Направления психологии

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

В 1963 г. первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии [2] :

  1. Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснён в результате научного изучения его частичных функций).
  2. Человеческое бытие развёртывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснён своими частичными функциями, в которых не принимается в расчёт межличностный опыт).
  3. Человек сознаёт себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).
  4. Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).
  5. Человек интенциален (человек обращён в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).

На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.

Лечебными факторами в работе гуманистического психолога и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьёзной феноменологической философской базе и использует чрезвычайно широкий набор терапевтических технологий и методов.

Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления. При наличии определённых условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических встреч.

А. Маслоу известен как один из основателей гуманистического направления в психологии. Наибольшую известность ему принесла его иерархическая модель мотивации. Согласно данной концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей:

1) физиологические (органические) потребности, такие как голод, жажда, половое влечение и т. д.;

2) потребности в безопасности — потребность чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности;

3) потребности в принадлежности и любви — потребность принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими;

4) потребности уважения (почитания) — потребность в достижении успеха, одобрение, признание, авторитет;

5) познавательные потребности — потребность знать, уметь, понимать, исследовать;

6) эстетические потребности — потребность в гармонии, симметрии, порядке, красоте;

7) потребности самоактуализации — потребность в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мнению А. Маслоу, в основании данной мотивационной пирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, образуют ее вершину. Также он считал, что потребности вышележащих уровней могут быть удовлетворены только при условии предварительного удовлетворения потребностей нижележащих уровней. Поэтому самоактуализации достигает только небольшое количество людей (около 1 %). Эти люди обладают личностными особенностями качественно отличными от свойств личности невротиков и людей не достигающих такой степени зрелости: независимостью, креативностью, философским мировосприятием, демократичностью в отношениях, продуктивностью во всех сферах деятельности и т. п. Позже А. Маслоу отказывается от жесткой иерархичности данной модели, выделяя два класса потребностей: потребности нужды и потребности развития.

Роджерс исходил из того, что любой человек имеет желание и умение к личному самосовершенствованию. Будучи существом, наделенным сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, его цели и ценности, является высшим экспертом и верховным судьей. Центральным понятием в теории Роджерса стало понятие «Я», включающий в себя представления, идеи, цели и ценности, ч/з которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы своего роста. Основные вопросы, которые любой человек ставит и обязан решать, следующие: «Кто я?», «Что я могу сделать, чтоб стать тем, кем я хочу быть?»

Образ «Я», складывающийся в итоге личного жизненного опыта, в собственную очередь оказывает влияние на восприятие данным человеком мира, иных людей, на оценки, что дает человек своему поведению. Я-концепция может оказаться положительной, амбивалентной (противоречивой), отрицательной. Индивид с положительной Я-концепцией видит мир иначе, чем человек с отрицательной или амбивалентной. Я-концепция может неправильно отражать действительность, быть искаженной и вымышленной. То, что не согласуется с Я-концепцией человека, может оказаться вытеснено из его сознания, отвергнуто, впрочем фактически может быть истинным. Степень удовлетворенности человека жизнью, мера полноты прочувствованное им радости именно зависят от того, насколько ее опыт, ее «настоящее Я» и «идеальное Я» согласуются между собою.

В. Франкл считал, что основная движущая сила развития личности — это стремление к смыслу, отсутствие которого порождает «экзистенциальный вакуум» и может привести к самым печальным последствиям, вплоть до самоубийства.

Источник:
Гуманистическая психология
Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Интересные современные направления и методы психологии

Интересные современные направления и методы психологии


Наука о душе не теряет своей популярности. Не интересуется ею только ленивый. Основная масса людей увлекается теорией, читая интересные статьи по психологии в интернете и журналах. Но с каждым годом все большее количество человек предпочитает пользоваться услугами профессиональных психологов и психотерапевтов, с их помощью решая большие и маленькие жизненные трудности. Так как единого универсального метода работы с индивидуальной личностью человека не существует, в психологии появилось много направлений и методов. Самые современные и интересные представлены здесь.

Психоанализ

Являясь классикой психологии, психоанализ сохраняет свою актуальность и сейчас. Это направление работает с бессознательными влечениями личности, защитными механизмами, которые выстраивает сознание. Основная работа идет с детскими воспоминаниями. Проанализировав какие события детства могли быть вытеснены (забыты), можно через осознание, освободиться от влияния бессознательного и избавиться от негативных последствий психологического сопротивления.

