Проблемы менеджмента

Актуальные проблемы менеджмента

Бизнес – это безжалостная игра, но в некоторой степени справедливая, сегодня лучшей игрок, а завтра, о тебе могут и не вспомнить, тем не менее нужно учитывать актуальные проблемы менеджмента, во избежание трудностей. Незаметные коварные водовороты и подводные камни подстерегают везде. Давайте их перечислим, чтобы добиться вершины карьерного роста, и не упасть с нее.

Взаимоотношения с собственником

Топ-менеджер имея высокое социальное положение, остается лишь наемным работником. Поэтому стоит напомнить, что он обязан быть лояльным к собственникам компании, не смотря на различные обстоятельства. Те, кто не согласен с данным утверждением, уходят по своему желанию или их просят «уйти». Случается, когда между нанятыми работниками и управленцами разворачиваются настоящие боевые действия за лидерство в компании. Собственники опасаются лишиться какой-то части своего бизнеса или потерять его полностью. В свою очередь, топ-менеджер недоволен выдвинутыми по отношению к нему требованиями, нарушением договоренностей или недостаточными полномочиями для более эффективной работы. Если «военные действия» выходят из-под контроля, бизнес становится неуправляемым и попросту разваливается.

Немаловажную роль играет психологическая совместимость. Многие в России об этом даже не задумываются, а зря. И собственники организаций, и топ-менеджеры схожи по своим амбициям, имеют сильную волю и стремятся к достижению поставленных целей. А это, как минимум противостояние двух сильных сторон. Проблема менеджмента состоит еще в том, что интересы обеих не всегда совпадают. Владельцы видят ориентир в одном, топ-менеджеры считают его своим препятствиям. Порой разница между устремлениями нанятого работника и собственником настолько разные, что диву даёшься, как эти люди заключили между собой договор о сотрудничестве?

Западные и российские подходы в данном вопросе разительно отличаются. В западных организациях должностные обязанности работников – строго регламентированы, в результате чего, личностный фактор практически исключен. В России все наоборот, владелец компании предпочитает заботу о подборе персонала возложить на плечи наемных менеджеров.

Делегирование полномочий

Проблемы «узких профессионалов»

В области топ-менеджмента профессионализм работает в противоположном направлении от общей суммы знаний. Доказано, что при приближении к пику управленческой пирамиды объем нужных узкоспециальных знаний уменьшается. В результате президентам компаний или директорам заводов не обязательно досконально владеть технологией производства, для этих целей существует главный инженер. К тому же, развитие современных технологий не стоит на месте, поэтому все знания полностью теряют актуальность в течении нескольких лет. Все равно руководитель не сможет все освоить, в таком сумасшедшем темпе. Тем не менее, актуальная проблема менеджмента состоит в том, что нанятый менеджер должен знать все производственные процессы мировых стандартов, каковы экономические и технологические связи между компаниями, какие виды продукции наиболее перспективные, а это весьма непростая задача.

Неадекватная самооценка

Симптомы банальны: снижение критичности восприятия, головокружение от успехов, шапкозакидательское настроение и появление чувства всемогущества. Позитивные тенденции – преувеличиваются, а негативные – игнорируются. Начинаются формирование сомнительных «гениальных» идей. Существует много примеров, когда организация, находящаяся в статусе лидера, разваливается, по причине того, что директор потерял бдительность и перестал ощущать чувство опасности. Завышенная самооценка, неумение объективно оценивать свою профессиональную компетентность и личные возможности, приводит к тому, что менеджер приступает к выполнению непосильных для него задач.

Существует еще одна проблема менеджмента – это информационный барьер. Нынешние российские руководители стремятся отгородиться от своих подчиненных горой телефонов, кабинетами с приемной, толпой секретарей и охранников, дабы не расстроить себя не нужной информацией. К сожалению, подобный подход только усугубляет положение, к примеру западные компании стремятся рушить все внутренние барьеры компании, предпочитая неформальное общение руководителя со всеми.

