Основные проблемы психологии

BodyPsyhologyПсихология тела

К числу основных проблем, разрабатываемых психологией, относится прежде всего проблема возникновения и развития психики. Научная психология, как отмечал И. М. Сеченов, по своему содержанию должна быть не чем иным, как «учением о происхождении психических деятельностей», она должна «изучать историю развития ощущений, представлений, мыслей, чувств пр.». Генетический подход к психическим явлениям — необходимое условие подлинно научного их познания, дающее возможность правильно раскрыть их сущность и окончательно преодолеть метафизические, идеалистические взгляды на психику.

Голосовые характеристики
Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голоса, его тембр. Экстралингвистика – это включение в речь пауз («Хорошо… я дам поручение» — пауза после слова «хорошо» может служить признаком того, что руководитель не хочет этого делать, сейчас слишком занят, не хочет давать поручения или .

Результаты исследования
Оценка уровня притязаний по методике А.И. Липкиной Обратимся к результатам исследования школьников, полученных с помощью методики определения уровня притязаний. Попытаемся установить теперь, может ли одна из выборок превосходить другую по уровню притязаний Все испытуемые пронумерованы от 1 до 8 каждый класс отдельно. Оценка уровня пр .

Теоретический анализ социально-психологических особенностей малой группы. Виды групп и их функции
Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Под группой понимается совокупность элементов, имеющих нечто общее. Выделяют несколько разновидностей групп: 1. условные и реальные; 2. постоянные и временные; 3. большие и малые. Условные группы людей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и .

Источник:
BodyPsyhologyПсихология тела
К числу основных проблем, разрабатываемых психологией, относится прежде всего проблема возникновения и развития психики. Научная психология, как отмечал И. М. Сеченов, по своему содержанию должна
http://www.bodypsyhology.ru/bpsys-345-1.html

Задачи современной психологии

В настоящее время наблюдается бурное развитие психологи­ческой науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. Основной задачей психологии является учение законов психической деятельно­сти в ее развитии. В течение последних десятилетий значитель­но расширился фронт психологических исследований, появи­лись новые научные направления и дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно по­являются новые гипотезы и концепции, психология обогащает­ся новыми эмпирическими данными. Б.Ф. Ломов в книге «Ме­тодологические и теоретические проблемы психологии», харак­теризуя современное состояние науки, отмечает, что в настоя­щее время «резко возрастает потребность в дальнейшей (и бо­лее глубокой) разработке методологических проблем психоло­гической науки и ее общей теории».

В познании сущности психических явлений важнейшая роль принадлежит категориям диалектического материализма. Б.Ф. Ломов в уже упомянутой книге выделил базовые категории психо­логической науки, показал их системную взаимосвязь, всеобщ­ность каждой из них и, в то же время, несводимость их друг к другу. Им были выделены следующие базовые категории пси­хологии: категория отражения, категория деятельности, катего­рия личности, категория общения, — а также понятия, которые по уровню всеобщности можно приравнять к категориям, — это понятия «социальное» и «биологическое». Выявление объ­ективных связей социальных и природных свойств человека, соотношения биологических и социальных детерминант в его развитии представляет одну из труднейших задач науки.

Как известно, прежние десятилетия психология была пре­имущественно теоретической (мировоззренческой) дисципли­ной. В настоящее время ее роль в общественной жизни сущест­венно изменилась. Она все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе обра­зования, в промышленности, государственном управлении, ме­дицине, культуре, спорте и т.д. Включение психологической на­уки в решение практических задач существенно изменяет и ус­ловия развития ее теории. Задачи, решение которых требует психологической компетентности, возникают в той или иной форме во всех сферах жизни общества, определяясь возрастаю­щей ролью так называемого человеческого фактора. Под «чело­веческим фактором» понимается широкий круг социально-пси­хологических, психологических и психофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые так или иначе проявляются в их конкретной деятельности.

Исследование практически всей системы психических явлений — от элементарных ощущений и до психических свойств лично­сти, — направленное на раскрытие объективных законов, кото­рым они подчиняются, имеет первостепенное значение для со­здания научной базы, решения общественной задачи, совер­шенствования организации обучения и воспитания.

Осознание обществом роли прикладных задач, решаемых пси­хологической наукой, привело к идее создания разветвленной психологической службы в органах народного образования. В настоящее время такая служба находится на стадии ее офор­мления и развития и призвана стать связующим звеном между наукой и практическим применением ее результатов.

