Развитие творческих способностей

Развитие воображения и творческих способностей у детей

Развитие воображения и творческих способностей у детей

Краткое содержание: Воображение у детей. Творческие способности. Развитие воображения в игре. Тренинг развития фантазии и воображения. Креативность. Упражнения для развития творческого мышления у детей.

«Он у нас такой фантазер, такой выдумщик!» — что имеют в виду взрослые, говоря так о ребенке?

На бытовом уровне воображением или фантазией называют все то, что нереально, не соответствует действительности и потому не имеет никакого практического значения. В научном понимании воображение — это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

Основой воображения являются образы. Образы воображения опираются на образы памяти, но существенно отличаются от них. Образы памяти — это неизменные, по возможности правильные образы прошлого. Образы воображения изменены и отличаются от того, что можно наблюдать в реальности. Например, когда ребенок рассказывает о том, что он видел в зоопарке страуса с длинной шеей и короткими крыльями, и это действительно происходило в выходной, конечно же, это образ памяти. А если ребенок рассказывает, что он видел в зоопарке Змея Горыныча, то это образ воображения.

Воображение имеет несколько степеней активности. Самая низкая степень проявляется во сне, когда мы воспринимаем какие-либо картины или образы независимо от своего желания.

У Юры спрашивают «Откуда сны приходят?» Он отвечает:
— Будешь мечтать и вспоминать, что было, и это тебе приснится.
— Где находится сон, когда ты его видишь?
— В глазах.
— Они у тебя открыты или закрыты?
— Закрыты, потому что он там сидит и все вспоминает, и там шевелится, и все как по правде.

Воображение оказывается более активным в грезах. Грезы обычно содержат образы того, к чему человек стремится, что является приятным и заманчивым.

Шестилетний Дима играет с мешочком, набитым монетами, и говорит: «Когда мы будем жить на новой квартире, я дам папе деньги, он на них купит машину. Мы заведем себе дачку. Ты, мама, будешь нам командовать: «Съездите и привезите лук, капусту». Мы и привезем».

Еще более активный уровень воображения обнаруживается при чтении, прослушивании художественной литературы, музыки, просмотре картин. Это воссоздающее воображение: на основе словесного описания, условного изображения или слухового восприятия создается образ. Воссоздание того или иного образа зависит, с одной стороны, от того, насколько ярко, выразительно и четко словесное описание или условное изображение. С другой стороны, воссоздание образа связано с уровнем развития воображения человека, а также с его знаниями и опытом. Так, на музыкальном занятии дошкольникам предлагается назвать, какой образ при прослушивании звучащей мелодии возникает: так ступает медведь или летит комарик, так щебечет птичка или гремит гром?

Высший уровень развития воображения проявляется в творчестве. Творческое воображение — это создание совершенно нового, оригинального образа, не существовавшего до сих пор. Одним из наиболее известных приемов творческого воображения является агглютинация (от греч. «склеивание»). С помощью этого приема созданы сказочные и мифологические персонажи русалки (голова и тело девушки, хвост рыбы, а волосы — зеленые водоросли), кентавра (торс мужчины, ноги животного), избушки на курьих ножках и т. п.

Другой прием творческого воображения — акцентирование — это выделение, подчеркивание какой-то части предмета, образа, что делает его непропорциональным. Акцентирование позволяет выделить самое существенное в данном конкретном образе. Этим часто пользуются карикатуристы, изображая, например, любителя поесть с большим животом. Акцентирование, перенесенное на весь образ, увеличивает его — это гипербола — или уменьшает — это литота . Примером гиперболизации является Голова, в бой с которой вступает Руслан, освобождая Людмилу. Примером литоты являются такие сказочные персонажи как Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка.

Дети, конечно же, не знают названий приемов творческого воображения, но активно используют их, придумывая персонажей для своих рисунков, сказок, стишков. Учатся они этим приемам из художественных произведений, с которыми их знакомят взрослые. Уловив суть создания сказочных образов, старшие дошкольники начинают их использовать и в собственных творениях.

Некоторые считают, что воображение у детей более развито, чем у взрослых. Но это не так. Ведь у детей еще мало знаний и опыта, поэтому исходный материал, из которого они создают образы, гораздо беднее, чем у взрослых, а также менее разнообразны комбинации создаваемых образов. Однако если сравнивать роль воображения в детстве и зрелом возрасте, то, конечно же, в жизни ребенка воображение проявляется гораздо чаще и допускает гораздо более легкое нарушение реальности, чем у взрослого.

