Поиск смысла жизни

Поиск смысла жизни

Человек испокон веков задаётся вопросом о том, в чём заключается смысл жизни и это нормально, ведь, как любят говорить новоявленные философы, именно это и отличает человека от животного. На самом же деле это не совсем так. Данная особенность человека хоть и является несомненным отличием гомо сапиенс от других видов живых существ населяющих нашу планету, но зачастую лишь вредит нашему развитию. Ведь каждый из нас сталкивался с ситуациями, в которых попытка найти смысл жизни заканчивалась крахом и разочарованием в самой жизни. Кто-то пришёл к этому раньше, кто-то позже, но сути это не меняет – поиск смысла жизни, являясь свойственной всем людям чертой, всё же остаётся одним из тех вопросов, на которые крайне сложно найти общий и подходящий всем универсальный ответ.

Фактически, смыслом жизни можно назвать определённую цель, которую человек сам для себя выбирает, но на практике всё куда сложнее. Самые популярные цели, это семья, деньги, карьера и успех, но, как правило, несмотря на популярность, нет и 5% людей, для которых эти цели стали бы смыслом жизни. И опять-таки, смыслом жизни можно назвать как то, ради чего мы живём, так и то, ради чего мы жили раньше, а значит, это понятие как бы условно разделяет нашу жизнь на два отрезка, что ещё больше усложняет поиск истины в понятии. Но не отчаивайтесь! Всё намного проще, чем кажется, ведь так как все мы уникальны, то нет совершенно никакого смысла искать какую-то общую, единую для всех цель, а значит круг сужается и нам остаётся лишь оглянуться назад, поняв, для чего мы жили до сих пор, и задуматься наперёд, что нас ждёт за следующим поворотом.

Один простой совет, ударяясь в поиск смысла жизни, не пытайтесь расписать свою жизнь поминутно. Во-первых, это бессмысленно, так как вы не в состоянии повлиять как минимум на 30% тех обстоятельств, которые будут возникать на вашем жизненном пути, а во всём остальном вы перестанете жить и будете просто существовать. Ну а как вывод из всего вышесказанного, можно просто отметить, что смысл жизни заключается в самом себе, в самой жизни и в постоянном самовыражении себя как личности. Поймите, что для вас имеет первостепенную важность: для древнего героя Ахилла, этим смыслом была слава на тысячелетия, для спартанских мужей – сила и боевая гордость, для философов – познание истин и открытие законов мира, а для миллионов и миллионов других людей, в более приземлённых и простых вещах: любви к детям и семье, развитии себя, помощи близким… список можно продолжать до бесконечности.

Источник:
Поиск смысла жизни
Человек испокон веков задаётся вопросом о том, в чём заключается смысл жизни и это нормально, ведь, как любят говорить новоявленные философы, именно это и отличает человека от животного. На самом
http://www.yourfreedom.ru/poisk-smysla-zhizni/

Поиск смысла жизни литературными героями

Вопрос, связанный с поиском смысла человеческой жизни, поднимался в литературе неоднократно, и именно этот вопрос можно назвать изначально риторическим. Герои многих выдающихся литературных произведениях пыталась понять, в чем же состоит смысл нашего существования, каждый из них делал это разными способами и выбирали совершенно противоположные жизненные пути.

Но несмотря на создаваемые раз за разом идеалы в своей жизни, они сталкивались практически с одинаковой действительностью. Можно ли найти однозначный ответ на вопрос о смысле жизни? И чем же закончились его поиски литературными героями, образы которых стали так близки многим читателям.

Образцовым примером такого героя можно назвать Евгения Онегина – главного героя одноименной повести Пушкина А.С. В первой части произведения нам раскрывается образ Онегина, представляющего собой дворянина, светского франта, жизнь которого полна развлечений, забав и любовных интриг. Несмотря на то, что его жизнь кажется насыщенной событиями, со временем она ему надоедает, и желая прекратить скуку, он отправляется в деревню. Онегин начинает интересоваться жизнью деревни, старается облегчить положение крестьян и заняться хозяйством. Но и эта деятельность ему надоедает, и постепенно его вкус к жизни остывает, человеческие чувства и эмоции исчезают из его души, и он полностью охладевает внутри и снаружи.

