При другом характере эти разногласия

Выход из конфликтной ситуации и конфликта

Выход из конфликтной ситуации и конфликта

Следует различать конфликтные ситуации и конфликты. Конфликтная ситуация — это возникновение разногласий, т. е. столкновение желаний, мнений, интересов. Конфликтная ситуация бывает при дискуссии, споре. Спор — это такаядискуссия, когда ее участники не просто обсуждают проблему, а «кровно» заинтересованы в ее решении в свою пользу при несогласии другой стороны.

Однако для спора, как и для дискуссии, характерным является уважение обеими сторонами друг друга, проявление ими такта.

Индусские философы ввели следующее правило спора. Каждый из собеседников должен сначала изложить мысль своего противника в споре, и только получив подтверждение, что правильно все понял, может опровергать ее. Его собеседник должен повторить суть этих воз­ражений и, получив подтверждение, что они поняты правильно, может приводить контрвоз­ражение.

В конфликтной ситуации надо придерживаться нескольких правил, к которым

•ограничение предмета спора; неопределенность и переход от конкретного вопроса к общему затрудняют достижение согласия;

•учет уровня знаний, компетентности в данном вопросе противоположной стороны; при большой разнице в уровне компетентности спор или дискуссия будут малопродуктивными, а при упрямстве малокомпетентного спорщика они могут перерасти в конфликт;

•учет степени эмоциональной возбудимости, выдержанности противоположной стороны; если участники спора легко эмоционально возбудимы, обладают упрямством, спор неизбежно перерастет в конфликт;

•осуществление контроля за тем, чтобы в пылу спора не перейти на оценку личностных качеств друг друга.

При несоблюдении этих правил спор перерастает в конфликт. Конфликт — это взаимные отрицательные отношения, возникающие при столкновении желаний, мнений; это отягощенные эмоциональным напряжением и «выяснением отношений» разногласия между людьми.

Таким образом, любой конфликт отражает столкновение интересов, мнений, но не всякое столкновение позиций и противоборство мнений, желаний являются конфликтом. Несмотря на эмоциональный заряд дискуссии и спора, они могут не переходить в конфликт, если обе стороны, стремясь к поиску истины, рассматривают суть вопроса, а не выяснение того, «кто есть кто». Конечно, в любом обсуждении скрыта «искра» конфликта, но чтобы «из искры возгорелось пламя», нужны определенные условия.

Фазы развития конфликта

Выделяют две фазы развития конфликта: конструктивную и деструктивную.

Для конструктивной фазы конфликта характерна неудовлетворенность собой, оппонентом, беседой, совместной деятельностью. Она проявляется, с одной стороны, в стиле ведения разговора — повышенном эмоциональном тоне речи, упреках, оправданиях, игнорировании реакции партнера, а с другой — в неречевых характеристиках поведения: уходе от разговора, прекращении совместной деятельности или ее нарушении, замешательстве, внезапном увеличении дистанции с партнером по общению, принятии закрытой позы, отведении взгляда, неестественности мимики и жестикуляции.

При этом беседа остается в рамках делового обсуждения, разногласия не принимают необратимого характера, оппоненты контролируют себя.

Деструктивная фаза конфликта начинается тогда, когда взаимная неудовлетворенность оппонентов друг другом, способами решения вопроса, результатами совместной деятельности превышает некий критический порог и совместная деятельность или общение становятся неконтролируемыми.

Эта фаза может иметь две стадии. Первая психологически характеризуется стремлением завысить свои возможности и занизить возможности оппонента, самоутвердиться за его счет. Она связана также с необоснованностью критических замечаний, с пренебрежительными репликами, взглядами, жестами в сторону оппонента. Эти реакции воспринимаются последним как личные оскорбления и вызывают противодействие, т. е. ответное конфликтное поведение.

Если конфликтующие не меняют тактику взаимоотношений, то такие столкновения становятся систематическими, а негативизм субъектов все более упорным. Возникает хронический конфликт, характеризующий вторую стадию деструктивной фазы.

Исходы конфликтных ситуаций

Исходы конфликтных ситуаций могут быть разными: предупреждение конфликта, уход от конфликта, его сглаживание, приход к компромиссу, возникновение конфронтации, принуждение.

Предупреждение конфликта учителя с учащимися зависит главным образом от него самого. Прежде всего учитель должен при возникновении конфликтной ситуации не допускать предпосылок со своей стороны для развития конфликта: говорить с учащимся спокойно и, изменяя отношение школьника к чему-либо,убеждать его, а не приказывать. Учитель должен позаботиться об условиях, при которых его требование может быть выполнено. Нецелесообразно предъявлять требования слишком часто, а приказную форму их выражения лучше заменять по возможности другими формами. Например, требование в форме вопроса («Ты сделал дома то, что я тебе говорил в прошлый раз?») воспринимается учащимися как форма контроля, а не как требование учителя. Можно требование выражать в форме утверждения, убеждения в том, что учащийся, конечно, выполнил то, что ему говорили.

Опытные учителя для предупреждения конфликтов используют индивидуальные беседы с учащимися, в ходе которых выясняют их позиции и разъясняют свои.

При этом учителю нужно:

1)проявлять внимание к учащемуся, уважительное отношение, сочувствие к нему, терпимость к его слабостям, выдержку, спокойный тон;

2)строить фразы так, чтобы они вызывали нейтральную или положительную реакцию со стороны учащегося;

3)постоянно поддерживать с учащимся обратную связь, смотреть ему в глаза, следить за изменением у него позы, мимики;

4)чуть затягивать темп беседы, если учащийся взволнован или говорит изF

5)попытаться мысленно поставить себя на место учащегося и понять, какие

события привели его в это состояние;

6)дать учащемуся выговориться, не перебивать и не пытаться перекричать его;

7)уменьшить социальную дистанцию, приблизиться и наклониться к нему,коснуться его, улыбнуться;

8)подчеркнуть общность цели, интересов, показать школьнику заинтересованность в решении его проблемы;

9)подчеркнуть лучшие качества учащегося, которые помогут ему самому преодолеть конфликтную ситуацию, справиться со своим состоянием.