Воображение детей развивается в игре. Действуя с реальными предметами, малыш начинает придумывать нереальную ситуацию. Например, ребенок скачет верхом на палочке — в этот момент он всадник, а палка — лошадь. Причем важно, что ребенок не может вообразить лошадь при отсутствии предмета, пригодного для скаканья, и не может мысленно преобразовать лошадь в палку, если не действует с ней.

Для детей трех-четырех лет значимо, чтобы предмет-заместитель был похож на тот предмет, который он замещает. Так, играя в волшебника, ребенок в качестве волшебной палочки использует прутик. В старшем дошкольном возрасте воображение может опираться на такие предметы, которые не похожи на замещаемые. Например, дети играют с баночкой из-под крема, а воображают при этом кораблик. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит переход к игровому действию с предметом, которого на самом деле нет. Этому предмету придается новый смысл, и представляются действия с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как психического процесса. Воображаемая ситуация полностью разворачивается во внутреннем мире ребенка.

Кирилка расставляет на тахте вокруг себя игрушки. Ложится среди них. Тихо лежит около часа.
— Что ты делаешь? Ты заболел?
— Нет. Я играю.
— Как же ты играешь?
— Я на них смотрю и думаю, что с ними происходит.
(В. С. Мухина «Таинство детства»)

Складываясь в игре, воображение переходит в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и сочинении сказок, стишков. Так же как и в игре, дети вначале опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге. Сочиняя сказки, стишки, дети воспроизводят знакомые образы и нередко повторяют запомнившиеся фразы. При этом младшие дошкольники обычно не осознают, что это они не придумали, а просто запомнили. Они искренне верят, что сочинили это сами. Детские сочинения целиком строятся на памяти, не включая работу воображения.

Один мальчик заявил: «Вот послушайте, как я сочинил: «Ласточка с весною в сени к нам летит»». Ему пытаются объяснить, что это не он сочинил. Но он отвергает все доводы.
(По материалам В. С. Мухиной)

О воображении идет речь тогда, когда ребенок вводит новые образы, их необычные сочетания.

Пятилетний Максим придумал продолжение сказки про Красную Шапочку: «Волк расстался с Красной Шапочкой и побежал к бабушке. По дороге он встретил петуха. Петух говорит:
— А куда ты бежишь?
— К бабушке, — отвечает волк.
— Смотри, впереди яма.
Волк не послушался и провалился. А тут шли дяди, которые лес рубят. Волк как закричит:
— Вытащите меня, а то я вас съем!
Они не захотели его вытаскивать. В это время лиса бежала. Волк ей говорит:
— Лиса, лиса, вытащи меня.
Лиса побежала за веревкой, но не вытащила его. А волк копал, копал и выкопал лестницу, и был очень рад, что даже забыл про бабушку».
(По материалам И. Е. Валитовой)

Образы воображения могут быть близки к эйдетическим образам, которые являются результатом эйдетической памяти. Это особая форма зрительной памяти, являющаяся возрастной особенностью дошкольника, — быстрое, точное запоминание и воспроизведение какого-то объекта. Эйдетические образы являются яркими и динамичными, меняющимися каждый момент. Особенно интенсивно они наступают на сознание ребенка ночью при погашенном свете. Это может быть причиной детских страхов.

Шестилетний Ярослав жалуется:
— Мне так трудно засыпать. В темноте они возникают передо мной, толпятся и кривляются.
— Ты их видишь перед собой в темной комнате?
— Нет, я вижу их в глазах.
— В голове?
— Нет. Думаю, что это в глазах. Я знаю, что их нет на самом деле, но я вижу их, и они мне мешают.
(По материалам В. С. Мухиной)

У младшего дошкольника воображение запускается непроизвольно, малыш не ставит цели что-то придумать, не управляет возникающими образами. К пяти-шести годам развивается произвольное воображение, когда ребенок начинает планировать свою игровую или продуктивную деятельность, в основе которой лежит создание воображаемых образов. Например, ребенок придумывает какую-нибудь игровую ситуацию, насыщая ее несуществующими персонажами и распределяя роли этих персонажей среди сверстников. При этом дети могут играть достаточно долго, удерживая предложенный замысел и насыщая его все более новыми и необычными деталями.

