Почему вопрос о смысле жизни по словам философа

Почему так получилось, что главный вопрос жизни отодвинут на задний план?

Почему так получилось, что главный вопрос жизни отодвинут на задний план?

«Вопрос „о смысле жизни“ волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на время, и даже на очень долгое время, совсем забыть о нём, погрузиться с головой или в будничные интересы сегодняшнего дня, в материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных успехах, или в какие-либо сверхличные страсти и „дела“ — в политику, борьбу партий и т. п., — но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек. Этот вопрос — не „теоретический вопрос“, не предмет праздной умственной игры; этот вопрос есть вопрос самой жизни, он так же страшен — и, собственно говоря, ещё гораздо более страшен, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода. Поистине, это есть вопрос о хлебе, который бы напитал нас, и воде, которая утолила бы нашу жажду»

(с) С.Л.Франк,
крупный русский философ,религиозный мыслитель и психолог.

В настоящие дни главный вопрос жизни человека теряется среди массы второстепенных задач, таких как обеспечение жизнедеятельности: быть накормленным, обутым, одетым, с крышей над головой; а так же целей, которые предлагает нынешний строй жизни: быть успешным, «полезным обществу» и др.

Почему так получилось, что главный вопрос жизни отодвинут на задний план?

Предлагаю посмотреть на окружающую действительность с такой точки зрения:

1. Нынешний уклад жизни социального человека схож с принципом «жизни» вещи, предмета. Любая вещь создается для определенных целей: магнитофон для того, чтобы слушать аудиозаписи; холодильник для того, чтобы хранить продукты; машина для того, чтобы на ней ездить и перевозить необходимые вещи; и т.д. Вещи создаются для людей. Любые механизмы управления, будь то политика, охрана безопасности или что-либо еще, созданы так же для людей. Человек – не вещь, я глубоко убежден, что человек не рождался для того, чтобы пользоваться вещами или управлять какими-то процессами, такими как, например: политика, продажа сотовых телефонов, создание новых произведений музыки или живописи, и т.д.

2. А теперь взглянем на то, как живут люди. Я задавал вопрос о смысле жизни некоторым людям, слышал разговоры и убеждения по поводу данного вопроса от многих людей. Множество людей говорит, что смысл их жизни в определенном деле, к примеру, они говорят: «У каждого свое предназначение, мое предназначение – создавать музыку» – или быть политиком, управляющим на заводе или заниматься еще какими-то делами, которые в действительности не являются, на мой взгляд, истинным смыслом жизни. Я повторюсь, человек не может быть рожден для определенного «дела жизни», тогда бы на лбу было естественное клеймо с самого рождения «Я – музыкант» или «Я – продавец». Но такого нет и быть не может. Поистине же, человек не знает своего предназначения, смысла жизни, но и не пытается познать этот вопрос, получить ответ – вот в чем проблема.

3. Социальная среда или уклад современной жизни, целей и задач, которые ставятся перед человеком, каким-то образом сменили ценности жизни, вплоть до бытового уровня. Но самое главное, на мой взгляд, самое катастрофичное последствие такого уклада жизни – что главный вопрос жизни каждого человека отодвинут очень далеко. Главным принципом становится накопление материального богатства, власти над другими людьми и «приятностей» как максимальное получение удовольствия практически любым, в том числе и безнравственным, да и попросту бесчеловечным путем. Но все эти ценности социальной жизни не отвечают на главный вопрос человека, и поэтому по-настоящему счастливым «человек социальный» не будет до тех пор, пока этого не поймет и не найдет ответ на главный вопрос жизни.

Далее, современная философия и другие науки, ученые и мыслители не дают ответа на самый главный вопрос жизни. Однако, в мире есть несколько людей, которых называют «Пробужденные» или «Просветленные», а попросту мудрецами, которые говорят, что ответ на этот вопрос есть. Я лично знаю такого человека, более того – я ему верю, но это не важно.

Таким образом, я вижу вопрос «Кто я?» самым главным, коренным в жизни человека как такового.