Позитивная психотерапия

Позитум-подход в позитивной психотерапии предполагает видение ситуации целостно, как с отрицательными, так и с положительными её аспектами. Это означает позитивное видение самой природы человека. Метод ориентирован на способности человека, набор которых у всех одинаков, но каждая способность развита в разной степени. Работая в направлении анализа и развития собственных способностей, задействованных в проблемной ситуации, человек находит решение для её преодоления. На разных этапах психологического консультирования, психолог может использовать различные упражнения и техники из других методик, если они в данной ситуации помогут человеку лучше понять себя.

Телесно-ориентированная терапия

Интересная психотерапевтическая практика, в которой для избавления от беспокоящих проблем задействован телесный контакт. Автор этой теории считает, что эмоции подавляемые человеком, создают в теле мышечные зажимы. Они представляют собой своеобразные панцири, и каждый такой панцирь соответствует определенной черте характера человека. С помощью различных упражнений или массажа, не только расслабляются мышечные зажимы, но и восстанавливается гармоничное эмоциональное реагирование человека. Чередование психологической и телесной работы ведет к закреплению положительных результатов.

Системно-семейные расстановки

Основа метода в понимании того, что человек — это часть семейной системы, в которую входят не только члены семьи живые и умершие, но и все люди, значительно повлиявшие на жизнь(или смерть) членов семьи. Работа с расстановками проводится в группе, под руководством терапевта. С помощью системных расстановок можно выявить негативные родовые динамики, неправильное распределение ролей в семье или влияние одних или иных событий в семейной системе, произошедших давно, но косвенно влияющих на актуальные проблемы человека в настоящем. Восстановление нарушенного порядка в системе, с помощью группы, влияет и на изменение ситуации клиента.

Гештальт-терапия

Это направление в психотерапии придает главное значение осознанности человека. Чем лучше человек понимает что с ним происходит «здесь и сейчас», тем лучше он может пережить свои эмоции, принять правильное решение, осознать свой опыт. С помощью различных техник, психолог помогает человеку развить осознанность, ответственность за свою жизнь, ощутить целостность своей личности.

Прежде, чем обратиться к психологу, можно поинтересоваться в каком методе он работает. Психолог, как правило, использует в работе один основной метод, которым он владеет профессионально. Каждое из направлений и методов психологии по-своему интересно и приносит положительные результаты многим людям.

Источник:
Интересные современные направления и методы психологии
Современные направления и методы психологии интересны и разнообразны. Как же психологам удается разобраться в лабиринтах человеческой души?
http://artpsiholog.ru/sovremennye-napravleniya-psixologii/

Направления психологии

Область психологической науки, которая изучает возрастные этапы человека и уровень психического развития на каждом этапе, переход из одного возрастного этапа в другой, динамику психики, обладает своими методами возрастной психологии. Направление также работает над понятием «возраста в возрастной психологии», которое понимает как этап в цикличном развитии человека.

Психология — наука, которая имеет своих героев и свою историю. В этом разделе Вы найдете серию публикаций, объединенных единой тематикой- историей развития психологии и рассказах о известных личноcтях в психологии. История становления психологии, это увлекательная возможность вернуться к истокам науки. Статьи в данном разделе разделены на 2 подраздела: история отечественной психологии и история зарубежной психологии.

Клиническая психология — отрасль прикладной психолгии, находящаяся в тесной связи с психиатрией, предметом которой является изучение механизмов и закономерностей возникновения стойких дезадаптивных состояний. Работа клинического психолога направлена на гармонизацию психического развития.

Общая психология — направление, включающее в себе знания, которые являются фундаментом для остальных направлений. В нем раскрываются общая характеристика психологии, понятия о психических закономерностях деятельности человека, описываются базовые особенности его психики. Раскрываются методы общей психологии. Начать изучение этого направления лучше с введения в общую психологию. Там Вы сможете получить базовые понятия и термины, принятые в науке.

Популярная психология — набор психологических направлений, которые по тем или иным причинам завоевали широкую известность. Так же в этом разделе публикуются околонаучные материалы, которые косвенно относятся к психологии.

Практическая психология- раздел науки, занимающийся удовлетворением интересов огромного круга людей. Она включает многие разделы из психотерапии, психометрии и многих других направлений. Отличительной особенностью направления можно назвать то, что оно может опережать теоретические знания и быть основана на практике, которая возможно не подчиняется концепциям и законам науки, зато дает хороший результат. Большинство разделов практической психологии активно применяются в практической работе психолога. Другие же области занимаются вопросами образования и развития личности в широком спектре направлений.

