Практическая психодиагностика

Журнал Практической Психологии и Психоанализа

Особое по сравнению с «цивилизованным» миром положение отечественной психодиагностики, обусловлено прежде всего ее особым историческим путем. Тесты долгое время подпадали под идеологические запреты, поэтому развитие тестового подхода в отечественной психодиагностике началось сравнительно поздно и не в психологии, а в медицине (Березин и др., 1976; Личко, 1976). Когда же психологи были готовы к тому, чтобы предоставить потенциальным потребителям качественные тесты и организовать цивилизованную структуру пользования ими, хронологически это совпало с переходом страны к рыночным отношениям. Результатом стало бесконтрольное распространение тестов и тестирования как товара, пользующегося спросом на рынке. Последствия мы пожинаем и будем пожинать еще очень долго. Рассмотрим их подробнее.

Одним из главных последствий массового распространения тестов явилось ужасающее качество большей части продукции, предлагаемой потребителю-психодиагносту. Ограничимся лишь одним примером и просим читателя поверить на слово, что их количество может быть практически безграничным.

В сложившейся ситуации добросовестные производители тестов находятся в заведомо проигрышных условиях. Их продукция сравнительно дорога, и потенциальный пользователь, часто не имеющий представления о том, как должен выглядеть качественный тест, а возможно, и имеющий, но стесненный в средствах, предпочтет халтурный, но более дешевый, а то и бесплатный вариант.

Другой аспект современной ситуации в психодиагностике — крайне низкий уровень пользователей, который обусловлен несколькими причинами. Главная из них — вследствие широкого и бесконтрольного распространения тестов доступ к работе с ними получили все желающие. Кажущаяся простота работы с тестами и их реальная информативность для решения многих практических задач привели к тому, что желающих, причем среди людей, часто не имеющих никакого отношения к психологии, нашлось очень много. Исправить это примерно так же просто, как загнать джинна обратно в бутылку. К тому же не очень понятно, как исправлять, потому что отсутствует (или не работает) нормативная база, регламентирующая распространение тестов и работу с ними.

Низкая квалификация пользователей тестов имеет по меньшей мере два печальных последствия. Первое — неквалифицированный, а часто просто халтурный или безграмотный уровень выводов и заключений, которые делаются по результатам психодиагностического исследования. В качестве примера процитируем фрагменты из заключения, составленного фирмой, весьма активно действующей на рынке психодиагностических услуг. Описывается девятилетняя девочка, а заключение представлено ее родителями. (Единственный отрадный момент: оно не имело последствий для ребенка, потому что единственной целью тестирования было выколачивание денег из доверчивых родителей).

«По итогам теста испытуемому свойственны: /далее идет список из 25 пунктов, которые мы приводим выборочно/

— вербальная агрессивность (п.5)

— агрессивность в защите (п.15)

— отсутствие агрессивности (п.23)

— преобладание рационального начала (п.7)

— преобладание аффективных элементов в мышлении (п.25)

— боязнь осуждения со стороны нижестоящих (п.18)» и т.п.

Другое последствие низкой квалификации пользователей тестов — постоянные нарушения этических норм психодиагностики; это часто приводит к печальным для испытуемых результатам: к психологическим травмам и пр. Вот пара типичных примеров.

Отдел кадров или служба персонала организации. Соискатель рабочего места проходит собеседование и затем слышит примерно следующее: «Теперь мы Вас направляем к психологу и возьмем на работу, если он даст хорошее заключение». Пройдя тестирование и не получив никакой информации о его результатах, этот человек вновь обращается в службу персонала, где слышит: «Мы Вас не берем, потому что по заключению психолога, Вы нам не подходите».

Школьный психолог приходит на родительское собрание и объявляет: «Я проводила тестирование таких-то особенностей ваших детей. Отклонения от нормы обнаружены у следующих детей» (зачитывается список фамилий). Заинтересованные родители называют фамилии своих детей и просят сказать что-нибудь о них. Психолог отвечает на эти вопросы.

Результатом является падение авторитета психодиагностики в сознании тех, кто подвергается психологическому тестированию: оно начинает восприниматься как загадочная и непонятная процедура, от которой ждут неприятностей; заключения психологов воспринимаются все более и более скептически.

