Общая психодиагностика

Общая психодиагностика

СТАНДАРТИЗОВАННЫЕ МЕТОДЫ
ПСИХОДИАГНОСТИКИ (ТЕСТЫ)

1. Определение понятия психологического теста [8]

В отечественной и зарубежной литературе представлено огромное разнообразие определений понятия психологического теста. Ниже приведены некоторые из них. «Психологический тест в сущности есть объективное и стандартизованное измерение выборки поведения» (2, с. 31). «Тест ? стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально психологических различий» (1, с.139). «Под тестом понимается специфический инструмент для оценивания психологических качеств личности. Он состоит из совокупности заданий или вопросов, предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для выявления частичных типов поведения» (7, с. 13). Все определения содержат следующие общие моменты:

во-первых,тест ? один из методов измерения в психодиагностике наряду с такими, как проективные методы (см. Тема 5), стандартизованные самоотчеты (см. Тема 4), интервью, аппаратурные методы и др.;

во-вторых,это метод измерения свойств личности и особенностей интеллекта;

в-третьих,это метод измерения, который характеризуется высокой степенью объективности, надежности и валидности.

Объективность, валидность и надежность ? требования, которым должен удовлетворять каждый тест. Рассмотрению этих понятий посвящены следующие параграфы.

2. Психологический тест как объективное измерение [9]

Объективность психологического теста означает, что первичные показатели, их оценка и интерпретация не зависят от поведения и субъективных суждений экспериментатора. Первичными называют показатели, полученные после обработки данных выполнения респондентом тестовых заданий. Выражаются первичные показатели в так называемых «сырых баллах».

Разработка заданий, процедура проведения, обработка результатов теста осуществляется согласно определенным стандартным правилам.

Добиться объективности психологического теста можно при выполнении следующих условий:

  1. единообразие процедуры проведения теста для получения сравнимых с нормой (см. ниже) результатов;
  2. единообразие оценки выполнения теста;
  3. определение нормы выполнения теста для сопоставления с ними показателей, полученных в результате обработки данных тестирования (см. здесь «третий этап стандартизации»).

Эти три условия называют этапами стандартизации психологического теста.

На этапе разработки теста, а также любого другого метода проводится процедура стандартизации, которая включает три этапа.

Первый этап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной процедуры тестирования. Она включает определение следующих моментов диагностической ситуации:

условия тестирования (помещение, освещение и др. внешние факторы). Очевидно, что объем кратковременной памяти лучше измерять (например, с помощью субтеста повторения цифровых рядов в тесте Векслера), когда нет внешних раздражителей, таких как посторонние звуки, голоса и т.д.

Содержание инструкции и особенности ее предъявления (тон голоса, паузы, скорость речи и т.д.). Например, в тесте «10 слов» каждое слово должно предъявляться через определенный интервал времени в секундах.

Наличие стандартного стимульного материала. Например, достоверность полученных результатов существенно зависит от того, предлагаются ли респонденту изготовленные самодельные карты Г.Роршаха или стандартные ? с определенной цветовой гаммой и цветовыми оттенками.

Временные ограничения выполнения данного теста. Например, для выполнения теста Равена взрослому респонденту дается 20 минут.

Стандартный бланк для выполнения данного теста. Использование стандартного бланка облегчает процедуру обработки.

Учет влияния ситуационных переменных на процесс и результат тестирования. Под переменными подразумевается состояние испытуемого (усталость, перенапряжение и т.д.), нестандартные условия тестирования (плохое освещение, отсутствие вентиляции и др.), прерывание тестирования.

Учет влияния поведения диагноста на процесс и результат тестирования. Например, одобрительно-поощряющее поведение экспериментатора во время тестирования может восприниматься респондентом как подсказка «правильного ответа» и др.

  • Учет влияния опыта респондента в тестировании. Естественно, что респондент, который уже не в первый раз проходит процедуру тестирования, преодолел чувство неизвестности и выработал определенное отношение к тестовой ситуации. Например, если респондент уже выполнял тест Равена, то, скорее всего, не стоит предлагать ему его во второй раз.
  • Второй этап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной оценки выполнения теста: стандартной интерпретации полученных результатов и предварительной стандартной обработки. Этот этап предполагает также сравнение полученных показателей с нормой выполнения этого теста для данного возраста (например, в тестах интеллекта), пола и т.д. (см. ниже).

    Третий этап стандартизации психологического теста состоит в определении норм выполнения теста [10].