Современная психология и ее место в системе наук

Важнейшая функция психологии в общей системе научного знания состоит в том, что она, синтезируя в определенном от­ношении достижения ряда других областей научного знания является, по выражению Б.Ф.Ломова, интегратором всех научных дисциплин, объектом исследования которой является человек. Известный отечественный психолог Б.Г. Ананьев наиболее полно разработал этот вопрос, показав, что психология призвана интегрировать данные о человеке на уровне конкретно-научного знания.

Остановимся подробнее на описании содержательных харак­теристик связи психологии с названным треугольником наук. Основной задачей психологии является изучение законов пси­хической деятельности в ее развитии. Эти законы раскрывают, как объективный мир отражается в мозгу человека, как в силу этого регулируются его действия, развивается психическая дея­тельность и формируются психические свойства личности. Пси­хика, как известно, есть отражение объективной действитель­ности, и потому изучение психологических законов означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека.

Таким образом, устанавливая закономерные зависимости пси­хических явлений от объективных условий жизни и деятельно­сти человека, психология должна вскрыть и физиологические механизмы отражения этих воздействий. Следовательно, пси­хология должна сохранять самую тесную связь с физиологией, и в частности, с физиологией высшей нервной деятельности.

Физиология, как известно, занимается механизмами, осуществляющими те или иные функции организма, а физио­логия высшей нервной деятельности — механизмами работы нервной системы, обеспечивающими «уравновешивание» орга­низма со средой. Легко видеть, что знание той роли, которую в этом процессе играют различные «этажи» нервной системы, за­коны работы нервной ткани, лежащие в основе возбуждения и торможения, и тех сложных нервных образований, благодаря которым протекает анализ и синтез, замыкаются нервные свя­зи, совершенно необходимо для того, чтобы психолог, изучив­ший основные виды психической деятельности человека, не ог­раничивался их простым описанием, а представлял, на какие механизмы опираются эти сложнейшие формы деятельности, какими аппаратами они осуществляются, в каких системах про­текают. Но для овладения основами психологической науки зна­ния физиологии совершенно недостаточно.

Превращению психологии в самостоятельную науку способ­ствовал ее союз со всем естествознанием, начало которому бы­ло положено во второй половине XIX в. Сюда же относится и внедрение в психологию экспериментального метода’ (Г.Фехнер). Как уже говорилось, естественнонаучную теорию психо­логических знаний составила рефлекторная теория (И.М.Сече­нов, И.П.Павлов, а также работы крупнейших советских физи­ологов: Л.А.Орбели, П.К. Анохина, К.М.Быкова, Н.И.Красно­горского, А.А.Ухтомского, НА.Берншгейна, И.С.Бериташвили). Огромное влияние на разработку основных проблем современ­ной психологии «казали эволюционные идеи Ч.Дарвина. Они позволили выявить роль психики в приспособлении живых су­ществ к изменяющимся условиям среды, понять происхожде­ние высших форм психической деятельности из низших.

Сказанное делает ясным, какое огромное значение для пси­хологии имеет ее связь с общественными науками. Если реша­ющую роль в формировании поведения животного играют био­логические условия существования, то такую же роль в форми­ровании поведения человека играют условия общественной ис­тории. Современная психологическая наука, изучающая преж­де всего специфически человеческие формы психической дея­тельности, не может сделать ни одного шага без учета данных, полученных от общественных наук — исторического материа­лизма, обобщающего основные законы развития общества. Толь­ко тщательный учет общественных условий, формирующих пси­хическую деятельность человека, позволяет психологии обре­сти прочную научную основу.

В настоящее время накопилась масса проблем, которые вызывают острые дискуссии по вопросам: чему учить совре­менного школьника? что и как отбирать из огромной массы информации, которая накапливается наукой, для школы? Именно психология должна определить, каковы возможно­сти и резервы психического развития человека на разных воз­растных ступенях и где их границы.

Не менее остро потребность в психологии обнаруживается, когда педагогика обращается к проблемам воспитания. Целью воспитания является формирование личности, соответствующей требованиям развивающегося общества. А достижение этой це­ли предполагает изучение закономерностей формирования лич­ности: ее направленности, способностей, потребностей, миро­воззрения и т.д. Все сказанное свидетельствует о том, что современная психология находится на стыке наук. Она занима­ет промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными, с другой, и социальными, с третьей.