1. Программы не должны сводиться к описанию тестов, но обязательно включать серьезную общую часть с изложением основ психометрики и элементов математической статистики. В частности, студенты должны овладеть навыками грамотного расчета хотя бы простейших тестовых норм, потому что в сборниках и руководствах их часто просто нет или они не подходят для конкретного исследования. Опыт показывает, что реализация этого требования сталкивается с большими трудностями, если при поступлении в учебное заведение студенты не сдают математику: чувства, которые испытывают студенты-гуманитарии, когда видят математическую формулу или слышат слова «валидность и надежность», граничат с суеверным ужасом. Поэтому конкретный уровень изложения материала определяется тем, что реально могут усвоить обучающиеся, однако он должен быть настолько глубоким, насколько это возможно.

2. В рамках курса психодиагностики студенты должны овладевать навыками оценки качества тестов, чтобы уметь выбрать для решения своих задач наилучший тест из имеющихся в продаже. Если среди них не найдется такого, который удовлетворяет основным требованиям к психологическим тестам (см. Рукавишников, Соколова, 1999), то работая с недостаточно качественным продуктом, следует осознавать границы надежности полученных данных. Для оценки качества тестов и необходимы сведения по психометрике (валидность, надежность, статистические нормы и пр.)

3. В общем курсе психодиагностики осваивается прежде всего работа с тестами, которые можно условно назвать «простыми»; «простой» тест удовлетворяет следующим требованиям:

— небольшое число показателей теста (как правило, не более 3-4), интерпретация которых возможна без учета взаимодействия между показателями (т.е. того, как интерпретируется один показатель в зависимости от значения другого). Основная задача курса — научить студентов самостоятельной работе с «простыми» тестами, в том числе и с теми, которые не рассматриваются в процессе обучения.

4. Значительное место в курсе должно уделяться не только разбору конкретных тестов, но и обучению общим правилам работы с ними (выбор в соответствии с поставленной практической задачей, взаимодействие с испытуемым, принципы интерпретации, составление заключения, беседа с испытуемым по результатам и пр.)

5. Тесты, которые нельзя считать простыми, требуют углубленного обучения, включающего контроль за качеством их обработки и/или интерпретации студентами. Примерно такие же требования должны предъявляться к овладению клиническими (экспертными) методиками или наборами методик. Количество подобных тестов и методик, входящих в программу, должно быть сравнительно невелико, причем приоритет должен отдаваться качеству их освоения, а не количеству изученных методов.

Несмотря на существование всех изложенных проблем, практические психологи, работающие в школах, службах персонала и занимающиеся профотбором, обычно ценят психодиагностику и информацию, которую она дает. Наиболее ожесточенную критику своей работы психодиагносты, как правило, слышат из уст психологов-консультантов. Эта критика, безусловно, во многом объясняются тем, что они были свидетелями неквалифицированного применения психодиагностики, возможно, повредившего их клиентам, а также их собственной слабой подготовкой и недостатком знаний в этой области психологии. Однако если исключить такие доводы, возражения все равно останутся и большинство их можно свести к следующему: психодиагностика не дает психологу-консультанту той информации, которая ему действительно нужна. Попытаемся выяснить, почему так получается.

Психолог-консультант, даже если он считает себя эклектиком, в своей работе опирается на ту или иную теоретическую основу. Разработчик теста в своей работе тоже исходит из некой теоретической «базы». Если теоретические основы совпадают или близки, то тест «вписывается» в систему работы консультанта и дает такую информацию, которую тот может использовать и, как правило, охотно использует. Так, психоаналитически ориентированные психотерапевты, не признавая психодиагностику в целом, часто делают исключение для проективных методов, развивавшихся под мощным влиянием психоаналитических идей. Медики охотно и умело используют ММРI, в основе которого — привычные для них психиатрические синдромы.

К сожалению, теоретическая основа, существующая в скрытом или явном виде у каждого теста, далеко не всегда осознается пользователями, особенно теми, кто работает с тестами из сборников или с «пиратских» компьютерных программ. Психологический конструкт, измеряемый тестом, в них, как правило, вообще не описан или описан в одной-двух фразах, из которых невозможно понять, что собственно оценивает тест и зачем психологу может понадобиться его применение. Что же говорить о теоретической основе измеряемого конструкта (например, экстраверсии или акцентуации), для описания которой необходимы порой целые книги.

Завершая статью, вернемся к тому, с чего мы начали, а именно: «Что может дать практическому психологу, в частности, психологу-консультанту, психодиагностика?». На этот вопрос автор предпочитает ответить словами будущих психологов-консультантов, получивших первый опыт практического применения психодиагностики. Студенты II курса Института практической психологии и психоанализа отвечали на вопрос: «Нужна ли практическому психологу психодиагностика?». Автор далеко не со всем согласен и многое может добавить, но представляется, что нижеприведенные мнения более интересны в своем первозданном виде. Социальная желательность (которая безусловно имела место) частично снижалась тем, что ответы могли быть анонимными. Вот фрагменты того, что было написано.

