Особенности личности

Особенности личности

Часть III ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

Глава 13. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Ошибочность теории моральной дефективности умственно отсталых детей. Значение правильного формирования потребностей.

Под развиюй человеческой личностью подразумевают обычно личность, обладающую определенным мировоззрением, осознающую свое место в обществе, свои жизненные цели, умеющую самостоятельно действовать для реализации этих целей. Поэтому вопросы формирования мировоззрения, самосознания и самостоятельности имеют большое значение в воспитании личности.

Не всякий человек является личностью. Новорожденный младенец-это уже человек, но отнюдь еще не личность. Нельзя также считать личностью ребенка-идиота. В глубокой старости люди остаются личностями, но если старость какого-либо человека сопровождается атрофией либо иным поражением головного мозга, он может и перестать быть личностью.

Личностью человек становится (и остается) по мере того, как он начинает (или сохраняет возможность) отдавать себе отчет в том, что делает, и может руководить своими действиями. Эта формула характеризует зрелую, полноценную личность. Личность формируйся постепенно.

Проблема формирования личности умственно отсталого ребенка относится к числу наименеэ разработанных. Поэтому она будет отражена в данной части книги в той мере, в какой это возможно на данном этапе развития этой особенно сложной области.

В вопросах, относящихся к формированию личности ребенка, советская психология руководствуется марксистско-ленинской концепцией личности. Сущность этой концепции состоит в том, что личность формируется под влиянием тех общественных отношений, той общественной среды, в которой происходит развитие ребенка, т. е. под влиянием воспитания в самом широком смысле этого слова, организованной взрослыми собственной деятельности ребенка.

Ставшее крылатым выражение К. Маркса, что «личность- это совокупность общественных отношений», конкретизировалось во многих советских психологических исследованиях, показавших, как на разных этапах формирования личности «взрослые люди Цдводят ребенка в мир социальной действительности» (Л. И. Бодювич, 1968), как складывается у ребенка под влиянием «социальной ситуации» его развития определенная система мотивов и потребностей.

Из этой концепции, естественно, не следует, что врожденные биологические особенности организма ребенка не оказывают : влияния на свойства его личности. Оказывают, но отнюдь не предопределяют ее развитие. Известный советский психолог С. Л. Рубэйнштейн, разъясняя свою теорию, согласно которой всякие внешние воздействия действуют на человека опосредствованно, через » внутренние условия, пишет, что «важный физиологический компонент этих внутренних условий составляют свойств нервной системы».

Следовательно, хотя состояние и свойства нервной системы входят составным элементом в комплекс условий, от которых зависит полноценное развитие личности ребенка, их не следует рассматривать как определяющие развитие личности. Определяют развитие личности ребенка общественные условия его воспитания, конкретная историческая среда, в которой он развивается, его образ жизни.

Этими положениями теории личности, разрабатываемые советскими психологами, существенно отличаются от некоторых зарубежных концепций, рассматривающих личность и характер ребенка как прямое следствие его конституциональных, наследуемых свойств.

Это краткое напоминание принципиальных положений общей психологии необходимо для того, чтобы понять, как формируется личность умственно отсталого ребенка.

Именно в этом последнем вопросе особенно остро выступают некоторые идеологические противоречия.

Умственно отсталые дети в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, в младшем школьном возрасте носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила нашей морали от учителей, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому и случается, что умственно отсталые дети по неразумению либо по неустойчивости нравственных понятий из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия. Рассмотрим причины этого.

В некоторых странах обучение умственно отсталых не является обязательным В других оно может быть фактически реализовано лишь состоятельными родителями В этих условиях дебилы, лишенные обучения и трудовой подготовки, нередко составляют основной процент правонарушителей. Преступные элементы этих стран, пользуясь умственной и личностной незрелостью умственно отсталых детей, превращают их в исполнителей своих преступных замыслов Такого рода преступные организации, которые используют в своих целях детей и калек, были описаны еще Ч. Диккенсом и Б. Брехтом Хотя авторы и не подчеркивали умственной неполноценности втянутых в эти организации детей, очевидно, что они составляют там большой процент.