Произвольное воображение проявляется в старшем дошкольном возрасте в процессе лепки, рисования, конструирования. Если младший дошкольник сначала начинает лепить, строить, рисовать, и лишь потом по мере действия выявляется образ поделки, то дети постарше сначала придумывают то, что они хотят сделать, а затем приступают к изготовлению, находя для этого нужные материалы.

У некоторых детей воображение может подменять действительность, когда создается особый мир, в котором ребенок без труда может удовлетворять любые желания. Такие случаи требуют особого внимания, так как могут привести к аутизму, погружению в мир внутренних переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности и могут свидетельствовать об искажениях в психике ребенка. Большей частью, однако, это временное явление, которое бесследно исчезает.

Еще одну закономерность развития детского воображения хотелось бы подчеркнуть. В три-четыре года ребенок еще не может удержать воспринятые прежде образы. Воссоздающиеся образы быстро покидают ребенка. Но если взрослый поведет ребенка в мир фантазий, где присутствуют сказочные персонажи, то ребенок легко последует за ним. Если взрослый берет на себя роль какого-то сказочного персонажа, ребенок переживает чувство восторга и ужаса, он и рад и боится. Ребенок верит создаваемому образу до тех пор, пока взрослый не перестает действовать от его лица. Вспомните, например, Мэри Поппинс. Строгая волшебница-няня тем и замечательна для своих воспитанников, что, раздвигая занавес обычной жизни, вводит их в мир невероятных фантазий.

Приемы развития воображения разнообразны. Так, еще Леонардо да Винчи советовал для этой цели разглядывать облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира. Ценные рекомендации по развитию детского воображения дает известный итальянский писатель Джанни Родари в книге «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй». В частности, он предлагает развивать словесное творчество ребенка через предъявление ему пар слов для придумывания историй, соседство которых было бы необычным. Например, Золушка — пароход, трава — сосульки и т. п.

Доктор психологии И. В. Вачков, обращаясь к дошкольникам, предлагает им такие упражнения для развития воображения.

— Пусть мама назовет тебе любую известную детскую сказку. Расскажи ее так, чтобы в ней все было «наоборот» (заяц охотится за волком, слон величиной с горошину, а мышка — с гору и т. п.).

— Нарисуй, как ты себе представляешь животное с другой планеты; самый необычный домик; доброго волшебника в детстве.

— Пусть мама и папа назовут по одному сказочному или литературному герою (но обязательно из разных произведений). Придумай и расскажи короткую выдуманную историю, в которой бы действовали оба этих героя.

— Представь себе, что на люстре в комнате сидит гномик. Расскажи, что и как он видит оттуда.

— Поиграй с мамой в сочинение общих сказок. Один кусочек сказки придумывает и рассказывает мама, а потом ты продолжаешь.

— Соедини в связный рассказ эти два предложения: «Далеко на острове произошло извержение вулкана. » — «. поэтому сегодня наша кошка осталась голодной»; «По улице проехал грузовик. » — «. поэтому у Деда Мороза была зеленая борода»; «Мама купила в магазине рыбу. » — «. поэтому вечером пришлось зажигать свечи».

— Вообрази, что ты превратился в тигра, который пробирается в джунглях; робота; парящего над скалами орла; королеву Франции; инопланетянина; кипящую кастрюлю; авторучку, в которой кончились чернила. Изобрази все это в движении.

Воображение играет очень важную роль в жизни ребенка. С одной стороны, это полет фантазии, которая вызывает бурю эмоций, а с другой — способ постижения мира, который снимает временные и пространственные ограничения. Благодаря воображению можно перенестись в прошлое и будущее, представить и создать то, чего пока не существует в реальности. Это расширяет мир возможностей, вдохновляет познание и творчество.

Автор: С.А. Минюрова

Реальный критерий ума человека — это способность создавать что-то новое, никогда ранее не существовавшее. Творчески одаренные люди востребованы в любых сферах деятельности (науке, производстве, бизнесе, рекламе). Научные изобретения, новые товары или услуги, успешные предприятия (фирмы, проекты) – все это продукт деятельности креативных людей, способных нестандартно мыслить, находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях. Развивать творческие способности надо начинать уже в детстве. Этот раздел сайта Games-for-Kids.ru создан специально в помощь тем родителям, которые задумываются о будущем своих детей и понимают важность развития у ребенка воображения и творческого мышления.

