Высказывания философов о смысле жизни

Величайшие цитаты

Говоря о величайших цитатах, не лишним будет напомнить, что цитата – это текстовая единица, которая является дословной выдержкой из текста (устного или письменного). В научных трудах, литературных произведениях, сочинениях, книгах величайшие цитаты используются для того, чтобы более точно передать мысль автора по поводу какого-либо явления, события из жизни, философской категории, поступка и т.д.

Так исторически сложилось, что осознанное, уместное использование цитаты считается признаком начитанности, образованности, разносторонней развитости и обладания высоким уровнем интеллекта человека. Ведь чаще всего цитируют мысли известнейших умов человечества – наиболее востребованы величайшие цитаты философов, литераторов, античных риторов и ораторов, историков, политиков, правителей, деятелей культуры и искусства. И если человек наизусть цитирует чью-то мысль или изречение, которые уместны в конкретной ситуации и способствуют точной передаче его соображений – значит, он знаком и с трудами автора цитаты, что говорит о его образованности. Хотя, и это необязательно – величайшие цитаты уже можно найти не только в книгах и библиотеках, а и в других, более доступных источниках. Но, все же, знание цитат о чем-то да говорит.

Со школьной скамьи нас учат на уроках литературы и родного языка вдумчиво излагать свои мысли, оформляя письменное сочинение на заданную тему. Помимо обязательного плана будущего творения, надо обдумать, какие источники использовать при этом. Кроме того, обязательным условием является вставка в контекст своего творения изречений самих авторов произведений, которые в данный момент изучаются школьниками, т.е. употребить в неизменном виде фразы из литературного повествования. Для придания весомости своему творению, желательно использовать в нем самые величайшие цитаты, какие только известны. При этом они будут играть роль доминанты, если вписаны в текст правильно и по смыслу, и указывать на то, что учащийся умеет работать с литературой. Ведь использование философских изречений классиков всегда обогащает сочинение.

Поэтому, чтобы иметь свой собственный источник, где для будущего использования записаны величайшие цитаты из всевозможных романов, рассказов, лучше отсортировать их по авторам или тематике. Так всегда будет удобно, быстро, и в самый подходящий момент, найти соответствующее изречение, для того, чтобы усилить акцент на выраженную собственную мысль, как бы подкрепляя ее значимость.

А еще можно величайшие цитаты, хранящиеся в собственной записной книжке, использовать для тренировки памяти. Для этого выписать их на листок и повторять по несколько раз в день: и память улучшается, и появляется возможность блеснуть своей эрудицией в компании друзей. Главное, запомнить еще и автора, чтобы не попасть впросак.

Ведь величайшие цитаты – это есть изречения самих великих людей планеты во все времена и столетия. В них заложен глубочайший смысл, расшифровка которого не терпит суеты. А поняв глубинный смысл и всю подоплеку рассматриваемый фразы, легче запомнить ее, т.к. здесь будет востребовано не просто механическое заучивание, а постигнутое точное воспроизведение мысли уважаемого автора.

Но замечательные и мудрые люди рождались не только в прошлые века, современность тоже богата самородками словесности, и их высказывания также применяются, как величайшие цитаты, в печатных изданиях наших дней, произносятся дикторами радио и телевидения, тиражируются в массовой печати и записываются подростками в блокнотики. И смысл подобных изречений не всегда несет философскую нагрузку о смысле бытия, ведь величайшие цитаты — это просто дословное повторение чьей-то фразы.

Источник:
Величайшие цитаты
Говоря о величайших цитатах, не лишним будет напомнить, что цитата – это текстовая единица, которая является дословной выдержкой из текста (устного или письменного). В научных трудах, литературных
http://www.aforizmy.su/pub-41-velichayshie-tsitaty.html

Высказывания философов о смысле жизни

о смысле жизни человека и смысле существования того, что его окружает

Аристотель
«Вопрос о душе – одна из центральных проблем философии, так как познание души может дать много нового для всякой истины, главным образом для познания природы. Изучение души есть дело естествоиспытателя… Душе свойственно познавать, ощущать, предполагать, также желать и хотеть, вообще ей свойственны стремления… Цель познания в том, чтобы знать, почему вещь существует, а не только что она есть… Природа вещи есть ее цель, то ради чего она существует».
«О душе»

