Метод психологии

Метод психологии

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ

Выделение понятия (статуса) детства как особого состояния человека обусловлено социально и исторически. Понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности.

Объект (предмет) возрастной психологии — не сами психические явления, а их развитие (в том числе возрастное). При этом возраст является функцией как биологического, так и исторического времени, а возрастные изменения — одновременно и онтогенетические, и биологические.

Методы возрастной психологии можно разделить на организационные, эмпирические, обрабатывающие и интерпретационные.

Предмет возрастной психологии

Прежде всего — два парадокса детского развития.

1.Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. С другой стороны, по физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек — наиболее совершенное существо в природе.

Однако по состоянию в момент рождения в эволюционном ряду заметно падение этого совершенства — у ребенка практически отсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Более того, замечено общее правило — чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Как это можно объяснить?

2.В ходе истории непрерывно росло обогащение материальной и духовной культуры человечества. За тысячелетия человеческий опыт увеличился во много тысяч раз. Но за это же время новорожденный ребенок практически не изменился. Опираясь на данные антропологии об анатомо-морфологическом сходстве кроманьонца и современного человека, можно предположить, что новорожденный современного человека ни в чем существенном не отличается от новорожденного, жившего десятки тысяч лет назад.

Как же получается, что при сходных природных предпосылках уровень психического развития, который достигает ребенок на каждом историческом этапе развития общества, не одинаковый?

Вообще, как ни парадоксально, само понятие детства как особого состояния человека появилось сравнительно недавно — не тысячелетия назад. Так, например, в литературе 19 века многочисленны свидетельства отсутствия детства у пролетарских детей. Согласно отчету комиссии английского парламента в 1833 году, дети иногда начинали работать на фабрике с 5 лет, нередко с 6 лет, еще чаще с 7 лет, а в возрасте 8 лет, как правило, работали уже все дети неимущих родителей (рисунок). При этом рабочий день у них продолжался 14-16 часов.

Статус детства пролетарского ребенка формируется только в 19-20 веке, когда появилось законодательство, юридически запрещающее детский труд. Разумеется, это не означает, что законы автоматически обеспечивают наличие детства для таких детей. Дети в этой среде, прежде всего девочки, и сегодня выполняют работы, необходимые для общественного воспроизводства (уход за малышами, домашние работы, некоторые сельскохозяйственные работы). Другими словами, статус детства в решающей степени связан с положением родителей в социальной структуре общества.

Что такое статус детства? Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности.

Проиллюстрируем динамику этого понятия в разные исторические эпохи. Какие примеры отношения к детству дает нам Библия? Книга Иова: бог решил испытать силу веры Иова, до того вполне благополучного человека, и наслал на него разные беды (неурожай, кражи, смерть детей, и только потом, в качестве последней капли — серьезную болезнь). Потом, убедившись в твердости его веры, бог вернул ему благосостояние и дал возможность родить новых детей. То есть дети в этом социальном контексте так же заменимы, как деньги или урожай.

Как известно, одной из наиболее адекватных форм отражения реальности, в том числе социальной, является искусство. Так вот, до 13 века художники вообще не изображали детей. В 13 веке детские образы — это только ангелы, младенец Иисус и нагие дети как символы душ умерших, при этом дети изображаются как уменьшенные взрослые. Детских портретов вообще нет. Никто, следовательно, не считал, что ребенок заключает в себе человеческую личность. Даже само слово «ребенок» в средневековой Германии было синонимом для понятия «дурак».

Только в 16 веке появляются портреты умерших детей, то есть смерть ребенка теперь переживается как действительно невосполнимая утрата, а не как естественное событие. Портреты живых детей, и то, в основном, официально-парадные, появляются только в 17 веке.

Различным было и содержание детства в разные времена и в разных социальных группах.

В 1601 году во Франции родился будущий король Людовик 13. В полтора года Людовик 13 играет на скрипке и одновременно поет. Это Луи делает еще до того, как его внимание начинают привлекать деревянная лошадка, ветряная мельница, волчок (это стандартный набор игрушек того времени). В 3 года Луи принял участие в праздновании Рождества. С трех лет он начал учиться читать, а в 4 года умел писать. В 5 лет он играл с куклами и в карты, в 6 лет — в шахматы и в теннис, а также упражнялся в отгадывании загадок и шарад. Товарищами по играм у Луи были пажи и солдаты, с ними он играл в прятки и другие игры.