    Нормы разрабатываются для различных возрастов, профессий, полов и др. Вот некоторые из существующих видов норм:

    разрабатываются на основе тестов школьных достижений или тестов школьных способностей. Они устанавливаются для каждой школьной ступени и действуют на всей территории страны.

    устанавливаются на основе тестов для разных профессиональных групп (например, механиков разного профиля, машинисток и др.).

    устанавливаются и применяются для узких категорий людей, отличающихся наличием общего- признака ? возраста, пола, географического района, социо-экономического статуса и др. Например, для теста Векслера на интеллект нормы ограничены возрастными рамками.

    разрабатываются для представителей данной народности, нации, страны в целом. Необходимость таких норм определяется конкретной культурой, моральными требованиями и традициями каждой нации.

    Наличие нормативных данных (норм) в стандартизованных методах психодиагностики является их существенной характеристикой.

    Нормы необходимы при интерпретации тестовых результатов (первичных показателей) в качестве эталона, с которым сравниваются результаты тестирования. Например, в тестах интеллекта получаемый первичный показатель IQ соотносится с нормативным IQ (43, 44, 45 баллов в тесте Равена). Если полученный IQ респондента выше нормативного, равен 60 баллам (в тесте Равена), можно говорить об уровне развития интеллекта этого респондента как высоком. Если полученный IQ ниже, то низком; если полученный IQ равен 43, 44 или 45 баллам, то среднем.

    Определение норм для теста

    На этапе создания теста формируется некоторая группа испытуемых, на которой проводится данный тест. Средний результат выполнения этого теста в данной группе принято считать нормой. Средний результат ? это не единственное число, а диапазон значений (см. рис. 1: зона средних значений ? 43, 44, 45 баллов). Существуют определенные правила формирования такой группы испытуемых, или, как ее иначе называют, выборки стандартизации.

    Правила формирования выборки стандартизации:

    выборка стандартизации должна состоять из респондентов, на которых в принципе ориентирован данный тест, то есть если создаваемый тест ориентирован на детей (например, тест Амтхауэра), то и стандартизация должна происходить на детях заданного возраста;

  • выборка стандартизации должна быть репрезентативной, то есть представлять собой уменьшенную модель популяции по таким параметрам, как возраст, пол, профессия, географическое распределение и т.д. Под популяцией понимается, например, группа дошкольников 6-7 лет, руководителей, подростков и т.д.
  • Распределение результатов, полученных при тестировании испытуемых выборки стандартизации, можно изобразить с помощью графика ? кривой нормального распределения. Этот график показывает, какие значения первичных показателей входят в зону средних значений (в зону нормы), а какие выше и ниже нормы. Например, на рис.1 изображена кривая нормального распределения для теста «Прогрессивные матрицы Равена».

    Чаще всего в руководствах к тому или иному тесту можно встретить выражения нормы не в виде сырых баллов, а в виде стандартных производных показателей. То есть нормы к данному тесту могут быть выражены в виде Т-баллов, децилей, процентилей, станайнов, стандартных IQ и др. [11] Перевод сырых значений (первичных показателей) в стандартные (производные) делается для того, чтобы результаты, полученные по разным тестам, можно было сравнивать между собой.

    Производные показатели получаются путем математической обработки первичных показателей.

    Первичные показатели по разным тестам нельзя сравнивать между собой по причине того, что тесты имеют различное внутреннее строение. Например, IQ, полученный с помощью теста Векслера, нельзя сравнивать с IQ, полученным с помощью теста Амтхауэра, так как эти тесты исследуют разные особенности интеллекта и IQ как суммарный показатель по субтестам складывается из показателей разных по строению и содержанию субтестов.

    «Любая норма, в чем бы она ни выражалась, ограничивается конкретной совокупностью людей, для которых она вырабатывалась. Применительно к психологическим тестам они (нормы) никоим образом не абсолютны, не универсальны и не постоянны. Они просто выражают выполнение теста испытуемыми из выборки стандартизации»

    3. Валидность [12]

    Все методы психологической диагностики, начиная со стандартизованных и заканчивая нестандартизованными, направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта.

    Каждый метод предназначен для измерения какого-либо свойства, что и определяет содержание этого метода. Сведения о степени, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен, входят в понятие валидности . Например, методика «Кольца Ландольта» предназначена для измерения таких свойств внимания, как концентрация, переключаемость. В психологии существуют определения понятий концентрации внимания и его переключаемости. Считается, что выводы, сформулированные на основании результатов тестирования с помощью «Колец Ландольта», вполне отражают содержание определений этих свойств внимания. Значит, эта методика действительно измеряет то, для чего она предназначена.