«Возможность разностороннего и разноуровневого анализа личности и ее проблем».

«Составить объективное мнение о человеке, которое стало бы отправным моментом в работе».

«Дает возможность строить различные версии, которые можно прорабатывать с клиентом».

«Дополнительный инструмент для подбора или выбора применяемой техники (или техник) терапии».

«Поможет лучшему установлению контакта на первичном этапе консультирования».

«Можно определить то, что человек хочет скрыть и не склонен афишировать».

«От результатов тестирования можно отталкиваться при работе с клиентом, который не склонен говорить о своих проблемах, точнее, когда он приходит и заявляет «поверхностную» проблему, не желая видеть ее сути».

«Поможет определить границу «болезнь — здоровье»: некоторые опасные тенденции видны в тестах иногда очень ярко».

«Для самоконтроля: всегда разграничивать проблемы свои и клиента; двигаться не в том направлении, в котором мне хочется при консультировании, а в том, которое приемлемо для клиента».

«Вспомогательный инструмент в отслеживании терапевтических результатов».

«Оценить эффективность терапии в процессе и по ее завершении».

«Считаю, что в работе практического психолога психодиагностика нужна, но очень ограниченно и осторожно, т.к. «диагноз» может оказаться неким «ярлыком», мешающим более полному восприятию и пониманию клиента».

«Для краткосрочной терапии и консультирования, по-моему, психодиагностика необходима, т.к. позволяет получить представление о человеке и его возможных конфликтах и проблемах достаточно быстро. В условиях длительной терапии, мне кажется, проблематично и спорно: это может ограничить «полет фантазии», затруднить диагностику более глубинных проблем клиента».

«Психодиагностика не должна ни в коем случае быть основным критерием в практической деятельности психолога».

«Думаю, что диагностика — это очень субъективный метод. По результатам только тестов (без беседы с самим человеком) совершенно невозможно с достаточной степенью вероятности делать какие-то предположения. Даже если использовать этот метод вместе с консультированием, тест бессознательно (это в отношении психолога) будет подтверждать увиденное».

«Психологу-консультанту пользоваться тестами необязательно. Процесс терапии может быть успешным и без этого. Но знания о тестах, методиках обязательны — это дает большее представление о личности вообще и клиента в частности».

«Диагностика для практического психолога — это инструмент, с помощью которого можно очень точно ответить на некоторые вопросы». (Добавим только: необходимо эти вопросы точно сформулировать).

Источник:
Журнал Практической Психологии и Психоанализа
Разговоры о том, нужна ли практическому психологу психодиагностика, возникают все чаще, и хорошо еще, если соответствующие высказывания формулируются как вопросы, а не как категорическое отрицание. Подобные сомнения — не новость для психологов-консультантов (см. Кочюнас, 2000), а в последнее время они возникают и среди самих специалистов по психодиагностике (Вигдорчик, 1999).
http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2941

Практическая психодиагностика

Ввведение

Одно из значений термина «диагноз» в переводе с греческого языка — «распознавание». Диагностика понимается как распознавание чего-либо (например, болезни в медицине, отклонения от нормы в дефектологии, неисправности в работе какого-либо технического средства и т.д.).

Современная психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизических особенностей человека. Целью ее является сбор информации об особенностях человеческой психики. Психодиагностика включает в себя также и область психологической практики, работу психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.

Психодиагностика как психологическая дисциплина служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой.

Теоретические основы психодиагностики базируются на соответствующих областях психологической науки (общая, дифференциальная, возрастная, медицинская психология и др.) К методическим средствам психодиагностики относятся конкретные приёмы изучения индивидуально-психологических особенностей, способы обработки и интерпретации полученных результатов. При этом направления теоретической и методической работы в области психодиагностики определяются главным образом запросами психологической практики. В соответствии с этими запросами формируются специфические комплексы средств, соотносимые со сферами работы практических психологов (образование, медицина, профотбор и т.д.).

В компетенцию психодиагностики входят конструирование и апробация методик, выработка правил проведения обследования, способов обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов.

Психодиагностика предполагает, что полученные с ее помощью результаты будут соотноситься с какой-то точкой отсчёта либо сравниваться между собой. В связи с этим можно говорить о двух типах диагноза.

Во-первых, это диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака. В этом случае полученные при диагностировании данные об индивидуальных особенностях психики испытуемого соотносятся или с нормой (при определении патологии развития), или с неким заданным критерием.