В 7 лет все изменилось. Детские одежды были оставлены, воспитание приобрело мужской характер. Он начинает обучаться искусству охоты, стрельбе, азартным играм и верховой езде. С этого же времени ему читают литературу педагогического и моралистического содержания. В это же время он начинает посещать театр и участвует в коллективных играх наряду со взрослыми.

С другой стороны, девочка из подобного племени была взята на воспитание в возрасте 1,5 лет, перевезена во Францию и воспитывалась как европейский ребенок. К 20 годам она закончила колледж, знала 3 языка и занималась научной деятельностью как этнограф.

Возможность решения этих и многих других парадоксов и вопросов и предоставляет изучение возрастной психологии.

Объект (предмет) возрастной психологии — не сами психические явления, а их развитие (в том числе возрастное). Другими словами, объект имеет динамический характер и, следовательно, требует для своего изучения системного подхода. И действительно, в этом разделе используются данные не только собственно психологии, но и медицины, и педагогики.

Наиболее общие проблемы современной возрастной психологии:

· научное обоснование норм проявления различных психических функций во всех возрастах;

· определение эталонов зрелости индивида /личности;

· выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в различные периоды его жизни, в том числе явления акселерации при взрослении и ретардации при старении;

· прогнозирование развития, в том числе роль в нем ранних периодов жизни; изучение психических ресурсов человека. В частности, здесь нужно отметить проблему вундеркиндов, которые очень быстро растрачивают весь свой психический ресурс.

В возрастной психологии как науке о развитии выделяются два базовых понятия:

онтогенез (греч. on — сущее) — индивидуальное развитие;

филогенез (греч. phyle — племя) — развитие вида и человека как представителя вида.

Так вот, в онтогенезе человека имеют место не только количественные (рост), но и качественные изменения психических функций. Это — тоже предмет возрастной психологии.

Пример — с возрастом не только растет объем мышления, количество мыслительных операций, но и происходит изменение преобладающего типа мышления — от наглядно-действенного в раннем детстве к абстрактному в зрелости.

И.М. Сеченов впервые свел различные фазы развития человека в единый цикл. До него в возрастной психологии отдельно рассматривались 2 периода — детский возраст и старость; в то же время период взрослости (акме — расцвет; отсюда модное нынче название » акмеология«) вообще воспринимался как окаменелый, когда психика вообще не развивается. После него огромный вклад в возрастную психологию внесли Л.С. Выгодский и основатель ленинградской школы Б.Г. Ананьев.

Возраст — количество прожитых лет от момента рождения. Он накладывается на стрелу времени и, соответственно, имеет ее основные характеристики — необратимость и однонаправленность. Это, в частности, исключает понимание старости как обратного развития.

Б.Г. Ананьев выделил для возраста 2 характеристики:

· метрическая (индивидуальная и средняя продолжительность жизни, длительность отдельных фаз жизненного цикла);

· топологическая (местоположение отдельных фаз жизненного цикла на стреле времени, то есть в композиции со всем человечеством).

Другими словами, возраст является функцией как биологического, так и исторического времени, а возрастные изменения — одновременно и онтогенетические, и биологические. Как говорил Б.Г. Ананьев, «возраст — взаимопроникновение природы и истории».

Пример –женщина, имеющая биологический возраст 30 лет, сегодня воспринимается как молодая, а в 19 веке – как пожилая (это прекрасно отражено в романе О.Бальзака «Тридцатилетняя женщина»)

Возраст — наиболее интегральная характеристика человека. Он описывает личностные особенности, особенности человека как субъекта деятельности и т.д. Поэтому возрастная характеристика входит практически во все социопсихологические исследования (пример — преобразование возраста космонавтов с изменением решаемых ими задач).

Особенности возрастных изменений психики:

· разная интенсивность и разное значение их в отдельные фазы жизни (быстрее и важнее всего эти изменения у ребенка, минимальны по силе и важности — у взрослого);

· проявляются в единстве с индивидуальной вариативностью. Чем старше ребенок и сложнее психические процессы, тем больше роль индивидуальных особенностей, тем значительнее индивидуальные различия. Особенно это характерно для всех периодов зрелости, возрастные различия между которыми как бы перекрываются типом индивидуального развития, характером практической деятельности.

