Проблема смысла жизни

Проблема смысла жизни

Рассматривая вопрос, уместно выявить, как эта проблема рассматривалась в различные эпохи. Ряд толкователей проблемы пытались уменьшить значение самоценности человеческой жизни путем призывов к самоотречению и жертвенности во имя будущих поколений. Но человек должен быть счастлив не в чужой, а в своей жизни. Счастлив не за счет других и не в ущерб другим. Суть проблемы сжато выражается в форме вопроса: «Для чего жить?». Есть, пишет французский философ А.Камю, только одни фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальное — имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями — второстепенно. Среди многих подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить несколько.

Приверженцы философии гедонизма и эвдемонизма, сегодня, как и много веков назад, утверждают в качестве смысла жизни и ее высшей цели: первые — достижение максимальных наслаждений, вторые — достижение счастья. Сторонники утилитаризма считают, что достижение выгоды, пользы, успеха именно и составляет смысл жизни человека. Сторонники прагматизма утверждают, что цель жизни оправдывает любые средства ее достижения.

В современной христианской православной традиции провозглашается: «человек не имеет границ своей человеческой природе». Если Бог есть свободная духовная личность, то и человек должен стать таким же. Перед человеком вечно остается возможность становиться все более и более богоподобным. Не переделка мира на началах добра, но взращивание в себе субстанциального добра. Совершенствование человеческой природы внутри природы Божьей оказывается источником радости и свободы.

Сторонники материалистических представлений полагают, что развитие человека и человечества определяются их внутренней логикой саморазвития. Предназначение человека не имеет ничего общего с неким мировым разумом, абсолютом или богом. В материалистической традиции смысл жизни усматривается в саморазвитии человека, в совершенствовании его сущностных сил, способностей и потребностей. Этот процесс обусловлен предыдущим развитием и имеет конкретное историческое реальное содержание.

Поэтому, категорию «смысл жизни»можно определить как регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая деятельность.

Смысл жизни — это философская категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую внутренним убеждением личности, имеющую общественную и личную ценность задачу, реализующуюся в ее социальной деятельности. Эта задача определяется системой общественных отношений, целями и интересами общества и свободным выбором личности.

Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое — чаяния людей каждой данной эпохи. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости и старости они другие. Только мы сами сознательно или стихийно, намеренно или невольно самими способами нашего бытия придаем ей смысл и, тем самым, выбираем и созидаем свою человеческую сущность. «Только мы и никто другой», пишет в своей книге «Время человеческого бытия»талантливый философ Н.Н.Трубников.

Смысл жизни — это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые (по Э.Фромму) ориентируют человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций). Смысл жизни — в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительней личность, тем больше она оказывает влияние на окружающих ее людей. Смысл жизни заключается в том, чтобы совершенствуя себя, совершенствовать мир вокруг себя.

Эти общие представления о смысле жизни должны трансформироваться в смысл жизни каждого отдельного человека, обусловленный объективными обстоятельствами и его индивидуальными качествами.

Источник:
Проблема смысла жизни
Рассматривая вопрос, уместно выявить, как эта проблема рассматривалась в различные эпохи.
http://www.manwb.ru/articles/philosophy/filosofy_and_life/senseoflife_problem/

Проблема смысла жизни

Проблема человека оформляется в философии далеко не сразу.
В философии античности человек понима

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по философии. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по философии — и никакой экзамен вам не страшен!

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Аксиология – философское учение о ценностях.
Ценность рассматривалась как свойство предмета/явлен

  • Философия — Проблемасмыслажизни
    Философское видение проблемы: Понятие смыслажизни наличествует в любой развитой мировоззренческой системе.
  • Общая психология — . ВОЗРАСТ И ПРОБЛЕМЫСМЫСЛАЖИЗНИ
    Кризисы. Возраст и проблемысмыслажизни. Кризис 17 лет возникает на рубеже школьной и новой взрослой жизни.
  • Философия — Ценности в жизни
    Смыслжизни, смысл бытия — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной.
  • Этика и эстетика — Проблема свободы и обоснование этических проблем.
    . что—то общезначимое, общеобязательное.Ключевой проблемой в учении Н. А. Бердяева была проблемасмыслажизни.
  • Если возникла проблема
    Проблема человека оформляется в философии далеко не сразу.
    В Новое время – происходит разделение философии на: философию познания философию смыслыжизни.
  • Шпаргалки по философии
    Смыслжизни, смысл бытия — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной. подробнее ».
  • Если возникла проблема
    Возраст и проблемысмыслажизни. Кризис 17 лет возникает на рубеже школьной и новой взрослой жизни.
  • Антропология — Проблема природы и сущности современного человека
    Шопенгауэр – чел. интересует вопросы его существования, смыслажизни. Жизнь чел. – трагедия и несчастье. Чел. заставляет жить страх перед смертью.
  • Шопенгауэр – чел. интересует вопросы его существования, смыслажизни.
    Проблема природы и сущности современного человека. Шопенгауэр – чел. интересует вопросы его существования, смыслажизни.
  • Общая психология — . ВОЗРАСТ. ЧУВСТВО ВЗРОСЛОСТИ. ПРОБЛЕМЫ.
    Возраст и проблемысмыслажизни. Кризис 17 лет возникает на рубеже школьной и новой взрослой жизни.

