Личностный рост

Личностный рост

Описание: Эзотерика — это совокупность духовных практик для саморазвития и личностного роста, в которую входят не только медитации, но и психология, философия, биоэнергетика, целительство, магия, таро.

Мы собрали для вас более 700 видео- и 1200 аудиозаписей на эти темы, 1400 веток обсуждений на форуме, несколько тысяч фотографий (в том числе, для анализа ауры). Они доступны через меню группы, которое открывается по ссылке ниже.

Хотите гарантированно быть в теме — вступайте в сообщество, чтобы не пропустить полезные публикации!

Второй старший аркан Жрица (Папесса, Верховная Жрица)

Медитация и ответы на вопросы (вы можете сами получить ответ на любой вопрос).

Второй аркан влюблён… , наблюдает за правдой. Поэтому, задавая ему вопросы, будьте готовы к обучению сначала: Показать полностью… как звучит «да» для Жрицы. Ведь на каждом аркане правда звучит по-своему. Плюс, будьте готовы к подарочкам от Жрицы, если вы таролог или ученик таролога.
Итак, медитация.

До медитации сформулируйте главный вопрос – тот, на который вы действительно хотите получить ответ.

Поставьте аркан перед собой «стоя» (обоприте обо что-нибудь). Перед картой — поставьте свечи. Есть несколько вариантов со свечами, выберите один из них для своего случая: 1) три свечи : белая, синяя, красная (или одна из них; для отношений м-ж – лучше красная или белая); 2) синяя, желтая, красная. Можно и без свечей, но Жрице будет приятно, да и работа может оказаться более продуктивной.

В свечи капните несколько капель масла, которое соответствует работе с любовью (например, роза, нероли, пион, ромашка и т.д.), или добавьте в расплавленный воск лепесточик или несколько данных растений; или сок (например, рябины). В принципе, можете использовать любые ароматы, которые у вас ассоциируются с любовь..

Поставьте свечи так (если одна, то слева) перед арканом, чтобы можно было удобно с ним взаимодействовать, при этом взгляд касался света свечи (чтобы создался портал световой, соединяющий аркан и вас).
Свой вопрос, записанный на листочке, пусть лежит перед Жрицей. Зачитайте его сейчас).

Затем сонастройтесь с энергией аркана, мысленно еще раз пошлите вопрос через световой портал (посмотрите, понаблюдайте – как вопрос, почти как маленькие человечки или бабочки из букв, путешествуют по световому каналу, переправляясь с вашего берега на берег Жрицы – в её мир..).

В какой-то момент (на это может и несколько десятков минут – максимум наступит, если вы устанете ждать, обычно – не более 40 минут), вы увидите СИМВОЛ ЛЮБВИ. Символ для каждого человека – свой, уникальный. Это может быть сердечко, пара целующихся солнышек, и т.д. – всё, что угодно. Понятно одно – символ вы увидите, почувствуете, ощутите – нечто, как яркое и понятное – что это ОН.
Символ означает «да» в ответе Жрицы на ЕЁ языке..

Удачи вам и понимания!

(В любом случае, получение символа, даже если вы не поняли — какое «да», — добавляет вам удачи в той сфере, про которую вы вопрошали.)

Источник:
Личностный рост
Описание: Эзотерика — это совокупность духовных практик для саморазвития и личностного роста, в которую входят не только медитации, но и психология, философия, биоэнергетика, целительство,
http://vk.com/esotera

Личностный рост

Таблица: Базисные установки психологических концепций

Таким образом, очевидно, что концепция личностного роста и са­мореализации является логическим продолжением взгляда на человека в гуманистической психологии и по сути своей несовместима с подходами, не доверяющими человеку, исправляющими, формирующими и т. п.
Представленное здесь понимание личности и личностного роста опирается на концепцию одного из лидеров «движения за гуманизацию психологии» Карла Роджерса — его личностно-центрированный подход. (При этом важно иметь в виду, что одна из отличительных особенностей этого направления в психологии — отсутствие жесткой концеп­туальной схемы, строгих дефиниций и однозначных толкований; его представители признают неисчерпаемость тайны человека, относительность и априорную неполноту наших представлений о нем и не претендуют на завершенность теории.)