О том, что большое количество умственно отсталых и вообще психически неполноценных детей оказывается в числе правонарушителей, можно узнать и из сухих сводок, которые публикуются в капиталистических странах.

Из таких фактов некоторые авторы, сочувствующие ломбро-зианскому направлению, делали неправильные выводы об особой моральной дефективности части умственно отсталых детей, т. е об их врожденной склонности к антисоциальному, аморальному поведению. Это совершенно неправильные взгляды. Никакие мозговые заболевания не могут быть причиной возникновения антисоциальных, аморальных склонностей. Ребенок, который под влиянием тяжелой болезни нарушает правила общественного порядка, действует так либо потому, что он вообще неправильно понимает окружающую его обстановку, либо потому, что не может руководить своими поступками, но не потому, что болезнь заставляет его действовать именно вопреки правилам общественного порядка. Не болезнь является причиной антисоциальных, аморальных действий умственно отсталых детей, а та среда, в которой живет и развивается ребенок.

В Советском Союзе закон о всеобщем обучении распространяется и на больных детей. В нашей стране все без исключения дебилы (а также и некоторые имбецилы) обучаются во вспомогательных школах Принцип всеобщего обучения в нашей стране не только провозглашается, но и фактически обеспечивается наличием необходимого количества вспомогательных школ и бесплатностью обучения Некоторые категории умственно отсталых живут и воспитываются в специальных интернатах. Таким образом, все без исключения умственно отсталые дети получают в нашей стране необходимое им общее образование и подготовку к трудовой деятельности Результатом этого является положительное развитие личности подавляющего большинства умственно отсталых детей.

Вспомогательная школа много делает в смысле подготовки своих воспитанников к труду в сфере материального производства При этом уделяется существенное внимание и вопросам правильной профессиональной ориентации учащихся.

Правильное воспитание и обучение умственно отсталых учащихся в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них правильное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым Учитель может добиться того, чтобы убеждения учащихся, несмотря на некоторую, неизбежную на первых порах, ограниченность, соответствовали по содержанию основным нормам коммунистической морали.

Недоразвитие или неправильное развитие характера, воли и других высших психических функций, как указывал Л С Выготский, довольно частое, но не обязательное вторичное осложнение при умственной отсталости Следовательно, для того чтобы по возможности избежать этого осложнения, нужно осуществлять специальные мероприятия, вести специальную кропотливую работу Воспитывать этих детей, формировать их личность в правильном направлении довольно трудно Адекватное развитие личности учащихся в наших вспомогательных школах является результатом напряженного и вдумчивого педагогического труда учителей этих школ Будущему педагогу следует с самого начала ознакомиться с важнейшей психологической задачей, которая возникает в связи с формированием личности таких детей, им нужно также иметь представление об особенностях умственно от сталых детей, затрудняющих процесс формирования их личности.

Одна из трудных, но важных задач — развитие у умственно отсталых детей высших культурных потребностей Надо сказать, что эта задача встает и при воспитании психически полноценных детей Для того чтобы прививаемые взрослыми моральные нормы и нравственные представления стали прочными убеждениями, не обходимо, чтобы эти нормы и представления нашли опору в лич ных духовных потребностях школьника.

При формировании личности нормальных школьников многое (но далеко не все) может быть достигнуто за счет словесных объяснений, ознакомления с эмоционально воздействующими произведениями искусства и т п Такие пути менее продуктивны, когда речь идет об умственно отсталых детях Воспитывать, формировать личность умственно отсталого ребенка значительно труднее. Здесь требуется затрата большего времени и труда. Трудности их воспитания обусловлены не только недоразвитием мышления, но и дисгармоническим ростом потребностей.