    Помимо общего значения в понятие валидности входят многие другие сведения. Существуют разные типы и виды валидности, в которых отражены эти сведения. Ниже приведены некоторые типы.

    Практическая валидностьхарактеризует тест не столько со стороны его психологического содержания, сколько с точки зрения его ценности в отношении достижения определенной практической цели (прогнозирования, диагностики). Выделяют подтипы практической валидности: прогностическая и совпадающая. Тест с высокой прогностической валидностью позволяет сделать прогноз, насколько успешно испытуемый будет выполнять определенную деятельность впоследствии. Тест с высокой совпадающей валидностью позволяет ответить на вопрос: «Какова вероятность того, что индивид Х обладает свойством У в настоящий момент времени?»

    Валидность по объемуотражает степень, в какой объем теста выборочно репрезентирует тот класс ситуаций или учебного материала, относительно которого должны быть сделаны выводы. Валидность по объему показывает, в каком объеме, в какой мере психическое свойство отражено в методике.

    Оценочная валидностьвыражает степень корреляции (соответствия) между показателями, полученными испытуемыми по данному методу, и оценками измерительного свойства со стороны экспертов. Например, при валидации (проверке теста на валидность) тестов оценки умственных способностей школьников в качестве экспертов обычно выступают учителя.

  • Внешняя валидностьозначает, что впечатление, которое создается у неспециалистов при знакомстве со стимульным материалом и сугубо внешней стороной тестирования, соответствует заявленному содержанию метода.
  • Эффективная методика может быть создана, если она прошла все этапы валидации, то есть когда приняты меры для придания ей как содержательной валидности (см. общее значение понятия валидности выше), так и практической.

    4. Надежность [13]

    О высокой надежности метода говорят в том случае, когда метод точно измеряет то свойство, для измерения которого он предназначен. В качестве критериев точности можно отметить следующие:

    При повторном применении метода к тем же самым испытуемым в одних и тех же условиях через определенный интервал времени результаты обоих тестирований существенно не различаются между собой.

    Действия случайных посторонних факторов не оказывают существенного влияния на результаты тестирования. В качестве посторонних факторов можно назвать следующие: эмоциональное состояние и утомление, если они не входят в круг исследуемых характеристик, температура, освещенность помещения и др. Такие посторонние случайные факторы еще называют факторами нестабильности измерительной процедуры .

  • При повторном применении метода к тем же самым испытуемым через определенный интервал времени в измененных условиях результаты обоих тестирований существенно не различаются между собой. Под измененными имеется в виду следующие условия: другой экспериментатор, состояние респондента и др.
  • Существуют различные методы оценки надежности:

    Ретестовый метод ? повторное тестирование выборки испытуемых одним и тем же тестом через определенный интервал времени при одних и тех же условиях. Временной интервал зависит от возраста (например, у маленьких детей изменения могут произойти в течение одного месяца), а также событий, происходящих с испытуемым в жизни.

    ТЕСТ ИНТЕРВАЛ РЕТЕСТ

    За индекс надежности принимается коэффициент корреляции между результатами двух тестирований. Полученная высокая корреляция может быть результатом тренированности испытуемого на заданиях подобного типа; низкая корреляция может быть результатом происшедших изменений с испытуемым, а также может свидетельствовать о ненадежности теста.

    Надежность взаимозаменяемых форм ? повторное тестирование выборки испытуемых параллельной формой теста через минимальный интервал времени при одних и тех же условиях.

    ТЕСТ А ИНТЕРВАЛ ТЕСТ А’

    За индекс надежности принимается коэффициент корреляции между результатами тестирования двумя параллельными формами теста. Высокий коэффициент корреляции и большой интервал между двумя испытаниями свидетельствуют о высокой надежности теста.

    Возможный обман со стороны испытуемого, его искушенность, события, происшедшие в интервале между тестированиями, не оказывают особого влияния (как в ретестовом методе) на степень надежности теста. Если фактор тренировки снижен при тестировании параллельными формами, то эффект переноса принципа заданий часто имеет место. Эффект переноса следует учитывать при построении параллельных форм.