Однако не во всех случаях конфликт можно предупредить. Обоснованное недовольство учителя, его обида на учащихся, которую он не смог сдержать, или же нежелание учащегося понять необходимость требований учителя приводят к межличностному конфликту. Тогда у учителя возникает другая задача — погасить

возникший конфликт, не дать ему перейти в хронический конфликт и втянуться в него другим учащимся или всему классу.

Уход от конфликта как способ разрешения конфликтной ситуации — это уход от разрешения возникшего противоречия со ссылкой на недостаток времени, на неуместность, несвоевременность спора и т. д. Этот способ следует использовать, чтобы не довести разговор до конфликта. Однако такой исход — это просто откладывание разрешения конфликтной ситуации. Обвиняемая сторона избегает открытого столкновения, дает противоположной стороне «остыть», ослабить психическое напряжение, обдумать свои претензии. Подчас проявляется и надежда, что со временем все само собой утрясется (это чаще всего наблюдается у молодых учителей и учителей с большим стажем, дожидающихся ухода на пенсию). Однако при появлении нового повода конфликт вспыхивает опять.

Сглаживание конфликта — это согласие с претензиями, но «только на этот момент». «Обвиняемый» старается таким способом успокоить партнера, снять эмоциональное возбуждение. Он говорит, что его не так поняли, что нет особых причин для конфликта, что он что-то не сделал из-за неожиданно появившихся новых обстоятельств. Однако это не значит, что он принял претензии и осознал суть конфликта. Просто в данный момент он проявляет согласие, лояльность.

Сглаживание не может бесконечно спасать положение, но, используемое редко и не по одному и тому же поводу, позволяет снять в данный момент напряженность в отношениях. Однако через некоторое время маневр «обвиняемого» обнаружится и на него снова посыпятся упреки: «Обещал, но снова все то же самое…»

Поэтому такая тактика плоха тем, что может подорвать доверие партнера.

Компромисс — это принятие наиболее приемлемого для обеих сторон решения путем открытого обсуждения мнений и позиций. Компромисс исключает принуждение в одностороннем порядке к одному единственному варианту, а также откладывание разрешения конфликта. Его преимущество состоит во взаимной равности прав и обязанностей, принятых каждой стороной добровольно, и открытости

претензий друг к другу.

Конфронтация — это жесткое противостояние сторон друг другу, когда ни одна из них не принимает позицию другой. Опасность конфронтации в том, что партнеры могут перейти на личные оскорбления, когда все разумные доводы оказываются исчерпанными. Несмотря на то, что такой исход конфликтной ситуации является неблагоприятным, он позволяет партнерам увидеть сильные и слабые стороны друг друга, понять интересы сторон («значит, и в моей позиции не все гладко»).

Конфронтация заставляет думать, сомневаться, искать новые пути выхода из тупика.

Часто конфронтация возникает при переоценке себя и недооценке партнера по общению, что характерно для эгоцентристов: «Кажется, говоришь очевидные вещи, а он не понимает!» — возмущается учитель. Однако он не учитывает ряд моментов. Очевидной вещь может быть только для него, у учащегося на этот счет другая точка зрения, и высказанная учителем позиция противоречит его интересам, установкам, привычкам, обычаям.

Принуждение — это тактика прямолинейного навязывания человеку того варианта решения, который устраивает руководителя, родителя, педагога. Принуждение быстро и решительно устраняет причины недовольства, но в то же время оно является самым неблагоприятным исходом для сохранения хороших отношений.

Признание своей ошибки или неправоты. Если причиной конфликта явилось неправильное поведение или ошибочное утверждение руководителя, родителя, учителя, вызвавшее несогласие другой стороны, то разрешить конфликт можно признанием своей ошибки.

Рассмотренные исходы конфликтных ситуаций и конфликтов по-разному влияют как на настроение партнеров по общению, так и на устойчивость их отношений.

В этом смысле наиболее эффективным является предупреждение конфликтов, но и исходы «признание ошибки», «сглаживание» и «компромисс» тоже благоприятны.

Статья подготовлена с помощью книги Ильина Е. П.»Психология общения и межличностных отношений».

Источник:
Выход из конфликтной ситуации и конфликта
Выход из конфликтной ситуации и конфликта
http://mirrosta.ru/psichologiya-obscheniya/vichod-iz-konfliktnoy-situatsii-i-konflikta.html

Задание 6

Задание 6. Прочитайте тексты. Заполните пропуски. За каждый правильный элемент ответа 1 балл. (Максимальный балл – 10)

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. Задания. 10-11 КЛАССЫ.

ЗАДАНИЯ ВЫПОЛНЯТЬ В РАСПЕЧАТАННЫХ МАТЕРИАЛАХ!

Максимальное количество баллов – 75 за задания и 25 за эссе. Всего 100 баллов.

Время выполнения работы: 3 учебных часа (135 мин.)

Задание 1. Расположите события в хронологической последовательности. Ответы запишите в таблицу (Максимальный балл – 6, за каждую ошибку – минус 1 балл).

А.Перенос столицы из Новгорода в Киев;

Б.Восстание древлян;

В.Междоусобица Святославичей;

Г. Создание «Русской Правды»;

Д. Регламентация дани,

Е. Призвание варягов.

Задание 2. Дайте определение историческим понятиям: что означало? когда применялось на практике? каковы результаты? (по 2 балла за полное определение каждого термина; максимум за задание 8 баллов).

2.1. Выкупная операция ­­­­­- _____________________________________________________

2.2. «Народная воля» — _________________________________________________________

2.3. Первое ополчение — ______________________________________________________

2.4. Латышские стрелки — _____________________________________________________________________________

Задание 3. Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы (по 1 баллу за правильное соотношение; за полностью правильно выполненное задание; максимум 5 баллов).

Задание 4. Рассмотрите схему и выполните задания (по 2 балла за правильный ответ; за полностью правильно выполненное задание максимум 10 баллов).