найдено похожих страниц:10

Источник:
Проблема смысла жизни
Смысл жизни, смысл бытия — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных
http://cribs.me/filosofiya/problema-smysla-zhizni_

Проблема смысла жизни и счастья на уроках литературы

Проблема смысла жизни и счастья на уроках литературы

Проблема смысла жизни и счастья на уроках литературы

Берестовицкая С.Э.
Санкт-Петербург

«Жизнь, зачем ты мне дана. » (Проблема смысла жизни и счастья на уроках литературы)

Мировоззренческие проблемы, которые обсуждались в классе при изучении отдельных произведений, могут стать центром особых уроков – обобщения и осмысления пройденного. Природа, любовь, Родина, предназначение художника, смысл человеческой жизни, счастье, вера, жизнь и смерть как основные категории русской литературы – таковы темы этих уроков.
В качестве примера мы можем предложить урок, посвященный этическим категориям счастья и смысла жизни в русской литературе.

Размышления в процессе подготовки к уроку

«О господи, как совершенны
Дела твои, — думал больной, —
Постели, и люди, и стены,
Ночь смерти, и город ночной.

…Мне сладко при свете неярком,
Чуть падающем на кровать,
Себя и свой жребий подарком
Бесценным твоим сознавать.

Кончаясь в больничной постели,
Я чувствую рук твоих жар,
Ты держишь меня, как изделье,
И прячешь, как перстень, в футляр.

Однако такое счастье – удел немногих, и к осознанию его ценности человек приходит уже в зрелости.

Осмысляя с учениками категорию счастья, с нашей точки зрения, подчеркнуть нужно следующее:
— Нет ничего безнравственного в стремлении к счастью в житейском его понимании (материальное благополучие, жизненные успехи и т. д.), однако достижение этого счастья не может являться смыслом жизни. («Чистый практический разум не хочет, чтобы отказывались от притязаний на счастье; он только хочет, чтобы эти притязания не принимались во внимание, коль скоро речь идет о долге», — пишет Кант). (8).
— Нужно ценить мгновения счастья, уметь быть счастливым от самого факта бытия. И этому русская литература учит, пожалуй, лучше, чем любая философия.

Конспект урока
I.
В этом году вы заканчиваете изучение школьного курса литературы. Можно подвести некоторые итоги. Наш урок будет одним из таких уроков – уроком подведения итогов.

На каждой парте – лист с цитатами – размышления героев русской литературы о смысле жизни.

1. «Зачем я жил, для какой цели я родился?»
2. «Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?»
3. «Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить. А знать я этого не могу, следовательно, нельзя жить», — говорил себе [он] … И счастливый семьянин, здоровый человек, [он] был несколько раз так близок к самоубийству, что спрятал шнурок, чтобы не повеситься на нем, и боялся ходить с ружьем, чтобы не застрелиться».
4. «Зачем жил человек?»
«Зачем вы живете? Зачем. »
«А ведь зачем-нибудь я родился, а. »
5. «Но вскоре он почувствовал сомнение в своей жизни и слабость тела без истины, — он не мог долго ступать по дороге и сел на край канавы, не зная точного устройства всего мира и того, куда надо стремиться».

Сейчас прозвучат стихи и отрывки из стихов русских поэтов о счастье. Послушайте стихи, определите их авторов, запишите строчки о счастье. Ответьте на вопрос: в чем счастье, по мысли русских поэтов.
Мини – композиция по стихам русских поэтов о счастье в исполнении учеников

1.
Мое желание – предаться
Всевышнего во всем судьбе,
За счастьем в свете не гоняться,
Искать его в самом себе.
…И если милой и приятной
Любим Пленирой я моей
И в светской жизни коловратной
Имею искренних друзей,
Живу с моим соседом в мире,
Умею петь, играть на лире,
То кто счастливее меня?

2.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля –
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальнюю трудов и чистых нег.

3.
Я жить хочу, хочу печали,
Любви и счастию назло,
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман,
Что без страданий жизнь поэта
И что без бури океан?