Основной завязкой повести можно назвать момент, когда главный герой, уже превратившись в бездушного и холодного эгоиста, беспощадно отвергает чувства молодой и искренней девушки Татьяны. И в дальнейшем он не щадит ее раненных чувств, Евгений открыто ухаживает за Ольгой, чем заставляет страдать и своего близкого друга – Ленского. Таким образом, Онегин теряет всех близких людей, людей, которые нуждались в нем, и самое главное – в которых он сам бессознательно нуждался.

Эта потеря означает для него потерю самого себя, и только такие печальные изменения заставляют его изменить взгляд на жизнь и ее смысл. Онегин старается исправиться, он находит Татьяну, чтобы рассказать ей о своих чувствах – но уже поздно, она изменилась и вышла замуж. Он сделал фатальные ошибки, исправить которые уже нельзя, и понимание этого позволило ему осознать, что до момента разрушения его жизни, его собственное существование не имело никакого смысла.

Подобные трагедии преследовали и продолжали преследовать героев и после «Евгения Онегина». Вечный поиск смысла жизни – это одна из фундаментальных тем в русской и зарубежной литературе. В своих литературных произведениях писатели освещают тяжести подобных поисков для любого человека, раскрывают их идеалы и показывают ту горькую действительность, с которой им, в конце концов, приходится сталкиваться.

В этом и заключается фатальная трагедия героев, находящихся в поисках смысла жизни, — опираясь на свои идеалы, им приходится иметь дело с порой жестокой и несправедливой действительностью. Порой их жизнь становится невыносимой именно из-за неправильно выбранных жизненных ориентиров, порой – им приходится мучиться сплошными противоречиями и бороться с разладом их идеалов и тем, что есть на самом деле. Подобным образом они проходят долгий и тернистый путь, на протяжении которого пытаются отыскать смысл непростой и порой совершенно несправедливой человеческой жизни.

Источник:
Поиск смысла жизни литературными героями
Вопрос, связанный с поиском смысла человеческой жизни, поднимался в литературе неоднократно, и именно этот вопрос можно назвать изначально риторическим. Герои многих выдающихся литературных
http://www.nado5.ru/e-book/poisk-smysla-zhizni-literaturnymi-geroyami

Школьный психолог про «Поиск смысла жизни»

1. Организационный момент

Эпиграфом к занятию я взяла слова римского философа, поэта, государственного деятеля, одного из выдающегося оратора своего времени – Сенека «Кто живет без цели впереди, тот всегда блуждает. Так поставим перед собой цель – высшее благо, чтобы стремится к ней изо всех сил и иметь в виду в каждом деле, в каждом слове».

Сегодняшняя жизнь, взорвавшаяся переменами, новым образом мыслей и действий, создающая множество экономических и психологических трудностей, требует от человека всех его нравственных и физических резервов для того, чтобы адаптироваться в новых условиях, и не просто выжить, а победить – прежде всего себя, а затем обстоятельства.

Каждый, кто стремится полноценно прожить жизнь, добиться успехов в обществе, а главное, ощущать радость жизни, должен уметь управлять собой, противостоять обстоятельствам, изменять себя, если это необходимо. Вопрос о смысле жизни – одна и з традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный человека смысл жизни.

Представлении о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия. Во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

2. Домашнее задание

Поиск смысла жизни – это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Сегодня, когда старые идеалы потускнели, а новые завоевывают свое место, эти проблемы стали едва ли не самыми важными. Но сказать с полной уверенностью, что многие люди нашли смысл жизни – мы не можем. Было бы радостно сознавать, что все его искали и ищут. Только каждый человек видит смысл жизни по – своему. Мне кажется, смысл жизни в любви к тем, кто тебя окружает, и к тому делу, которое ты делаешь. И чтобы любить людей, свою работу, надо любить повседневные мелочи, видеть в них радость, каждую минуту стараться улучшить что-нибудь вокруг себя и внутри себя.

Ребята, на прошлом занятии вы получили задание найти высказывание о смысле жизни записать его и объяснить, как вы его поняли. Итак, кто первый выступит? (заслушиваются ответы учащихся).