Ригидность управления

Судьба каждой организации напоминает судьбу человека. Компания также проходит определенные периоды: рождение, детство, становление, зрелость и после может наступить период упадка, и даже смерти. Каждый этап предполагает наличие определенной стратегии, качество и характер управленческих решений. Они должны способствовать продвижению фирмы, не давая ей перейти в последний этап. От решений руководителя зависит жизнь компании: будет ли она рентабельна и успешна или исчезнет с рынка и станет не дееспособной. Поэтому, каждый руководитель, должен быстро адаптироваться к новым обстоятельствам и гибко манипулировать своим стилем руководства. Увы, это получается не у всех. Как правило, руководитель зацикливается на одной технике, которая, к примеру, была актуальна в период рождения, однако совсем не походит для этапа интенсивного роста. В итоге, компания не способно больше конкурировать на рынке.

Профессиональное выгорание

Почивание на лаврах

Это последняя проблема менеджмента, и, наверное, самая опасная. Она может настигнуть даже самых талантливых и успешных руководителей. Самодовольство – это настоящий бич управленцев высокого ранга, которые сумели достичь вершин карьерного роста. Самоуспокоение – это хуже, чем неправильные управленческие решения. Если компания сильно и давно нравиться своему руководителю, и он не намерен, что-либо менять в ее текущем состоянии, значит организация обречена. И лучше всего, это понять, как можно раньше, пока другие не сообразили, что все скоро измениться. Чтобы двигаться вперед, начинайте каждый рабочий день с формулировки: «Что я могу сделать еще, чтобы продолжить свое восхождения к новым бизнес-вершинам?», и перестаньте спрашивать себя: «Что уже я сделал?».

Как видите, актуальные проблемы менеджмента имеют место быть, и некоторые из них довольно серьезные, поэтому руководителю стоит их изучить, чтобы никогда не наткнуться на эти подводные камни.

Источник:
Актуальные проблемы менеджмента
Статьи и полезные советы для ведения бизнеса. Бизнес статьи и статьи о бизнесе.
http://bbcont.ru/business/aktualnye-problemy-menedzhmenta.html

Несколько уровней постановки проблемы

Низший уровень постановки проблемы характеризуется главным образом интуитивными ощущениями менеджера или исследователя о противоречиях в системе управления. Они возникают в качестве трудностей и препятствий в работе и наводят на мысль об их устранении. В этом случае просто фор­мулируется вопрос, но о дальнейшем превращении его в проблему как предмет исследования не очень задумываются и заботятся.

Другой уровень постановки проблемы — ее описание в соответствии с принятыми правилами, которые не всегда отражают эффективную мето­дологию работы с проблемой.

Наиболее высокий уровень постановки проблемы заключается в ее отра­ботке по цели и стратегии фирмы и поиску новых форм и разработке про­ектов. Этот уровень характеризуется сознательным использованием всех процедур постановки проблемы.

При такой работе с проблемой исследователь оказывается вынужденным размышлять о проблеме в таких ракурсах, которые не возникают при ее ин­туитивной постановке. Обогащается понимание проблемы, выявляются но­вые подходы, складываются новые точки зрения на средства и условия ее решения.

При этом может произойти отказ от исследования, если обнаруживается, что то, что первоначально возникло как проблема, таковой в действительно­сти не является или есть разрыв между возможностями решить проблему и ее реальной сложностью.

Иногда полагают, что исследование полностью базируется на логике, на способности увидеть логически определенную цепочку причинно-следственных связей. Но практика показывает, что в действительности в ис­следовательской деятельности находит свое отражение сочетание (Опять со­четание? Но куда нам от этого деться? Именно сочетание противоположнос­тей сопровождает нас всюду) логики и абсурда, т. е. парадокса, неподдающе­гося в объяснении никакой логике. Абсурд рождает неведомое. Его нельзя отбрасывать только лишь потому, что он не вписывается в привычные пред­ставления. Это можно назвать первым методологическим принципом ис­следования: проблема это противоречие, которое предстает нам иногда в качестве абсурда (неожиданно, непривычно, необъяснимо, нелогично, абст­рактно).

