Вопросы психологии

Актуальные проблемы психологии развития

Психологическая наука делится на несколько отраслей. Среди них и психология развития. Это психологическое направление, которое изучает закономерности в развитии психики и личности человека. Области исследования – это особенности психологического развития ребенка, генетическая и психология современного образования.

Основателем данного направления можно смело назвать американского психолога Стивена Холла. В своей лаборатории в 1880-е гг. он начал работу над систематическим изучением развития детей и подростков на разных возрастных этапах. Основной метод исследования, который избрал Холл, были опросники.

Через некоторое время исследователь решил включить в область своего изучения процессы обратного развития, связанные со старением. Именно так была очерчена основная область изучения в психологии развития.

Данное направление в отечественной психологии стало самостоятельной областью лишь недавно. Хотя исследования в данном направлении ведутся еще с начала прошлого столетия. Особый вклад в этой области принадлежит Л.С. Выготскому и его школе. Вся проделанная им работа стала одним из принципов методологии культурно-исторической теории. Важность данного направления сложно переоценить, так как данные исследования помогают решить многие вопросы и проблемы не только в детской, но и в общей психологии.

Что является центральной проблемой психологии развития? Главной и основополагающей остается проблема факторов, которые определяют психическое развитие. Ее рассматривают с точки зрения разных форм – это соотношение роли биологических и социальных факторов, среды воспитания и наследственности, процесса обучения и созревания, движущих сил и условий развития и т.д.

Еще одной важной проблемой изучения для психологии развития можно назвать стадии развития и закономерности их смены. Другими словами, это вопрос периодизации развития личности и психических процессов.

Особняком среди вопросов психологии развития стоит изучение особенностей развития психики человека и животного.

Актуальные проблемы психологии развития (по Давыдову)

Известный отечественный психолог В.В. Давыдов внес огромный вклад в развитие психологической науки. Именно он поставил перед психологами-исследователями новые актуальные проблемы. Решать их предстоит, как современникам, так и последующим специалистам. Перечислим наиболее важные из них: индивидуальные варианты развития личности детей, влияние вне образовательных сфер деятельности на развитие детской личности и др.

В своих трудах известный русский исследователь указывал на необходимость постоянно продолжать изучение детской психологии. Также на создание развернутой периодизации развития психики, которая отвечала бы характеру современного ребенка.

Особое внимание Давыдов отводит проблеме переломных периодов в развитии психики ребенка. По-прежнему остается актуальной работа над симптоматикой переломных и сензитивных периодов в психическом развитии детей.

Вышеперечисленные проблемы, на первый взгляд, могут показаться сугубо теоретическими, но это не так. Для того, чтобы работать на практике необходимо иметь четкие теоретические основы. Именно от решения этих вопросов зависит содержательное наполнение системы образования подрастающих детей.

Решение проблем психологии развития не возможно без междисциплинарных исследований. Именно поэтому наблюдается тесное взаимодействие со смежными областями, такими как общая и сравнительная психология, клиническая и дифференциальная, а также психогенетика, социобиология, антропология, этнография и др.

Источник:
Актуальные проблемы психологии развития
Психология развития — это психологическое направление, которое изучает закономерности в развитии психики и личности человека.
http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/aktualnye-problemy-psihologii-razvitiya

Вопросы психологии

PSyberLink
Психологическая сеть российского Интернета

Научный журнал Российской академии образования.
Выходит с 1955 г.
Издательство «Школа-пресс».
ISSN 0042-8841

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности – №1

ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  • Авдеев Н.Н. Становление образа у детей первых трех лет жизни – №4
  • Бариленко Н.В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности – №4
  • Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Способы регуляции поведения детей дошкольного воздета – №3
  • Поддьяков А.Л. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами – №4
  • Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста – №1
  • Прохоров А.О. Неравновесные психические состояния и их характеристики в учебной и педагогической деятельности – №4
  • Сапогова Е.Е. Вниз по кроличьей норе: метафора в детском воображении – №2
  • Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте – №3

ПСИХОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

  • Граник Г.Г., Концевая Л.А» Восприятие школьниками художественного текста – №3
  • Кабардов М.К., Арцишевская Е.В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции – №1
  • Копьев А.Ф. Между свободой и необходимостью: к методологии краткосрочного психологического консультирования – №4
  • Кучинская Е.В. Отношение к социальной среде у несовершеннолетних правонарушителей с корыстной ориентацией – №4
  • Машин В.А. Проблема исследования профессионализации операторов – №4
  • Пухова Т.Н. Развитие представлений о семейных отношениях в семье – №2
  • Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей №3
  • Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника – №3