То же имеет место при переходе от зрелости к старости: преждевременное старение одних — и интеллектуальная активность и молодость других, что определяется главным образом мерой социальной зрелости человека, образом его жизни как личности и субъекта деятельности.

Основные методы возрастной психологии

Методы возрастной психологии можно классифицировать по 4 разным основаниям.

1.1.лонгитюдиальный — метод продольных срезов;

1.2.метод поперечных возрастных срезов;

1.1.группа людей обследуется на протяжении длительного периода времени.

Этот период может доходить до 30-40 лет (Калифорнийский лонгитюд по детям с высоким IQ, уже упомянутый в прошлом семестре). В ЛГУ лонгитюд проводился в течение 5 лет на студентах по два раза в год, начиная с 1 курса и до окончания ими института.

Этот метод дает самые качественные результаты, является своего рода «высшим пилотажем» экспериментальной психологии. Метод очень трудоемкий; имеет место большой отсев на выборке, а также методические сложности (в частности, требуются разные, но равноценные интеллектуальные и другие тесты на каждом этапе). Поэтому метод используется сравнительно редко, но известен давно — со середины 19 века (Дарвин, Бехтерев наблюдали за своими детьми). Пиаже (знаменитый швейцарский детский психолог) таким образом изучал детей в возрасте 0-2 лет, что позволили ему выявить стадии развития сенсомоторного интеллекта (см. тему «Когнитивное развитие психических функций»).

· проследить развитие отдельных психических функций;

· дать прогноз развития этих функций (не только для отдельной личности);

Он особенно важен для определения сравнительной ценности разных систем обучения, так как эта ценность выражается не только и не столько непосредственным эффектом в данный момент, сколько наибольшей долговечностью эффектов, их полезностью для развития и здоровья человека (Б.Г. Ананьев).

Итогом лонгитюдионального исследования обычно является монография, описывающая несколько фаз (периодов) жизни человека. Сопоставляя их по нескольким людям, можно увидеть диапазон колебаний возрастных норм и моментов смены фаз.

1.2.одноразовое обследование различных одновозрастных групп (например, 1,2. 10 класс) по единой методике.

Естественно, этот метод во всех отношениях легче осуществить. Однако есть здесь и трудности, главная из которых — методики должны обеспечить сравнимые результаты по разным возрастным группам (это особенно важно в детском возрасте).

· выявить возрастные нормы (при достаточно большой выборке);

· провести исследования быстро и с меньшими методическими проблемами.

Конечно, чем меньше возраст, тем меньше должен быть временной шаг (у новорожденных — неделя, у взрослых — 5 лет, в старости — меньше).

1.3.сочетание обоих методов в разных вариантах; например, в ходе лонгитюда делаются одновременные поперечные срезы по всей его выборке.

2.1.обсервационный (наблюдение и самонаблюдение). Так работал, в частности, Пиаже.

2.2.экспериментальный (лабораторный, полевой, конструирующей и т.д.).;

2.3.беседа, интервью, анкетирование и др.;

2.5.биографический (монографическое описание — разработка Б.Г. Ананьева);

3. обрабатывающие (математико-статистические).

Здесь используются все методы современной математической статистики; более того, многие из них (например, факторный анализ), собственно говоря, и были разработаны психологами для своих нужд.

4.1.генетическое описание (в смысле генеза — развития);

4.2.структурное описание (как результат поперечного среза).

Вообще в психологии и, в частности, в возрастной психологии главная проблема — перевести результаты на язык пользователя. Для возрастной психологии пользователями выступают педагоги, медики, инженеры и пр.

Пример – психолог может определить, что данный ребенок имеет такие-то акцентуации характера, то есть демонстрирует педагогическую запущенность. Однако вопрос «что с ним делать?» психолог не решает, считая это предметом педагогики.

Для изучения возрастных изменений в психике человека требуется и применяется системный подход. С точки зрения системного подхода возрастные изменения рассматриваются параллельно в 4 аспектах:

· онтологический (соотношение биологического и социального в развитии);

· хронологический (микро- и макрохронология);

· структурно-динамический (закономерности качественных преобразований и преемственности в развитии психики);

· каузальный (факторы развития).