Второй методологический принцип принцип оценки. Любые собы­тия, явления, противоречия мы оцениваем по критериям важности, объек­тивности, актуальности, связи с другими явлениями, сложности.

Третий методологический принцип принцип распознавания. Всегда возникает необходимость отождествления, сравнения, определения класса явления, принадлежности к определенной типологической группе. Это поз­воляет глубже понять новое явление, определить его свойства и характер, сделать оценку более существенной. А если явление не укладывается в су­ществующие типологические схемы, то возникает возможность их измене­ния, дополнения, развития. Это тоже акт исследования, развития науки, ино­гда это ведет к научному открытию.

Методологические принципы исследования помогают найти эффектив­ный вариант его проведения, целенаправленного осуществления. Ведь прин­ципы — это правила деятельности, которые ее, с одной стороны, ограничи­вают, а с другой — поддерживают и облегчают, потому что они отражают концентрированный опыт успешного исследования.

Методология работы с проблемой обеспечивает и качественное планиро­вание исследования, и его организацию.

Важным фактором является также формирование психологической го­товности и «созревание» исследователя к работе по этой проблеме.

Источник:
Несколько уровней постановки проблемы
Низший уровень постановки проблемы характеризуется главным образом интуитивными ощущениями менеджера или исследователя о противоречиях в системе управления. Они возникают в качестве трудностей и
http://www.bibliotekar.ru/sistema-upravleniya/11.htm

Проблемы менеджмента

РАЗДЕЛ ТЕОРИЯ :: ПРОБЛЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Итак, если принято считать, что основы теории менеджмента, берущие начало с работ Ф.Тейлора, А. Файоля, М. Вебера … начали закладываться почти 100 лет назад, то формирование менеджмента, как прикладной науки (системы, нацеленной на внедрение) началось лет 50 назад.

В данной работе мы постараемся ответить на три вопроса:

1. Что изменилось в подходе к менеджменту за последние 50 лет?
2. Что такое современный менеджмент?
3. Действительно ли предприятия в России сегодня могут использовать опыт менеджмента США, европейских стран, Японии?

Основоположник практического менеджмента выделял три функции менеджмента:

Подробно рассматривая каждую функцию П. Друкер обосновал необходимость систематического применения менеджерами таких «инструментов», как планирование, организация, мотивация (лидерство), контроль .

Кроме того, П. Друкер предложил подход, определивший (на наш взгляд) дальнейшее развитие теории менеджмента. Он утверждал, что

1. Три функции менеджмента — управление бизнесом, управление менеджерами и управление работниками и работой — можно анализировать, изучать и оценивать по отдельности.

Комментарий. То есть, мы можем сначала теоретизировать об организации бизнеса, например о планировании, изначально предположив, что потом сможем найти теории мотивации, чтобы воодушевить менеджеров на еженедельное написание согласование и выполнение планов подразделений, а после этого выберем подходящие механизмы контроля исполнения решений. Такой подход можно назвать последовательным решением проблем.

2. В каждой из этих функций можно выделить настоящее и будущее временное измерение.

Комментарий. Конечно, менеджер не может не работать «на будущее», но для этого необходима не просто стабильность, но и «не агрессивность» внешней среды. Кто же будет «жертвовать» сиюминутными выгодами, если завтра можно потерять не только планируемую прибыль, но и бизнес.

3. Но в своей повседневной деятельности менеджмент не может разделять эти функции. Точно так же он не может отделять решения, связанные с текущим моментом, от решений, относящихся к будущему. Любое управленческое решение оказывает влияние на все три перечисленные функции, и поэтому все они должны учитываться в каждом таком решении.