При нормальном развитии личности здорового ребенка его потребности в условиях правильного воспитания растут и усложняются, образуя сложную, взаимосвязанную иерархию. Не только развиваются и все более «очеловечиваются» элементарные органические потребности, но формируются и усложняются разнообразные культурные специфически человеческие потребности. Возникают интересы и потребности познавательного характера: ребенок хочет овладевать знаниями, читать книги, слушать музыку, любоваться природой, произведениями искусства.

Наиболее сложными человеческими потребностями, формируемыми в наших школах, являются такие, как потребность в поло жительной общественной оценке, в уважении со стороны коллектива, в полезном обществу творческом труде, в самоуважении, т. е. в переживании своей деятельности как соответствующей принятым нравственным нормам Сложная иерархия потребностей нормально развивающегося ребенка представлена в исследовании советского психолога Л. И. Божович.

Иначе обстоит дело с развитием высших потребностей у умственно отсталых детей.

Один из классиков олигофренопедагогики — Э. Сеген писал, что умственно отсталый ребенок, не прошедший школы специального обучения и воспитания, ничего «не знает», «не может» и «не хочет». При этом он придавал главное значение последнему, т. е. отсутствию каких-либо хотений, стремлений, потребностей. Он считал, что умственно отсталый ребенок, возможно, многое смог бы и узнал бы, если бы только захотел, но вся беда в этой слабости побуждений (в отсутствии духовных интересов и потребно стей, как сказали бы мы сейчас). Характеризуя облик умственно отсталых школьников, профессор Л. В. Занков также обращает внимание на то, что у многих из них крайне мало развита любо знательность, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности.

Слабость побуждений умственно отсталых детей неравномер на. Элементарные органические потребности у большинства умственно отсталых детей совершенно адекватны, и их побудительная сила с годами все увеличивается.

Даже если не наблюдается расторможенности влечений, а толькo замедленное и затрудненное развитие духовных потребностей, следует говорить о дисгармоничном развитии потребностей. Именно эта дисгармоничность, иначе говоря, непропорциональное развитие потребностей представляет собой ключ к пониманию особенностей и трудностей развития личности умственно отсталого Гребенка.

Существенное влияние на развитие личности оказывает формирование ее направленности. Понятие «направленность личности» было введено известным советским психологом С. Л. Рубинштейном. Понятие это расшифровывается как характеристика основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека. К чему стремится ученик, заканчивающий вспомогатель ную школу: хочет ли он работать, читать, заниматься спортом, либо главные его устремления состоят в желании развлекаться, потреблять то, что могут дать ему родители и государство?

Между названными крайними полюсами направленности существует, разумеется, множество переходных вариантов. Однако — главным остается все же вопрос о том, чего хочет, к чему стремится юноша или девушка.

Особая острота этого вопроса в отношении учеников вспомогательной школы очевидна. Эти выпускники могут стать полноценными трудящимися, полезными членами нашего общества. Как правило, происходит именно так. Однако случается, что вследствие плохой ориентировки в окружающих людях и обстоятельствах, а также под влиянием ряда других факторов они начинают свой трудовой путь неудачно.

Рассмотрим этот круг вопросов в свете исследований, посвященных изучению направленности личности умственно отсталых.

Непосредственно этому вопросу посвящены работы Л. Н Поперечной. Она длительно прослеживала судьбу подростков, перенесших в раннем возрасте органические поражения головного мозга. Ею были изучены две группы. В первую группу вошли те ученики-подростки массовой школы, которых в свое время врачи и педагоги рекомендовали перевести во вспомогательную школу. Такой их совет был обусловлен тем, что у всех этих учащихся. Имели место выраженные явления церебрастении. Родители категорически воспротивились идее такого перевода. В результате Дети остались в стенах массовой школы, что, как мы увидим дальше, ни к чему хорошему не привело.
Ко второй группе были отнесены те, кто перенес более тяжелые поражения головного мозга, вызвавшие умственную отсталость. Отнесенные к этой группе дети обучались во вспомогательных школах.