Источник:
Задачи современной психологии
В настоящее время наблюдается бурное развитие психологи­ческой науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. Основной задачей психологии является учение
http://azps.ru/articles/cmmn/cmmn54.html

Направления исследований в зарубежной социальной психологии, ее основные проблемы

Направления исследований в зарубежной социальной психологии, ее основные проблемы

В первой половине XX века социальная психология за рубежом развивалась в обстановке, когда в общей и других областях психологии происходила дифференциация психологических наук, а также разделение психологических исследований на ряд направлений и школ. Исторически обстоятельства сложились таким образом, что социальной психологией стали одновременно заниматься представители разных, уже сформировавшихся школ и направлений, и это, несомненно, сказалось на особенностях их подходов к постановке и решению социально-психологических проблем за рубежом. Эти подходы в основном определились к середине XX века и окончательно оформились в начале его второй половины.

Уже в последней четверти XX века зарубежные социальные психологи, пытаясь осмыслить путь, пройденный их наукой за несколько десятилетий, отмечали, что этот процесс шел в соответствии со многими сложившимися в психологии к этому времени ведущими направлениями и школами. Однако далеко не все эти направления внесли одинаковый вклад в развитие социально-психологических знаний.

Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова и Л. А. Петровская в одной из немногих исторических работ на эту тему, опубликованных на русском языке, называют следующие ведущие направления социальной психологии первой половины XX столетия: необихевиористское, когнитивное, психоаналитическое и интеракционистское.

Необихевиористское направление возникло в русле последнего варианта бихевиоризма, который сейчас принято называть неонеобихевиоризмом, или социальным бихевиоризмом1.

Это направление, как и бихевиоризм в целом, отличалось строгой приверженностью к экспериментированию, точному определению понятий, ориентацией на естественнонаучный образец научного исследования. Оно было в основном представлено в работах Б. Скиннера, А. Бандуры, Н. Миллера, Д. Долларда, Р. Уолтерса и ряда других американских ученых.

Общей мотивационной концепцией социального повеления в данном направлении считался гедонизм, а главным объяснительным принципом — оперантное (по Скиннеру) или викарное социальное (по Бандуре) научение. В качестве внутреннего источника социального поведения в первоначальном варианте социального бихевиоризма, как и бихевиоризма в целом, выступал «драйв», а внешние стимулы трактовались как «социальные подкрепления».

Затем акцент оказался смещенным с биологического (внутреннего) на социальное (внешнее) объяснение поведения. На начальном этапе разработки этого направления схема оперантного научения по Скиннеру заняла ведущее место, однако затем она была дополнена принципами социального научения по Бандуре и рядом других идей. Вначале бихевиористы рассматривали социальное поведение человека вне группы, однако позднее (поскольку социальная психология — это в основном психология групп) им пришлось переключить свое внимание на групповые процессы. Работа Д. Тибо и Г. Келли «Социальная психология групп» (1959) стала одной из немногих попыток применения необихевиористских принципов к анализу процессов, происходящих в малых группах. Эти процессы, по мнению авторов, основаны на обмене социальными подкреплениями или социальными «вознаграждениями и наказаниями» между участниками группового процесса.

Главной проблемой социально-психологического анализа в работах необихевиористов стал поиск объяснения агрессивного поведения, социальной привязанности и беспомощного поведения. К примеру, Н. Миллер, Р. Долларди другие сформулировали и обосновали фрустрационную теорию агрессии и вместе с А. Бандурой заложили основы общей теории социального научения, в которой главная роль была отведена наблюдению и подражанию другим людям. В своих работах А. Бандура, труды которого стали особенно популярными в последней четверти XX века, когда в США сложилась и стала ведущим направлением когнитивная психология, пытался также учесть и когнитивно-психологические факторы в объяснении социального поведения человека.

Когнитивистская ориентация в социальной психологии, в свою очередь, отличалась стремлением объяснить социальное поведение использованием понятий, относящихся к познавательным процессам. Принципиальная схема объяснения, характерная для данного направления, выглядела следующим образом: знания и представления человека о мире, его отношения и социальные установки организуются в некоторую систему, которая затем используется для управления его поведением.

