О психологии

La Psychologie Verte

Групповые проекты 2018-2019 года, к которым можно присоединиться

На данный момент стало понятно про групповые проекты, в которых я участвую, в ближайший год. Если что-то интересно – присоединяйтесь.

8-9 сентября начинаем первую ступень с Володей Анашиным. Программа МГИ – начало подготовки гештальт-терапевта. Приглашаем людей с педагогическим, психологическим и медицинским образованием, кому интересно развиваться в русле гештальт-подхода. Мы уложим первую ступень в один учебный год с сентября по июнь. Поэтому важно начать именно в сентябре. Перед участием нужно пройти бесплатное собеседование с ведущими группы.

С последнего четверга сентября с Ириной Желановой начинаем третий подход к группе для тех, кому трудно. Терапевтическая группа, ориентированная на обнаружение, развитие и поддержание ресурсных состояний. Групповые упражнения, индивидуальные сессии, выстраивание ресурсных отношений внутри одной взятой группы. Каждый четверг в течение года. Перед участием необходимо пройти собеседование с одной из ведущих группы. Собеседование платное.

6 трехдневок телесной терапевтической группы “Быть и любить”, про отношения и движения в них. С Тихоном Паскалем. Год, посвященнй нежности, страсти и любви.

По каждой из ссылок есть подробное описание. Записаться на каждую из группу можно через меня: tatyana@psyvert.ru, +79167185406

P.S. Тут есть текст, чем хорош групповой формат психотерапии

Часть читателей уже видели запись Вовы на моей стене в фейсбуке о том, что мы решили отложить проект первой ступени до лучших времен, разослали нашим участникам ссылки на стартующие осенью программы и теперь думаем о том, что еще хорошего можем сделать вместе. Пока мы набирали группу, мы создали страницу 1stgestalt, в которую вложили много сил. На нее подписались люди, которые поддерживали нас лайками, комментариями и другими откликами. И страничка эта продолжит существовать дальше. Мы будем делиться интересными материалами и нашими соображениями о гештальт-терапии с теми, кому интересно. И, возможно, уже скоро анонсируем новый проект. Оставайтесь с нами!
https://www.facebook.com/1stgestalt


Сегодня я занимаюсь странным. Убираю из оглавления сайта раздел “Студентам“; перекладываю из дропбокса на жесткий диск папку PED, где методично каждый год складывала материалы по читаемым курсам; ставлю в социалках дату окончания работы в АСОУ; чуть-чуть грущу. В среду на супервизорской группе пробовала знакомиться без привычного самоопределения “преподаватель вуза”. Мне кажется важным что-то сказать сейчас, когда трудовая книжка на руках, а в сердце пустота, – потом она заполнится и будет сложно вспомнить этот момент. А еще важно, потому что мне задают вопросы. Спрашивают: “Почему? Будешь ли еще преподавать? Кто же будет нас учить?” Отвечаю по порядку: Continue reading >

Тихон Паскаль пишет в преддверии нашей группы “Быть и любить”:

Источник:
La Psychologie Verte
Лапшина Татьяна. Профессиональный психолог . Кандидат психологических наук в области психофизиологии. Гештальт-терапевт. Писатель.
http://psyvert.ru/

О психологии

На этом сайте вы можете получить полное представление о современных знаниях в области психологии развития человека.

Сайт разделен на несколько частей, каждая из которых описывает какой-то аспект психологической науки. Особое внимание уделено вопросам возрастной периодизации и детской и подростковой агрессии.

Слово «психология» в переводе с греческого означает «наука о душе» (psyche – «душа», logos – «учение»). Наука психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, как осознаваемых так и неосознаваемых самим человеком.

Предметом изучения психологии выступает психика. Как наука психология изучает отдельные факты психической жизни человека, выявляет закономерности их развития, раскрывает механизмы, лежащие в их основе. Психология изучает психические процессы, психические состояния и свойства, а также психическую деятельность личности.

Психические процессы – наиболее подвижная форма отражения действительности. Возникновение и течение их обуславливается конкретными задачами, ситуациями и требованиями деятельности. К психическим процессам относятся ощущения, восприятия, представления, память, внимание, мышление, речь, воображение, эмоции, чувства, воля. Человек познает себя и окружающий мир при помощи таких психических процессов как ощущения, восприятия, внимания, воображения, речи и мышления. Раздел психологии, изучающий эти явления называют психологией познавательных процессов. Другие психические явления определяют возможность самореализации человека, специфику его отношения к другим людям, управляют поступками человека. Такие психические явления называют свойствами и состояниями личности.