    Требования к построению параллельных форм:

    • параллельные формы должны быть независимо построенными тестами, но отвечать одним и тем же требованиям;
    • должны содержать одинаковое количество заданий со сходной степенью трудности;
    • эквивалентность параллельных форм необходимо проверять ретестовым методом.

    Метод расщепления состоит в том, что тест разбивают на две сопоставимые части. Респондент выполняет задания этих двух частей в течение одного сеанса с получением двух результатов (например, тест Равена содержит две части: четные и нечетные задания).

    За индекс надежности принимается коэффициент корреляции между результатами тестирования двумя этими частями. Он называется коэффициентом внутренней согласованности теста .

    Валидность и надежность. Тест может быть надежен, но не валиден. Это означает, что он измеряет какое-то свойство очень точно, но какое именно ? остается под вопросом. В такой ситуации необходима более точная валидизация теста, как содержательная, так и практическая.

    5. Виды психологических тестов

    Понятие интеллекта. Проблемы тестирования интеллекта. [14] Тесты интеллекта, или тесты общих способностей, предназначены для измерения уровня интеллектуального развития человека. Понятие интеллекта еще со времен первых интеллектуальных тестов претерпевало различные изменения со стороны подходов к тестированию интеллекта как психической реальности. Еще в 20-х гг. возникла кризисная ситуация в психологии интеллекта. Встал вопрос о существовании термина «интеллект» в статусе психологической категории.

    Интеллект традиционно исследовался в рамках двух основных направлений: тестологического и экспериментально-психологического. Суть тестологического направления заключается в том, что под интеллектом понимается то, что измеряют тесты интеллекта, а именно совокупность познавательных способностей.

    Кризис в этом направлении заключается в том, что понятие »интеллект»’ было подменено понятием «способность к учению». Неотестологические теории интеллекта признают IQ-концепцию, где за IQ стоят внутренние когнитивные процессы: восприятие, память, мышление и т.д. (см. ниже).

    Экспериментально-психологическое направление как реакция на неконструктивность тестологических теорий представлено теориями Ж.Пиаже (идея генетического объяснения интеллекта на основе учета закономерностей его онтогенетического развития) и Л.С.Выготского (влияние социально-культурных факторов на развитие интеллекта).

    Кроме вышеназванных существует структурный подход к исследованию интеллекта (8) как пример отечественного исследования, направленного на изучение интеллекта как психической реальности.

    Полученные с помощью тестов интеллекта результаты выражаются количественно в виде коэффициента интеллекта (IQ).

    Итак, под интеллектом как объектом измерения в психодиагностике понимается структура познавательных свойств человека, возникающая на основе наследственно закрепленных задатков, формирующаяся во взаимодействии с ними.

    Понятие IQ [15] Тесты интеллекта состоят из нескольких субтестов, направленных на измерение интеллектуальных функций (логического мышления, смысловой и ассоциативной памяти, др.). Например, в Гамбургской версии теста Векслера для исследования интеллекта у детей (версия 1983 года), когда весь тест проведен, его результаты представляются в виде 11-балльных значений, по одному значению на каждый субтест (11 субтестов). Количественная информация по тесту представляется в виде профиля результатов, состоящего из результатов по каждому субтесту, выраженных в балльных значениях. Мерой оценки теста в целом может быть сумма этих значений или среднее значение данных всех субтестов. Как правило, тестологи ограничиваются тем, что представляют результаты субтестов в виде баллов. Векслер предложил общий результат представить в виде значения IQ.

    IQ ? количественный показатель интеллектуального развития. Он высчитывается по формуле:

    По мере развития математико-статистического аппарата интеллектуальных тестов количественный показатель IQ был заменен стандартным IQ показателем. Векслер первым вводит шкалу стандартных IQ.

    При интерпретации общего результата нельзя целиком полагаться на соответствующий общий показатель IQ. Существенную информацию дает интерпретация профиля результатов по субтестам.

    Следует отметить тот факт, что область средних значений шкалы IQ не дает представления о том, в каких субтестах результаты выше среднего, а в каких ? ниже. Так, например, показатель IQ в 100 баллов может быть получен и в случае однородного профиля достижений (то есть когда по всем субтестам результаты выше среднего значения), и в случае, когда по одним субтестам достигнуты результаты выше среднего, а по другим ? ниже среднего.

    IQ или любой другой показатель следует всегда приводить вместе с названием теста, в котором они получены. Тестовые показатели нельзя интерпретировать в отрыве от конкретного теста.