Бердяев Николай Александрович
«В Евангелии нет ни одного слова о творчестве, и никакими софизмами не могут быть выведены из Евангелия творческие призывы и императивы. Актом своей всемогущей и всеведущей воли захотел Творец ограничить свое предвидение того, что раскроет творческая свобода человека, ибо в этом предвидении было бы уже насилие и ограничение свободы человека в творчестве. Закон начинает борьбу со злом и грехом, искупление завершает эту борьбу, в творчестве же свободном и дерзновенном призван человек творить мир новый и небывалый, продолжать творенье Божье. Цель человека не спасение, а творческое восхождение, но для творческого восхождения нужно спасение от зла и греха. Обычный христианский ответ, что цель человека — жизнь в Боге, не может удовлетворить, он слишком общий и формальный».
«Смысл творчества»

Бердяев Николай Александрович
«Бог хочет, чтобы не только Бог был, но и человек был. В этом – смысл мира».
«Смысл творчества»

Бердяев Николай Александрович
«Индивидуализм принижает человека, не хочет знать мирового, вселенского содержания человека. Судорожно хочет индивидуалист освободить себя от мира, от космоса и достигает лишь рабства. Ибо внутреннее отделение себя от вселенной есть неизбежно внешнее себя ей порабощение. Индивидуальность, достигшая абсолютного отъединения и отчуждения от вселенной, от иерархии живых существ, превратилась бы в небытие, истребилась бы без остатка. Человек – органический член мировой, космической иерархии, и богатство его содержания прямо пропорционально его соединению с космосом. Но свободный волевой акт должен иметь содержание, предмет, цель – он не может быть пустым, беспредметным, бесцельным».
«Смысл творчества»

Бердяев Николай Александрович
«Я вижу два первых двигателя в своей внутренней жизни: искание смысла и искание вечности. Искание смысла было первичнее искания Бога, искание вечности первичнее искания спасения. Однажды на пороге отрочества и юности я был потрясен мыслью: пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу свою жизнь этому исканию смысла. Это был настоящий внутренний переворот, изменивший всю мою жизнь. Я пережил его с энтузиазмом… Мне хотелось бы сейчас прочесть то, что я тогда написал, приобщиться к огромному подъему, пережитому мной. Это и было мое настоящее обращение, самое сильное в моей жизни, обращение к исканию Истины, которое тем самым было верой в существование Истины. Искание истины и смысла я противоположил обыденности, бессмысленной действительности».
«Самопознание»

Витгенштейн Людвиг
«Философское Я не есть человеческое существо, не человеческое тело или человеческая душа с ее психологическими свойствами, но метафизический субъект, граница (не часть) мира».
«Тетради 1914-1916 гг.»

Гегель Георг
«На характер любой части Вселенной так глубоко воздействуют ее связи с другими частями и целым, что невозможно никакое истинное высказывание относительно какой-либо части, если не определяется ее место в целом. Поскольку ее место в целом зависит от всех других частей, истинное высказывание относительно ее места в целом будет в то же время определять место любой другой части в целом».

Гегель Георг
«Не любопытство, не тщеславие, не соображение пользы, не добросовестность, а неистребимая, несчастная ни с чем не сравнимая жажда влечет нас к истине».

Декарт Рене
«Я не являюсь тем сопряжением членов, имя которому «человеческое тело»; равным образом я не разреженный воздух, разлитый по этим членам, не ветер, не огонь, не пар, не дыхание и не что-либо иное из моих измышлений, ибо я допустил, что всего этого не существует. Остается лишь одно твердое положение: тем не менее я – нечто… Итак, что же я есмь? Мыслящая вещь. А что это такое – вещь мыслящая? Это нечто сомневающееся, понимающее, утверждающее, отрицающее, желающее, не желающее, а также обладающее воображением и чувствами».
«Рассуждения о методе»

