Виды любви

Виды любви, эзотерика о любви

На протяжении своей длинной или короткой жизни человек постоянно ощущает в внутри себя любовь. Но эта любовь в нем не одинакова, а отличается новыми ощущениями и чувствами. Еще древние греки знали о том, что любовь отнюдь не однородная, но бывает нескольких видов. Каждый вид ее – это новые грани светлого чувства и новый свет в сердце того, к кому она пришла.

Самый распространенный вид любви на земле – это любовь-агапэ. Она отличается своей красотой и возвышенностью, так как именно она объединяет двух людей в мощную и крепкую духовную связь, которая длиться не месяцы, но долгие года, а то и до конца жизни. Агапэ основывается не на физическом влечении, но на духовной их близости, на общих жизненных интересах и на сходствах во взглядах на жизнь.

Следующий вид любви – любовь-эрос. С самого названия понятно, что это тот вид, который еще иногда называют страстью между мужчиной и женщиной. Такая любовь весьма непродолжительна по времени, если только она не перерастет в агапэ. Любовь-эрос имеет своей основой физическое влечение и некоторую идеализацию одного человека в глазах другого.

Любовь-прагма – это самый рассудительный вид любви, в котором чувствами, эмоциями и влечениями заправляет не сердце, а только один разум. Такая любовь также весьма недолговечна, так как люди при изменении каких-либо обстоятельств стараются изменить или даже и избавиться от любви.

Любовь-сторгэ – чаще всего встречается в счастливых семьях. Этот вид любви склонен к компромиссам и к пониманию. Что касается страсти, то любовь-сторгэ ею отнюдь не обделена, но при этом она являет человека со всеми его достоинствами и недостатками.

Любовь-аналита – это самый черствый и равнодушный вид любви. Суть его состоит в том, что в самом начале отношений партнеры наделяют друг друга придуманными идеальными качествами. Со временем открывается реальное обличье любимого человека, отчего и возникает резкое охлаждение интереса и влечение.

Любовь-мания – самая опасная любовь, так как она порождает маниакальную зависимость от любимого человека. В этом виде чувств все переживается более драматично, чем есть на самом деле. Именно под воздействием такой любви чаще всего совершаются самоубийства и убийства на почве физической или моральной измены.

Конечно, видов любви есть еще довольно много, но здесь перечислены только самые распространенные. Стоит лишь еще сказать, что самостоятельно отнести свою любовь к тому или иному виду бывает весьма трудно, но все же возможно.

Источник:
Виды любви, эзотерика о любви
На протяжении своей длинной или короткой жизни человек постоянно ощущает в внутри себя любовь. Но эта любовь в нем не одинакова, а отличается новыми ощущениями и чувствами…
http://otebe.info/statj/vidy-ljubvi.html

Виды любви

Чаще всего, когда говорится о любви, имеют в виду любовь между мужчиной и женщиной. При этом не менее важны и другие ситуации любви: любовь к детям или родителям, любовь к делу или своей стране. Но ведь и любовь между мужчиной и женщиной бывает очень разная: влюбленность и зрелая любовь, любовь-страсть и любовь-привычка, любовь потребительская и любовь дающая.

Что определяет эти, такие разные, виды любви? От чего зависит, как мы любим? Какая любовь — это во многом зависит от того, что лежит в ее основе: физиология или социальные стереотипы, чувства или разум, душа здоровая и богатая — или одинокая и приболевшая. Любовь каждого из нас — отражение нашей личности, и наше общее к людям и жизни, развитость наших позиций восприятия во многом определяет вид и характер нашей любви.

Любовь бывает правильной и кривой. В правильной любви человек заботится о том, кого любит, в кривой — заботится в первую очередь о себе, потребляя любимого (любимую). Смотри Кривая и правильная любовь

В любви есть две стороны: желание, влечение и дающее, бескорыстное отношение. Смотри Любовь-Хочу и Любовь-Дарю.

Любовь бывает и дарением, и сделкой (договором мены). Более распространены сделки, но внешне они обычно представляются как безвозмездное дарение. Это заблуждение или обман. Смотри Любовь — сделка

В душевно здоровой любви любящий человек в позитиве и радости, в больной — в неврозе. Смотри Больная и здоровая любовь.