3. Определяем понятия и ассоциации

На доске запись «СМЫСЛ ЖИЗНИ» и от записи стрелочки в разные стороны.
Задание: Какие ассоциации и понятия вызывают эти слова.
Каждый ответ записывается.
— мы сейчас записали много ассоциаций, и все они отличаются по своей значимости. Для того, чтобы определить их значимость, я предлагаю вам послушать притчу «Философия жизни»

4. Притча «Философия жизни»

Профессор философии взял жестяную банку, заполнил ее доверху большими осколками камней, до 5 см. в диаметре и спроси л студентов, полная ли банка? «Конечно, полная», — ответили студенты.
Тогда профессор взял ящик с мелкой галькой, насыпал ее сверху на камни и слегка потряс банку. Галька провалилась в свободное пространство между камнями. Студенты засмеялись. После этого профессор взял пакет с песком и высыпал песок в банку. Несомненно, песок тоже просочился в те щели, которые еще остались между камнями и галькой.

— Эта банка, как жизнь человека, — сказал профессор, — сначала мы должны заполнить ее самыми крупными камнями, — это самые важные цели в нашей жизни, без которых мы не можем существовать: любовь, вера, семья, интересная профессия, воспитание детей. Галька – это менее важные цели, но необходимые для комфорта. Например, свой дом, машина, дача. Песок – повседневные заботы.

Если мы сначала насыпаем в банку песок, места для камней и гальки не останется. Тогда наша жизнь будет состоять из повседневной суеты и мы достигнем самого важного и нужного. Необходимо учиться сосредотачивать наши усилия на важных вещах, без которых жизнь теряет смысл, например, воспитание детей. Иногда мы уделяем много времени зарабатыванию денег, уборке, стирке, готовке, общению с соседями, но при этом у нас не хватает времени на наших детей. Это значит, что мы заполняем свою банку песком, забыв о крупных камнях.

Работа с карточками (каждому дается индивидуальная карточка)
Задание: заполнить карточки. Каждый для себя распределяет цели жизни. Для этого заполните у себя на карточках таблицу, где разделились цели.
Крупные
Самые важные цели, без которых мы не можем существовать
Средние
Менее важные, но необходимые для комфорта
Мелкие
Наши повседневные заботы

— Какие цели вы считаете крупными, самыми важными?
— Когда вы впервые задумались над смыслом жизни?
— Должен ли человек искать смысл жизни во всем, что он делает и для чего?
— Что в жизни хотелось бы изменить, и что вы для этого делаете?

Может ли смысл жизни изменятся со временем?

5. История про Сократа

— Мы с вами сейчас говорим об очень важных и значимых вещах. Но с этой темой очень тесно переплетается еще одна, не менее важная и очень значимая. Человек за всю свою жизнь задает много вопросов, а один из главных – КТО Я? Я считаю, что для начала поиска смысла жизни надо узнать самого себя и предлагаю посмотреть небольшую сценку.
Однажды Сократ прочитал одну фразу, которая его озадачила: «Познай самого себя». Он глубоко задумался над вопросом «Кто Я?». Он шел ничего не замечая , погрузился в размышления «Кто Я?». Не заметив, толкнул знатного вельможу. Тот в гневе вскрикнул: «Да кто ты такой, что так себя ведешь?». На что Сократ ответил, что я как раз и думаю над этим вопросом.

6. Работа с карточками

— Знаем ли мы самого себя?
— Сегодня мы начнем отвечать на еще один главный вопрос – кто я ?
Кто Я? Это три человека:

  1. То, что думают обо мне другие
  2. То, что я думаю о себе самом
  3. То, кем я являюсь на самом деле

— И сейчас мы все сыграем роль Сократа, и будем решать самую важную дилемму жизни «Кто Я?»
Но сначала определим составляющие «Я»:
Т.Е. то, что я думаю о себе самом

— роли
— что я умею делать
— что я люблю
— Мои положительные черты характера
— Мои отрицательные черты характера

То, что я думаю о себе самомТо, что думают обо мне другиеТо кем я являюсь на самом деле

— роли
— что я умею делать
— что я люблю
— Мои положительные черты характера
— Мои отрицательные черты характера

— Как выдумаете, кого было легче оценивать – одноклассников или себя? Почему?
— В народе говорят «Со стороны виднее». Есть ли среди вас те, кто не доволен записью, сделанную одноклассниками ?
— Кто считает, что оценивание одноклассниками было необъективным? (завысили оценку, написали лесть или неправду) докажите свою точку зрения.
— Поднимите руки те ребята, кто согласен с мнением одноклассников?