По данным этого исследования, решающую роль в возникновении отрицательной направленности личности у первой группы юношей и девушек сыграла длительная неуспеваемость в школе, т. е. неуспех в основном виде деятельности. Во второй группе- выпускников вспомогательных школ-оказалось (по данным отдаленного катамнеза) гораздо больше юношей и девушек с положительной направленностью личности. Они работали, самостоятельно жили, даже строили собственные семьи.

Указанные данные совпадают с наблюдениями Г. И. Гольдовской, В. Ю. Карвялиса и многих других, изучавших катамнез учеников вспомогательных школ.

Л. Н. Поперечная описывает такую стойкую положительную направленность личности даже у тех, кто после окончания школы-интерната вынужден был жить в одной квартире со своими родителями-алкоголиками. Она объясняет моральную стойкость этих молодых людей тем, что их успехи в учебной и трудовой деятельности способствовали формированию положительных интересов и ценностей, т. е. положительной направленности личности.

Это исследование является убедительным подтверждением правильности теории психологов, писавших, что личность человека формируется в его деятельности (С. Л. Рубинштейн, Б. В. Зейгарник, А. Н. Леонтьев, Л. Сэв).

Трудовое воспитание следует рассматривать как важнейший фактор формирования личности. Это положение относится ко всем детям и подросткам. По отношению к детям с неполноценной либо ослабленной нервной системой труд представляет собой также и весьма значительное корригирующее восстановительное

Г. М. Дульнев дополняет мысль Л. С. Выготского о единстве интеллекта и аффекта. Л. С. Выготский утверждал, что в процессе развития ребенка меняется не только строение интеллекта и аффекта, но и отношение между ними. Г. М. Дульнев указывает на то, что отношения между интеллектом и аффектом меняются в зависимости от содержания и степени сложности выполняемой ребенком деятельности.

Эти важные соображения Г. М. Дульнева не потеряли своей актуальности. Некоторые исследователи до сих пор рассматривают особенности эмоционально-волевой сферы детей как врожденные, т. е. биологически обусловленные. До сих пор не всеми — учитывается зависимость этих эмоциональных и волевых проявлений от выполняемой детьми трудовой деятельности.

На основе конкретных фактов и наблюдений Г. М. Дульнев показывает, как формируется в труде целенаправленность и самостоятельность. Возможность сделать вещь привлекает, захватывает школьника. Более трудно, но еще более значимо, воспитание таких качеств, как критичность и самоконтроль. Когда ученик вспомогательной школы получает плохую отметку за неправильно решенную задачу или ошибки в диктанте, он не всегда . убежден в том, что эта плохая оценка справедлива Но когда ученик обнаруживает дефект в сделанной им вещи,- это сразу дает ему представление о допущенной ошибке и побуждает в дальнейшем более внимательно следить за ходом своих действий.

В процессе труда лучше проявляются предусмотрительность и самоконтроль. Когда же, наконец, удается сделать нужную вещь правильно, ученик испытывает огромное удовлетворение. Так зарождается чувство собственного достоинства даже у ранее совсем неуверенного в себе ребенка.
Книга Г. М. Дульнева должна быть хорошо изучена будущими учителями вспомогательных школ.

И, наконец, большое значение для формирования личности имеет коллектив, в котором она развивается.

Выше уже приводилось суждение Л. И. Божович о том, что личность, формируясь под влиянием окружающей действительности, становится все более независимой от непосредственного влияния сиюминутной ситуации. Так, например, зрелый и сознательный юноша, оказавшись в дурной компании, не даст себя уговорить пойти на аморальное действие. Однако зрелой и сознательной личностью этот человек не родился, а стал под влиянием всего своего образа жизни в семье, школе, среди друзей по трудовой деятельности.