Как реактивное отношение, любовь есть непроизвольный поведенческий и эмоциональный ответ человека на то, что на него в этом направлении воздействовало. Смотри Любовь как реактивное отношение

Для более развитых людей возможна любовь как выбор. Причины выбора могут быть различными, в том числе и эмоциональная увлеченность, но если человек сделал выбор и взял обязательство любить, это уже его ответственность. Смотри Любовь как выбор

В греческой философии различали следующие основные виды любви: эрос, людус, мания, сторге, прагма, агапе. Смотри Виды любви в греческой философии

Стендаль писал, что есть четыре рода любви: любовь-страсть, любовь-влечение, физическая любовь, любовь-тщеславие. Видимо, точнее говорить, что Стендаль писал не о видах любви, а о видах влюбленности. См.>

Источник:
Виды любви
Психологос энциклопедия практической психологии
http://www.psychologos.ru/articles/view/vidy_lyubvi

Виды любви

Любовь, любовь… Можно писать только о ней одной всю жизнь и не приблизиться к ее пониманию ни на шаг, а можно понять все, испытав ее единожды. Я, наверное, совмещаю оба подхода – что-то понимаю на практике, что-то извлекаю из теории. Еще один дуалистический подход, который я хочу опробовать в сегодняшней статье – совмещение интересной и приятной информации с, возможно, не такой приятной (в силу своей правдивости), но крайне полезной. Итак, сегодня мы поговорим о видах любви с точек зрения психологии и греческой философии.

Древние греки совершили много великих открытий в области науки и познания мира, и эмоциональная сторона жизни не была им чужда. Греческие философы выделяли семь видов любви, одни из которых вы испытывали, другие, возможно, испытаете в будущем или не познаете никогда. В любом случае, надеюсь, вам интересно будет немного узнать о них.

Базовые виды любви в греческой философии:

Помимо базовых видов любви, древние греки выделяли еще три – сочетания основных видов:

А теперь двигаемся от древнегреческой философии к видам любви, которые выделяет психология:

Источник:
Виды любви
Любовь, любовь… Можно писать только о ней одной всю жизнь и не приблизиться к ее пониманию ни на шаг, а можно понять все, испытав ее единожды. Я, наверное, совмещаю оба подхода – что-то понимаю
http://improve-me.ru/10521

Виды любви

Эрих Фромм (Fromm, 1900-1980) ? немецко-американский философ, социолог и психолог, ведущий представитель неофрейдизма ? утверждал, что способность любить ? важнейшая черта человеческой личности и что любовь ? критерий подлинности человеческого бытия, ответ на проблему человеческого существования.

Взгляды Фромма на природу любви и ее значение в человеческой жизни составляют существенную часть разрабатывавшейся им «гуманистической этики», которая, по его формулировке, есть «прикладная наука «искусства жить», основанная на теоретической «науке о человеке». Таким образом, «искусство жить» у Фромма включает в себя «искусство любить».

§ 1. Пути преодоления одиночества

Утверждение, что любовь ? это искусство, а не инстинкт и не дар свыше, выражает специфику взглядов Фромма. Заблуждаются те, кто думает, будто любовь к нам приходит совершенно независимо от нас ? как неподвластный нам инстинкт или как счастливый случай, как стечение внешних обстоятельств, подарившее нам любимого. Дело прежде всего в том, умеем ли мы сами любить. Фромм сравнивает способность любить со способностью, например, к рисованию: представим себе человека, который хотел бы замечательно рисовать, но вместо того, чтобы учиться этому делу, стал бы дожидаться счастливого случая, когда ему повстречается «достойный предмет», воображая, будто тогда он сразу станет рисовать великолепно. Все человеческие способности, умения должны вырабатываться, формироваться благодаря нашим усилиям и опыту; это в полной мере относится и к любви.

Прежде чем сказать, из чего складывается умение любить, нужно выяснить, почему люди ищут любви. По мнению Фромма, любовь ? это путь преодоления отделенности людей друг от друга. Разобщенное существование невыносимо для человека, оно вводит и держит его в состоянии тревожности. Фромм рассматривает несколько способов, какими люди пытаются вырваться из одиночества.

Первый: переход в оргиастическое 38 состояние. Оно представляет собой транс, в который человек впадает при помощи наркотиков, алкоголя, секса. При состоянии экзальтации теряется из виду внешний мир, а вместе с ним и чувство отделенности от него. Эти состояния на время избавляют человека от тревоги, но в принципе проблему отделенности не снимают.

38 Оргиастический ? от греч. orgia, означающего: 1) особые тайные культовые обряды и празднества в честь некоторых языческих богов, например, Вакха: 2) разгульное, разнузданное пиршество, вакханалия.

Другой способ: приспособление индивида к группе. Он требует от личности конформизма: чтобы быть принятым в группу (попасть в «тусовку»), нужно поступиться своим личным достоинством («не высовываться из толпы»), подчиниться правилам стада. По сравнению с оргиастическими состояниями стадный конформизм обладает тем достоинством, что он стабилен, а не периодичен. Он частично снимает проблему отделенности «я» от мира, но ? за счет утраты «я».

Третий способ: погружение в творческую деятельность. Человек творящий, созидающий сливается с предметом своей деятельности, благодаря чему объединяет себя с миром. При этом не происходит, как в двух предыдущих случаях, ни утраты мира, ни утраты «я», однако достигаемое тут единение с миром все же не является межличностным (между «я» и другим «я»).