Паскаль Блез
«Людей с самого раннего детства обязывают заботиться о своей чести, о своем достатке, о своих друзьях. их изнуряют всякими делами..; им внушают, что они не будут счастливы, если их здоровье, честь, имение не будет в хорошем состоянии, и что отсутствие хотя бы одного из этих благ принесет им несчастье. Так их нагружают обязанностями и заботами, заставляя суетиться с рассвета.. Странный способ сделать людей счастливыми, скажете вы; что можно придумать лучше этого, чтобы сделать их несчастными? Как что: надо отнять у них все эти заботы, и тогда они взглянут на себя, задумаются, кто же они такие, откуда пришли, куда идут».
«Мысли»

Платон
«К благу стремится любая душа и ради него все совершает».
«Государство», кн.6.

Платон
«Филеб утверждает, что благо для всех живых существ – радость, удовольствие, наслаждение и все прочее. ; мы же оспариваем его, считая, что благо не это, но разумение, мышление, память и то, что сродно с ними… Все это лучше и предпочтительнее удовольствия».
«Филеб»

Платон
«Идея блага – это самое важное знание; через нее становятся пригодными и полезными справедливость и все остальное» … «То, что придает познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать».
«Государство», кн. 6.

Розанов Василий
«Личность всегда есть часть и никогда — самостоятельное целое. Целое — это «большинство людей» в своем коллективном труде, в своем однообразном мировоззрении; личность входит в это целое как атом входит в организм или отдельная функция — в поток органической жизни. И раз есть несоответствие части со своим целым, есть разлад между ними, производящий расстройство, — меньшее, т.е. часть, для уменьшения страдания атрофируется».
«Цель человеческой жизни»

Розанов Василий
«Цель человеческой жизни есть удовлетворенность, бескачественная и наибольшая, для наибольшего количества людей, волею этого количества определяемая как в содержании своем, так и в средствах осуществления». Вот состав утилитарной доктрины, более полный, нежели он был представлен когда-нибудь».
«Цель человеческой жизни»

Розанов Василий
«Справедливость составляет необходимость для всякого действия человека лишь под условием, что она необходима для его счастья, и в меру этой необходимости».
«Цель человеческой жизни»

Розанов Василий
«Принципы коллективной жизни, насколько они уже согласованы с законом нравственным, подчиняют себе волю единичного лица с силою, правом и необходимостью, с какой она подчинена священному закону своего человеческого назначения. Общество и индивидуум, насколько они выражают в своей деятельности один закон человеческого назначения, находятся между собой в совершенной гармонии. Дисгармония между ними начинается лишь с момента, когда или индивидуум, или общество проникаются иными принципами, нежели какие заключены в трех указанных идеалах».
«Цель человеческой жизни»

Сенека
«Живи сообразно с природой вещей. Не уклоняться от нее, руководствоваться ее законом, брать с нее пример, — в этом и заключается мудрость. Следовательно, жизнь – счастлива, если она согласуется со своей природой». «Человек, не имеющий понятия об истине, никоим образом не может быть назван счастливым. Следовательно, жизнь счастлива, если она неизменно основывается на правильном, разумном суждении».

Сенека
«Добродетели непременно будут сосредоточены там, где будут царить согласие и единство: разлад вносят пороки».
«О счастливой жизни»

Соловьев Владимир Сергеевич
«Ясно, что смысл жизни не может совпадать с произвольными и изменчивыми требованиями каждой из бесчисленных особей человеческого рода. Если бы совпадал, то был бы бессмыслицею, т. е. его вовсе бы не было. Следовательно, выходит, что разочарованный и отчаявшийся самоубийца разочаровался и отчаялся не в смысле жизни, а как раз, наоборот — в своей надежде на бессмысленность жизни: он надеялся на то, что жизнь будет идти, как ему хочется, будет всегда и во всем лишь прямым удовлетворением его слепых страстей и произвольных прихотей, т. е. будет бессмыслицею, — и в этом он разочаровался и находит, что не стоит жить. Но если он разочаровался в бессмысленности мира, то тем самым признал в нем смысл».