    «IQ не является постоянной величиной и изменяется под воздействием окружающей среды. IQ является отражением как предшествующих, так и последующих достижений в обучении. Интеллект не есть единая и однообразная способность, он складывается из нескольких функций. Этим термином обычно обозначается комплекс способностей, необходимых для выживания и достижения успехов в определенной культуре».

    Фактор «G». Двухфакторная и многофакторная теории интеллекта. [16] В исследованиях Ч.Спирмана и сотр. (автора двухфакторной теории интеллекта) было установлено, что между любыми тестами интеллекта существуют положительные корреляции. Ч.Спирман считал, что эти положительные корреляции обусловлены тем, что всякая интеллектуальная деятельность содержит единый общий фактор. Этот фактор он назвал генеральным , или фактором «G» . Он полагал также существование других факторов, свойственных только одному виду деятельности (S-факторы).

    В исследованиях Л. Терстоуна (автора многофакторной теории) было установлено, что корреляции между тестами не могут быть объяснены наличием в них только одного фактора («G»). Им было выделено 12 факторов, которые он назвал «первичные умственные способности», существующие помимо генерального.

    Именно Л. Терстоун доказывал, что нет оснований для использования коэффициента интеллекта. Интеллект, считал он, необходимо представлять в виде профиля оценок по первичным факторам, в чем и состоит суть многофакторной теории интеллекта.

    Тесты способностей. [17]

    Понятие способности. Способностями называют индивидуально-психологические особенности человека, которые способствуют его успеху в какой-либо деятельности. Способности проявляются в деятельности, формируются в деятельности и существуют относительно определенной деятельности. Выделяют общие и частные способности. Общие и частные делятся на элементарные и сложные.
    .

    Источник:
    Общая психодиагностика
    СТАНДАРТИЗОВАННЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ (ТЕСТЫ) 1. Определение понятия психологического теста [8] В отечественной и зарубежной литературе представлено огромное разнообразие определений
    http://psylib.org.ua/books/beloo01/txt03.htm

    Общая психодиагностика

    3. Поведение в конфликте — определяется в процессе наблюдения за поведением ребенка и с помощью методики Розенцвейга.

    3.4. Стандартизованные методики семейной психодиагностики

    Существенным компонентом практической эффективности семейного психологического консультирования является корректное применение стандартизованных психодиагностических методик. Сформулируем необходимые условия, обеспечивающие такое использование методик:

    1) глубокое овладение содержанием основных диагностических концептов, существенных для обследования семьи, умение психологического истолкования этих концептов:

    2) овладение приемами оперативного планирования психодиагностического обследования конкретной семьи, при котором пропорция стандартизованных и клинико-диалогических методов психодиагностики, а также самой коррекционно-терапевтической работы по вмешательству находилась бы в адекватном соответствии с а) содержанием запроса и ожиданий клиента, б) психологическим содержанием и динамикой самого проблемного комплекса, который характеризует текущее (динамичное) состояние семьи, в) объективными социально-экономическими условиями работы психолога (условиями платного или бесплатного проведения обследования);

    3) овладение репертуаром конкретных специализированных методик стандартизованной семейной психодиагностики, адекватных определенным условиям и задачам психолога;

    4) овладение психометрикой и применение стандартизованных психодиагностических методик измерительного типа (тестов).

    Известные на сегодняшний день психодиагностические стандартные методики по предмету диагностики подразделяются на следующие типы:

    1) психофизиологические свойства индивидуальности членов семьи. Известны модели диагностики и прогнозирования семейной стабильности на основе измерения степени совместимости типов ВИД, характеристик темперамента, таких, как уравновешенность, активированность (интроверсия), инертность (ригидность). Чаще всего эти модели применяются для диагностики супружеской совместимости (Д. Л. Буртянский, В. В. Кришталь, 1982; Н. Н. Обозов, А. Н. Обозова, 1982; Общая сексопатология, 1977). Используются экспресс-диагностические методики неаппаратурного характера — тест-опросники Стреляу Айзенка, 16PF (Общая психодиагностика, 1987);

    Источник:
    Общая психодиагностика
    3. Поведение в конфликте — определяется в процессе наблюдения за поведением ребенка и с помощью методики Розенцвейга. 3.4. Стандартизованные методики семейной психодиагностики Существенным
    http://www.pedlib.ru/Books/3/0344/3_0344-69.shtml

    Общая психодиагностика

    1. Теоретические источники проективного метода: психоанализ, холистическая психология, экспериментальные исследования New Look [22]

    Как мы уже упоминали проективный метод направлен на исследование личности. На развитие проективного метода существенное влияние оказали классический психоанализ, холистическая психология и экспериментальные исследования New Look. Эти направления в психологии принято считать теоретическими источниками проективного метода. Каждый из них внес что-то свое в его обоснование.