Комментарий. Ну что же, вроде бы все логично. Высоколобые теоретики разрабатывают «инструменты» бизнеса, обучают менеджеров приемам использования, а те, как в детском конструкторе «Lego» выбирают подходящие части для своего бизнеса.

Не следует забывать, что данная концепция была выдвинута пятьдесят лет назад, когда уместно было написать: «Несмотря на колоссальную важность, очевидность и повсеместность присутствия менеджмента, он по-прежнему остается наименее изученным и недостаточно понятным институтом современного общества»

Что же изменилось в концепции менеджмента с тех пор? Открываем книгу 2002 года «Менеджмент» Р. Дафта или «устаревший», но широко распространенную «Основы менеджмента» М. Мескона и др. (1995) и находим там исчерпывающие определения:

Менеджмент — это эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами.

За полвека рождались и выходили из моды управленческие подходы, теории, методики…, но основополагающая концепция конструктора «Lego» не подвергалась сомнениям.

Источник : Р. Дафт «Менеджмент», СПб: Питер, 2002. с. 62

Как видно из представленной диаграммы, количество теоретических изысканий уверенно увеличивается, что на наш взгляд свидетельствует о том, что менеджмент по-прежнему остается «наименее изученным и недостаточно понятным».

Источник:
Проблемы менеджмента
Негосударственное высшее учебное заведение.Организуется совместная программа обучения с РГГУ по специальностям:’финансы и кредит’,’мировая экономика’,’бухгалтерский учет’,’муниципальный менеджмент’,’лингвистика’…
http://www.socioego.ru/teoriya/cent/prob_teor1.html

Проблемы менеджмента

У бизнеса есть только две основные функции: маркетинг и инновации.
Маркетинг и инновации создают результаты. Все остальное – затраты.

Инновационный бизнес можно рассматривать с двух точек зрения:

· как средство обеспечения стратегического преимущества компаний, для которых собственно инновации не являются основным видом бизнеса;

· как вид бизнеса, продуктом которого являются конкретные научные, научно-технические и иные результаты, которые могут использоваться как основа нововведений в других отраслях.

Неоспоримость использования инноваций как основы достижения стратегического конкурентного преимущества компаний не требует особых доказательств. В фундаментальной работе Портера [1] прямо указывается: «Каждая успешная компания применяет свою собственную стратегию. Однако, характер и эволюция всех успешных компаний оказываются в своей основе одинаковыми. Компания добивается конкурентных преимуществ посредством инноваций. Они подходят к нововведениям в самом широком смысле, используя, как новые технологии, так и новые методы работы. После того, как компания достигает конкурентных преимуществ благодаря нововведениям, она может удержать их только с помощью постоянных улучшений. Конкуренты сразу же и обязательно обойдут любую компанию, которая прекратит совершенствование и внедрение инноваций».

Россия в силу геополитических факторов вынуждена и должна формировать автономное поведение в мирохозяйственных процессах, опираясь на конкурентоспособность своей экономики. Известно, что научное сообщество страны выполняет ориентирующую функцию в жизнедеятельности населения, а научный комплекс в целом обеспечивает развитие экономики на основе модернизации и смены технологий. Масштабы и темпы развития отечественной науки и инновационной сферы должны обеспечить соответствие потенциала России уровню мирового научно-технического прогресса.

Важнейшим условием эффективной реализации государственной научно-технической политики в создавшихся условиях является концентрация научного потенциала, финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники (на реализующих их программах и проектах). В целом требуется разработка перспективной инновационной стратегии как центрального звена социально-экономической и научно-технической политики на федеральном и региональном уровнях, а также стратегии предприятий, банков, других финансовых институтов.

В специфических условиях России, когда до сих пор практически вся наука и научное обеспечение управляются государством, а сфера производства, как область внедрения научных достижений, в основном денационализирована, особое значение приобретает координация деятельности в триединой сущности «образование – наука – производство». Основой такого единства является получение и использование новых знаний, в том числе и в области наукоемких технологий, а, следовательно, и управление этими знаниями на федеральном, региональном и корпоративном уровнях. В области образования это означает необходимость развития инновационного образования. К основным признакам такого образования следует отнести:

– доминирование неклассической и постклассической модели научной рациональности;
– междисциплинарная организация обучения;
– культура системного мышления;
– содержание и методы обучения, ориентированные на творческую созидательную деятельность индивидуума с задачей формирования его инновационной способности.