Вопрос о влиянии коллектива на развитие личности учеников вспомогательной школы изучался Н. Л. Коломинским’. Он воспользовался социометрической методикой, о которой известно из курса общей психологии.
Детей спрашивали о том, с кем бы они больше всего хотели сидеть за одной партой (или кому хотели бы подарить красочную открытку). Выявлялись дети, которых больше всего предпочитают в классе («звезды»), промежуточные типы и типы так называемых «отверженных», т. е. таких, с кем никто не хотел бы сидеть за одной партой ил,и кому никто не хотел бы подарить картинку.

Н. Л. Коломинский не ограничился выявлением взаимоотношений учащихся в разных классах (что само по себе важно для каждого учителя-олигофренопедагога), но постарался выявить, какие именно ценности стоят за выбором товарищей. Иначе говоря, чем привлекателен тот школьник, которого выбрали, предпочли соученики. Это позволило ему сформулировать (схематично, разумеется) стадии развития коллектива по уровню.

Мало изучен вопрос о роли первичного коллектива семьи в oформировании личности умственно отсталого ребенка. Дело не только в том, насколько успешно семья формировала у него навыки и привычки. Трудно понять, насколько велико горе, которое испытывают родители, когда выясняется (сразу или постепенно), что у них родился неполноценный ребенок. Это хроническая мучительная боль. Рождение такого ребенка меняет динамику внутрисемейных отношений. При низкой душевной культуре одного

|гз супругов случается и так, что семья распадается и вся тяжесть ||роря и забот падает на плечи одного из них, а то и вовсе бабушки или дедушки. Вот эта длительная семейная драма влияет на формирование личности умственно отсталого ребенка, даже если он воспитывается в интернате. Очень важная работа, ведущаяся в Югославии и некоторых других странах, описана в статье А. Борич. Психолог Т. В. Дембо специально писала о той особой деликатности, которую необходимо проявлять психоневрологу били педагогу в беседе с родителями психически неполноценного Цребенка, о недопустимости круто пессимистически высказываться ро его будущем.

Таким образом, формирование личностных качеств ученика вспомогательной школы, так же как и любого иного ребенка. У .происходит в онтогенезе. Огромную роль в воспитании играет при общение ребенка к посильному труду. Важнейшая роль в воспитании принадлежит коллективу, в котором ребенок развивается. Речь идет ; о семейном, школьном и трудовом коллективах.

В последующих главах мы рассмотрим подробно отдельные-стороны (или элементы) личностного развития.

  1. Назовите возможные причины неправильного развития личности умственно отсталых детей.
  2. Произведите критический анализ теории так называемой-«моральной дефективности».
  3. Раскройте вопрос о дисгармоничном развитии потребностей у умственно отсталых детей.
  4. Расскажите о направленности личности умственно отсталых школьников.
  1. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976, с. 39-69, гл. II.
  2. Б о ж о в и ч Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. 1968, с. 420-447.
  3. Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. М., 1971.
  4. Карвялис В. Ю. Социально-трудовая адаптация выпускников специльных школ Литовской ССР.-Дефектология, 1973, № 6.
  5. Поперечная Л. Н., Рубинштейн С. Я. О некоторых причинах неравильного развития личности подростков, перенесших органическое поражение центральной нервной системы, и мерах профилактики. Методические рекомендации. М., 1973.
  6. Рубинштейн С. Л. Пути и принципы развития психологии. М., 195°,
  7. Петрова В. Г., Головина Т. Н. Психологические проб.лемы коррекционной работы во вспомогательной школе. М., 1980, т. I.

Источник:
Особенности личности
Часть III ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ Глава 13. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ Ошибочность теории моральной дефективности умственно отсталых детей.
http://www.psycheya.ru/lib/psy_uod_13.html

Особенности личности

Особенности личности в гороскопе рождения

Особенности личности – это ключевая часть гороскопа рождения, он рассматривает особенности личности, помогает определить возможности и таланты человека, а также подскажет в каком направлении лучше приложить усилия, чтобы достичь успеха.