Источник:
О психологии
На этом сайте вы можете получить полное представление о современных знаниях в области психологии развития человека. Сайт разделен на несколько частей, каждая из которых описывает какой-то аспект
http://psibook.com/

О психологии

Декан — доктор психол. наук, профессор Юрий Петрович Зинченко

Факультет психологии МГУ является базовым в Учебно Методическом Объединении (УМО) университетов РФ по психологии.

За 40 лет существования, в качестве самостоятельного, факультет заслужил признание как один из ведущих психологических центров мира. Трудами ученых факультета были положены основы новых перспективных научных направлений в психологии, сформировались и успешно работают научные школы, получившие признание в психологическом научном сообществе.

Книга А.Н.Леонтьева “Проблемы развития психики” удостоена Ленинской премии (1963 г.);

Ломоносовской премии в области науки (по МГУ) удостоены:

  • работы профессора А.Р.Лурии по нейропсихологии (1967);
  • цикл работ по нейропсихологии профессора Е.Д.Хомской (1973);
  • книга профессора А.Н. Леонтьева “Деятельность. Сознание. Личность” (1976);
  • цикл работ по патопсихологии профессора Б.В.Зейгарник (1978);
  • учебник “Социальная психология” (М., 1980) профессора Г.М. Андреевой (1984);
  • работы в области афазиологии и нейропсихологии профессора Л.С.Цветковой (1998);
  • цикл работ «Деятельностная теория учения и обучения» профессора Талызиной Н.Ф. (2001);
  • цикл работ «Формирование системного мышления и общего механизма усвоения знаний в обучении» профессора Решетовой З.А. (2003).

За вклад в разработку деятельностного подхода к развитию психики авторский коллектив под руководством профессора Н.Ф.Талызиной (профессор П.Я.Гальперин — посмертно, профессор Л.И.Айдарова, доцент И.А.Володарская, профессор И.И.Ильясов, профессор Л.Ф.Обухова, профессор А.И.Подольский, профессор З.А.Решетова, профессор Н.Г.Салмина) — удостоены Премии Президента РФ в области образования за 1997 год (1998 г. ).

За выдающийся вклад в развитие психофизиологии Международная Ассоциация психофизиологов присудила “Премию столетия 1998” заслуженному профессору Московского университета Е.Н. Соколову (сентябрь 1998 г., Италия).

Сегодня на факультете психологии готовят психологов — дипломированных специалистов, бакалавров и магистров (по специальности: “030301-Психология” по 8 специализациям и по специальности: “030302-Клиническая психология”), аспирантов и докторантов по 6-ти специальностям ВАК РФ.

На факультете психологии обучаются около 1600 студентов и 130 аспирантов.

Научно-педагогическую деятельность на факультете ведут 145 кандидатов и 71 доктор психологических наук, в том числе 10 академиков и членов-корреспондентов Академии Образования России, 1 член-корреспондент Российской Академии наук.

Ломоносовской премии Московского университета в области преподавания удостоены доценты: В.Я.Романов (1995), В.В. Петухов (1996), В.В. Лебединский (1997), А.Н.Гусев (1998), Климов Е.А. (1999), Андреева Г.М. (2001), Карабанова О.А. (2001), Данилова Н.Н. (2004), Соколова Е.Е. (2004), Петровская Л.А. (2005), Умрихин В.В. (2005).

На факультете психологии действует Студенческий Союз. Ежегодно проводятся выездные летние и зимние психологические школы, секции психологии в рамках Международной конференции студентов и аспирантов “Ломоносов”, публикуются материалы конференции, ежегодно проводятся конкурсы научных работ студентов с публикацией рефератов победителей.

Научная и преподавательская деятельность сотрудников факультета отражается в журнале «Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология».

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2018: Станислав Козловский

Источник:
О психологии
Декан — доктор психол. наук, профессор Юрий Петрович Зинченко Факультет психологии МГУ является базовым в Учебно Методическом Объединении (УМО) университетов РФ по психологии. За 40 лет
http://www.psy.msu.ru/about/info.html

О психологии

Эпоха Средневековья, длившаяся почти десять веков, не имеет в истории достаточно четкой периодизации. Началом этой эпохи счи­ тают падение Римской империи, т. е. V век. В то же время все уче­ные отмечают, что элементы средневековой идеологии, так же как и средневековой науки, появились значительно раньше, уже в III в. Это естественно, так как появление таких значительных изменений в культуре, в мироощущении людей не может возникнуть внезап­но, при появлении какого-то внешнего критерия. В то же время и в истории, и в науковедении такой критерий необходим, и выбор V века обусловливается еще и тем, что в этот период новая миро­вая христианская религия окончательно утвердилась в Европе.