4.
Глупое сердце, не бейся!
Все мы обмануты счастьем,
Нищий лишь просит участья…
Глупое сердце, не бейся.

5.
Какое счастие: и ночь, и мы одни!
Река – как зеркало и вся блестит звездами.
А там-то … голову закинь-ка да взгляни:
Какая глубина и чистота над нами!

6.
Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил.
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.

7.
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

8.
Царит весны таинственная сила
С звездами на челе.
Ты, нежная! Ты счастье мне сулила
На суетной земле.
А счастье где? Не здесь, в среде убогой
А вон оно – как дым.
За ним! за ним! воздушною дорогой –
И в вечность улетим.

9.
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет, господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я все, вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и травы.
И от сладостных слез не успею ответить
К милосердным коленям припав.

10.
И, наконец, увидишь ты,
Что счастья и не надо было,
Что сей несбыточной мечты
И на полжизни не хватило,
Что через край перелилась
Восторга творческого чаша,
И все уж не мое, а наше,
И с миром укрепилась связь.
Авторы стихов
1. Г.Р. Державин
2. А.С. Пушкин
3. М.Ю. Лермонтов
4. С.А. Есенин
5. А.А. Фет
6. С.А. Есенин
7. И.А. Бунин
8. А.А. Фет
9. И.А. Бунин
10. А.А. Блок

Жить нужно легче, жить нужно проще,
Все принимая, что есть на свете. (С.А. Есенин)

О, я хочу безумно жить:
Все сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить! (А.А. Блок)

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. (А.С. Пушкин)

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов. (Б.Л. Пастернак)

Жизнь полюбить больше, чем смысл ее… (Ф.М. Достоевский)

Уйти из этого мира существом более высоким, чем пришел в него. (А.И. Солженицын)

Выберите те слова, с которыми вы согласны. Прокомментируйте их. Может быть, у вас своя точка зрения на проблему смысла жизни.

«Русская литература есть по преимуществу литература вопросов», — писал А.М. Горький. А есть ли вопросы, на которые вам помогла ответить русская литература?
«Проклятые вопросы» сопровождают человека всю жизнь. Русская литература, русская философия дают на них ответы, с которыми вы можете соглашаться или нет. Совершенно очевидно (для большинства русских писателей и философов), что смысл в жизни есть и он может быть найден. Главное – чтобы не останавливались поиски.

Использованная литература
1. Арсеньев А. С. Подросток глазами философа \\ Возрастная психология: Детство. Отрочество. Юность: Хрестоматия, сост. и научн. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – М., 1999. С. 342.
2. 2.Анатолий (Гармаев А. Ц.) Этапы нравственного развития ребенка. Мн., 2002. С. 15-16.
3. Грачева И. С. Уроки Русской Литературы: Методическое пособие. – СПб., 1994. С. 31.
4. Соловьев В. С. Оправдание добра: Нравственная философия. – М., 1996. С. 121.
5. Там же. С. 57.
6. Флоренский П. А. Иконостас. – М., 1995. С. 18.
7. Сенека. О счастливой жизни. \\ Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М., 1995. С. 171.
8. Кант И. Основы метафизики нравственности.\\ Кант. И. Соч.: В 6 т. – М., 1965. Т. 4(1). С. 421.

Источник:
Проблема смысла жизни и счастья на уроках литературы
Проблема смысла жизни и счастья на уроках литературы Проблема смысла жизни и счастья на уроках литературы Берестовицкая С.Э. Санкт-Петербург «Жизнь, зачем ты мне дана. » (Проблема смысла
http://www.berestovitskaya.ru/v-pomoshch-kollegam/metodicheskie-stati/problema-smysla-zhizni-i-schastya-na-urokakh-literatury/

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ

состоянии, но вместе с тем, оказывающего влияние на принятие жизненно важных решений.

Были охарактеризованы некоторые формально-динамические характеристики смысла жизни: инертность, иерархия смыслов, его масштабы. В заключение докладчик подчеркнул, что в процессе социореабилитации открываются большие возможности интенсивного исследования проблемы смысла жизни, его поиска и становления.

В заключение докладчик выделил роль любви и творчества в процессе поиска смысла жизни: они задают цель и энергетику жизни, способствуют включению волевого механизма.

В этой работе используется динамическая психотерапевтическая диагностика (комплекс тестов и опросников в сочетании с методом библиотерапии). Наряду с «портретом болезни» (характеристика недуга) составляется «портрет неповторимости», в котором акцент делается на позитивных качествах пациента, сформированных вне дефекта

или вопреки ему. На этой основе в совместном творческом труде пациента и психотерапевта будет создан «портрет здоровья», который включает в себя не только конкретную цель – излечение от заикания, но и более отдаленную перспективу – становление нового, ранее недоступного для пациента, а сейчас не только привлекательного, но и вполне достижимого смысла жизни.