Анализ персонального гороскопа рождения в контексте особенностей личности поможет лучше понять себя, свои проявления и возможности. А если человек адекватен в оценке своих ресурсов и ограничений, ему будет проще их использовать с пользой и в удовольствие.

Описание особенностей личности персонального гороскопа поясняет как Вы воспринимаете и реагируете на энергию. Анализ натальной карты дает очень важную информацию о выраженности стихий в структуре личности человека и о том, как проявлены модальности, которые характеризуют то, как человек реагирует на происходящее.

Стихии и темперамент человека

Четыре стихии – это огонь, земля, воздух и вода — характеризуют темперамент человека. Обилие или отсутствие стихии показывает, как проявляет себя личность. Комбинации стихий в натальной карте определяют личность и внутренний склад человека. Отсутствие одной из стихий создает человеку проблемы и осложняет его реакцию на энергию. Такие люди либо стремятся компенсировать нехватку, чтобы гармонично вписаться в жизнь, либо понятия не имеют о том, что их личность чего-то лишена.

Если отсутствует огонь, у человека может быть занижена самооценка и отсутствие уверенности в себе. Такие люди бывают пессимистами, легко впадают в уныние, им не хватает жизнерадостности.

Когда в карте нет земли, часто страдают отсутствием практичности и оторванностью от реальности.

Людям, у которых отсутствует стихия воздуха, объективность дается с большим трудом, они имеют тенденцию принимать все близко к сердцу. Они тянуться к общению, но не умеют быть хорошими собеседниками. Их чаще интересует собственная точка зрения.

Люди с отсутствием стихии воды, пытаются восполнить эмоциональный вакуум. Таким людям трудно общаться и выражать свои чувства. В результате они стремятся сблизиться с очень эмоциональными людьми. Им не хватает сострадания и умения поставить себя на место другого человека.

Если у человека отсутствует какая-то стихия, ему необходимо развивать в себе отсутствующие черты. В выборе профессии и деятельности важно опираться на хорошо выраженные качества. Деятельность, требующая недостающих качеств, будет даваться с большим трудом и в ней трудно будет достичь выдающихся результатов.

Что влияет на действия человека в критической ситуации

Анализ модальностей показывает, как люди реагируют на воздействия, как они себя ведут в критических ситуациях. Начинает ли человек действовать или он предпочтет закрыться, остановиться, защититься и не реагировать? Модальности дают четкое представление о том, каким образом человек будет реагировать на энергию, а также помогают понять, как люди реагируют на влияние звезд и астрологические прогнозы.

Особенности положения Солнца, Луны и Восходящего знака

В анализе персонального гороскопа рождения, безусловно, важное место отводится особенностям расположения Солнца, Луны и восходящего знака (Астендента – см. «Базовые понятия астрологии) поскольку это важные индикаторы особенностей личности и ее проявления.

Солнце и его положение в гороскопе характеризует личность, уровень энергии, особенности характера и жизненную цель.

Восходящий знак – также важная характеристика личности и ее проявлений, внешности, уровня энергетики и самореализации.

Луна – это эмоциональный барометр человека, характеризующая его эмоциональный склад и эмоциональные потребности.

При рассмотрении особенностей личности клиент получает ключ к пониманию особенностей проявления планет своего гороскопа и, соответственно, собственной личности: диапазон возможностей всех планет гороскопа рождения и оценка коэффициентов аспектов, образуемых каждой из планет в гороскопе. Это путеводитель по жизни человека, который подсказывает, что можно ожидать от каждой планеты, как она проявляет себя, и за счет чего происходит потеря энергии, как и за счет чего ее можно восполнить. На основании этого анализа определяется король аспектов – ключевая планета гороскопа, на которую целесообразно опираться и делать ставку по жизни.