Окончание средневекового периода связывают, как правило, с XV веком, со временем возрождения искусства, светской науки, открытием Америки. В то же время первые признаки новой идео­логии появились уже к концу XIV в., а говорить об окончатель­ном уходе средневекового мировоззрения можно только к концу XV — началу XVII в., после Реформации. Однако даже в Новое время ученым приходилось доказывать возможность и необходи­мость отделения науки, особенно науки о душе — психологии, от богословия. Постепенное развитие и угасание характерных осо­бенностей средневекового мировоззрения в психологии наглядно отражаются концепциях Августина Аврелия и Фрэнсиса Бэкона, которые несколько условно обрамляют этот период.

Одной из важнейших характеристик средневековой науки, в частности психологии, была ее тесная связь с религией. Точнее говоря, небогословской, внецерковной науки в то время в Европе не существовало. Ее важной особенностью в этот период было появление сакральности, от которой психология избавлялась при переходе от мифологии к научному знанию в VII-VI вв. до н.э. Зависимость от религии снова поставила вопрос о связи и взаи­мовлиянии знания и веры, который и стал важнейшим для ученых на протяжении всего этого периода.

Одним из характерных стереотипов при анализе Средневековья стало представление об однозначно негативном характере развития науки и общества в целом в этот период. Однако такое пред­ставление не может быть верным хотя бы потому, что на протя­жении почти десяти веков социальная ситуация изменялась, изме­нялись само общество, его идеология и структура. Говоря о взаи­моотношении между религией и наукой, нельзя игнорировать эти изменения, обойти как то положительное, что пришло в психоло­гию с богословием, так и отрицательное влияние церковного дик­тата. Тесный контакт и зависимость от богословия дают основа­ния использовать в качестве временных границ при анализе раз­вития психологии этапы развития религиозной мысли, в которой выделяют этап апологетики, исторически предшествующий Сред­невековью (И-IV вв.), этап патристики (IV-VIII вв.) и этап схола­стики (XI-XIV вв.).

Начало нового этапа в развитии психологии было связано с фактическим изменением ее предмета, так как официальной нау­кой о душе стало богословие. Поэтому психология должна была либо полностью уступить богословию исследование психики, либо найти себе некоторую нишу для исследования. Именно в связи с ‘поисками возможности для изучения единого предмета в разных его аспектах происходили основные изменения во взаимоотноше­ниях богословия и психологии.

При появлении христианства ему было необходимо доказать свою уникальность и оттеснить другие религии, не совместимые с ним. С этим связана и нетерпимость к греческой мифологии, так же как и к психологическим и философским концепциям, которые были тесно связаны с языческой религией и мифами. Поэтому большинство известных психологических школ (Ликей, Акаде­мия, Сад Эпикура и др.) были закрыты к VI в., а ученые, хранив­шие знания об античной науке, переехали в Малую Азию, открыв там в греческих колониях новые школы. Ислам, распространенный на Востоке, не был столь нетерпим к инаковерию, как христиан­ство в III-VI вв., а потому психологические школы там свободно развивались. Позднее, к IX-X вв., когда гонение на античную науку, особенно на теории Платона и Аристотеля, закончилось, многие концепции вернулись в Европу, некоторые уже в обратном переводе с арабского.

На этапе апологетики еще одной причиной антагонизма между психологией и богословием была несовместимость знания веры, которая не терпела никакого инакомыслия, никакого сомнения в своих догматах. Церковь в то время сурово осуждала не только усомнившихся в ее истинах, но даже тех, кто пытался их доказать, считая, что стремление к доказательству идет от недостатка веры. Недаром именно в это время появилось высказывание известного богослова Тертуллиана: «Верую, ибо это нелепо».

Однако после упрочения господства христианской церкви, к V-VI вв., появилась необходимость внести дополнения, разъяснения или трансформировать некоторые положения христианства. Нужно было и канонизировать постулаты, вытекающие из новых реалий, для того чтобы предотвратить распространение ереси, несущей церкви раскол. Так возник новый этап — патристика, т. е . учение отцов церкви, в котором богословие начинает обращаться к знаниям, накопленным в античности.

С этого времени и почти до ХП-ХШ вв. взаимоотношения церкви и науки снова изменяются, причем церковь становится одним из главных хранителей и распространителей знаний.