Раздел психологии, который состоит из методов и определения коррекции индивидуально-психологических характеристик личности называется психодиагностикой. Как полноценная наука психодиагностика сформировалась на границе ХIХ и ХХ веков. Ниже приводится подборка интересных статей по психодиагностике, которая поможет Вам глубже узнать, что же это такое.

Психология влияния — раздел социальной психологии, изучает проблемы влияния в психологии, а также проблемы противостояния влиянию.

Дифференциальная психология — отрасль науки изучающая закономерности психического варьирования. Изучает психологические различия индивидов и групп людей, в том числе причины и последствия этих различий.

отрасль социальной психологии

Психология личности это направление, занимающееся познанием личности человека и тех процессов, благодаря которым она в нас появляется. Основной упор делается на создание общей картины социальной психологии личности человека и познание основных психических процессов. Важное место отводится так же изучению индивидуальных различий, существует несколько теорий личности в психологии, ниже Вы найдете статьи про все понятия личности.

Психология масс и толпы занимается изучением поведения различных людей организовавшихся в группу к определенному времени для определенной цели, а также отличиями поведения групп людей от поведения отдельного человека.

Психология общения – отрасль социальной психологии

раздел прикладной психологии, рассматривающий и изучающий психологические законы формирования и развития конкретных форм трудовой деятельности, трудовых навыков, а также отношение человека к труду.

Психология управления занимается вопросами управления персоналом.

Психотерапия — комплексное лечебное воздействие через психику человека на весь его организм. Существует множество методов психотерапии, например психоанализ, о которых и пойдет речь в статьях по психологии, расположенных ниже.

Сексология изучает закономерности половой дифференциации, сексуальное поведение и мотивацию

СЕМЕЙНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – направление, изучающее человека в семейном окружении, особенности отношений внутри семьи, взаимодействие и адаптацию семьи в социум, например психологию мужчин в отношениях с женщинами. Она базируется не только на научных изысканиях в области социологии семьи, но и многих других направленниях современной психологии отношений. Одна из важных задач семейной психологии — дать психологическое определение здоровой семьи, а так же возможных семейных патологий, чего хотят женщины и мужчины от брака. Выступая в качестве научно-психологической основы в процессе семейного консультирования, она дает возможность понять отношения между мужчиной и женщиной, психологию процессов происходящих в семье.

Социальная психология — отрасль, изучающая психические явления, которые проявляются при взаимодействии индивидуумов в различных группах людей: организованных и неорганизованных. В данном разделе Вы можете получить представление о развитии социальной психологии, а так же познакомится с основными методами социальной психологии.

Специальная психология (Коррекционная психология) — область психологии развития, изучающая прблемы развития с людей с физическими и психическими недостатками, определяющими их потребность в особом обучении и воспитании.

Психология народов (этническая психология, этнопсихология) — одно из направлений психологии, изучающая особенности психического склада различных рас и народов. Ниже опубликованы интересные статьи по этнопсихологии, в которых раскрываются особенности этнических различий различных культур.

Нервная анорексия связана с ограничением калорий и потери веса и приводит к многочисленными общим медицинским осложнениям. Осложнения влияют на большинство основных систем органов и часто включают в себя физиологические нарушения, такие, как гипотензия, брадикардия, гипотермия, и аменорея.

Психология, как и множество других наук, не может обойтись без математики, потому что с ее помощью становится возможным разработка множества методик, вносящих ясность и точность в психологические исследования. Развиваясь как отрасль науки, психология математизировалась на каждом из этапов.

Направления современной психологии разнообразны и многочисленны, они постоянно развиваются и дополняются. Многие ученые- психологи постоянно добавляют что то новое, ведь наука достаточно молода и занимается пожалуй самым сложным аспектом человеческого бытия. Чтобы лучше разобраться в направлениях развития психологии, необходимо ознакомиться с основными из них. Эти знания адресованы в первую очередь тем, кто планируют изучить эту науку и в дальнейшем работать психологом.

Много полезного найдут и те люди, которые хотят разбираться в психологическом знании на бытовом уровне для общего развития, для них вероятнее всего будут интересны направления: семейной, социальной и популярной психологии. Эту науку часто называют знаниями о «Душе», а кто из нас не хотел бы получше разобраться в этом? Прочитав статьи разных направлений современной психологии, Вы наверняка найдете то, что ближе Вам по духу, какому основному направлению развития в психологии Вы хотите отдать предпочтение. А например в разделе «история психологии»
, Вы узнаете про истоки науки и знаковых личностей, внесших значительный вклад в эти знания.