Трубецкой Евгений Николаевич
«Вся наша жизнь есть стремление к цели, а, стало быть, — искание смысла. — Но именно оттого это — вопрос мучительный: первое, в чем проявляется присущее человеку искание смысла-цели жизни, есть жестокое страдание об окружающей нас бессмыслице».
«Смысл жизни»

Трубецкой Евгений Николаевич
«Всякое наше действие в отдельности и вся наша жизнь в ее целом есть непрерывный и во всякий данный момент незаконченный переход из области сверхвременной возможности в область временной действительности. Моя жизнь в каждый данный момент представляет собою неполное раскрытие таящихся во мне возможностей».
«Смысл жизни»

Трубецкой Евгений Николаевич
«В идее человек есть подчиненная часть человечества как органического целого. Предназначенный входить в состав этого собирательного существа, он вне общечеловеческого целого не может явить своей идеи, или, иначе говоря, не может осуществить своего индивидуального и вместе с тем вселенского призвания».
«Смысл жизни»

Трубецкой Евгений Николаевич
«С одной стороны, искомый нами смысл мысли и смысл жизни есть всеединство; с другой стороны, самый факт нашего искания доказывает, что в нашей мысли и в нашей жизни нет этого всеединства, нет этого смысла, которого мы ищем. Этот факт доказывает, что данное ищущее, страждущее существо некоторым образом пребывает вне всеединства, противополагается ему как «другое». Но как это возможно? Не очевидно ли, что это предположение «другого» рядом со всеединым и вне его есть логическое противоречие! Что это за «всеединое», которое не все в себе объемлет и заключает? Что это за Абсолютное, ограниченное извне чем-то другим, неабсолютным?»
«Смысл жизни»

Трубецкой Евгений Николаевич
«Вся жизнь наша есть стремление к цели. От начала и до конца она представляется в виде иерархии целей, из которых одни подчинены другим в качестве средств. Есть цели, желательные не сами по себе, а ради чего-нибудь другого. Но есть и такая цель, которая желательна сама по себе. У каждого из нас есть что-то бесконечно дорогое, ради чего он живет».
«Смысл жизни»

Трубецкой Евгений Николаевич
«Отмеченные нами неудачи в поисках смысла жизни имеют значение не только отрицательное: определяя искомый нами мировой смысл новыми отрицательными чертами, они тем самым косвенно наводят на положительные его определения. Горьким жизненным опытом мы познаем, где его нет, и уже тем самым, по методу исключения, мы приближаемся к тому единственному пути, где он может нам открыться».
«Смысл жизни»

Трубецкой Евгений Николаевич
«Тот мировой смысл, который носится перед нами как цель нашего стремления, есть всеединство; это — тот мировой строй и лад, в котором всякое жизненное стремление достигает своего окончательного удовлетворения, всякая жизнь достигает полноты. Полнота жизни, окончательно восторжествовавшей над смертью, и единство всего живого в этой полноте в интуиции мирового смысла — одно и то же».
«Смысл жизни»

Фихте Иоганн
«Не то хорошо, что делает блаженным, но только то делает блаженным, что хорошо. Без нравственности невозможно блаженство. Правда, приятные чувства возможны без нее и даже в борьбе с ней, но в свое время мы увидим, почему они не блаженство, часто даже противоречат ему».
«О назначении ученого», Первая лекция

Фихте Иоганн
«Последняя и высшая цель человека — полное согласие (Ubereinstimmung) человека с самим собой и, — чтобы он мог находиться в согласии с самим собой, — согласование всех вещей вне его с его необходимыми практическими понятиями о них, понятиями, определяющими, какими они должны быть. Это согласие вообще есть то, что Кант называет высшим благом . оно есть полное согласие разумного существа с самим собой. » «Совершенство — высшая недостижимая цель человека; усовершенствование до бесконечности есть его назначение. Таково назначение человека, поскольку он рассматривается изолированно, т. е. вне отношения к разумным существам, ему подобным».
«О назначении ученого», Первая лекция