Для понимания роли церкви в этот период необходимо помнить и историческое положение в Европе того времени. Постоянные войны делали невозможным создание государств в собственном смысле этого слова, не было еще и сильной светской власти вообще. К концу VI в. исчезли остатки римской цивилизации, при которой все со стоятельные члены общества умели читать и писать, существовали светские учебные заведения, а ученые обращались ко всем членам общины. Последним мыслителем этой эпохи был Боэций ( VI в.), на работы которого огромное влияние оказало учение Платона.

Последующие три века (примерно до X в.) историки часто и справедливо называют годами мрака, подразумевая, что отсутствие стабильности, государственной власти, постоянные набеги, эпиде­мии делали жизнь людей, как королей и рыцарей, так и простых поселян и воинов, тяжелой, полной невзгод и опасностей. Факти­чески единственным очагом стабильности, культуры, надежды на лучшее будущее в то время была церковь, она же объединяла в единое целое разрозненные и враждующие между собой племена. В этот период и зародилось противостояние церковной и светской власти, которое было характерно для Средневековья.

Монастыри становились оплотом науки, в них хранили книги и обучали грамоте. Вообще единственными грамотными людьми, как правило, были монахи, а светские люди, феодалы, даже высшая знать, часто не умели писать и считать. В монастырях хранились не только церковные, но и светские книги, в том числе списки с книг античных психологов. Эти работы изучались и развивались в трудах церковных ученых, обычно работавших при монастырях. Важным было и то, что в это суровое время монастыри давали защиту, охраняли от голода и многих болезней, от военных грабежей. Несмотря на противодействие императоров, власть пап оста­валась достаточно крепкой, чтобы противодействовать любым попыткам пошатнуть авторитет церкви. Этому способствовало и то, что, несмотря на остатки языческих верований, большинство свет­ских властителей также были глубоко верующими людьми.

Такое положение просуществовало несколько веков, однако уже к ХП-ХШ вв. оно начало изменяться. С укреплением государств, развитием городов и ремесел мрак начал рассеиваться, у людей появилась надежда на достойную жизнь в настоящем, а не только потустороннем мире. Однако для взаимоотношений науки и рели­гии этот поворот оказался не столь благоприятным, так как духо­венство перестало быть единственным оплотом культуры.

В это время стали появляться первые светские университеты, сначала в Болонье, а затем в Париже. Открывались и светские шко­ лы, т. е. грамотными уже были не только монахи, но и аристокра­тия, купцы и ремесленники. Усиление городов с их самоуправле­нием, для которого необходимо высокое мастерство и выполне­ние цеховых правил, требовало и новой культуры, нового само­сознания человека. Появилась и сильная светская власть, которая подчинила себе церковную.

Расширение прав науки привело к тому, что к XIII в. теория двух истин, несколько перефразированная в томизме — теории, разрабо­танной известным богословом Фомой Аквинским, — была призва­на уже защитить веру от научных доказательств. Стараясь прими­рить науку и веру, Фома Аквинский писал о том, что они имеют, действительно, две разные истины, но в том случае, если истина науки противоречит истине веры, наука должна ей уступить.

Все большее влияние на психологию Средневековья начинали оказывать и работы Платона и Аристотеля, концепции которых постепенно приобретали все более ортодоксальный характер. Мно­ гие крупные ученые того времени (Ибн Рушд, Ф. Аквинский) были последователями Аристотеля, доказывая, что именно их толкова­ние этой теории единственно верное.

Если в VI-VII вв. ученым еще ставили в вину ссылки на антич­ных мыслителей (как, например, Боэцию), то к XIV-XVI вв., на­оборот, критика или непочтительный отзыв об этих теориях мог привести к крупному штрафу или отлучению от кафедры. Таким штрафам, например, подвергался Д. Бруно, критиковавший неко­торые положения Аристотеля.

На изучение вопросов познания в поздней схоластике и в пе­риод Возрождения существенный отпечаток наложили работы не только античных ученых, но и арабских психологов, которые ста­ли проникать в Европу в ХП-ХШ вв., получая все большее распространение.

В то же время наряду с продолжением исследования традицион­ ных для античной науки вопросов психология Средневековья зани­ мается и новыми проблемами. Прежде всего к ним относится изу­чение взаимосвязи психических и соматических болезней, прово­дившееся известным арабским психологом и врачом Ибн Синой. Эти работы заложили основы современной психофизиологии, впервые вскрыли природу стрессов и их влияние на состояние психики.