Базовой теоретической предпосылкой для разработки когнитивистской ориентации в социальной психологии стали теория поля К. Левина и другие идеи представителей гештальтпсихологии: В. Келера и М. Вертгеймера, эмигрировавших из Германии в США в годы фашизма. Ученики К. Левина Л. Фестингер и Ф. Хайдер заложили основы когнитивистской ориентации в социальной психологии. «Весь традиционный набор идей гештальтпсихологии, — пишут Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова и Л. А. Петровская, — (был) широко представлен в работах социальных психологов когнитивистской ориентации».

Главным объяснительным понятием в этой ориентации стала когнитивная организация, или когнитивная структура. Р. Зайонц определил ее как динамическую систему когнитивных элементов, которые порождают мотивационные, социально-установочные или поведенческие следствия. В когнитивных социально-психологических теориях, кроме того, широко использовалось понятие «значение» (Ч. Осгуд).

Концепция когнитивного диссонанса Л. Фестингера стала наиболее популярной в рамках когнитивистской ориентации в социальной психологии. Она получила широкое распространение, и ее приложения оказались настолько значительными, что соответствующие идеи проникли во многие области социальной психологии, включая малые группы, социальные установки, межгрупповое взаимодействие, массовые коммуникации и другие.

Кратко охарактеризуем основные идеи теории когнитивного диссонанса.

1. Нормальное состояние когнитивной системы (или системы когниций группы взаимодействующих людей) — консонанс, или соответствие. Такое состояние является устойчивым, и к нему когнитивная система в конечном счете стремится. Оно, кроме того, вызывает у людей положительные эмоции.

2. Аномальное состояние когнитивной системы — диссонанс. Данное состояние связано с неприятными эмоциональными переживаниями, и от него люди стараются избавиться.

3. Стремясь к устранению когнитивного диссонанса (к достижению когнитивного консонанса), люди могут менять или свои знания, или свое поведение.

4. Внутри когнитивной системы индивида (или социальной группы) всегда имеется определенное несоответствие. Оно является источником динамических, в том числе прогрессивных изменений данной системы.

Взгляды Д. Креча и Р. Кратчфилда несколько отличаются от тех, которые характеризуют теорию Фестингера. Эти ученые включили в процесс объяснения социального поведения такие когнитивные переменные, как образ, ожидание, идея и ряд других.

Сравнивая между собой бихевиористскую и конгнитивистскую ориентации, Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова и Л. А. Петровская констатируют, что они формально противостоят друг другу по многим позициям, касающимся объяснения социального поведения. Это, в частности, проявляется в том, что для социального бихевиоризма главное в понимании поведения — научение через оперантное обусловливание или социальное подкрепление, то есть его объяснение со стороны внешне воздействующих сил. В когнитивизме, наоборот, поведение объясняется на основе внутренних, психологических детерминант — когнитивных образований.

Психоаналитическая ориентация в социальной психологии вначале исходила из учения З. Фрейда, которое в США получило широкое признание. Однако более глубокий анализ данной ориентации показывает, что в действительности она оказалась связанной не столько с ортодоксальным психоанализом, сколько с глубинной психологией в том ее виде, который сложился во второй половине XX века. Поэтому эту научную ориентацию правильнее называть не психоаналитической, а глубинной, или неофрейдистской. Она, в частности, представлена в теориях развития и функционирования группы В. Байона, В. Бенниса и Г. Шепарда, а также в теории межличностных отношений В. Шутца.

В рамках психоаналитической ориентации проводится аналогия между малой социальной группой и семьей. Точно так же, как в свое время Фрейд понимал семейные отношения, социальные психологи этого направления позже трактуют любую малую группу и характерные для нее взаимоотношения. При этом роль отца в семье переносится соответственно на роль лидера группы, а взаимоотношения между лидером и остальными членами социальной группы рассматриваются по аналогии с взаимоотношениями между главой и членами семьи.

Классический психоанализ и вся глубинная психология решающую роль в объяснении поведения отводят бессознательному. Подобным же образом — как групповое или коллективное бессознательное — трактуются и базисные процессы, происходящие в группе. В результате в научное понимание групповой психологии и процессов оказались внедренными инстинктивные, иррациональные тенденции, характерные для классического и более позднего психоанализа. Многие современные ученые признают, что глубинная психология оказала существенное влияние на «движение человеческого потенциала», в частности на теорию и практику работы Т-групп. Приемы, используемые в них, ориентированы, к примеру, на осознание участниками группы того, что находится вне их сознания.