Предлагаемое учебное пособие должно обеспечить такой подход к подготовке специалистов прежде всего в области наукоемких технологий. В настоящее время в государственных общеобразовательных стандартах (ГОС) для большинства технических специальностей предусмотрена дисциплина «Технико-экономическое проектирование». Такая постановка проблемы сводит все к оценке потенциальной прибыльности проекта, обычно без учета стратегических аспектов развития фирм, их капитализации, динамики потребительских требований и т.д.

Безусловно, этого недостаточно для специалиста, действующего в условиях глобального, остродинамичного рынка 21 века. Поэтому назрела острая необходимость введения в ГОС инженерных специальностей дисциплины «Стратегический инновационный менеджмент», основные направления которой соответствуют содержанию пособия. Это обеспечит стратегическое упреждающее развитие области образования в соответствии с замыслом формирования национальной инновационной системы, подходы к которому разрабатываются сейчас специальной комиссией, созданной под эгидой Президента Российской Федерации.

Формирование национальной инновационной системы является начальной стадией построения экономики страны, основанной на получении и использовании новых знаний в области наукоемких технологий — основного фактора развития высокорентабельного промышленного производства и главного стратегического ресурса Российской Федерации.

Цель создания национальной инновационной системы – формирование с позиций государственной инновационной политики благоприятных правовых (регулирование обращения объектов интеллектуальной собственности), организационных (малые и средние инновационные предприятия) и экономических (налоговые льготы для инвестиций, связанное финансирование, налоговые кредиты, кооперативные исследования) условий для эффективного освоения в производстве новейших научно-технологических и технических достижений.

Задачи национальной инновационной системы:

– освоение в производстве и создание рыночных предпосылок реализации высокотехнологичной конкурентоспособной продукции (услуг);
– создание условий для динамичного и эффективного обновления морально и физически изношенных основных фондов в сфере создания высокотехнологичной конкурентоспособной продукции (услуг);
– создание условий для формирования интегрированной триады «наука – образование – промышленное производство» в интересах развития инновационного потенциала.

Основные функции национальной инновационной системы – обеспечение устойчивого экономического развития страны и повышение качества жизни населения за счет:

– создания дополнительных рабочих мест в сфере науки, производства и услуг;
– увеличения поступлений в бюджеты разных уровней за счет наращивания объемов производства наукоемкой конкурентоспособной продукции;
– повышения образовательного уровня населения страны;
– решения национальных экологических и социальных проблем путем использования новейших технологий.

Основные составляющие национальной инновационной системы:

Исходные данные для формирования национальной инновационной системы:

– макроэкономический прогноз социально-экономического развития государства;
– состояние и направления развития нормативного правового обеспечения инновационной сферы;
– обусловленные формы прямого (включая единый государственный заказ в научно-технологической сфере) и опосредованного государственного регулирования инновационной сферы;
– состояние и направления развития научно-технологического и промышленного потенциала страны;
– состояние и прогноз развития внутреннего товарного рынка и рынка труда.

Важнейшие условия формирования национальной инновационной системы:

– государство является основным заинтересованным инициатором создания национальной инновационной системы и всесторонне обеспечивает ее развитие ресурсами на основе ежегодного выбора приоритетных направлений инновационной деятельности;
– ориентированные фундаментальные и поисковые исследования финансируются за счет федерального бюджета;
– прикладные исследования финансируются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств;
– освоение производства высокотехнологичной конкурентоспособной продукции (услуг) обеспечивается в основном собственными ресурсами негосударственного сектора экономики (собственниками промышленных предприятий).