Франк Семен Людвигович
«Одно из двух: или жизнь в целом имеет смысл — тогда она должна иметь его в каждое свое мгновение, для каждого поколения людей и для каждого живого человека, сейчас, теперь же — совершенно независимо от всех возможных ее изменений … или же этого нет, и жизнь, наша нынешная жизнь, бессмысленна — и тогда нет спасения от бессмыслицы. Вся мировая жизнь в целом и наша собственная краткая жизнь — не как случайный отрывок, а как нечто, несмотря на свою краткость и отрывочность, слитое в единство со всей мировой жизнью — это двуединство моего «я» и мира должно сознаваться, как вневременное и всеобъемлющее целое».
«Смысл жизни»

Франк Семен Людвигович
«Наша эмпирическая жизнь есть обрывок: сама для себя, без связи с неким Целым, она так же мало может иметь смысл, как обрывок страницы, вырванный из книги. Если она может иметь смысл, то только в связи с общей жизнью человечества и всего мира. И мы уже видели, что осмысленная жизнь неизбежно должна быть служением чему-то иному, чем она сама, как замкнутая в себе личная жизнь».
«Смысл жизни»

Франк Семен Людвигович
«Мы не можем жить для жизни; мы всегда — хотим ли мы того или нет — живем для чего-то. Но только в большинстве случаев это «что-то», будучи целью, к которой мы стремимся, по своему содержанию есть в свою очередь средство, и притом средство для сохранения жизни. Отсюда получается тот мучительный заколдованный круг, который острее всего дает нам чувствовать бессмысленность жизни и порождает тоску по ее осмыслению: мы живем, чтобы трудиться над чем-то, стремиться к чему-то, а трудимся, заботимся и стремимся — для того, чтобы жить. И, измученные этим кружением в беличьем колесе, мы ищем «смысла жизни» — мы ищем стремления и дела, которое не было бы направлено на простое сохранение жизни, и жизни, которая не тратилась бы на тяжкий труд ее же сохранения».
«Смысл жизни»

Шмаков Владимир
«Чувство довольства есть наиболее относительное из всех чувств, и притом в каждом отдельном случае человек испытывает его лишь мгновение, ибо один лишь шаг отделяет его от пресыщения и разочарования. Довольство — это игра случая и продукт мгновения, эта минута забытья, когда человек, достигнув одной цели, не видит дальнейших; это миг, когда человек останавливается между прошедшим и будущим… Покой — это отсутствие движения, когда в человеке нет борьбы и устремлений, а посему покой возможен лишь тогда, когда человек лишен всего или все уже объемлет. А потому покой способны дать лишь глупость совершенная и мудрость абсолютная».
«Великие Арканы Таро»

Шопенгауэр Артур
«Нет такого удовлетворения, которое могло бы успокоить человека, прекратить его желания и заполнить бездонную пропасть его сердца».
«Мир как воля и представление» т.2.

Эпиктет
«Человек, как и животное должен заботиться и о нуждах своего тела, но главнее всего он должен делать и все то, что назначено одному только человеку… Человек должен поступать так, как указывают ему совесть и разум его. Старайся же друг, чтобы ты не умер, прежде чем исполнишь твое назначение… Для каждого из нас благо в том, чтобы жить разумно, а зло в том, чтобы не жить разумно».
«В чем наше благо?»

Эпиктет
«Живи, как следует разумному человеку; ешь, пей и одевайся благоразумно; женись, нарожай детей, работай, исполняй все свои обязанности правильно и разумно; терпеливо переноси обиды, не сердись на ближнего, виноватого перед тобой… Когда видишь, что человек заблуждается, — не гневайся на него: пойми, что нельзя нарочно заблуждаться».
«В чем наше благо?»

Эпикур
«Не попойки и кутежи беспрерывные.. не наслаждения яствами рождают приятную жизнь, но трезвое рассуждение, исследующее причины всякого выбора и избегания и изгоняющее лживые мнения, которые производят в душе величайшее смятение… Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо».
«Письмо Менекею»

Источник:
Высказывания философов о смысле жизни
о смысле жизни человека и смысле существования того, что его окружает Аристотель «Вопрос о душе – одна из центральных проблем философии, так как познание души может дать много нового для
http://www.smysly.ru/pages/485/

COMMENTS