Личность

В самом общем виде личность — это человек как субъект собственной жизни, ответственный за взаимодействие как с внешним миром, включая и других людей, так и с внутренним миром, с самим собой. Личность — это внутренняя система саморегуляции человека. Она ис­пытывает влияние двух других детерминирующих сил, которые услов­но можно обозначить как организм, внутренний мир (т. е. человек как живое существо в целом), и среда, внешний мир в широком смысле, включая в первую очередь других людей. Соотношение между этими тремя движущими силами и определяет линию жизни человека; его можно представить в виде своеобразного треугольника развития:

Рисунок «треугольник развития»:
ЛИЧНОСТЬ

ВНУТРЕННИЙ ВНЕШНИЙ
МИР МИР

Важнейшими характеристиками зрелой личности являются: интенциональность, автономность, динамичность, целостность, конструктивность, индивидуальность. Однако эти атрибуты личности не даны, а скорее заданы, и степень их актуализации зависит от определенных условий — прежде всего как раз от того, какие у личности сложатся взаимоотношения с двумя другими силами. Причем, в соответствии с исходной позицией веры в природу человека, актуализирующее, созидательное начало признается в первую очередь за организмом, внутренним миром, в котором изначально заложен мощный потенциал, «главная движущая сила жизни» и развития человека — стремление к росту, к раскрытию способностей и усилению возможностей, к большей эффективности, зрелости и конструктивности, называемая К. Роджерсом «тенденцией к актуализации». И потому для личности исход­ные, определяющие отношения — именно с внутренним миром, с са­мим собой.

Это одна из центральных идей личностно-центрированного подхода: если человек (личность) свободен и имеет возможность прислушаться к себе и опереться на себя как на целостное природное существо, точно и полно отражая происходящее в нем самом, то «тенденция к актуализации» действует в полную силу и обеспечивает движение человека — несмотря на возможные ошибки и трудности — к большей зрелости, к более полноценной жизни. Очень важно, что эта тенденция признается заложенной в природе человека как потенциал, который актуализируется при определенных условиях, но не формируется и не управляется внешними силами: «это внутренняя тенденция, она не мотивируется извне, и научить этому невозможно» (Лэндрет Г., 1994, с. 63).

Отношения личности с внешним миром — особенно с миром других людей — куда более сложные, неоднозначные и драматичные. Со стороны личности есть сильная заинтересованность в контакте с другими людьми, — человек, как утверждает К. Роджерс, «неизлечимо социален; он имеет глубокую потребность во взаимоотношениях» (П. Тиллих, К. Роджерс. 1994, с. 136). Более того, центральный компонент личности — «Я» — имеет очень сильную потребность в самоуважении, которая поначалу (в детстве) удовлетворяется в первую очередь через получение уважения, признания и любви от других людей (прежде всего — значимых взрослых). Иными словами, личность ребенка не просто ориентирована на взаимоотношения с социальным миром, а оказывается в существенной зависимости от них.

Личностный рост

Прежде всего, можно определить то, что, исходя из гуманистических представлений, не является собственно развитием личности, но с чем его часто смешивают. То есть личностный рост (ЛР) — это: не усвоение каких-либо знаний (включая и этические); не освоение какой- либо деятельности, и уж тем более — «общественно-полезной»; не формирование устойчивой «системы ценностных ориентации»; не «присвоение ребенком общественной человеческой сущности»; не формирование «активной жизненной позиции»; не развитие «способности созидать новые формы общественной жизни»; не освоение «образа идеального взрослого».