4.1. На карте пунктиром отмечен торговый путь, напишите его название _____________

___________________. Как назывался город, обозначенный цифрой «5»? ______________

4.2. Укажите название города ______________________________, в котором начал править легендарный основатель династии, назовите имя этого князя ______________________.

4.3. Напишите имя князя, совершившего успешные походы, обозначенные тонкими черными стрелками? ____________________________. Какой город обозначен цифрой «3»? _________

4.4. Назовите имя князя, совершившего успешный поход, обозначенный белыми стрелками? ___________________. Какой город обозначен цифрой «4»? ________________.

4.5. Напишите название города _________________ и цифру, обозначающую его на карте ____, родины княгини Ольги, согласно «Повести временных лет».

Задание 5. Изображения каких правителей представлены ниже? (до 2 баллов за каждый элемент ответа; максимальный балл – 16)

Назовите:

Их имена и отчества, прозвища

Время их единоличного правления,

Конкретные итоги их деятельности,

Значение их правления.

Задание 6. Прочитайте тексты. Заполните пропуски. За каждый правильный элемент ответа 1 балл. (Максимальный балл – 10)

Из воспоминаний советского и партийного деятеля (1)_______________(фамилия советского лидера, автора воспоминаний).

(5) «_______________» (название партийного печатного органа). Он явился организатором пропаганды марксистского учения. Хотя, как Ленин сказал, и сам он допускал ошибки.

Источник:
Задание 6
Задание 6. Прочитайте тексты. Заполните пропуски. За каждый правильный элемент ответа 1 балл. (Максимальный балл – 10) ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. Задания.
http://poisk-ru.ru/s16414t8.html

При другом характере эти разногласия

На XV партсъезде развернулась очень острая борьба с зиновьевцами. Ленинградская делегация выступила с письмом в президиум съезда и потребовала на основе Устава ВКП(б), чтобы от этой делегации выступил содокладчик. Они выдвинули Зиновьева и хотели, чтобы он сделал содоклад к докладу Сталина. Я сейчас точно не могу вспомнить, но, по-моему, на XIV съезде партии доклад делал еще Зиновьев, а Сталин выступал с содокладом по оргвопросу. А на XV съезде Сталин уже делал доклад. Это было для нас, делегатов съезда, вполне понятным, выявились разные точки зрения, разная политика, в ЦК партии наметились большинство и меньшинство. Поэтому должен делать доклад не Зиновьев, как было раньше, после смерти Ленина, а Сталин. Помню, когда мы приехали на съезд, уже, как говорится, воробьи обо всем чирикали, и довольно громко был слышен в народе глас, даже и для обывателей, что в партии наметился глубокий раскол.

Когда открылся съезд и только что создали его руководящие органы, зиновьевцы сейчас же выставили своего содокладчика по докладу от Центрального Комитета. Так было принято. Потом Сталин сделал доклад. Зиновьев выступил с содокладом. Мы опять занимали места в центре, справа от нас находилась Ленинградская делегация, а слева — Московская. С Московской делегацией мы по всем вопросам контактировали и ополчились против ленинградской оппозиции, как тогда ее называли. Вот тогда мне и пришлось встретиться не как с другом, а как с врагом с моим хорошим товарищем, которого я очень уважал.

Когда я пришел из армии в 1922 г., редактором газеты “Диктатура труда” 2) в Юзовке был Абрамсон. Я не помню его имени. Тогда он работал в Ленинграде секретарем одного из райкомов партии. Очень хороший коммунист. И вот теперь он — зиновьевец, как и все ленинградцы. Из известных в партии людей к зиновьевцам примыкал, в частности, Бадаев 3). Он работал тогда в Ленинграде, и зиновьевцы выставляли его как щит. Для увеличения веса своей делегации зиновьевцы привлекли и Николаеву 4). Она тоже была хорошим, активным членом партии, очень страстно выступала, будучи хорошим оратором. Дискуссия эта продолжалась затем по группам и индивидуально, при личных схватках во время перерывов между заседаниями съезда, в Георгиевском зале и в коридорах. Одним словом, везде, где встречались двое, уже шла дискуссия, если эти люди принадлежали к разным лагерям.

Сталин, Бухарин и Рыков 5) выступали за линию ЦК, то есть за линию Сталина. Это грубовато, но так говорили — вот линия ЦК, а там — линия оппозиции. Не помню, от какой организации приехала одна делегация, которая передала в президиум съезда стальную метлу6. Председательствовал Рыков. Рыков взял эту метлу и сказал: “Я передаю эту метлу товарищу Сталину, пусть он выметает ею наших врагов”. Это было воспринято тогда дружными аплодисментами, смехом, да и сам Рыков при этом улыбался. Уже позднее, когда Рыков сам стал жертвой этой метлы, я вспомнил эти слова и как они были тогда сказаны. Тогда, видимо, Рыков доверял Сталину и считал, что эта метла не будет направлена во вред партии, а будет направлена только против антипартийных отщепенцев, оппозиции, которая сворачивала с генеральной линии.

А тогда у нас не было сомнений, что Сталин и те, кто был вокруг него и поддерживал Сталина, правы. Я и сейчас считаю, что тогда наша идейная борьба была в основе правильной. При другом характере Сталина эти разногласия, которые были доведены до такого накала, может быть, не стали бы столь трагическими и роковыми. Но это я сейчас так говорю, а тогда этих вопросов не возникало; тогда, как говорится, рассуждали по-дровосецки: лес рубят, щепки летят. Велась, я бы сказал, беспощадная борьба с оппозицией.

1 ЯКОВЛЕВ Я.А. (1896-1938) — сын учителя, член РСДРП с 1913 г., участник борьбы за Советскую власть на Украине, с 1921 г. на ответственной партийной работе в Москве, с 1926 г. заместитель наркома рабоче-крестьянской инспекции, в 1929-1934 гг. нарком земледелия СССР и председатель “Колхозцентра”, далее работал в аппарате ЦК ВКП(б), член ЦК партии с 1930 года. Репрессирован, реабилитирован посмертно.