Интеракционистская ориентация рассматривает практически все социально-психологические феномены как результат взаимодействия внутриличностных (психологических) и внеличностных (социальных) факторов. Она, в отличие от рассмотренных выше ориентации, возникла не в психологии, а в социологии и затем была перенесена на область социальной психологии. Ее главным идейным и методологическим источником стала система взглядов Д. Мида.

Предмет анализа здесь — взаимодействие индивидов, групп и общества, процессы массовых коммуникаций и социальные роли. В социальной психологи интеракционисты решали задачу, в некотором смысле слова противоположную той, над которой размышляли психоаналитики и бихевиористы. Если психоаналитики и бихевиористы пытались понять социальные процессы, исходя из индивида, то интеракционисты, наоборот, пытались объяснить личность, исходя из социальных процессов.

Внутри интеракционистской традиции выделяются три частных направления: символический интеракционизм, теория социальных ролей и теория референтной группы. Концепция символического интер-акционизма представлена в трудах Г. Блумера, Н. Дензина, М. Куна, А. Роуза, Т. Шибутани и других. В данной концепции утверждается, что взаимодействие людей друг с другом происходит в символической форме. Под символом в данном случае понимается все, что в культуре имеет определенное значение (смысл) для людей и что выражается с помощью разнообразных средств общения, как вербальных, так и невербальных. Основными источниками символов могут выступать личность, социальная роль и референтная группа.

Большое значение для понимания социального поведения человека в интеракционизме имеет анализ ролей, которые предписываются человеку или которые он сам берет на себя. Референтная группа также присутствует в сознании взаимодействующих друг с другом индивидов как своеобразная точка отсчета — критерий оценок, суждений и образец для подражания. С ней индивид соотносит то, что происходит в процессе его взаимодействия с другими людьми и социальными группами. Таким образом, референтные группы (их на самом деле может быть у одного и того же человека несколько) выполняют нормативную и сравнительно-оценочную функцию в процессе социального взаимодействия людей.

Оценивая в целом представленные выше ориентации в зарубежной социальной психологии первой и начала второй половины XX века, необходимо отметить, что они отчетливо были представлены в основном только в социальной психологии США. К концу XX века различия между ними и теми направлениями в психологии, на которые они в свое время опирались, сгладились и стали менее заметными. Кроме того, в Европе и России (бывшем Советском Союзе) социально-психологические исследования во второй половине XX века пошли иными путями, чем в США.

Источник:
Направления исследований в зарубежной социальной психологии, ее основные проблемы
Направления исследований в зарубежной социальной психологии, ее основные проблемы В первой половине XX века социальная психология за рубежом развивалась в обстановке, когда в общей и других
http://studme.org/1529052715713/psihologiya/napravleniya_issledovaniy_zarubezhnoy_sotsialnoy_psihologii_osnovnye_problemy#112

Основные проблемы психологии личности

Базовыми проблемами психологии личности являются:

— проблема структуры личности;

— проблема мотивации поведения;

— проблема развития личности;

— проблема психического здоровья и психопатологии.

1. Проблема структуры личности тесно связана с принципом системности, который предполагает исследовать объект с точки зрения его иерархического строения и типов связи между отдельными уровнями. Существуют два подхода к решению проблемы структуры личности. Первый (Г. Олпорт, Р. Кеттелл, Г. Айзенк) основан на теории черт и идее факторной организации вторичных свойств, второй (К. Юнг, К.А. Абульханова) реализуется через принцип, согласно которому все многообразие проявлений личности может быть описано с помощью категории «тип личности». Эти два подхода имеют различные теоретические основания. Первый относится к апостериорным теориям, логика построения которых основана на принципе «от частного к общему», второй — к априорным, опирающемся на принцип «от общего к частному».

2. Проблема мотивации поведения личности основана на принципе активности и связана с решением следующего круга вопросов:

1) классификации мотивов,

2) изменения мотивационной системы,

3) измерения мотивов,

4) актуализации мотивов,

5) динамики мотивационного процесса,

6) соотношения мотива и цели,

7) многообразия влияния мотивации на поведение.