Каждое из перечисленных направлений изменения человека имеет определенный позитивный смысл. Но в контексте обсуждаемой проблемы важно то, что все они в той или иной степени усиливают разво­рот личности «от себя» и потому не способствуют ЛР, а скорее препят­ствуют ему, пытаясь подменить развитие личности формированием важных и нужных качеств, но с точки зрения каких-либо внешних, внеличностных критериев. Причем во всех этих случаях формирующие усилия прикладываются только по одной линии «треугольника развития» — по линии взаимодействия «внешний мир — личность».

Главный психологический смысл ЛР — освобождение, обретение себя и своего жизненного пути, самоактуализация и развитие всех ос­новных личностных атрибутов (см. выше). А взаимодействие личности с собственным внутренним миром в целом не менее (а во многих отношениях — более) значимо, нежели с миром внешним. Принципиаль­но важным для человека является также признание и уважение его внутреннего мира другими людьми. То есть полноценный ЛР возможен только в том случае, если интраперсональность не будет подавляться интерперсональностью и если между всеми тремя вершинами «треугольника развития» не будет борьбы или пренебрежительного игнорирования, а будет конструктивное сотрудничество, диалог.

Личностный рост не тождествен продвижению человека по «лестнице возрастов»; это сложный многоаспектный процесс, следующий своей внутренней логике и имеющий всегда индивидуально-своеобразную траекторию. Есть основания говорить лишь о самом общем «основном законе личностного роста «, который, опираясь на из­вестную формулу К.Роджерса «если — то» (Rogers С., 1959), можно сформулировать так: если есть необходимые условия, то в человеке актуализируется процесс саморазвития, естественным следствием которого будут изменения в направлении его личностной зрелости. Ины­ми словами, именно эти изменения — их содержание, направленность, динамика — свидетельствуют о процессе ЛР и могут выступать в каче­стве критериев ЛР .

При полноценном ЛР эти изменения затрагивают взаимоотноше­ния личности как с внутренним миром (интраперсональность), так и с внешним миром (интерперсональность). Соответственно и критерии ЛР складываются из интраперсональных и интерперсональных. Важнейшими из них являются следующие [*] :

Интраперсональные критерии ЛР:

Принятие себя. Это означает признание себя и безусловную любовь к себе такому, каков я есть, отношение к себе как «личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору» (Роджерс К., 1993, с.69), веру в себя и свои возможности, доверие собственной природе, организму. Последнее следует подчеркнуть особо, так как в данном случае доверие к себе не означает лишь веру в возможности сознательного «Я» (тем более — лишь в силу своего интеллекта), но также понимание того, что «цельный организм может быть — и часто явля­ется — мудрее, чем его сознание» (Роджерс К., 1994, с. 242).

Открытость внутреннему опыту переживаний. «Опыт переживаний» — одно из центральных понятий в гуманистической психологии, | используемое для обозначения сложного непрерывного процесса («потока») субъективного переживания событий внутреннего мира (включающих и отражение событий мира внешнего). Чем более сильная и зрелая личность — тем более она свободна от искажающего влияния защит и способна прислушаться к этой внутренней реальности, отнестись к ней как к достойной доверия и «жить настоящим».

Понимание себя. Как можно более точное, полное и глубокое представление о себе и своем актуальном состоянии (включая реальные свои переживания, желания, мысли и т. д.); способность увидеть и услышать себя подлинного, сквозь наслоения масок, ролей и защит; адекватная и гибкая «Я»-концепция, чувствительная к актуальным изменениям и ассимилирующая новый опыт, сближение «Я»-реального и «Я»-идеального — вот основные тенденции ЛР по этому критерию.

Ответственная свобода. Во взаимоотношениях с самим собой это означает прежде всего ответственность за осуществление своей жизни именно как своей, осознание и принятие своей свободы и субъектное (своего, как говорил М. М. Бахтин, «не-алиби-в-бытии»). Это также означает «внутренний локус оценивания» — ответственность за выбор ценностей и вынесение оценок, независимость от давления внешних оценок. И, наконец, это ответственность за актуализацию своей индивидуальности и самобытности, за то, чтобы остаться верным себе.