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

  • Заика Е.В. Упражнение для развития взаимосвязей образно-пространственного и вербального мышления – №2
  • Щербаков Р.Н., Болбока О.Н. Две стороны культуры в представлении учащихся – №3

ПСИХОЛОГИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

  • Слободчиков В.И., Исаева Н.А. Психологические условия в профессии педагога – №4

К 100-летит со дня рождения Ж. Пиаже

  • Егорова М.С., Малых С.Б., Строганова Т.А. Международная конференция, посвященная 100-летию Ж. Пиаже – №6
  • Пиаже Ж. Аффективное бессознательное и когнитивное бессознательное – №6

К 100-летит со дня рождения Н. А. Бернштейна

  • Зинченко ВЛ. Интуиция Н.А. Бернштейна: Движение — это живое существо – №6

К 100-летию со дня рождения Б. М. Теплова

  • Лейтес Н.С. Широта одаренности, призвание, судьба – №6

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

  • Богданчиков С.А. Почему был уволен Г. И. Челпанов? (Историография одного факта) – №1
  • Коган В.М., Селецкая Л.И. Воспоминания о первой лаборатории психологии труда (К 100-летию со дня рождения С.Г.Геллерштейна) – №4
  • Менчинская Н.А. Развитие ребенка от рождения до года (дневник бабушки) – №3
  • Юнг К.Г. Зигмунд Фрейд – №2

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ И АППАРАТУРА

  • Неверкович С.Д., Самоукина Н.В., Кучумова Е.Н. Методика изучения элементов рефлексивного анализа у юных шахматистов – №3

ЗА РУБЕЖОМ

  • Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии – №1
  • Галигузова Л.Н. Проблема социальной изоляции детей – №3
  • Коротко о книгах – №1,3
  • Мясоед П.А. Методика непрямой экспресс- диагностики уровня психического развития дошкольников – №2
  • Чиркав В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека – №5

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

  • Ждан А.Н. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России – №3
  • Ильясов ИЛ. Новый взгляд на умственное развитие и развивающее обучение – №3
  • Леонтьев А.А. Как стать личностью – №2
  • Новые журналы – №1,4
  • Смирнов С.Д. Богатый мир движений – №4
  • Сосновский Б.А., Бодотова А.К. Области и стратегии работы социального психолога-практика – №2
  • Петренко В.Ф. К построению духовной вертикали – №2
  • Реан А.А., Петанова Е.И. Проблемы личности и психотерапии при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях – №4

НАШИ ЮБИЛЯРЫ

  • К 90-летию со дня рождения К.М. Гуревича – №6
  • К юбилею А.В. Захаровой – №3
  • К 60-летаю со дня рождения А.А. Леонтьева – №6

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

  • Арестова О.Н. IV Европейский конгресс психологии – №1
  • Дневник международных конференций – №2,3,4
  • Конференция по проблемам психологии учения. (К 90-летию со дня рождения Н.А. Менчинской) – №2
  • Педагогика развития: современное детство и задачи школы – №4
  • Первая Всероссийская конференция РПО – №3
  • Положение о премиях Психологического института Российской Академии образования – №1
  • Психологические ассоциации в России – №3,4
  • Психологические грани смысла жизни – №4
  • III Челпановские чтения – №3
  • Юбилей журнала «Вопросы психологии» – №3

ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ — №3

НЕКРОЛОГИ

  • К.В.Бардин №3
  • Ю.Н. Емельянов – №3
  • Ю.Н. Пейсахов – №4
  • Г.К. Серела №4

РЕЗЮМЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ – №1-6

НАШИ АВТОРЫ – №1-6

© 1997 дизайн, оформление — Научно-учебный центр психологии НГУ
Last updated 02/01/98

Источник:
Вопросы психологии
PSyberLink Психологическая сеть российского Интернета Научный журнал Российской академии образования. Выходит с 1955 г. Издательство «Школа-пресс». ISSN 0042-8841 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
http://psyberlink.flogiston.ru/internet/journ_ru/j_vp96.htm

COMMENTS