2 Эта газета выходила в свет с 1918 г. В 1922 г. она являлась органом Юзовского уездного комитета РКП(б) и уездного исполкома.

3 БАДАЕВ А.Е. (1883-1951) — крестьянин, член РСДРП с 1904 г., работал слесарем в Петербурге, депутат IV Государственной думы, с 1913 г. официальный издатель газеты “Правда”, с 1917 года занимал ответственные должности в продовольственно-снабженческих и кооперативных учреждениях, с 1930 г. председатель Центросоюза и с 1931 г. Московского союза потребительских обществ, заместитель председателя Моссовета, член ЦИК СССР, с 1935 г. зам.наркома пищевой промышленности СССР, в 1937-1938 гг, нарком пищевой промышленности РСФСР, в 1938-1943 гг. председатель Президиума Верховного Совета РСФСР, затем член коллегии Наркомата (Министерства) пищевой промышленности СССР, член ЦК ВКП(б) с 1925 года.

4 НИКОЛАЕВА К.И. (1893-1944)- рабочая, член РСДРП с 1909 г., с 1917 г одна из руководящих деятельниц советского женского движения, в 1924-1926 гг. заведующая отделом работниц в ЦК ВКП(б), затем на ответственной партийной работе на Кавказе, в Москве, Сибири и Иванове, с 1936 г. секретарь ВЦСПС; с 1924 г кандидат в члены и член ЦК ВКП(б), с 1937 г. член Президиума Верховного Совета СССР.

5 РЫКОВ А.И. (1881-1938) — член Коммунистической партии с 1898 г., активный участник революционного движения, нарком внутренних дел РСФСР с ноября 1917 г., председатель ВСНХ в 1918-1921 и 1923-1924 гг., зам.председателя Совнаркома и СТО с 1921 г., председатель Совнаркома СССР в 1924-1930 гг. и председатель СТО в 1926-1930 гг., нарком почт и телеграфов (нарком связи) СССР в 1931-1936 гг. Многие годы был членом ЦК партии. Политбюро и Оргбюро ЦК, ВЦИК и ЦИК СССР. Репрессирован, реабилитирован посмертно.

6 Это была делегация от 6 тысяч металлистов Сталинграда.

7 СЫРЦОВ С.И. (1893-1937) — служащий, член РСДРП с 1913 г., участник Гражданской войны в Советской России, видный партийный деятель в Донбассе, с 1921 г. работник аппарата ЦК РКП(б) и с 1924 г. редактор журнала “Коммунистическая революция”, с 1926 г. секретарь Сибирского крайкома ВКП(б), с 1929 г. председатель Совнаркома РСФСР, после 1931 г. — на различных руководящих административных и партийных постах, кандидат в члены Политбюро в 1929-1930 годах. Репрессирован, реабилитирован посмертно.

ЛОМИНАДЗЕ В.В. (1897-1935)-сын учителя, член РСДРП с 1917 г., до 1924 г. находился на ответственных партийных постах, в 1925-1929 гг. видный работник Коммунистического Интернационала, затем занимал различные партийные должности, перед репрессированием был секретарем Магнитогорского горкома ВКП(б), член ЦК партии с 1930 года.

Н.С. Хрущев Время. Люди. Власть. (Воспоминания). В 4 книгах. Москва, Информационно-издательская компания «Московские Новости», 1999.

Хрущев Никита Сергеевич (биография и другие ссылки).

Кожинов В.В. Россия век XX. 1939 — 1964. Опыт беспристрастного исследования. М. 1999 г. Глава 8. О так называемой оттепели

Кожинов В.В. Россия век XX. 1939 — 1964. Опыт беспристрастного исследования. М. 1999 г. Глава 9. Хрущевская десятилетка.

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

Источник:
При другом характере эти разногласия
На XV партсъезде развернулась очень острая борьба с зиновьевцами. Ленинградская делегация выступила с письмом в президиум съезда и потребовала на основе Устава ВКП(б), чтобы от этой делегации
http://www.hrono.ru/libris/lib_h/hrush04.php

При другом характере эти разногласия

Когда открылся съезд и только что создали его руководящие органы, зиновьевцы сейчас же выставили своего содокладчика по докладу от Центрального Комитета. Так было принято. Потом Сталин сделал доклад.

Зиновьев выступил с содокладом. Мы опять занимали места в центре, справа от нас находилась Ленинградская делегация, а слева — Московская. С Московской делегацией мы по всем вопросам контактировали и ополчились против ленинградской оппозиции, как тогда ее называли. Вот тогда мне и пришлось встретиться не как с другом, а как с врагом с моим хорошим товарищем, которого я очень уважал.

Когда я пришел из армии в 1922 г., редактором газеты «Диктатура труда»2 в Юзовке был Абрамсон. Я не помню его имени. Тогда он работал в Ленинграде секретарем одного из райкомов партии. Очень хороший коммунист. И вот теперь он — зиновьевец, как и все ленинградцы. Из известных в партии людей к зиновьевцам примыкал, в частности, Бадаев3. Он работал тогда в Ленинграде, и зиновьевцы выставляли его как щит. Для увеличения веса своей делегации зиновьевцы привлекли и Николаеву4. Она тоже была хорошим, активным членом партии, очень страстно выступала, будучи хорошим оратором. Дискуссия эта продолжалась затем по группам и индивидуально, при личных схватках во время перерывов между заседаниями съезда, в Георгиевском зале и в коридорах. Одним словом, везде, где встречались двое, уже шла дискуссия, если эти люди принадлежали к разным лагерям.

Сталин, Бухарин и Рыков5 выступали за линию ЦК, то есть за линию Сталина. Это грубовато, но так говорили — вот линия ЦК, а там — линия оппозиции. Не помню, от какой организации приехала одна делегация, которая передала в президиум съезда стальную метлу6.