Соответственно этому делению сформулированы последующие темы курса

Источник:
Метод психологии
Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ Выделение понятия (статуса) детства как особого состояния человека обусловлено социально и исторически. Понятие детства связывается не с
http://de.ifmo.ru/—books/0050/book1.htm

Методы психологии

Когда студенты психологи изучают методы психологии, чтобы ответить их на экзамене, они изучают методы не всей, а только теоретической (академической) психологии. Методы практической психологии пока со студентов-психологов — не спрашивают. О них — в конце статьи, а в основной статье, когда пишется «методы психологии», следует читать «методы академической психологии». Итак,

Методы (академической) психологии — это те приемы и средства, с помощью которых исследователи-психологи получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Хороший метод не заменит талантливого исследователя, но является ему важным подспорьем.

Методы психологии направлены на изучение психических явлений в развитии и изменении.

Изучаются развитие и изменение психики в истории животного мира, в истории человечества, при возрастных особенностях, под влиянием упражнения, обучения и воспитания, в результате неблагоприятных воздействий внешней среды, вследствие заболеваний.

Методы психологического исследования изучают не только особенного самого человека, но и влияющие на него условия.

Нельзя, например, понять свойства личности ребенка, не учтя обстановку вокруг него в семье и в школе.

Методы психологии очень различны. Классифицируя их, в первую очередь различаются методы собственно научного исследования и методы, непосредственно применяемые в практике. Методы могут быть более общими и более частными, более и менее научными. В психологии, претендующей на научность, должны быть соответствующие научные методы.

Основными методами психологии, как и большинства других наук, являются наблюдение и эксперимент. Дополнительными — самонаблюдение, беседа, опрос и биографический метод. В последнее время все большую популярность приобретает психологическое тестирование.

При изучении психических явлений обычно используются различные методы, взаимодополняющие друг друга.

Например, проявление растерянности сотрудника при выполнении определенной задачи, повторно отмеченное наблюдением, приходится уточнять беседой, а иногда и проверять естественным экспериментом, использовать целевые тесты.

Если ощущение и мысль увидеть нельзя, то их наблюдают косвенно, не только через самонаблюдение, но и через практические дела и поступки.

Методы психологии нужно использовать системно, в комплексе — и обязательно целенаправленно, под каждую задачу конкретно.

Прежде всего, уточняются возникшая задача, вопрос, подлежащий изучению, цель, которая должна быть достигнута, а потом в соответствии с этим выбирается конкретный и доступный метод.

Методы практической психологии включают в себя методы тех отраслей и разделов, которые ее образуют: педагогики, консультирования, психотерапии.

Это методы подкрепления, внушение?, метод использования образца и другие, используемые в педагогике и обучающей практической психологии.

Методы консультативной и психотерапевтической работы достаточно сложны, специфичны и заслуживают отдельного рассмотрения.

Источник:
Методы психологии
Психологос энциклопедия практической психологии
http://www.psychologos.ru/articles/view/metody_psihologii

Методы психологического исследования

Применяемые в науке методы исследования не могут быть произвольными, выбранными без достаточных оснований, всего лишь по прихоти исследователя.

Истинное познание всегда опирается на объективные методы исследования, помогающие человеку открыть действительные, независимые от человеческого сознания законы существования вещей и явлений.

Объективные методы в психологии имеют своей задачей.

Задачей метода объективного наблюдения является познание качественных особенностей изучаемых психических процессов и раскрытие закономерных связей и отношений между ними.

Эксперимент отличается от метода простого наблюдения прежде всего своими задачами. С помощью эксперимента мы по преимуществу объясняем изучаемые явления, тогда как с помощью наблюдения по преимуществу описываем их.

Экспериментальный метод занимает большое место в психологии, поскольку она стремится объяснить изучаемые психические явления, а не просто констатировать или описать их качественные особенности.

Однако в отдельных случаях условия лабораторного эксперимента имеют искусственный характер: они вносят в течение исследуемых психических процессов резкие изменения, благодаря чему эти процессы приобретают черты, далекие от тех, которыми они отличаются в естественных условиях.

При проведении психологических исследований часто представляется необходимым собрать данные, характеризующие психологические особенности личности исследуемых (их убеждения, интересы, стремления, отношение к коллективу, понимание ими своих обязанностей), а также условия их жизни и т. д.