С целью облегчения знакомства с материалами сайта, все основные направления современные психологии, разделены дополнительно на подразделы, соответствующие тем или иным особенностям направления развития психологии:

Источник:
Направления психологии
Область психологической науки, которая изучает возрастные этапы человека и уровень психического развития на каждом этапе, переход из одного возрастного этапа в другой, динамику психики, обладает
http://www.anypsy.ru/napravleniya_psichology

Направления психологии

Удовольствие от удовлетворения диких инстинктов несравненно выше, чем от удовлетворения инстинкта подавленного.
З.Фрейд

Психология – наука о мыслительных процессах и поведении людей и животных в их взаимодействии с окружающей средой. Психологи изучают процессы чувственного восприятия, мышления, обучения, познания, эмоции и мотивации, личность, ненормальное поведение, взаимодействие между людьми и их отношения с окружающей средой. Эта сфера тесно связана с такими дисциплинами, как антропология и социология в их ударении на социальные и природные виды влияния поведения; физикой – с ее объяснениями зрения, слуха и прикосновения; биологией – по части изучения психологической основы поведения. На самом раннем теоретическом этапе, психологические исследования были по большей части включены в философские и теологические дискуссии о душе.

Трактат «О душе» Аристотеля считается первым памятником психологии, как таковой, центрированной вокруг веры, что сердце является основой умственной деятельности. Фундамент современной психологии был заложен философом семнадцатого века Томасом Хоббсом, который говорил, что научные причины могут быть выведены для феномена любого вида, посредством дедукции. Теории ума и тела Рене Декарта, Баруха Спинозы, и Г.В. Лейбница стали критическими в развитии современной психологии, где отношения человеческого ума с телом, и его действия являются важными темами для обсуждения.

В Англии эмпирический метод, принятый современными психологическими исследованиями, возник из работ Джона Локка, Джорджа Беркли, Томаса Рйда и Дэвида Хюма. Дэвид Хартли, Джеймс Милл, Джон Стюарт Милл и Аьександр Бэйн ставили ударение на связи физиологии с психологией. Существенные вклады в физиологическое понимание человеческой психологии сделал французский философ Кондиллак, немец основатель френологии Ф.Дж.Галл, и французский хирург Поль Бока, который локализировал центры речи в мозгу.

В девятнадцатом веке лабораторные работы Эрнста Генриха Вебера, Густава Фехнера, Германа вон Гельмгольца и Эдварда Титченера помогли установить психологию как научную дисциплину – и через использование научных методов исследования и благодаря вере в то, что умственные процессы могут быть характеризованы при помощи техник исследования. Принцип эволюции, исходящий из теории Чарльза Дарвина о природном отборе, дал рост тому, что стало потом известно, как динамическая психология. Новый подход, представленный американским психологом Уильямом Джеймсом в его «Основах психологии» (1890), отнесся к сознательности, как к эволюционному процессу.

Из новой ориентации в психологии произошли клинические опыты по части истерии и гипнотизма, проведенные Дж.М. Шарко и Пьером Жане во Франции. Зигмунд Фрейд в своей влиятельной теории бессознательного, задал новое направление психологии и заложил фундамент для модели психоанализа. Фрейдистская теория завела психологию в такие сферы, как образование, антропология и медицина, а методы исследования по Фрейду стали основой клинической психологии.

Бихевиоризм американского психолога Джона Б.Ватсона был очень влиятелен в двадцатые-тридцатые года прошлого века, с его утверждениями, что психология должна концентрироваться только на чувственных стимулах и поведенческой реакции. Бихевиоризм был очень важен в современной психологии, особенно в работах Б.Ф. Скиннера с тридцатых годов ХХ века.

Равно важным стало развитие гештальт-психологии немецкими психологами Куртом Коффка, Вольфгангом Кёхлером и Максом Вертхеймером. Теория гештальта заявляла, что заданием психологии является изучение человека посредством поведения как такового, нежели путем разделения его на изолированные понятия стимула и ответной реакции.

Другой влиятельной школой психологии стала школа, разработанная в пятидесятых-шестидесятых годах Авраамом Маслоу и Карлом Роджерсом. Их гуманистическая теория утверждала, что люди делают рациональные, сознательные решения, касающиеся их жизни и оптимистически подчеркивали, что люди стремятся реализовать свой огромный потенциал.

Источник:
Направления психологии
Мы рассказываем о психологии — науке о мыслительных процессах и поведении людей и животных в их взаимодействии с окружающей средой
http://www.psixologic.ru/index.html

COMMENTS