И. Поволоцкая охарактеризовала проблему смысла жизни с позиций астропсихологии. Эта наиболее молодая ветвь астрологии появилась в 70-х гг. ХХ в. и вобрала в себя отдельные идеи 3. Фрейда и К. Юнга, связанные с анализом компонентов мировой культуры, мифов, религий, фольклора. Более специально проблемой смысла жизни занимается кармическая психология. Астрологию обычно критикуют за предопределенность человеческой судьбы. Часто эта критика идет от незнания предмета. Получается так, что, говоря о свободе воли и в то же время не зная о законах Вселенной и всеобщей взаимосвязи и гармонии мира, люди выбирают не самые лучшие варианты своего поведения. На самом деле у человека достаточно свободной воли, и чтобы выбрать оптимальный вариант реализации заложенных в нем потенциалов. Астропсихология помогает выявить эти потенциалы.

А.М. Моисеева охарактеризовала смысл жизни, т.е. субъективную картину мира человека и себя в ней, как результат взаимодействия трех измерений: красоты, добра, истины. Важно гармонизировать влияние внешних обстоятельств на человека так, чтобы он был в состоянии сам управлять «качелями» внешнего и внутреннего. К этому необходимо готовить постепенно, начиная с раннего детства.

Ю.В. Волкова охарактеризовала деформации смысла жизни у невротической личности и подчеркнула, что методика социореабилитации логоневроза Ю.Б. Некрасовой позволяет преодолеть эти деформации путем использования комплекса приемов: самоуглубления в процессе библиотерапии, группового творчества психотерапевта и пациентов, символотерапии, создания «портрета здоровья» и др.

Т.В. Снегирева условно выделила две ипостаси человека: человек «внешний»

и «внутренний». Именно «внутренний» человек – вотчина смысла жизни. Во всяком значимом переживании ему открывается и то, что непосредственно в нем не содержится, – некий универсальный горизонт. За одну скоротечную человеческую жизнь, подчеркнула она, мало кому удается проявить себя полностью. И нередко в ретроспективе внутреннего опыта выделенной оказывается лишь одна, хотя и вечная, смысловая тема, словно проложенное в душе русло, куда стекаются, соединяясь в своем развитии, многие жизненные события – вехи психологического опыта. В этом понимании может быть допустимо говорить о «смысле рождения» как замысле о человеке в перспективе предстоящих ему главных испытаний и восходящей нити духовного поиска – замысла, который несет в себе каждый новорожденный.

В.А. Рыжков отметил, что хотя смысл жизни для каждого человека сугубо индивидуален, практически важно выделить и предложить человеку общую для всех, объективно обязательную основу смысла жизни, которую каждый наполняет своим неповторимым содержанием. По мнению выступающего, такая основа состоит из трех компонентов: 1) Потребность в постижении Истины, законов мироздания; 2) Постижение принципа Любви, т.е. стремления к единству с миром, людьми и собой; 3) Творчество – стремление преобразовать окружающую действительность и самого себя.

В целом обсуждение прошло очень активно и заинтересованно. Было высказано пожелание сделать обмен мнениями по этой животрепещущей проблеме регулярным.

13 – 14 февраля 1995 г. в Уфе состоялся Республиканский симпозиум с международным участием: «Синектика духовности: традиционные и нетрадиционные подходы». Работа симпозиума проходила в форме пленарных заседаний и «круглых столов» с участием деятелей различных конфессий, видных ученых, писателей, работников культуры. Участники симпозиума имели возможность ознакомиться с большим спектром мнений и точек зрения психологов, биологов, физиков, философов, а также представителей политических партий и движений России, Украины, Литвы, Австралии, США, Франции.

В ходе подготовки к симпозиуму был выпущен сборник тезисов докладов (Синектика духовности: традиционные и нетрадиционные подходы – в двух томах), отражающих размышления и опыт духовности в важнейших сферах: культуре, педагогике и медицине. Сделана попытка уникального синтеза западных, евразийских и восточных концепций. В число авторов вошли крупные религиозные деятели, представители различных конфессий, а также ученые и практики. Второй том (приложения) включает оригинальные тесты и тренинги.

Источник:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ
состоянии, но вместе с тем, оказывающего влияние на принятие жизненно важных решений. Были охарактеризованы некоторые формально-динамические характеристики смысла жизни: инертность, иерархия
http://www.voppsy.ru/issues/1995/954/954147.htm

COMMENTS