Председательствовал Рыков. Рыков взял эту метлу и сказал:

«Я передаю эту метлу товарищу Сталину, пусть он выметает ею наших врагов». Это было воспринято тогда дружными аплодисментами, смехом, да и сам Рыков при этом улыбался. Уже позднее, когда Рыков сам стал жертвой этой метлы, я вспомнил эти слова и как они были тогда сказаны. Тогда, видимо, Рыков доверял Сталину и считал, что эта метла не будет направлена во вред партии, а будет направлена только против антипартийных отщепенцев, оппозиции, которая сворачивала с генеральной линии.

А тогда у нас не было сомнений, что Сталин и те, кто был вокруг него и поддерживал Сталина, правы. Я и сейчас считаю, что тогда наша идейная борьба была в основе правильной. При другом характере Сталина эти разногласия, которые были доведены до такого накала, может быть, не стали бы столь трагическими и роковыми.

Но это я сейчас так говорю, а тогда этих вопросов не возникало; тогда, как говорится, рассуждали подровосецки: лес рубят, щепки летят. Велась, я бы сказал, беспощадная борьба с оппозицией.

Если оглянуться на путь, пройденный нашей партией и народом, и в свете этого пройденного пути оценить тогдашнюю роль Сталина, то она на фоне тех событий и соотношения сил в партии окажется в основе положительной. Я имею в виду такие оппозиции, как троцкистская, зиновьевская, право-левацкий блок Сырцова — Ломинадзе7. Если же оценивать персонально роль Сталина, то он резко выделялся: его роль и его деятельность по сплочению партии, по мобилизации ее сил на преодоление трудностей, восстановление промышленности, сельского хозяйства, на индустриализацию и строительство Красной Армии были решающими. Поэтому не случайно Сталин занял ведущее место в партии, и партия его поддержала. Надо принять во внимание и то, что в первые годы революции его фамилия была недостаточно популярна среди широких масс и даже в самой партии. Более популярными были Зиновьев, Каменев и особенно Бухарин.

Ленин правильно сказал: «Бухарчик- это любимец партии». По «Азбуке коммунизма», написанной Бухариным, наши кадры учились марксизму-ленинизму. Популярность его в широких массах была очень большой. Но как организатору предпочтение все-таки отдавалось Сталину, а Бухарин занимал видное положение в партии как пропагандист, как агитатор. Он был редактором «Правды», и это действительно был редактор, который требовался для «Правды». Он явился организатором пропаганды марксистского учения. Хотя, как Ленин сказал, и сам он допускал ошибки.

1 ЯКОВЛЕВ Я.А. (1896-1938)-сын учителя, член РСДРП с 1913 г., участник борьбы за Советскую власть на Украине, с 1921 г. на ответственной партийной работе в Москве, с 1926 г. заместитель наркома рабоче-крестьянской инспекции, в 1929-1934 гг. нарком земледелия СССР и председатель «Колхозцентра», далее работал в аппарате ЦК ВКП(б), член ЦК партии с 1930 года. Репрессирован, реабилитирован посмертно.

2 Эта газета выходила в свет с 1918 г. В 1922 г. она являлась органом Юзовского уездного комитета РКП(б) и уездного исполкома.

3 БАДАЕВ А.Е. (1883-1951) — крестьянин, член РСДРП с 1904 г., работал слесарем в Петербурге, депутат IV Государственной думы, с 1913 г. официальный издатель газеты «Правда», с 1917 года занимал ответственные должности в продовольственно-снабженческих и кооперативных учреждениях, с 1930 г. председатель Центросоюза и с 1931 г. Московского союза потребительских обществ, заместитель председателя Моссовета, член ЦИК СССР, с 1935 г. зам.наркома пищевой промышленности СССР, в 1937-1938 гг, нарком пищевой промышленности РСФСР, в 1938-1943 гг.

председатель Президиума Верховного Совета РСФСР, затем член коллегии Наркомата (Министерства) пищевой промышленности СССР, член ЦК ВКП(б) с 1925 года.

4 НИКОЛАЕВА К.И. (1893-1944)- рабочая, член РСДРП с 1909 г., с 1917 г одна из руководящих деятельниц советского женского движения, в 1924-1926 гг. заведующая отделом работниц в ЦК ВКП(б), затем на ответственной партийной работе на Кавказе, в Москве, Сибири и Иванове, с 1936 г. секретарь ВЦСПС; с 1924 г кандидат в члены и член ЦК ВКП(б), с 1937 г. член Президиума Верховного Совета СССР.

5 РЫКОВ А.И. (1881-1938) — член Коммунистической партии с 1898 г., активный участник революционного движения, нарком внутренних дел РСФСР с ноября 1917 г., председатель ВСНХ в 1918-1921 и 1923-1924 гг., зам.председателя Совнаркома и СТО с 1921 г., председатель Совнаркома СССР в 1924-1930 гг. и председатель СТО в 1926-1930 гг., нарком почт и телеграфов (нарком связи)

Источник:
При другом характере эти разногласия
Читать книгу онлайн "Время, Люди, Власть (Книга 1)" — Хрущев Никита Сергеевич — бесплатно, без регистрации.
http://www.litmir.me/br/?b=76400&p=8

При другом характере эти разногласия

Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. При этом разногласия носят разнонаправленный характер. С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. Так, одни авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, поскольку внимание в той или иной мере присутствует и в любом другом психическом процессе. Другие, напротив, отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса.

С другой стороны, существуют разногласия в том, к какому классу психических явлений следует отнести внимание. Одни считают, что внимание – это познавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует определенных волевых усилий.

Чтобы определить, что представляет собой внимание, необходимо представить школьника, выполняющего домашнее задание по математике. Он целиком углублен в логику задачи, сосредоточен на ее решении, обдумывает ее условия, переходит от одного вычисления к другому. Характеризуя каждый из этих эпизодов, мы можем сказать, что он внимателен к тому, что делает, что он обращает внимание на те предметы, которые выделяет из других. Во всех этих случаях можно говорить о том, что его психическая деятельность на что то направлена или на чем то сосредоточена. Эта направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем либо определенном называется вниманием.