Задача классификации мотивов формулируется на основе общепринятого положения о полимотивированности человеческого поведения, о наличии одновременно нескольких мотивов, побуждающих индивида к действию. В русле этой проблемы формулируются такие частные задачи, как определение критериев классификации мотивов, выделение биогенных и социогенных потребностей, изучение принципов связи разноуровневых мотивов (например, принципа функциональной автономии мотивов по Г. Олпорту и др.).

Проблема изменения мотивов включает в себя механизмы образования новых потребностей путем мотивационного опосредствования (В. Вилюнас), с помощью механизма сдвига мотива на цель (А.Н. Леонтьев), идентификации и принятия ролей.

Вопрос об измерении мотивов возникает в связи с их частой неосознаваемостью и вследствие этого невозможностью применения традиционных тестов и опросников, именно поэтому обсуждается вопрос об использовании проективных тестов и о их психометрических характеристиках.

Проблема актуализации мотивов вызвана влиянием фактора ситуации на поведение человека, тем, что определенные условия могут создавать внутреннее напряжение (интенсивность стимуляции, новизна, сложность) и провоцировать индивида на совершение однотипных действий (например, реактивных агрессивных действий, опекающего поведения, ориентации на успех или неудачу и др.).

Изучение динамики мотивационного процесса состоит в выяснении этапов распада деятельности или ее возобновления, причин, которые их обусловливают, последовательности, очередности стадий.

Вопрос о соотношении мотива и цели связан с установлением смысла деятельности, характера отношений между тем, что побуждает индивида действовать, и тем, что направляет его действия.

Человек как субъект проходит три уровня развития:

— Первый уровень характеризуется тем, что «субъект недостаточно адекватно осознает свои истинные побуждения, он не учитывает степень своего воздействия на ситуацию… качества субъекта на этом уровне проявляются через акты целеполагания и действия по преодолению трудностей на пути достижения целей» (Там же. С. 212)

— Второй уровень означает, что личность начинает выступать как «субъект, сознательно соотносящий цели и мотивы своего поведения, стремящийся предусмотреть прямые и косвенные результаты собственных действий», она способна регулировать свои цели и поведение, осознавать мотивы.

— Личность на третьем уровне развития «становится субъектом своего жизненного пути, который она сознательно измеряет масштабами исторического времени своей эпохи. На первый план здесь выступают качества индивидуальности — не просто уникальности, которая характеризует каждого человека, но общественно-исторической (в предельном случае общечеловеческой) значимости неповторимости субъекта. На этом уровне личность обладает наибольшими степенями свободы — свободы выявлять, переживать и собственными действиями разрешать назревшие противоречия развития общества» (Там же. С. 212).

4. Проблема психического здоровья и психопатологии касается, прежде всего, критериев здоровой личности. Так, по З. Фрейду, таким критерием является умение поддерживать удовлетворительные межличностные отношения, по А. Маслоу, — сдвиг от примитивных потребностей к более сложным, зрелым, например, самоактуализации, по Э. Эриксону, — умение положительным образом разрешить основную проблему той стадии развития, на которой находится личность.
Один из важнейших вопросов, обсуждаемых в русле этой проблемы, заключается в стратегиях диагностики заболевания. Существует мнение, что диагностика имеет ряд недостатков, в частности, она как бы упрощает представление о человеке, делает общение с ним очень формальным и поверхностным.
Н. МакВильямс тем не менее отмечает пять взаимосвязанных достоинств диагностики:

1) диагноз необходим для планирования лечения;

2) он тесно связан с прогнозом, т.е. будущим состоянием клиента;

3) диагноз обеспечивает защиту интересов клиентов;

4) он может обеспечить эмпатийное отношение терапевта к клиенту;

5) он уменьшает вероятность отклониться от лечения некоторых клиентов. Диагноз — результат сбора информации, внимательного выслушивания, он дает терапевту уверенность в своих дальнейших шагах, определенность в индивидуальном процессе вылечивания и ориентацию длительности этого процесса. Для диагностики степени сохранности/нарушенности личности используют два критерия:

1) оценка уровня развития личностной организации, уровня индивидуации или степени патологии (психотический, пограничный, невротический, нормальный);

2) оценка защитного стиля внутри этой организации, или тип характера человека — параноидный, депрессивный, шизоидный и проч.

Источник:
Основные проблемы психологии личности
Базовыми проблемами психологии личности являются: — проблема структуры личности; — проблема мотивации поведения; — проблема развития личности; — проблема психического здоровья и
http://biofile.ru/psy/1701.html

COMMENTS