 1974.
  2. Выготский Л.С. Проблема сознания // Собр.соч.: В 6-ти т. Т.1. М., 1982. С.156-167.
  3. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
  4. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М., 1992.
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избр. произведения: В 2-х т. Т.2. М., 1983.
  6. Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопр. психологии. 1989. № 3. С.11-21.
  7. Лосев А.Ф. Миф – число – сущность. М., 1994.
  8. Налимов В.В. Спонтанность сознания. М., 1989.
  9. Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов н/Д., 1996.
  10. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М. , 1994.
  11. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Фреге Г. Смысл и денотат // Семиотика и информатика. Вып. 8. М., 1977.

Источник:
Концепция смысла жизни
vestnik/gum/1998web1/psyh/199810801.html Мои коммнтарии включены синим цветом. Выделение жирным шрифтом — мои. Этот документ использован в статье Смысл жизни ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
http://scorcher.ru/art/life/art/7.htm

Медицинские интернет-конференции

Анохина А.С., Кремплевская С.П.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Вопрос о смысле жизни, так или иначе, возникает перед каждым человеком, обычно в юном возрасте, когда он еще только стремится найти свое место в обществе. А ведь проблема смысла жизни — корень всех прочих проблем бытия личности. Смысл определяет цель, а цель есть мыслительный ориентир, эталон, желаемый образ будущего. Смысл и цель определяют поведение человека, выступая мотивами и направлениями его деятельности.

Осознание смысла жизни, как главной ценности, носит исторический характер. Каждая эпоха в той или иной степени оказывала влияние на смысложизненное определение человека.

Основные концепции смысла жизни:

1) аскетизм нацеливает жизнь на отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов; смыслом жизни является самоограничение, то есть отречение от всех удовольствий и роскоши;

2) гедонизм понимает жить как наслаждение; удовольствие является высшим благом и целью;

3) прагматизм основывается на том, что цель жизни оправдывает любые средства ее достижения; цель заключается в том, чтобы наилучшим образом устроиться в жизни;

4) утилитаризм считает, что жить, значит из всего извлекать пользу; наилучшим действием является то, которое приносит наибольшее счастье наибольшему числу людей;

5) эвдемонизм определяет жизнь как стремление к счастью – подлинному назначению человека; счастье – высшая цель человеческой жизни

6) этика долга характеризует жизнь как самопожертвование, альтруизм во имя служения идеалу.

Смысл жизни сегодня зависит от глубины помыслов и той жизненной стратегии, которую выбирает для себя сам человек. В условиях плюрализма мнений выбор смысла жизни носит индивидуальных характер. Но этот, по сути, личный выбор человека оказывает непосредственное влияние на его социальное окружение. Определяя смысл жизни, человек выбирает себя таким, каким его будут видеть другие, какую роль он будут играть в обществе.

Источник:
Медицинские интернет-конференции
Анохина А.С., Кремплевская С.П. ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии Вопрос о смысле жизни, так или иначе,
https://medconfer.com/node/3075

COMMENTS