Целостность. Важнейшее направление ЛР — усиление и расширение интегрированности и взаимосвязанности всех аспектов жизни человека, а особенно — целостности внутреннего мира и самой лично­сти. Точнее было бы говорить о сохранении и защите целостности, которой человек обладает изначально. Как подчеркивал К. Роджерс, с самого начала «младенец. является интегрированным и целостным ор­ганизмом, постепенно индивидуализирующимся» (П. Тиллих, К. Роджерс., 1994, с. 140). Проблема в том, чтобы эти нарастающие индивидуализированность и дифференцированность не вели к утрате внутреннего единства человека, к потере конгруэнтности, к разрывам или диспропорциям, например, между интеллектом и чувствами, «Я»-реальным и «Я»-идеальным и вообще между личностью и организмом. Целостность и конгруэнтность являются непременным условием эффективной регуляции жизни человека.

Динамичность. Внутриличностное единство и согласованность не означают косности и завершенности. Наоборот, личность существует в постоянном, непрерывном процессе изменений. В этом смысле зрелая личность — это непременно становящаяся личность, т. е. рост личности есть способ ее существования Поэтому важнейший критерий ЛР — динамичность, гибкость, открытость изменениям и способность, сохраняя свою идентичность, развиваться через разрешение актуальных противоречий и проблем и постоянно «быть в процессе» — «скорее быть процессом зарождающихся возможностей, чем превратиться в какую-то застывшую цель» (Роджерс К., 1994, с. 221).

Интерперсональные критерии ЛР:

Принятие других. В интерперсональном направлении ЛР проявляется прежде всего в динамике отношения к другим людям Личность тем более зрелая, чем в большей мере она способна к принятию других людей такими, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой, к признанию их безусловной ценностью и доверию им. А это, в свою очередь, связано с «основополагающим доверием к челове­ческой природе» и чувством глубинной сущностной общности между людьми.

Понимание других. Зрелая личность отличается свободой от предрассудков и стереотипов, способностью к адекватному, полному и дифференцированному восприятию окружающей действительности вообще и в особенности — других людей. Важнейший критерий ЛР — готовность вступать в межличностный контакт на основе глубокого и тонкого понимания и сопереживания, эмпатии.

Социализированность. ЛР ведет ко все более эффективному про­явлению фундаментального стремления человека — к конструктивным социальным взаимоотношениям. Человек в контактах с другими становится все более открытым и естественным, но при этом — более реалистичным, гибким, способным компетентно разрешать межличностные противоречия и «жить с другими в максимально возможной гармонии»: (The Carl Rogers. 1989, p. 251);

Творческая адаптивность. Важнейшее качество зрелой личности — готовность смело и открыто встречать жизненные проблемы и справляться с ними, не упрощая, а проявляя «творческую адаптацию к новизне конкретного момента» (Ibid.) и «умение выразить и использовать все потенциальные внутренние возможности» (Роджерс К., 1994,1 с. 81).

Естественно, изменения в каждом из этих направлений ЛР происходят (если происходят) в соответствии со своими специфическими закономерностями. В то же время это процесс целостный, взаимосвязанный и рост в одном «личностном измерении» способствует продвижению в других. Поэтому важнее всего сам факт движения в этих на правлениях, включение в процесс открытия и обретения себя, что дает возможность человеку становиться все более свободным и ответственным, аутентичным и неповторимым, дружелюбным и открытым, сильным и творческим и, в конечном итоге, — более зрелым и способным воспринимать мир (внешний и внутренний) не как угрозу, а как ВЫЗОВ ЖИЗНИ и одновременно — ПРИЗЫВ К ЖИЗНИ.