Основные организационно-технические требования к национальной инновационной системе:

Практическому решению поставленных задач должно способствовать настоящее учебное пособие. Крайне важно, чтобы пользователи этого пособия применяли его идеи к своей конкретной профессиональной деятельности, а не являлись пассивными слушателями отвлеченных лекционных курсов, что обычно малоэффективно.

Стратегический инновационный менеджмент объединяет такие аспекты, как:
– разработка стратегий фирм на основе использования инновационных закономерностей;
– введение в систему менеджмента управления знаниями;
– разработка и реализация сквозных программ «знания – инновации – производство – коммерциализация»;
– инновационное образование;
– обеспечение национальных интересов страны.

Такая многоаспектность наложила определенный отпечаток на предлагаемое пособие, делая его некой промежуточной сущностью между научной монографией и стандартным учебником для высшего образования. Кроме учебных целей, он может использоваться и для знакомства специалистами с отдельными проблемами реализации стратегического инновационного менеджмента.

Так топ-менеджменту фирмы можно рекомендовать разделы:

– роль инноваций в эпоху глобализации мировой экономики;
– знания как стратегический ресурс фирмы;
– инновационная деятельность в промышленности;
– мировая практика организации НИОКР;
– основные тенденции развития глобального стратегического инновационного менеджмента;
– проблемы организации и функционирования рынка новшеств.

Руководителям сферы НИОКР в фирме (R&DVP), главным конструкторам и научным руководителям работ рекомендуется знакомство со следующими разделами:

– маркетинговый подход к разработке и выведению на рынок нового товара;
– стратегия НИОКР;
– отбор и оценка проектов НИОКР;
– финансовая оценка научно-технических проектов;
– проблемы неопределенности и риски при выполнении инновационных проектов;
– организация и порядок выполнения НИР;
– организация и порядок выполнения ОКР;
– стратегическая роль научно-технической подготовки производства;
– экономическая разведка – неотъемлемая часть инновационного менеджмента.

Методы оценок рисков в НИОКР (приложения 1, 2) будут практически полезны в подготовке конкретных решений при отборе и оценке альтернативных проектов и формировании портфеля работ.

Очевидно, что центральным ядром стратегического менеджмента является управление знаниями (Knowledge Management/KM). Суммарная рыночная капитализация 500 компаний, контролирующих 70% фондового рынка США, в 1995 г. оценивалась в $ 4,6 трлн, притом, что их активы стоили только $ 1,2 трлн. В 1997 г. соотношение рыночной и балансовой стоимостей всех компаний, входящих в индекс Доу-Джонса, составило 5,3, а у многих высокотехнологичных фирм превосходило 10. По прогнозу Meta Group в 2003 году 75% из 2000 крупнейших компаний мира станут применять методы КМ, а уже сегодня по подсчетам ведущих консалтинговых фирм годовые потери 500 ведущих фирм США из-за неэффективного использования КМ составляют $ 12 млрд. Наиболее эффективно КМ используется в следующих областях управления:

– коллективная работа;
– управление с использованием интрасетей;
– управление интеллектуальными активами;
– отношения с клиентами;
– данные о конкурентах;
– НИОКР и т.д.

При этом широко используются следующие технологии:

– Интернет (93% фирм);
– интрасети (78%);
– хранилища данных и средства интеллектуального анализа (63%);
– управление документооборотом (61%);
– системы поддержки принятия решений (49%);
– обеспечение коллективной работы (43%).

Все это свидетельствует о нарастающей роли интеллектуального капитала в деятельности корпораций и, следовательно, необходимости реформирования образования в России с выбором в качестве приоритетного направления стратегического инновационного менеджмента.

Источник:
Проблемы менеджмента
У бизнеса есть только две основные функции: маркетинг и инновации. Маркетинг и инновации создают результаты. Все остальное – затраты. Инновационный бизнес можно рассматривать с двух точек
http://www.aup.ru/books/m92/vved.htm

COMMENTS