7. Определение важных качеств характера

На примере жизни успешных деловых людей мы определим, какие качества характера необходимо взращивать в себе для достижения своих самых крупных целей. Я зачитаю биографии известных людей, а вы должны подумать над тем, какие черты характера помогли им добиться успеха.

Билл Гейтс – основатель «Майкрософт», мирового лидера в производстве программного обеспечения компьютерной техники. Самый богатый человек в мире, вошедший в историю, как самый молодой миллиардер. Он им стал в 25 лет. В школе он проявлял способности к математике, а когда в 1963 году в школе был открыт компьютерный класс, он так заинтересовался этим новшеством, что на пару со своим другом Поллом Алленом проводил все свободное время за компьютером. Биллу было 15 лет когда он написал программу оптимизации уличного движения и образовал компанию «Треф Дейта» по ее распространению. Так из обычного оператора ПК он стал программистом и бизнесменом, проявив качества менеджера.

Шанель Коко – настоящее имя Габриель Шанель, В ыдающийся французский модельер, основательница «Дома Шанель», обладательница многомиллионного состояния. Родилась на западе Франции в семье мелкого торговца. Отец торговал галантерейными товарами, мать работала и прачкой и посудомойкой. После смерти матери отец сдал 12 летнюю Габриель в приют, фактически бросив ее. Добиться успеха во что –бы то ни стало – вот жизненное кредо Коко. Целеустремленность и настойчивость сделали свое дело. И в 1913 году она открывает собственный бутик. Коко создает собственную линию одежды и стремительно входит в мир моды… В 1920 году Шанель открывает Дом моды – фабрику, которая реализует на практике все замыслы Коко. До самой старости Коко сохраняла поразительную работоспособность, она творила и днем и ночью. Инициалы СС и по сей день на миллионах вещей, которые ежедневно выпускаются во всем мире.

Том Клаим – настоящее имя Анатолий Владимирович Климин. Владелец торговой марки элитной женской одежды «Том Клайм», годовой доход которой 100мил. Долларов в год. Он сколотил первоначальный капитал на внедрении в практику собственного изобретения – нанесения несмываемого рисунка на ткань, а так же на производстве и реализации солнцезащитных очков. Помимо этого Климин занялся дизайном одежды. Секрет его успеха в том, что он стал продавать фирменную одежду покупателям со средним достатком. Размышляя над секретом своего успеха, Анатолий говорит: «Главное – относиться с любовью к тому, что ты делаешь. Я просто работаю и получаю удовольствие от работы, а деньги для меня имеют второстепенное значение».

Федоров Святослав Николаевич – выдающийся ученый, врач офтальмолог, действенный член Российской академии наук, профессор. Федоров родился на Украине, затем семья переехала в Москву, где вместе с родителями в маленькой коммунальной квартире жил Святослав. В 1944 году вагоном трамвая ему оторвало ногу, но несмотря на инвалидность, Святослав не пал духом. В 1957 он закончил ординатуру Ростовского медицинского институт, а в 1960 г. Сделал первую операцию по коррекции зрения. Федоров произвел настоящий фурор в медицине не только в нашей стране, но и во всем мире. Разработанная им технология рефракционных операций позволила решить проблему со зрением 12 мил. Человек во всем мире.

8. Работа с карточками

Цель:_________________________________________________________________________
Временные рамки достижения____________________________________________________
План достижения:
5___________________________________________________________
4____________________________________________________________
3___________________________________________________________
2____________________________________________________________
1_____________________________________________________________
Я

9. Итог занятия. Обратная связь

«Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подлен ькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире – в борьбе за освобождение человечества» Николай Островский.

Источник:
Школьный психолог про «Поиск смысла жизни»
Школьный психолог об определении важных качеств характера школьника и о поиске смысла жизни
http://psycholog-school.ru/psikhologi/opredeleniye-vazhnykh-kachestv-kharaktera-i-poisk-smysla-zhizni.php

COMMENTS