    Психоанализ как главный теоретический источник внес в проективный метод основные объяснительные категории: «принцип проекции» как «защитный механизм», «бессознательное».

    Проективные методики, с точки зрения психоанализа, направлены на диагностику причин дезадаптации личности, бессознательных влечений, конфликтов и способов их разрешения (механизмов защиты). Условием любого проективного исследования является неопределенность тестовой ситуации (см. здесь ? 2). Это способствует снятию давления реальности, и личность в таких условиях проявляет не конвенционные, а присущие ей способы поведения. Процесс взаимодействия личности с малоструктурированным стимульным материалом носит характер проецирования, т.е. вынесения вовне бессознательных влечений, инстинктов, конфликтов и т.д.

    Холистическая психология внесла в проективный метод понимание личности как целостной, уникальной системы. Следовательно, познание субъективного внутреннего мира личности должно исключать ее изучение путем выявления некоторых общих закономерностей и их сопоставления со «средней личностью» (как в стандартизованных методах). Отношения личности и ее социального окружения есть процесс структурирования «жизненного пространства» в целях создания и поддержания «личного мира». Проективный эксперимент, с точки зрения холистической психологии, моделирует эти отношения: испытуемый перед лицом неопределенной ситуации получает свободу в выборе элементов «жизненного пространства» и способов их структурирования.

    Экспериментальные исследования New Look внесли в проективный метод новые объяснительные категории: «контроль» и «когнитивный стиль», а также понимание процесса восприятия как селективного (избирательного) относительно стимулов: 1) релевантных (соответствующих), 2) противоречащих и 3) угрожающих потребностям индивида. Проективная продукция, или, иными словами, «ответ» респондента на поставленную задачу (3), с точки зрения New Look, рассматривается как результат сложной познавательной деятельности, в которой воедино спаяны как когнитивные (познавательные), так и аффективно-мотивационные компоненты личности, то есть «когнитивный стиль» и «контроль».

    2. Общая характеристика проективных методик: преимущества и недостатки [23]

    Проективные методики направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта.

    Они обладают рядом особенностей, благодаря которым существенно отличаются от стандартизованных методов, а именно:


      1. особенностями стимульного материала;
      2. особенностями поставленной перед респондентом задачи;
      3. особенностями обработки и интерпретации результатов.

      Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т.д.

      Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, ? одна из основных особенностей проективных методик. Тестирование с помощью проективных методик ? замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде.

    1. Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержат математического аппарата для объективной обработки полученных результатов, не содержат норм.

    Эти методики прежде всего характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный, как психометрические тесты. И поэтому еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности.

    В некоторых методиках разработаны параллельные формы (Метод чернильных пятен Хольцмана (2)) как пример решения проблемы надежности. Существуют подходы и к решению проблемы валидности проективных методик.

    Для более точного исследования данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.

    3. Классификация проективных методик [24]

    Как в литературе по психометрическим тестам, так и в литературе по проективным методикам можно встретить разные классификации этих методов. Приведенная классификация наиболее полно охватывает диапазон проективных методик.

  • Методики дополнения . Стимульный материал:
    • набор слов-стимулов. От респондента требуется назвать слова, которые «приходят на ум» в связи с услышанным словом (ассоциативный тест К.Г. Юнга).
    • Набор неоконченных предложений или неоконченный рассказ, которые требуют завершения («Неоконченные предложения»).
    • Вопрос, на который необходимо дать определенное количество ответов («Кто Я?»).

    Методики интерпретации . Стимульный материал ? набор картинок, фотографий. От респондента требуется составить рассказ (ТАТ, САТ) по предложенным картинкам; ответить на вопросы по предложенным ситуациям на картинках (Тест фрустрации Розенцвейга, Тест Жиля); отобрать приятные-неприятные картинки-фотографии (Тест Сонди).

    Методики структурирования . Малоструктурированный стимульный материал (Толкование случайных форм Г.Роршаха).

    Методики изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого поведения).