В свою очередь, под направленностью психической деятельности следует подразумевать ее избирательный характер, т. е. выделение из окружения значимых для субъекта предметов, явлений или выбора определенного рода психической деятельности. В понятие направленности включаются также и сохранение деятельности на определенный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, необходимо удержать этот выбор, сохранить его на некоторое время.

Как следует из ранее данного определения, другой характеристикой внимания является сосредоточенность, под которой прежде всего подразумевается большая или меньшая углубленность в деятельность. Очевидно, что чем сложнее задача, тем больше должна быть интенсивность и напряженность внимания, т. е. требуется большая углубленность. С другой стороны, сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. К примеру, решение сложной задачи требует отвлечения от всего постороннего, не связанного с решением, поскольку посторонние предметы служат помехами в сосредоточении. В противном случае, когда вам не удается отвлечься от постороннего, решение задачи усложняется.

Уровень развития внимания имеет большое значение в учебно воспитательном процессе. На сознание обучающейся личности, особенно в ходе лекционно семинарских и групповых занятий, действует огромное количество раздражителей. Постоянно поступает информация, из которой следует выбирать самую необходимую и ограничить доступ той, которая не важна в данный момент времени. Именно внимание на занятиях обеспечивает отбор наиболее значимой информации и пересылает ее другим познавательным психическим процессам для обработки. Кроме того, внимание тесно связано с волей и другими психологическими характеристиками.

Физиологическую основу внимания составляют процессы, происходящие в коре головного мозга. Академик И.П. Павлов описывал их деятельность следующим образом: «Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидели бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся по форме и величине светлое пятно неправильных очертаний, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью» [103; т. III, кн. 1, с. 248].

В современной психологической науке принято выделять несколько основных видов внимания, которые следует учитывать при организации учебного процесса.

1. Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от воли. Деятельность захватывает человека само по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Следует учитывать, что обычно, при возникновении непроизвольного внимания мы имеем дело с целым комплексом причин, в состав которых входят физические, психофизиологические и психические.

2. Произвольное или непреднамеренное, внимание возникает и развивается в результате волевого усилия и напряжения человека и отличается целенаправленностью, организованностью, повышенной устойчивостью. В учебной деятельности произвольное внимание имеет наибольшее значение. При этом уровень произвольного внимания в большинстве случаев зависит от того, насколько глубоко осознается необходимость той или иной деятельности.

Существует еще один вид внимания – послепроизвольное, которое возникает из произвольного. Вначале человек усилием воли заставляет себя сосредоточиться на чем либо, а затем уже внимание конкретизируется на предмете деятельности само собой. Необходимо подчеркнуть, что перевод произвольного внимания в послепроизвольное в процессе учебно воспитательной деятельности является одним из перспективных направлений повышения качества учебного процесса. Следует отметить, что внимание какого либо человека характеризуется рядом качеств: объемом, устойчивостью, переключаемостью, распределяемостью, концентрацией и т. д.

Так, объем внимания определяется максимальным количеством объектов, которые человек может воспринять одновременно. Как правило, необходимость одновременного восприятия нескольких предметов связана с решением какой либо задачи. Наука выявила, что люди существенно различаются по объему внимания, хотя средний объем внимания составляет 5 ± 2 объекта в единицу времени. Объем внимания можно увеличить в ходе специальных упражнений при организации учебного процесса по психологии.

Следующим немаловажным качеством является распределяемость, представляющая собой способность рассредоточить внимание на нескольких объектах и воспринимать их с равной степенью эффективноти. Распределяемость особенно необходима в условиях одновременного контролирования множества приборов, совершения множества умственных и сенсорно моторных действий.

Концентрация внимания является еще одним его свойством. Данное свойство определяет способность человека при выполнении конкретной деятельности сосредоточиться на главном, с одновременным отвлечением от воздействия второстепенных раздражителей. У обучающихся такая концентрация особенно заметно проявляется при организации групповых игровых форм занятий при изучении психологии.

В ходе учебных занятий недостаточно сосредоточить свое внимание на том или ином предмете, необходимо определенное время удерживать внимание на том или ином объекте. Данная особенность человека обусловлена другим свойством внимания – устойчивостью, представляющей собой умение достаточно длительное время задерживать внимание на избранном предмете.

Концентрация и устойчивость внимания зависят от осознания обучающимся ответственности за учебный процесс, от чувства долга, от понимания смысла выполняемых действий, интереса, а также волевых качеств личности. Все эти качества формируются в ходе учебно воспитательного процесса.

Наиболее распространенными отрицательными свойствами внимания являются колебания внимания и рассеянность. Эти факторы способны снизить эффективность учебно воспитательного процесса. Как правило, проявление данных свойств становится следствием различных причин; самыми существенными являются: низкая ответственность за свой профессиональный рост, отсутствие интереса к изучению психологии, состояние утомления и напряженности, болезнь.

Уровень развития внимания и его качеств играют весьма существенную роль в учебно воспитательном процессе учебного заведения.

Рассматривая качества личности обучающихся, следует подчеркнуть, что первичную информацию об окружающем мире мы получаем через наши ощущения и восприятия. Но информация, получаемая через наши органы чувств, не исчезает бесследно в то самое мгновение, когда действие предметов на органы чувств прекращается. После прекращения раздражения еще некоторое время сохраняются так называемые последовательные образы. Роль этих образов в жизни человека невелика. Важно другое, что спустя длительное время после того, как мы воспринимали какой либо предмет, образ этого предмета может быть снова невольно или намеренно вызван нами. Это явление получило название «представление».

Следовательно, представления определяют собой психические образы предметов или процессов, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

В основе представлений лежит восприятие объектов, имевших место в прошлом. Можно выделить несколько видов, или типов представлений. Во первых, это представление памяти, т. е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом опыте какого либо предмета или процесса. Во вторых, это представление воображения, которое не «рождается» на пустом месте. Если мы не были в тундре, то это не значит, что мы не можем ее представить по фотографиям, сюжетам из кинофильмов, а также знакомы с ее описанием в учебниках по географии или природоведению. Следовательно, представления воображения формируется на основе информации, полученной в прошлых восприятиях, и ее творческой переработке. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

Представления возникают не сами по себе, а в результате социального и профессионально практического опыта. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих интеллектуально познавательные аспекты человеческой деятельности. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же, как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.