Во-вторых, это диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы испытуемых на «оси континуума» по выраженности тех или иных качеств. Для этого требуется провести сравнение полученных при диагностировании данных внутри обследуемой выборки, ранжирование испытуемых по степени представленности тех или иных показателей, введение показателя высокого, среднего и низкого уровней развития изучаемых особенностей путём соотнесения с определённым критерием (например, социально-психологическим нормативом). Психодиагностические методики призваны достаточно быстро и надёжно обеспечивать сбор данных об испытуемом для формулирования психологического диагноза

В зависимости от целей психодиагностического исследования результаты его могут быть переданы другим специалистам (врачам, педагогам, дефектологам, практическим психологам и др.), которые сами принимают решение об их использовании в своей работе. Поставленный диагноз может сопровождаться рекомендациями по развитию или коррекции изучаемых качеств и предназначаться не только специалистам, но и самим обследуемым и их родителям. Вместе с тем на основе проведённого обследования сам психодиагност может строить коррекционно-развивающую, консультационную или психотерапевтическую работу с испытуемым (именно так обычно работает практический психолог, сочетающий разные виды психологической деятельности).

Таким образом, диагностика предполагает обязательное сравнение, сопоставление полученных данных, на основе которого и может быть сформулировано заключение об отдельном испытуемом или группе лиц по поводу выраженности тех или иных индивидуально-психологических или индивидуально-психофизиологических особенностей.

Повышение интереса к проблемам психодиагностики в нашей стране в последние годы во многом связано с развитием психологической службы и появлением новой профессии — практический психолог. Эти специалисты появились в школах и дошкольных учреждениях, пунктах профконсультаций, в медицинских учреждениях и на предприятиях. Можно выделить несколько областей практического использования результатов психодиагностической работы.

Во-первых, психодиагностика интенсивно применяется в целях оптимизации процессов обучения и воспитания. С ее помощью может решаться целый ряд задач, стоящих перед работниками образовательно-воспитательных учреждений — от детских садов и школ до интернатов разного типа. Так, например, это определение готовности ребёнка к школьному обучению, выявление доминирующих причин неуспеваемости и нарушений в личностной сфере, дифференциация обучения, профориентация, реализация индивидуального подхода и др.

Во-вторых, диагностика является важной составляющей деятельности специалистов по профотбору, профобучению и профориентации, которая проводится в специальных пунктах профконсультаций, в учреждениях службы занятости, на предприятиях и в специализированных учебных заведениях. Эта работа призвана помочь каждому выбрать наиболее подходящую профессию или рабочий пост, найти пути быстрого и эффективного овладения профессиональными знаниями и навыками, достичь необходимого уровня квалификации, стать профессионалом.

В-третьих, областью практического применения результатов психодиагностических испытаний является клинико-консультационная и психотерапевтическая работа. В данном случае важной задачей психодиагностики является поиск причин возникновения конкретной проблемы у консультируемого (сложности в отношениях с близкими, навязчивые страхи и переживания и т.д.) и выбор способов и приёмов, способствующих их разрешению.

И, наконец, — судебная практика, в которой все больше внимания уделяется проведению судебно-психологической экспертизы. В зависимости от конкретного случая психодиагност проводит обследование потерпевших, подозреваемых или свидетелей и формулирует психологическое заключение о тех или иных качествах личности, уровне интеллектуального развития, психофизиологических особенностях и т.д.

Психологическая диагностика — современная, быстро развивающаяся, нужная обществу научная дисциплина и область практики. Данное учебное пособие предназначено в первую очередь практическим психологам и представляет собой достаточно систематичное и полное изложение основных проблем психодиагностики.

В книге представлены сведения об истории возникновения психологической диагностики, этапах ее становления, новых направлениях и тенденциях развития. Подробно обсуждаются основные классы методик (тесты, опросники, проективные и психофизиологические методы), общие требования к ним, их достоинства и недостатки, возможности и ограничения, особенности интерпретации, вопросы этики психодиагноста.

Авторы пособия попытались показать, как за последние два-три десятилетия в психодиагностике, считавшейся наукой о ранжировании и классификации людей по измеряемым признакам, произошло заметное смещение акцента в сторону ее гуманизации. Это нашло отражение во введении новых критериев оценки результатов (взамен статистической нормы), реализации принципа коррекционности, поисках развивающего и психотерапевтического эффектов психодиагностических методик и т.д.

Источник:
Практическая психодиагностика
Психологическая диагностика. Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой
http://www.psi-test.ru/pub/psy-diagnos/vveden.html

COMMENTS