В церковной психологии также проводились важные исследо­вания, направленные на изучение способов манипуляции большой массой людей, приемов снижения психического напряжения. Для того чтобы лучше понять смысл этих исследований, необходимо попытаться осознать особенности сознания средневекового чело­века, которое существенно отличалось от современного.

Высокая степень укорененности в группе делала самосознание средневекового человека почти тождественным сознанию, т. е. каж­ дый считал себя членом определенной социальной группы, имею­ щим те же стереотипы, те же права и обязанности, что и другие. Жесткая иерархия, которая не давала людям возможности изме­нить свой социальный статус, получить свободу от ограничений, наложенных на них обществом, давала и некоторые психологиче­ ские преимущества, повышая уверенность людей в себе и в правоте своей позиции, разделяемой группой.

Уверенность в незыблемости существующих правил повышал и тот факт, что люди не имели достаточных знаний о том, что нахо­дится за границами их географического мира. Поэтому представ­ления о нормах и правилах поведения, о ценностных ориентациях, существующих в определенной области, считались абсолютными и обязательными для всех. Уверенность в универсальности и од­нотипности пути развития личности делала данные нормы чрез­вычайно жесткими. Это сужало вариативность поведения, фрустрируя любые попытки преодолеть стереотипы, свойственные наи­ более активным и творческим личностям. Жесткая фиксация един­ ственного социально одобряемого типа развития существенно су­жала адаптационные возможности тех людей, которые вследствие индивидуальных особенностей (импульсивности, решительности, стремления к анализу, а не к принятию на веру информации) отли­чались от общепринятых, модельных типов личности.

В то же время отсутствие альтернативных способов социальной адаптации облегчало этот процесс для большинства людей. Облег­ чало адаптацию и сознание безграничности жизни человека, так как уверенность в бессмертии души, возможности повторения, пусть и не полного, жизненного пути давала надежду на исправление ошибок, освобождение от трудностей, бедности, болезней, выпавших в земной жизни на долю человека. Это помогало менее эффективно воспринимать трудности, опасности, смерти близких, повышало психологическую устойчивость многих людей.

На вере основывались и способы лечения некоторых психосома­ тических заболеваний (например, истерии), которые использова­лись многими священнослужителями в средние века. Уверенность людей в том, что данный священник действительно может им по мочь, приводила к тому, что наложение рук, прикосновение к оде­ жде и т. п. становились мощным стрессовым фактором, излечивав­ шим больного. Технология внушения, помогающая при подобных заболеваниях, впоследствии была использована и в психоанализе.

В этот период продолжалось и развитие ораторского искусства, направленного на управление чувствами слушателей, заражение их определенным эмоциональным состоянием. Если в античности эти приемы основывались главным образом на речи, то в Средневековье использовались и невербальные средства (жесты, паузы, интонации и т.д.), что было серьезным приобретением психоло­гии того времени.

Необходимо упомянуть еще об одном способе управления по­ ведением людей, снижения их эмоциональной напряженности — это проведение карнавалов, развитие элементов того, что М. Бахтин назвал «карнавальной культурой». Эти праздники давали возможность выйти за пределы жестких норм, хоть на время изме­нить свой статус, забыть о жестких, регламентированных обязанностях и нормах поведения, открывали простор для катарсического очищения в карнавальной деятельности. Важно, что нару­шение запретов на карнавале происходило в роли, под маской, т.е. в личине другого человека. Поэтому нарушение правил не вызывало тревоги и осознания своей греховности, оно приписы­валось другому лицу.

К XIV-XV вв. упрочилось положение светской, независимой от богословия психологии, появлялось все больше ученых, обра­щавшихся к психологической проблематике — Р. Бэкон, X. Вивес, Х.Уарте, У.Оккам. Однако в светской психологии на первый план выходили не вопросы этики, волевого поведения и свободы личности (которые еще долгое время оставались проблемами бого­словия), а исследования познавательного развития, речи и способ­ностей. Так постепенно психология становилась наукой о сознании и о тех процессах познания окружающего, которые являются преимущественным содержанием сознания.

Источник: Марцинковская Т. Д. История психологии: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 544с.

Источник:
О психологии
Эпоха Средневековья, длившаяся почти десять веков, не имеет в истории достаточно четкой периодизации. Началом этой эпохи счи­ тают падение Римской империи, т. е. V век. В то же время все уче­ные
http://www.sotwars.ru/sredn.php

COMMENTS