Рекомендуем родителям и специалистам «Лучшие развивающие игры для детей онлайн»

Источник:
Развитие воображения и творческих способностей у детей
Развитие воображения и творческих способностей у детей. Творческое воображение. Развитие воображения в игре. Тренинг развития фантазии и воображения. Креативность. Упражнения для развития творческого мышления у детей.
http://adalin.mospsy.ru/l_01_05.shtml

Развитие творческих способностей

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья

студентка 2 курса «КПК №1 им. М.Горького»

Под руководством Викуловой И. Л.

«Творчество, – пишет В.В.Давыдов, – является уделом всех,… оно является нормальным и постоянным спутником детского развития».

Творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей.

Способности человека — продукт общественного развития. Их формирование предполагает усвоение определенных форм деятельности, выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития. Развитие способностей и дарований в значительной степени зависит от активной творческой деятельности самих людей. Всестороннее развитие способностей, открывает каждому человеку доступ к разным профессиям и формам деятельности. Под способностями понимаются такие индивидуальные особенности личности, которые обеспечивают сравнительную легкость и высокое качество овладения определенной деятельностью. Способности — не врожденные качества, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне.

Творчество даёт человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя, как личность, осознает свою индивидуальность. Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка, особенно семья.

Говоря в целом о творческом развитии детей, необходимо выделить факторы, влияющие на творческое развитие . К ним относят ориентацию ребенка на творческие решения, снятие преград в проявлении инициативы, поощрения разумных творческих черт своей личности и внимания ко всем свойствам окружающей среды.

Социализация ребенка с потребностями средствами художественного творчества понимается как процесс вовлечения и приобщения ребенка к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира. Степень вовлеченности и приобщенности ребенка к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира является одним из главнейших, существеннейших факторов его социализации, в процессе которой немаловажное значение приобретает факт развития его самосознания посредством надлежащего образного воздействия.

Наш колледж работает третий год над темой «Социализация и творческая реализация детей с ОВЗ». В связи с этим были проведены мероприятия:

q Проект «Равные возможности»;

q Фестиваль «Весенняя палитра»;

q Индивидуальные занятия в семьях с проведением творческих мастерских.

1.Проект «Равные возможности»

Проект был реализован на базе отдыха «Чайка» с. Шалинское, место отвечало многим требованиям, в составе команды были дети инвалиды с двигательными нарушениями, здоровые дети, студенты, родители, преподаватели. Были проведены различные тренинги с целью выявления трудностей включения детей в социум; также был организован модуль, где дети могли реализовать себя в различных видах творческой деятельности, это различные мастерские, по направлениям: прикладное искусство, театральное искусство, сюжетно-ролевые игры. Проект реализовался за шесть дней. На выезде программа называлась «Палитра». Каждый день проходил под определенным цветом: Желтый день, Зеленый, Синий и Красный. В соответствии с цветом и проходили совместные мероприятия: «Солнечный вечер», «В гостях у хозяина леса», «Праздник Нептуна», семейный конкурс «Любящие сердечки».

Первая театральная мастерская, проведенная в проекте, стала мастерская « Театр на столе». Дети придумывали сами сюжет, героев, создавали декорации, озвучивали. Каждый работал в меру своих способностей, но вместе получалось веселее и интересней. Созданный спектакль показали вечером родителям. Следующим этапом приобщения детей к театральной деятельности стал пальчиковый театр, дети выбирали персонажей, озвучивали, придумывали реплики, разыгрывали мини диалоги.

Но надо было научить работать слажено, чувствовать партнера. Для этого подготовили спектакль «Теремок» с использованием кукол-бибабо. Интересный результат получили при проведении фото сессии «Театральный образ». Некоторые дети сначала отказались, но наблюдая за другими, включались в процесс. После этой мастерской дети с ОВЗ стали себя вести смелее, активней, стали чаще высказывать свои предложения и мысли.

Итогом театральных мастерских стал спектакль, в котором все участвовали в подготовке декораций, костюмах, в разучивании ролей. Спектакль стал большим праздником, в котором все преобразились родители, преподаватели, студенты, дети. Дети с ОВЗ впервые имели опыт публичного выступления. Как отмечали родители, дети стали более самостоятельные, получили множество положительных эмоций, многое узнали о театре и творчестве, многому научились. А студенты и преподаватели в свою очередь, наработали методы и приемы организации творческой деятельности детей с ОВЗ.