Король аспектов является неким трансформатором влияния всех планет, выступая в роли энергетического узлового пункта, способного вносить изменения в жизнь человека.

Король аспектов удерживает нити человеческой судьбы, это генератор всех действий. Реализация качеств и предписаний короля аспектов помогут справиться в сложных жизненных ситуациях.

Драйверы человека – побудители к действию

К важным особенностям личности, которые рассматриваются в данном гороскопе, относятся «драйверы» клиента – то, что заводит и побуждает действовать. Это узловые особенности гороскопа (наиболее важные аспекты, образуемые планетами), которые являются важной составляющей личности и ее проявлений, то, что заставляет действовать и помогает выбрать свою жизненную цель.

Общее представление о возможностях анализа гороскопа рождения в контексте рассмотрения особенностей личности Вы можете получить, ознакомившись с образцом данного гороскопа.

Информация натальной карты об особенностях и задатках личности, оценка выраженности планет очень полезны при воспитании и развитии способностей детей, выбора сферы реализации. В этом случае грамотная астрологическая консультация позволяет сократить время интуитивного поиска и быстрее достичь гармонии с собой и окружающим миром.

Консультация «Особенности личности» поможет родителям в воспитании и развитии ребенка, будет полезна на этапе самоопределения человека, выбора сферы самореализации, профессии, а также при возникновении внутренних конфликтов. Он поможет разобраться в личностных особенностях, способностях, талантах, подскажет куда стоит направить усилия, чтобы обрести успех.

Консультация «Особенности личности» проводится по Скайпу, ее продолжительность 2 часа. По итогам консультации предоставляется аудиозапись.

Эта информация поможет Вам разобраться в своем потенциале и правильно использовать его.

Источник:
Особенности личности
Особенности личности – ключевая часть гороскопа рождения; раскрывает таланты и потенциал человека, дает рекомендации как реализовать себя, улучшить здоровье и качество жизни
http://astropsy.com.ua/astrologiya/goroskop-rogdenia/osobennosti-lichnosti.html

Черты личности

Черты личности (свойства личности, личностные черты) — черты и характеристики человека, описывающие его внутренние (а еще точнее — глубинные) особенности. То, что нужно знать об особенностях его поведения, общения и реагирования на те или иные ситуации не конкретно сейчас, а при долговременных контактах с человеком.

К личностным чертам относят глубинные особенности, имеющие как биологическую, так и социальную природу, и определяющие более поверхностые, ситуативные проявления.

Добросовестность, как личностная черта, в конкретной ситуации проявит себя как готовность довести дело до конца.

Позитивные черты личности часто называют: качества личности.

Какие особенности личности можно причислить к личностным чертам? Проще отметить, что к личностным чертам не относится. Не являются чертами личности характеристики, описывающие:

  1. Субъективное отношение к личности (Необычный, Удивительный, Неприятный).
  2. Физические качества человека (Ловкий, Красивый).
  3. Социальные характеристики и «звания» (Опытный, Мудрый, Передовик производства, Святой, Просветленный).
  4. Временное, не устойчивое состояние человека, например ситуативное (Усталый) или зависящее от настроения (Понурый или Излучающий счастье). В отличии от позиции, которую можно оперативно выбирать, личностная черта оперативно не меняется. Личностная черта — неизменное обстоятельство, с которым можно только считаться, использовать или преодолевать. Примерно как погода за окном: изменить мы ее не можем, но если там идет дождь, мы можем взять зонтик и пойти куда надо.

Можно ли привести полный список черт личности? — Создать полный, «правильный» список черт личности невозможно: с одной стороны, он бесконечен (ограничен только возможностями языка и фантазией его владельца?), с другой стороны, этот список создается под конкретные нужды конкретного исследования и поэтому всегда произволен.