Источник:
Личностный рост
Таблица: Базисные установки психологических концепций Таким образом, очевидно, что концепция личностного роста и са­мореализации является логическим продолжением взгляда на человека в
http://hpsy.ru/public/x1332.htm

ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ И — ЕГО — КРИТЕРИИ

Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1997, c.38-46

Я обнаружил, что . понятие самоактуализации
оказалось очень похожим на чернильные пятна Роршаха.
Чаще всего употребление этого понятия больше
говорило мне о человеке, который им пользуется,
чем о самой реальности, стоящей за этим понятием.
А.Маслоу

В свое время Макс Отто утверждал: «Глубочайшим источником философии человека, источником, который питает и формирует ее, является вера или отсутствие веры в человечество (подчеркнуто нами ? С.Б., М.М.). Если человек питает доверие к людям и верит в то, что с их помощью он способен достичь чего-то значимого, тогда он усвоит такие взгляды на жизнь и на мир, которые будут находиться в гармонии с его доверием. Отсутствие доверия породит соответствующие представления» (цит. по: Хорни К., 1993, с. 235). Из этого, в частности, следует, что в любой концепции кроме привычно выделяемых теоретической и практической составляющих всегда имеется (но не всегда осознается и заявляется) еще одна ? ценностная составляющая. Именно это аксиоматическое кредо и является реальным фундаментом концептуальных построений.

Если приложить критерий веры-неверия в человека к основным психологическим теориям, то они достаточно четко разделятся на две группы (увы ? неравные): «доверяющих» человеческой природе (т.е. гуманистически ориентированных) и «недоверяющих». Однако и внутри каждой группы, в свою очередь, можно найти весьма существенные различия, поэтому имеет смысл ввести еще одно подразделение:

в группе «недоверяющих» (пессимистов) есть более жесткая позиция, утверждающая, что природа человека негативная ? асоциальная и деструктивная, и что сам человек с этим справиться не может; и есть более мягкая, в соответствии с которой у человека природной сущности в общем-то нет и изначально он представляет собой нейтральный объект формирующих внешних влияний, от которых и зависит обретаемая человеком «сущность»;

  • в группе «доверяющих» (оптимистов) также есть более радикальная точка зрения, утверждающая безусловно-позитивную, добрую и конструктивную сущность человека, заложенную в виде потенциала, который раскрывается при соответствующих условиях; и есть более осторожный взгляд на человека, который исходит из того, что изначально человек не обладает сущностью, но обретает ее в результате самосозидания, причем позитивная актуализация не гарантирована, но является результатом собственного свободного и ответственного выбора человека, эту позицию можно назвать условно-позитивной.
  • В соответствии с базовой установкой и решением проблемы сущности человека решается и вопрос о том, «что делать» с этой сущностью, чтобы человек стал «лучше», как его правильно развивать, воспитывать (этим, естественно, озабочены все психологи, хотя само это «лучше» понимается весьма различно). Этот вопрос о смысле воспитания принципиально решается следующим образом: если сущность человека негативная, то ее надо исправить; если ее нет ? ее надо создать, сконструировать и «вложить» в человека (при этом в обоих случаях главным ориентиром выступают так называемые интересы общества); если она позитивная ? ей надо помочь раскрыться; если сущность обретается посредством свободного выбора, то следует помочь ей сделать этот выбор (в последних двух случаях во главу угла ставятся интересы самого человека).

    Более схематично типологию базисных имплицитных установок в мире психологических концепций можно представить в виде таблицы. Хотя эта схема (как и любая попытка классификации в психологии), безусловно, упрощает реальное многообразие подходов, но она, на наш взгляд, фиксирует очень принципиальные различия и достаточно ясно очерчивает пространство профессионального самоопределения психолога и педагога, варианты выбора и глубинные основания этого выбора.

    Базисные установки психологических концепций

    Таким образом, очевидно, что концепция личностного роста и самореализации является логическим продолжением взгляда на человека в гуманистической психологии и по сути своей несовместима с подходами, не доверяющими человеку, исправляющими, формирующими и т.п.

    Представленное здесь понимание личности и личностного роста опирается на концепцию одного из лидеров «движения за гуманизацию психологии» Карла Роджерса ? его личностно-центрированный подход. (При этом важно иметь в виду, что одна из отличительных особенностей этого направления в психологии ? отсутствие жесткой концептуальной схемы, строгих дефиниций и однозначных толкований; его представители признают неисчерпаемость тайны человека, относительность и априорную неполноту наших представлений о нем и не претендуют на завершенность теории.)