Благодаря проведению нашей программы в Красноярском крае получен опыт, которого еще нет в большинстве регионов Российской Федерации, опыт совместного отдыха и развития детей с особенностями в развитии и здоровых детей в условиях лагеря, а также формирование и развитие у детей коммуникации и творческой деятельности.

2. Проект «Весенняя палитра»

Проект направлен на обеспечение взаимодействия учащихся образовательных школ, учащихся специальных школ, детей с ОВЗ, находящихся на домашнем обучении, студентов педагогического колледжа, детских молодежных творческих коллективов, педагогов, специалистов и учителей, с целью формирования инклюзивного сообщества, которое создает условия содействия воспитанию толерантности и чувства эмпатии.

Проект был разработан преподавателями и студентами нашего колледжа, стал следующим этапом планомерной работы по созданию условий для социализации детей с ОВЗ, через творческую деятельность. Также целью проекта являлось развитие творческих способностей у детей с особенностями в развитии и способности самовыражения, что позволит поддержать талантливых детей. Проект реализовывался в два этапа. Первый этап-создание творческих работ в разнообразных техниках. Второй- проведение фестиваля, на котором все участники смогут посетить выставку, мастер-классы, подготовленные учениками школ, концерт и награждение.

Дети за несколько месяцев были освещены об этом мероприятии, и с помощью родителей, студентов-волонтеров и педагогов готовили поделки и различные творческие номера. Фестиваль стал большим праздником, каждый участник был награжден. Работы были разнообразны, выполнены в разных техниках. Фестиваль воодушевил родителей, детей, педагогов. Дети с ОВЗ получили опыт успешности и признания их способностей, что благоприятно сказывается на развитие личности в целом.

3. Волонтерская работа в семьях, имеющих детей с особенностями в развитии

Цель: формирование у детей индивидуальных качеств, исходя из их возможностей.

На данном направлении студенты формируют умение разрабатывать занятия и подбирать методы и приемы соответствующие индивидуальным особенностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В течение года студенты ведут работу в семьях, разрабатывают программы на развитие творческих способностей и проводят мастер классы. А также включают детей в игровые и развивающие занятия.

Наш опыт подтверждает важность включения ребенка с ОВЗ в творческую деятельность, это способствует социализации и реализации личности. Важно использовать разнообразные формы включения детей с особенностями в творческую деятельность, создавать площадки для творческой реализации и детей.

Источник:
Развитие творческих способностей
Красноярский педагогический колледж №1 имени М Горького
http://www.kpk1.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=676:2011-02-22-07-52-35&catid=66:2010-04-02-06-36-52&Itemid=174

Развитие творческих способностей благодаря медитации

Развитие творческих способностей благодаря медитации

Развитие творческих способностей. Качества творческой личности. Как раскрыть творческие способности. Развитие творческих способностей и медитация.

«Во время практики ТМ имеет место не только расслабление тела, но одновременно происходит очень творческий процесс, на что указывает активизация специфических частей мозга. Это — научная, нейрологическая основа этого явления».

Творчество — это субъективный процесс создания нового.

Но меняя окружающий мир, человек меняется и сам. Ведь по сути создание нового – это способность человека менять свой взгляд на окружающий мир.

Исследователи творческого процесса едины в том, что творчество базируется на внутренних умственно-духовных задатках человека, присущих каждому человеку, и высвобождается при определенных условиях окружающего мира.

Что, собственно, препятствует нам чаще изменять свой взгляд на мир, т. е. постоянно сохранять творческую активность? Или, говоря другими словами, что затрудняет раскрытие нашего творческого потенциала?

По мнению многих ученых, главным препятствием для раскрытия творческого потенциала человека является стресс . Если нервная система перенапряжена, творческие импульсы не могут «пробиться». То же самое относится к интуиции, или «внутреннему голосу».

Выделяют следующие признаки, присущие личности творческого характера:

  1. способна широко охватывать проблемы;
  2. в короткое время выдвигает большое количество идей;
  3. добивается новых, оригинальных результатов;
  4. изменяет свои привычки;
  5. объединяет идеи и информацию в одно целое, способна к синтезу;
  6. обладает аналитическими способностями и может разбить проблему на части;
  7. извлекает идеи и информацию из обычных контекстов и систематизирует в новом порядке;
  8. может давать новые определения понятиям;
  9. отфильтровывает долгоживущие идеи;
  10. адекватно оценивает ситуации.