Наконец, четвертый путь ? любовь ? Фромм считает подлинным преодолением человеческой отделенности от других. Причем сразу делается оговорка: собственно любовью следует называть зрелые ее формы, а незрелые ? это не любовь, а только «симбиотический союз» (от биологического термина «симбиоз»). При симбиотическом единении два человека (условно называемые «садист» и «мазохист», т.е. подчиняющий и подчиняющийся) связаны зависимостью, из-за которой каждый из них утрачивает свою внутреннюю целостность и свободу, а значит, ? утрачивает свое «я». В противоположность этому «зрелая любовь это единение при условии сохранения собственной целостности, собственной индивидуальности» 39 .

39 Фромм Э. Искусство любви. Минск: ТПЦ «Полифакт», 1990. С. 15.

Зрелая любовь, по Фромму, характеризуется такими чертами, как отдавание, забота, ответственность, уважение и знание.

Отдавание в любви ? это не сделка, требующая что-то взамен, и не транжирство, обедняющее нас. Это ? проявление нашей силы и жизнеспособности, дающее радость нам самим.

Забота ? это активная заинтересованность в жизни и развитии «предмета» любви. Например, если кто-то говорит, будто любит цветы, но забывает их поливать, мы усомнимся в искренности его слов.

Ответственность ? это не налагаемая извне обязанность, а внутренне осознанный долг (ответственность перед судом своей совести) заботиться о другом.

Уважение ? это способность видеть в другом человеке не средство для достижения моих целей, но признавать, что он сам ? равноценный мне человек, имеющий собственные цели.

Знание в любви ? это не банальная осведомленность о «параметрах» или биографии другого, а опыт интуитивного «вживания» в потаенность души другого, сопереживания с ним.

Названные черты зрелой любви имеют место во всех многообразных отношениях, именуемых любовью. «Любовь это не обязательно отношение к определенному человеку; это установка, ориентация характера, которая задает отношения человека к миру вообще, а не только к одному «объекту» любви». Фромм далее рассматривает различные виды любви, выявляя их особенности и вместе с тем показывая, что во всех них проявляется одна и та же «ориентация характера» человека; т.е. если я способен любить какого-то человека, то это ? проявление моей способности (ориентации характера) любить вообще ? других людей, жизнь, родину, себя и т.д.

Братская любовь, по мнению Фромма, составляет основу всех других видов любви. Это ? способность уважать, заботиться, сопереживать по отношению к любому человеку ? «ближнему» или «дальнему». Она особенно очевидна во взаимоотношениях с беспомощным существом. «Любовь начинает проявляться, ? отмечает Фромм, ? только когда мы любим тех, кого не можем использовать в своих целях».

Любовь к себе ? это не альтернатива любви к другим, а проявление общей ориентации человека на любовное отношение ко всему. Заботясь о развитии своей личности, уважая и познавая свое «я», мы вместе с тем развиваем в себе способность ценить другую личность. Эгоизм ? это лишь незрелая любовь к себе. По существу, «эгоистичные люди неспособны любить других, но они неспособны любить и самих себя» 40 .

40 Фромм Э. Искусство любви. С. 38.

Любовь к Богу для человека современного западного мира ? «это, в сущности, то же, что и вера в Бога. » Как считает Фромм, Бог для нынешних людей все более становится символом, в котором выражается реальность духовного мира и все то высокое, к чему стремятся сами люди. Характер любви человека к богам соответствует природе любви человека к человеку.

§ 3. Любовь и общественные отношения

Отношение людей к богам, начиная с первобытной эпохи, прошло длительную эволюцию. История любви к Богу запечатлела косвенно развитие самой способности человека любить. Эта способность менялась и меняется, обнаруживая свою зависимость от характера господствующих общественных отношений. Фромм охарактеризовал отношения в современном ему капиталистическом обществе как рыночные и считал, что они разрушительны для человеческой способности любить (отношениям в социалистическом обществе с их обезличивающим коллективизмом он давал столь же нелестную оценку).

Э.Фромм и другие неофрейдисты, отталкиваясь от учения Фрейда, углубили понимание любви как социально ? нравственного, а не сугубо биологического феномена. «Моя критика теории Фрейда, ? писал Фромм, ? строится не на том, что он преувеличивал значение секса, а на том, что секс был понят им недостаточно глубоко». «Для Фрейда любовь была в основном сексуальным феноменом». Заблуждение Фрейда в том, что он «видел в любви исключительно выражение ? или сублимацию ? полового инстинкта вместо того, чтобы признать, что половое желание лишь проявление потребности в любви и единстве» 41 .

41 Фромм Э. Искусство любви. С. 25, 53, 23.

Источник:
Виды любви
Эрих Фромм (Fromm, 1900-1980) ? немецко-американский философ, социолог и психолог, ведущий представитель неофрейдизма ? утверждал, что способность любить ? важнейшая черта человеческой личности и
http://psylib.org.ua/books/demid01/txt33.htm

COMMENTS