  • Методики изучения продуктов творчества . Предметом интерпретации является рисунок, который рисует респондент («Дом. Дерево. Человек», «Дерево», «Человек», «Два дома», «Рисунок семьи», «Пиктограмма», » Автопортрет», «Картина мира», «Свободный рисунок», «Несуществующее животное»).
  • [22] См. 1. Гл. 2; 2. С. 182-210; 3. С. 34-46; 4. С. 398, 391, 397; 7. С. 105-111.
    [23] См. 1. Гл. 1; 2. С. 182-210; 3. С. 194-228; 7. С. 105-111.
    [24] См. 1. Гл. 1; 2. С. 182? 210; 3. С. 194-228; 6; 7. С. 105-111.

    Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. ? М.: Изд-во МГУ, 1987.

    Анастази А. Психологическое тестирование. Т. II. ? М.: Педагогика, 1982.

    Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. ? М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 10-13.

    Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Г. Роршаха). ? Киев, 1989.

    Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. статей. ? М.: Просвещение, 1989.

    Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. ? М.: Медицина, 1970. С. 160-171.

  • Шванцара Й. Диагностика психического развития. ? Прага: медицинское изд-во Авиценум, 1978.
  • Литература по указанным методикам (см. ? 3):

    Справочник по проективным методикам / Под ред. Бернарда И. Марштейна. ? Лондон: «Нью-Йорк», 1965 ( «Неоконченные предложения» ).

    Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. ? М.: Изд-во МГУ, 1987 ( ТАТ, Толковение случайных форм Г. Роршаха ).

    Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.; Отв. ред. С.Б. Крымский. ? Киев: Наук. думка, 1989. С. 114-116.

    Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. ? М.: Изд-во МГУ, 1988 ( «Рисунок семьи» ).

    Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. ? Киев: Выща школа, 1978.

    Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. ? Л., 1983. С. 127

    Бурлачук А.Ф. Психодиагностика личности. ? Киев: Здоровье, 1989.

    Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. ? М.: Педагогика, 1989 ( «Рисунок семьи» ).

    Роршах Г. Психодиагностика. / Пер. с нем. В.Ф. Кох, ? Тбилиси, 1972.

    Штаабс Г.С. Вклад в исследование бессознательной проблематики и характерологической структуры в диагностике и терапии. / Служ. пер. с англ. ( «Сценотест» ).

    Методика Г.Роршаха и ее применение при исследовании больных эпилепсией, методические рекомендации. / Под ред. С.Ф. Селянова. ? М., 1978.

    Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская А.А. Социальная психология на западе (теоретические направления). ? М.: Изд-во МГУ, 1975. С. 190 ( «Кто Я?» ).

    Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личности ( ТАТ ).

    Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Г. Роршаха). ? Киев, 1989.

    Бернс Р.К. Действующие стили и символы семейных рисунков.

    Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. ? М.: Медицина, 1970. С. 160-171 ( «Пиктограмма» ).

    Методическое письмо «Пиктограмма как метод изучения личности в норме и при некоторых нервных заболеваниях. ? Л., 1981.

    Венгер А.Л. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. ? М.: ВНИК «Школа», 1989.

    Психологический журнал. Т. 14, № 5, 1993. С. 90-98 ( «Чужие рисунки» ).

    Романова Е.С., Потемкина О.Р. Графические методы в психологической диагностике. ? М.: Дидакт, 1982, 256 с., илл. ( «Рисунок семьи», «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур», «Дерево», «Автопортрет», «Картина мира», «Свободный рисунок», «Дом-Дерево-Человек», почерковедение ).

    Психологическое самообразование: читая зарубежные методики:. Проблемы психологической личности. / Под ред. А.М. Матюшкина. ? М.: Школа-Пресс, 1992. С. 46-48. / Б-ка журнала «Вопросы психологии» (Общая характеристика проективных методик, ТАТ, Толкование случайных форм Г. Роршаха ).

  • Шванцара Й. Диагностика психического развития. ? Прага: медицинское изд-во Авиценум, 1978 ( ТАТ, рисование красками,«Неоконченные фразы», ассоциативный эксперимент, «Проективное интервью», Толкование случайных форм Г. Роршаха ).
  • Источник:
    Общая психодиагностика
    Методическое пособие по общей психодиагностике адресовано слушателям спецфакультетов психологии, а также начинающим психотерапевтам и психологам-консультантам. Логика и структура пособия под
    http://www.psyoffice.ru/9/beloo01/txt05.html

    COMMENTS