    В самом общем виде личность ? это человек как субъект собственной жизни, ответственный за взаимодействие как с внешним миром, включая и других людей, так и с внутренним миром, с самим собой. Личность ? это внутренняя система саморегуляции человека. Она испытывает влияние двух других детерминирующих сил, которые условно можно обозначить как организм, внутренний мир (т.е. человек как живое существо в целом), и среда, внешний мир в широком смысле, включая в первую очередь других людей. Соотношение между этими тремя движущими силами и определяет линию жизни человека; его можно представить в виде своеобразного треугольника развития:

    ЛИЧНОСТЬ

    ВНУТРЕННИЙ МИР ВНЕШНИЙ МИР

    Важнейшими характеристиками зрелой личности являются: целеустремленность, самостоятельность, динамичность, целостность, конструктивность, индивидуальность. Однако эти атрибуты личности не даны, а скорее заданы, и степень их актуализации зависит от определенных условий ? прежде всего как раз от того, какие у личности сложатся взаимоотношения с двумя другими силами. Причем, в соответствии с исходной позицией веры в природу человека, актуализирующее, созидательное начало признается в первую очередь за организмом, внутренним миром, в котором изначально заложен мощный потенциал, «главная движущая сила жизни» и развития человека ? стремление к росту, к раскрытию способностей и усилению возможностей, к большей эффективности, зрелости и конструктивности, называемая К. Роджерсом «тенденцией к актуализации». И потому для личности исходные, определяющие отношения ? именно с внутренним миром, с самим собой.

    Это одна из центральных идей личностно-центрированного подхода: если человек (личность) свободен и имеет возможность прислушаться к себе и опереться на себя как на целостное природное существо, точно и полно отражая происходящее в нем самом, то «тенденция к актуализации» действует в полную силу и обеспечивает движение человека ? несмотря на возможные ошибки и трудности ? к большей зрелости, к более полноценной жизни. Очень важно, что эта тенденция признается заложенной в природе человека как потенциал, который актуализируется при определенных условиях, но не формируется и не управляется внешними силами: «это внутренняя тенденция, она не мотивируется извне, и научить этому невозможно» (Лэндрет Г., 1994, с. 63).

    Отношения личности с внешним миром ? особенно с миром других людей ? куда более сложные, неоднозначные и драматичные. Со стороны личности есть сильная заинтересованность в контакте с другими людьми, ? человек, как утверждает К. Роджерс, «неизлечимо социален; он имеет глубокую потребность во взаимоотношениях» (П.Тиллих, К.Роджерс, 1994, с. 136). Более того, центральный компонент личности ? «Я» ? имеет очень сильную потребность в самоуважении, которая поначалу (в детстве) удовлетворяется в первую очередь через получение уважения, признания и любви от других людей (прежде всего ? значимых взрослых). Иными словами, личность ребенка не просто ориентирована на взаимоотношения с социальным миром, а оказывается в существенной зависимости от них.

    Прежде всего, можно определить то, что, исходя из гуманистических представлений, не является собственно развитием личности, но с чем его часто смешивают. То есть личностный рост (ЛР) ? это: не усвоение каких-либо знаний (включая и этические); не освоение какой-либо деятельности, и уж тем более ? «общественно-полезной»; не формирование устойчивой «системы ценностных ориентации»; не «присвоение ребенком общественной человеческой сущности»; не формирование «активной жизненной позиции»; не развитие «способности созидать новые формы общественной жизни»; не освоение «образа идеального взрослого».