Представление, подобно ощущению, восприятию и мышлению, является психическим познавательным процессом. Среди отмеченных процессов оно занимает промежуточное положение. С одной стороны, представление включает в себя чувственную информацию об объектах реальной действительности, а с другой – оно представляет развитие и формирование мышления. В связи с этим представления совместно с понятиями и другими мыслительными операциями позволяют обучающимся правильно ориентироваться в учебном процессе, успешно решать как познавательные, так и практические задачи. Благодаря представлениям существует возможность мысленно воссоздать модель последующего социального поведения, лучше понять и разобраться в ситуациях, процессах, происходящих в изучаемом предмете.

Исключительно важное место представления занимают в повседневной жизни человека. Они выполняют такие функции, как сигнальная, настроечная, регулирующая. Благодаря представлениям человек заранее может оценить обстановку предстоящей деятельности и выработать оптимальный алгоритм своего поведения. Как и любой другой психический познавательный прием, представления обладают рядом свойств, которые педагог должен учитывать при организации обучения студентов и школьников.

Все обучающиеся могут быть разделены в зависимости от преобладающего типа представлений на четыре группы: лица с преобладанием зрительных представлений; с преобладанием слуховых представлений; с преобладанием двигательных представлений; и лица с представлениями смешанного типа. Так, человек зрительного типа, вспоминая текст, представляет себе страницу книги, где этот текст напечатан, как бы мысленно читает ее. Если ему необходимо запомнить какие то цифры, к примеру, номер телефона, он представляет себе их написанными или напечатанными. Соответственно, обучающемуся с таким типом представлений при проведении учебных занятий материал необходимо предлагать наглядно, делая упор на зрительные восприятия.

Человек слухового типа, вспоминая текст, как бы слышит произнесение слова. Цифры им запоминаются также в виде слухового образа. Обучающийся с таким типом представлений лучше усваивает материал при его устном изложении. Очень часто таким студентам требуется дополнительное время для успешного овладения профессиональными навыками.

Человек двигательного типа, вспоминая текст или стараясь запомнить какие либо цифры, произносит их про себя.

Следует отметить, что люди с ярко выраженными типами представлений встречаются крайне редко. Большинство людей пользуются всеми типами представлений, и бывает достаточно сложно определить, какие представления играют у данного человека ведущую роль. При этом индивидуальные различия в области представлений выражаются не только в преобладании представлений определенного типа, но и в особенностях представлений. Людей, имеющих яркие и живые представления, принято относить к так называемому образному типу. Они характеризуются не только большой наглядностью своих представлений, но и тем, что в их психологической жизни представления играют чрезвычайно важную роль.

В то же время несомненно, что все люди обладают способностью пользоваться любым видом представлений. Более того, человек должен уметь пользоваться представлениями любых типов, поскольку выполнение тех или иных задач, к примеру, овладение учебным материалом, может потребовать от него преимущественного использования определенного типа представлений. В связи с этим представления необходимо развивать.

Развитие представлений в ходе учебно воспитательного процесса зависит главным образом от характера предстоящей профессиональной деятельности. При этом очень важно формировать представления на основе их собственного жизненного опыта. Развитие представлений в значительной степени обусловлено направленностью личности. Именно от потребностей, интересов, желаний и мировоззрения личности зависит, какие особенности наблюдаемых предметов и явлений закрепляются в сознании.

В формировании представлений большую роль играет слово. Это обусловлено тем, что восприятие объекта и формирование представления о нем на практике чаще всего осуществляются путем наблюдения за этим объектом и сопровождаются словесными пояснениями. Необходимо подчеркнуть, что все представления определяются только с помощью слова. Кроме этого, значимость слова в современном процессе обучения усиливается результатами абстрагирующей деятельности человека: чертежами, схемами, картами, буквенными выражениями, составляющими разнообразные формулы. Многие процессы работы человеческих органов, социальных процессов, происходящих в обществе, просто невозможно понять, если человек не умеет абстрагироваться от всех специфических особенностей отдельных объектов и не представляет себе признаки, существенные и общие, для всех объектов одного и того же плана.

Особое место в организации занятий по психологии занимает память человека, представляющая собой процесс запечатления (записи), сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний, сведений и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Отдельные исследователи память характеризуют как «сквозной» психический процесс, объединяющий все психические познавательные процессы в единое целое.

Источник:
При другом характере эти разногласия
Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. При этом разногласия носят разнонаправленный характер. С одной
http://microbik.ru/dost/%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9+%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87+%D0%A1%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2+%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F+%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%3A+%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F+%D0%B8+%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0+%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8Fc/shk-6.html

При другом характере эти разногласия

«полемика». Классификация видов спора

Размышляйте неторопливо, но действуйте решительно, уступайте великодушно, а сопротивляйтесь твердо.

Что же такое спор? Какова его сущность, с какими видами спора нам приходится иметь дело? В «Словаре современного русского

языка» сказано, что спор – это словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту; борьба мнений (обычно в печати) по различным вопросам науки, литературы, политики и т.д.; полемика. Разговорные значения: разногласия, ссора, препирательство; переносные: противоречие, несогласие.

Общим для всех значений слова «спор» является наличие разногласий, отсутствие единого мнения, противоборство. В современной научной литературе слово «спор» служит для обозначения процесса обмена противоположными мнениями. Однако единого определения данного понятия не существует.

На наш взгляд, наиболее приемлемо следующее определение: спорэто всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту * .

В русском языке имеются и другие слова для обозначения данного явления: дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения. Довольно часто они употребляются как синонимы слова «спор». В научных исследованиях эти слова служат нередко наименованиями отдельных разновидностей спора.

Например, дискуссией (от лат. discussio – исследование, рассмотрение, разбор) называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.

Слово диспут тоже пришло к нам из латинского языка (disputer – рассуждать, disputatio – прение) и первоначально означало публичную защиту научного сочинения, написанного для получения ученой степени. Сегодня в этом значении слово «диспут» не употребляется. Под ним подразумевается публичный спор на научную и общественную тему.