Детские рисунки, сочинения учащихся, изготовленные человеком вещи и т. д. являются ценным объективным материалом, позволяющим раскрыть многие особенности человеческой психики.

При психологических исследованиях большое значение имеет изучение нервно-физиологических процессов, которые лежат в основе психической деятельности.

При изучении психических явлений психология не может ограничиться исследованием единичных фактов, как бы интересны они сами по себе ни были. Психические процессы — массовое явление, и поэтому присущие им закономерности могут быть выявлены лишь путем исследования массовых фактов.

Психология как наука имеет определённые предмет и методы изучения психических явлений.

Как дополнительный метод в психологическом исследовании используются тесты.

Основное понятие о методе независимых характеристик .

Количественный и качественный анализ психологических явлений заключается в следующем.

Во всех науках существуют понятия метод исследования, методика исследования. Эти понятия необходимо различать, дифференцировать, хоть они и связаны между собой.

Источник:
Методы психологического исследования
В психологии используются различные методы исследования, о них мы сейчас и поговорим
http://psyznaiyka.net/metody-issledovaniya.html

Основные понятия психоанализа

Обзор методов в психологии личности. Методы наблюдения и эксперимента.

Еще больше новой информации — на сайте психоанализ.рф

Метод эксперимента является одним из основных методом психологии. Основная задача психологического эксперимента, как и наблюдения, заключается в том, чтобы сделать доступным для объективного внешнего восприятия существенные особенности внутреннего психического процесса. Но от наблюдения эксперимент отличается рядом особенностей.

Основные особенности эксперимента, обусловливающие его силу, заключаются в следующем. Во-первых, в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию. Во-вторых, экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса. В-третьих, в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий (переменных), с тем чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс. В-четвертых, эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий, допускает математическую обработку полученных в исследовании данных.

Лабораторный психологический эксперимент протекает в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры и приборов. Первоначальным объектом лабораторного эксперимента в психологии выступили элементарные психические процессы: ощущения, восприятия, скорость реакции. Отличительной особенностью эксперимента в лаборатории является строгое соблюдение условий исследования и точность получаемых данных. Большого совершенства в использовании лабораторного эксперимента достигла когнитивная психология, изучающая познавательные процессы человека. Познавательные процессы составили основную область лабораторных исследований психологии человека.

Научную объективность и практическую значимость получаемых в лабораторном эксперименте данных снижает искусственность создаваемых условий. Это связано как с отдаленностью решаемых в эксперименте задач от реальных жизненных условий испытуемого, так и с невозможностью фиксировать характер влияния экспериментатора на испытуемого в ходе исследования. Поэтому возникает проблема переноса полученных в лаборатории данных на реальные условия жизнедеятельности человека.

Естественный психологический эксперимент, своеобразный вариант эксперимента, представляющий как бы промежуточную форму между наблюдением и экспериментом, предложенный А.Ф. Лазурским, снимает отмеченные ограничения лабораторного эксперимента. Основное его отличие заключается в сочетании экспериментальности исследования с естественностью условий проведения. Субъекты, участвующие в естественном эксперименте, не подозревают о том, что они выступают в роли испытуемых.

Примером экспериментального метода может служить исследование, в котором вызываются одни и те же ситуации или события и вводятся две переменные, контролируемые экспериментатором- независимая (x)- обстоятельство, которое изменяет сам исследователь, и зависимая (y)- ответы, которые дает испытуемый при изменении обстоятельств, переменные. Смысл эксперимента- установить связь между x и y в виде y=f(x). На этом построен метод Хикка— изучение времени реакции на различные ситуации. При росте числа альтернатив выбора (n) время реакции (Tr) линейно растет- Tr=f(n), при n<=7, так как законы в психологии носят ограниченный характер.

Источник:
Основные понятия психоанализа
Основными методами исследования в психологии, как и в ряде других наук, являются эмпирические методы, которые позволяют получить конкретные данные, касающиеся природы психических явлений, главные из которых- наблюдение и эксперимент. К вспомогательным методам психологии относятся: анализ продуктов деятельности, биографический метод, близнецовый метод, социометрия, моделирование, анкетирование, прогнозирующие и диагностирующие тесты.
http://www.psychoanalyse.ru/test/metodpsy.html

COMMENTS