    Каждое из перечисленных направлений изменения человека имеет определенный позитивный смысл. Но в контексте обсуждаемой проблемы важно то, что все они в той или иной степени усиливают разворот личности «от себя» и потому не способствуют ЛР, а скорее препятствуют ему, пытаясь подменить развитие личности формированием важных и нужных качеств, но с точки зрения каких-либо внешних, внеличностных критериев. Причем во всех этих случаях формирующие усилия прикладываются только по одной линии «треугольника развития» ? по линии взаимодействия «внешний мир ? личность».

    Главный психологический смысл ЛР ? освобождение, обретение себя и своего жизненного пути, самоактуализация и развитие всех основных личностных атрибутов (см. выше). А взаимодействие личности с собственным внутренним миром в целом не менее (а во многих отношениях ? более) значимо, нежели с миром внешним. Принципиально важным для человека является также признание и уважение его внутреннего мира другими людьми. То есть полноценный ЛР возможен только в том случае, если интраперсональность не будет подавляться интерперсональностью и если между всеми тремя вершинами «треугольника развития» не будет борьбы или пренебрежительного игнорирования, а будет конструктивное сотрудничество, диалог.

    Личностный рост не тождествен продвижению человека по «лестнице возрастов»; это сложный многоаспектный процесс, следующий своей внутренней логике и имеющий всегда индивидуально-своеобразную траекторию. Есть основания говорить лишь о самом общем «основном законе личностного роста«, который, опираясь на известную формулу К.Роджерса «если ? то» (Rogers С., 1959), можно сформулировать так: если есть необходимые условия, то в человеке актуализируется процесс саморазвития, естественным следствием которого будут изменения в направлении его личностной зрелости. Иными словами, именно эти изменения ? их содержание, направленность, динамика ? свидетельствуют о процессе ЛР и могут выступать в качестве критериев ЛР.

    При полноценном ЛР эти изменения затрагивают взаимоотношения личности как с внутренним миром (интраперсональность), так и с внешним миром (интерперсональность). Соответственно и критерии ЛР складываются из интраперсональных и интерперсональных. Важнейшими из них являются следующие:*

    * Данный перечень критериев ? это моя экспликация из тех работ К.Роджерса, в которых обобщается реальный практический опыт психологов и психотерапевтов.

    Принятие себя. Это означает признание себя и безусловную любовь к себе такому, каков я есть, отношение к себе как «личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору» (Роджерс К., 1993, с.69), веру в себя и свои возможности, доверие собственной природе, организму. Последнее следует подчеркнуть особо, так как в данном случае доверие к себе не означает лишь веру в возможности сознательного «Я» (тем более ? лишь в силу своего интеллекта), но также понимание того, что «цельный организм может быть ? и часто является ? мудрее, чем его сознание» (Роджерс К., 1994, с. 242).

    Открытость внутреннему опыту переживаний. «Опыт переживаний» ? одно из центральных понятий в гуманистической психологии, используемое для обозначения сложного непрерывного процесса («потока») субъективного переживания событий внутреннего мира (включающих и отражение событий мира внешнего). Чем более сильная и зрелая личность ? тем более она свободна от искажающего влияния защит и способна прислушаться к этой внутренней реальности, отнестись к ней как к достойной доверия и «жить настоящим».

    Понимание себя. Как можно более точное, полное и глубокое представление о себе и своем актуальном состоянии (включая реальные свои переживания, желания, мысли и т.д.); способность увидеть и услышать себя подлинного, сквозь наслоения масок, ролей и защит; адекватная и гибкая «Я»-концепция, чувствительная к актуальным изменениям и ассимилирующая новый опыт, сближение «Я»-реального и «Я»-идеального ? вот основные тенденции ЛР по этому критерию.

    Ответственная свобода. Во взаимоотношениях с самим собой это означает прежде всего ответственность за осуществление своей жизни именно как своей, осознание и принятие своей свободы и субъектное (своего, как говорил М.М.Бахтин, «не-алиби-в-бытии»). Это также означает «внутренний локус оценивания» ? ответственность за выбор ценностей и вынесение оценок, независимость от давления внешних оценок. И, наконец, это ответственность за актуализацию своей индивидуальности и самобытности, за то, чтобы остаться верным себе.