Мы уже упоминали, что источник творческих сил есть в любом человеке. И каждый человек, осознанно или нет, стремится созидать. Мы чувствуем себя хорошо лишь тогда, когда ощущаем прогресс в какой-либо области своей жизни.

Так как творческие способности — естественная часть человеческого бытия, то в общем то само словосочетание «развитие творческих способностей» не точно. Правильнее говорить не о развитии творческих способностей, а об их проявлении .

Творческие способности раскрываются без особого труда в тех жизненных областях, в которых у человека меньше всего стрессов: внутренних блокад, напряжений, страха, давления со стороны окружения. Это объясняет, почему многие люди не достигают значительных успехов в своей профессии, но в то же время демонстрируют отличные результаты в своих увлечениях.

Задумайтесь также о том, почему процентное соотношение людей талантливых и одаренных среди детей значительно больше, чем среди взрослых. Почему юные вундеркинды, вырастая, пополняют ряды людей обыкновенных?

Причина не только в том, что школа как правило не занимается целенаправленно развитием творческих способностей и талантов. Главная проблема – в высоком уровне стрессовой нагрузки на учащихся, присущей всей современной системе образования.

«Идеи подобны рыбам. Если хотите поймать мелкую рыбешку, оставайтесь на мелководье. Но если вам нужна крупная рыба, придется идти на глубину. Там, в глубинах, рыбы мощнее и чище. Они крупнее и абстрактнее. И невероятно красивы. Я ищу рыб определенного вида – тех, которых можно перевести на язык кино. Но на глубине плавают разные рыбы: для бизнеса, для спорта. Есть рыбы на все случаи жизни» (Из книги Дэвида Линча «Поймать большую рыбу. Медитация, осознанность и творчество».

Медитация важна как очищающее ум, расслабляющее и антистрессовое средство, помогающее творческим способностям проникнуть во все сферы человеческой деятельности.

Если мы хотим найти метод развития творческих способностей, необходимо проанализировать творческий процесс до самого источника, т.е. до идей и мыслей. А если, в свою очередь, проследить мысль до ее истоков (что можно сделать во время медитации), то можно обнаружить, как она становится все «утонченнее», пока не исчезает совсем в резервуаре покоя. Именно оттуда, из области покоя, мысли возникают. Поэтому источник всех творческих сил — покой.

Исследователи творческих процессов утверждают, что развитие творческих способностей берет свое начало в состояниях, при которых гармонично функционируют левая и правая части мозга – мозг в целом работает более когерентно. Но именно это происходит в спокойном состоянии ума, достигаемом в момент глубокого расслабления.

Жизнь человека базируется на смене покоя и активности. Творческие способности проявляются при раскрепощении, саморасслаблении и самораскрытии, т.е на основе привнесения качеств покоя в активность.

В ситуации, когда на пути вашего движения появляется стена, вы понимаете, что наскоком тут ничего не добьешься. Что действительно может помочь, так это новая перспектива, новый взгляд на «стену» или окружающее ее пространство. Может быть, при этом вы обнаружите пару веревок и крюк, на который можно их накинуть, или найдете лопату и выроете подкоп под стену, и вот вы уже преодолели препятствие.

Для творчества необходима определенная дистанция (отстраненность от проблемы). Об этом писал еще Г. Уоллес в 1926 г. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

1. Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.

2. Инкубация — временное отвлечение от задачи.

3. Озарение — появление интуитивного решения.

4. Проверка — испытание и/или реализация решения.

В медитации отвлеченность возникает сама собой. Когда вы откроете глаза после переживания опыта глубокого покоя, то сможете по-новому увидеть мир и соответственно по-другому вести себя. Творчество, развитие творческих способностей нуждается в «ситуации свободы в себе самом», т. е. во внутренней свободе, как говорит исследователь творческих процессов Хайнельт. И это обеспечит вам медитирование.

Источник:
Развитие творческих способностей благодаря медитации
Развитие творческих способностей благодаря медитации Развитие творческих способностей. Качества творческой личности. Как раскрыть творческие способности. Развитие творческих способностей и
http://intellektcentr.ru/creativity.html

COMMENTS