Пытаясь добиться всестороннего описания личности, Р. Кеттелл начал со сбора всех названий свойств личности, встречающихся либо в словарях типа составленного Г. Олпортом и X. Одбертом, либо в психиатрической и психологической литературе. Полученный список названий (4500 характеристик) за счет объединения явных синонимов был сокращен до 171 свойства личности.

Далее, является ли некоторая ситуативная особенность личности ее выбранной позицией либо стабильной чертой, сказать не всегда возможно. Позиция, это выбор, это выбранный человеком определенный образ мышления и отношения, то черты личности — стабильные особенности личности. В отличии от позиции, которую можно оперативно выбирать, личностная черта оперативно не меняется.

Если человек ведет себя как Жертва, это его черта или ситуативный выбор? Чтобы ответить на такой вопрос, нужно наблюдать за человеком в разных ситуациях. Многие из особенностей личности можно одновременно отнести и к чертам, и к позиции, отметив при этом «перевес» того или другого, характерный для определенной культуры данного времени. Например, Потребитель сегодня чаще позиция, нежели личностная черта взрослого человека. Мало про кого можно определенно сказать, что ему присуща стабильная характеристика всегда заботиться о себе и всегда только за свой счет. Чаще человек в той или иной ситуации оперативно выбирает такой способ жизни, а в другой ситуации он может принять другое решение. Впрочем, можно говорить и о том, что часть людей придерживаются позиции Потребителя, сделав сознательный выбор и сделав это уже своей стабильной привычкой. И в этом смысле — личностной чертой.

Кажется, что список актуальных по жизни черт личности несложно продолжить: это адекватность, внушаемость, воспитанность, искренность, перфекционизм, сдержанность и многие другие.

Сделать стройную систему черт личности затруднительно в первую очередь в связи с тем, что черты личности связаны друг с другом не только линейно, но и иерархически. Например, такие поведенческие привычки, как «Кивки», «Угуканье» и «Вспышки глазами» являются составляющими умения подавать знаки слушания — умения и привычки более высокого уровня. В свою очередь, знаки слушания вместе с подстройками по телу, подстройками по словарю являются составляющими умения слушать. В свою очередь, умение слушать вместе умением говорить чёткими тезисами, навыком оперирования фактами и конкретикой и привычкой подводить итоги являются составляющими вдумчивого общения, которое в свою очередь является частью эффективного общения. Эффективное общение входит, как элемент, в эффективное руководство, и так далее.

?С точки зрения нужд практики список черт личности можно существенно сузить, выделив корневые, основополагающие, собственно личностные черты. Таковыми принято считать экстраверсию, доброжелательность, добросовестность, невротизм и открытость опыту (так называя Большая пятерка).

Открытость опыту — способность и готовность человека видеть (прислушиваться, воспринимать) то, что происходит в нем, в окружающих людях и жизни.
Открытость опыту обеспечивает рост и развитие личности.
Личностная неадекватность является помехой в открытости опыту: открытость есть, но информация приходит к человеку в искаженном виде.
?Закрытость от опыта, внутренние и внешние защиты дают большую безопасность, но прекращают рост и развитие личности. Крайний вариант защит — непроницаемость для опыта.

Некоторые из черт, характерные для развитой личности и менее распространенные у массовой личности, мы вынесли в раздел Самосовершенствование. Мы отнесли к таким чертам позитив, конструктив, ответственность, энергичность, целеустремленность, любовь к порядку, готовность сотрудничать, а также умение и привычку жить с любовью – к сожалению, этих черт явно недостает по крайней мере российским людям как в рабочих, так и близких отношениях.

Может ли человек менять черты своей личности? Кто-то — может определенно. Большинство — нет, сами не способны. Подробнее посмотрите статью «Можно ли менять свой характер, и как?»

Источник:
Черты личности
Психологос энциклопедия практической психологии
http://www.psychologos.ru/articles/view/cherty_lichnosti

COMMENTS