Итак, почему же я хочу создать эту, так называемую, «новую среду»? – Дело в том, что идти против социума, условно выражаясь, не имеет смысла – зачем? Это и нереально, да и ни к чему это, я же не собираюсь переубеждать множество людей – пусть сами решают, что для них важней и как им прожить свою жизнь. А т.к. в социальной среде другие цели, задачи и ценности, в общем: деятельность социальной жизни не направлена на разрешение таких вопросов, то и возникает необходимость создания общества, «новой среды», в котором будут ценности все-таки расставлены по местам – главный вопрос, значит, он будет главным! Иными словами, я хочу создать такую среду людей, где вопрос самопознания и смысла жизни стоит на первом месте.

Многие, возможно, могут сказать, что таких мест уже очень много, подразумевая под собой различные учения или религии. Я не отношусь ни к какой религии, ни к какой философии. И я не хочу, чтобы «новая среда» строилась на какой-либо религии или философии, мне интересно общество, которое будет строиться на самопознании и объективной правде. Меня больше всего привлекает то, что говорят «пробужденные» Рамана Махарши и Сергей Рубцов – они говорят очень конкретно, без шелухи – а они говорят, что не надо никому преклоняться, надо познать самого себя и тогда все встанет на свои места. Именно поэтому я делаю ставку именно на тот «путь», о котором они говорят и пишут, т.к. он кажется мне самым реалистичным.

Александр Васильев
Проект «НОВАЯ СРЕДА»

Разместил: annas | 27 декабря 2010 | Просмотров: 6160 | Комментариев: 2

Источник:
Почему так получилось, что главный вопрос жизни отодвинут на задний план?
Вопрос „о смысле жизни“ волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на время, и даже на очень долгое время, совсем забыть о нём, погрузиться с головой или в будничные инт
http://ezotera.ariom.ru/2010/12/27/pochemu-tak-poluchilos-chto-glavnyj-vopros-zhizni.html

Практические выводы к § 3

Из работы русского философа С. Л. Франка «Смысл жизни».

  1. Почему вопрос о смысле жизни, по словам философа, волнует и мучает человека? Почему от этого вопроса не может отмахнуться ни один человек?
  2. С какими свойствами человека связано стремление обрести смысл жизни?
  3. Как связаны между собой вопрос о смысле жизни и смертность человека? Почему этот вопрос носит «не теоретический» характер? В чем вы видите его практическую направленность?
  4. Известен ли вам рассказ А. П. Чехова, на который ссылается автор приведенного фрагмента?
  5. Почему многие люди все-таки считают нужным отмахнуться от вечного вопроса о смысле жизни? В чем ограниченность «страусовой политики»?
  1. Почему, обращаясь к сущности человека, мы спрашиваем, что такое человек, а не кто такой человек?
  2. Какие теории положили начало научному изучению антропогенеза? Охарактеризуйте их основное содержание.
  3. Раскройте основные этапы становления человека современного типа.
  4. В чем проявляется сущность человека как создателя и носителя культуры?
  5. Каковы основные (сущностные) отличительные признаки человека?
  6. Перечислите факторы становления человека, возможные только в обществе. Чем вы можете дополнить перечень учебника?
  7. Дайте характеристику основных подходов к определению смысла жизни.
  8. Какие проблемы изучения человека можно отнести к вечным, а какие — к актуальным?
  1. Составьте систематизирующую таблицу «Смысл и цель человеческой жизни во взглядах философов». При желании можете дополнить перечень имен ученых, искавших ответ на этот вечный вопрос. За необходимой информацией обратитесь к философскому словарю, учебникам по философии, загляните в Интернет.
  2. В чем философский смысл следующего высказывания И. И. Мечникова: «Садовник или скотовод не останавливается перед данной природой занимающих их растений или животных, но видоизменяет их сообразно надобности. Точно так же и ученый-философ не должен смотреть на современную человеческую природу как на нечто незыблемое, а должен изменить ее ко благу людей»? Каково ваше отношение к данной точке зрения?
  3. Чем бы вы объяснили тот факт, что многие ученые-естественники наряду с занятиями конкретными науками обращались к общим философским размышлениям о природе человека? Как связаны естественные науки с философской антропологией?
  4. Подготовьте сообщение об одной из наук, изучающих человека. Предложите план такого сообщения, сформулируйте вопросы для слушателей.

«Человек может быть определен как животное стыдящееся».

В. С. Соловьев (1853—1900), русский философ

Источник:
Практические выводы к § 3
Обществознание. Учебник для 10 класса
http://www.tepka.ru/Obschestvoznanie_10/15.html

COMMENTS