Другой характер носит полемика (от древнегреч. polemikos – воинственный, враждебный). Полемика – это не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей. Исходя из этого, полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.

Из данного определения следует, что полемика отличается от дискуссии и диспута именно своей целевой направленностью. Участники дискуссии, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину.

Цель полемики иная: необходимо одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию.

Однако следует иметь в виду, что подлинно научная полемика ведется не ради победы как таковой. Полемика – это наука убеждать. Она учит подкреплять мысли убедительными и неоспоримыми доводами, научными аргументами.

Слово «дебаты» французского происхождения (debat – спор, прения); «прения» – русское слово, зафиксированное в лексиконе XVII в. Толковый словарь определяет эти слова так: дебаты – прения, обмен мнениями по каким-либо вопросам, споры; прения – обсуждения какого-либо вопроса, публичный спор по каким-либо вопросам. Под этими словами, как правило, подразумевают споры, которые возникают при обсуждении докладов, сообщений, выступлений на собраниях, заседаниях, конференциях и т.д.

Классификация споров. Как видим, существуют разные виды споров. В научной литературе делаются попытки их систематизировать. В качестве основания берутся различные признаки. Однако единая классификация споров на сегодняшний день отсутствует.

К. основным факторам, влияющим на характер спора и его особенности, относятся:

  • цель спора;
  • значимость проблемы спора;
  • количество участников;
  • форма проведения спора.

Цель спора:

  • поиск истины;
  • убеждение оппонента;
  • одержать победу;
  • спор ради спора.

Спор как поиск истины может служить средством для поиска истины, для проверки какой-либо мысли, идеи, для ее обоснования. В таком споре тщательно подбираются и анализируются доводы, взвешенно оцениваются позиции и взгляды противоположной стороны, т.е., по существу, ведется совместное расследование истины. Конечно, такой спор возможен только между компетентными людьми, знающими данную проблему и заинтересованными в ее решении. Как подчеркивал профессор С.И. Поварнин, который в начале XX в. активно, разрабатывал теорию спора, «…это высшая форма спора, самая благородная и самая прекрасная».

Спор для убеждения оппонента. Здесь можно выделить два важных момента. Иногда спорящий убеждает противника в том, в чем сам глубоко убежден, но порой он уверяет и потому, что так «надо» по долгу службы, в силу каких-либо обстоятельств и т.д.

Спор для одержания победы. Спорящие добиваются ее по разным мотивам. Одни считают, что отстаивают общественные интересы, другим нужна победа для самоутверждения, третьим нужна победа поэффектней, и они не стесняются в приемах и средствах для ее достижения.

Спор ради спора. Это своего рода «искусство», «спорт». Для таких спорщиков безразлично о чем спорить, с кем спорить, зачем спорить. Им важно блеснуть красноречием.

В жизни не всегда удается четко разграничить виды спора по целям, они носят условный характер.

Значимость проблемы спора. В спорах затрагиваются национальные интересы, интересы определенных социальных слоев, нередко приходится отстаивать групповые интересы. Защищаются в них также и семейные, и личные интересы. Важно понимать социальную значимость проблемы, чтобы не растрачивать силы и энергию на несущественные вопросы.

Количество участников. На специфику спора влияет количество лиц, принимающих участие в обсуждении проблемных вопросов. По этому признаку важно выделить три основные группы:

спор-монолог (человек спорит сам с собой, это так называемый «внутренний спор»);

спор-диалог (полемизируют два лица);

спор-полилог (ведется несколькими или многими лицами).

Споры могут проходить при слушателях и без таковых. Присутствие слушателей, даже если они не выражают своего отношения к спору, влияет на спорящих.

Форма проведения спора. Споры могут быть устными и печатными. Устная форма предполагает непосредственное общение друг с другом, письменная (печатная) форма – опосредованное общение. Устные споры, как правило, ограничены во времени и замкнуты в пространстве. Письменные споры более продолжительны.

В устном споре важную роль играют внешние и психологические особенности. Большое значение имеют манера уверенно держаться, скорость реакции, живость мышления, остроумие. Робкий, застенчивый человек обычно проигрывает по сравнению с самоуверенным противником. Именно поэтому письменный спор бывает более пригоден для выяснения истины, чем устный. Однако у него имеются и свои недостатки. Он может продолжаться слишком долго, иногда годами, поэтому его участники успевают забыть отдельные моменты, не имеют возможности восстановить их в памяти.

Споры бывают организованные и неорганизованные. Организованные споры планируются, готовятся, проводятся под руководством специалистов. Полемисты имеют возможность заранее познакомиться с предметом спора, определить свою позицию, подобрать необходимые аргументы, продумать возможные возражения оппонентов. Однако спор может возникнуть и стихийно – в учебном процессе, на собраниях и заседаниях, в быту.

Успех спора зависит и от состава полемистов. Важное значение имеют их уровень культуры, эрудиция, компетентность, жизненный опыт, владение полемическими навыками и умениями, знание правил публичного спора. На практике очень часто компетентность участников спора отсутствует. Об удивительной смелости спорщика-дилетанта хорошо сказал Ф.М. Достоевский:

«Если бы, например, он встретился с Либихом (известный немецкий химик) хоть в вагоне железной дороги, и если бы только завязался разговор о химии и нашему господину удалось к разговору примазаться, то сомненья нет, он мог бы выдержать самый ученый спор, зная из химии только одно слово: химия. Он удивил бы, конечно, Либиха, но кто знает – в глазах слушателей остался бы, может быть, победителем. «

Предложенная классификация позволит вам точнее определить, с каким именно видом спора вы имеете дело в конкретной ситуации, и поможет вам выбрать оптимальную тактику поведения.

*
См.: Введенская Л. А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. –Ростов н/Д., 1995.– С. 398.

Источник:
При другом характере эти разногласия
Психология коммуникации
http://psy-top.ru/borozdina/259-13.html

COMMENTS