    Целостность. Важнейшее направление ЛР ? усиление и расширение интегрированности и взаимосвязанности всех аспектов жизни человека, а особенно ? целостности внутреннего мира и самой личности. Точнее было бы говорить о сохранении и защите целостности, которой человек обладает изначально. Как подчеркивал К. Роджерс, с самого начала «младенец. является интегрированным и целостным организмом, постепенно индивидуализирующимся» (П.Тиллих, К.Роджерс., 1994, с. 140). Проблема в том, чтобы эти нарастающие индивидуализированность и дифференцированность не вели к утрате внутреннего единства человека, к потере конгруэнтности, к разрывам или диспропорциям, например, между интеллектом и чувствами, «Я»-реальным и «Я»-идеальным и вообще между личностью и организмом. Целостность и конгруэнтность являются непременным условием эффективной регуляции жизни человека.

    Динамичность. Внутриличностное единство и согласованность не означают косности и завершенности. Наоборот, личность существует в постоянном, непрерывном процессе изменений. В этом смысле зрелая личность ? это непременно становящаяся личность, т.е. рост личности есть способ ее существования. Поэтому важнейший критерий ЛР ? динамичность, гибкость, открытость изменениям и способность, сохраняя свою идентичность, развиваться через разрешение актуальных противоречий и проблем и постоянно «быть в процессе» ? «скорее быть процессом зарождающихся возможностей, чем превратиться в какую-то застывшую цель» (Роджерс К., 1994, с. 221).

    Принятие других. В интерперсональном направлении ЛР проявляется прежде всего в динамике отношения к другим людям Личность тем более зрелая, чем в большей мере она способна к принятию других людей такими, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой, к признанию их безусловной ценностью и доверию им. А это, в свою очередь, связано с «основополагающим доверием к человеческой природе» и чувством глубинной сущностной общности между людьми.

    Понимание других. Зрелая личность отличается свободой от предрассудков и стереотипов, способностью к адекватному, полному и дифференцированному восприятию окружающей действительности вообще и в особенности ? других людей. Важнейший критерий ЛР ? готовность вступать в межличностный контакт на основе глубокого и тонкого понимания и сопереживания, эмпатии.

    Социализированность. ЛР ведет ко все более эффективному проявлению фундаментального стремления человека ? к конструктивным социальным взаимоотношениям. Человек в контактах с другими становится все более открытым и естественным, но при этом ? более реалистичным, гибким, способным компетентно разрешать межличностные противоречия и «жить с другими в максимально возможной гармонии»: (The Carl Rogers. 1989, p. 251);

    Творческая адаптивность. Важнейшее качество зрелой личности ? готовность смело и открыто встречать жизненные проблемы и справляться с ними, не упрощая, а проявляя «творческую адаптацию к новизне конкретного момента» (Ibid.) и «умение выразить и использовать все потенциальные внутренние возможности» (Роджерс К., 1994,1 с. 81).

    Естественно, изменения в каждом из этих направлений ЛР происходят (если происходят) в соответствии со своими специфическими закономерностями. В то же время это процесс целостный, взаимосвязанный и рост в одном «личностном измерении» способствует продвижению в других. Поэтому важнее всего сам факт движения в этих на правлениях, включение в процесс открытия и обретения себя, что дает возможность человеку становиться все более свободным и ответственным, аутентичным и неповторимым, дружелюбным и открытым, сильным и творческим и, в конечном итоге, ? более зрелым и способным воспринимать мир (внешний и внутренний) не как угрозу, а как ВЫЗОВ ЖИЗНИ и одновременно ? ПРИЗЫВ К ЖИЗНИ.

    Источник:
    ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ И — ЕГО — КРИТЕРИИ
    Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1997, c.38-46 Я обнаружил, что . понятие самоактуализации оказалось очень похожим на чернильные пятна Роршаха. Чаще всего употребление
    http://psylib.org.ua/books/brami01/index.htm

    COMMENTS